Через год после нашей первой поездки по Индии и Непалу, в январе 2007 мы решили отправиться в Индию в индивидуальное трёхнедельное турне вдоль побережья океана. Первым пунктом путешествия наметили Ориссу - штат на восточном побережье. Сначала летели до Дели, куда прибыли около полуночи, переместились в зал для транзитных пассажиров, где решили спокойно посидеть в ожидании стыковочного рейса до Бубанешвара.
Из Международного терминала во внутренний каждые полчаса ходят бесплатные автобусы, но мы решили не торопиться т.к. наш рейс был запланирован в шесть утра, а толкаться в индийскоговорящей толпе все шесть часов не очень хотелось. Мы развалились на мягких кожаных диванчиках в полупустом зале и тихо дремали себе часов до трёх ночи, когда наконец решили ехать в «Domestic airport». Как на зло, в это же время в наш зал начали вваливаться толпы канадцев, которые тоже направлялись на внутренние линии, было ощущение, что их сгрузили сразу с нескольких «Боингов-747». В результате весь автобус был ими забит под завязку, а тем кто не поместился, включая нас, подали дополнительный. Конструкция нашего автобуса чем-то напоминала советский автобус марки «Львiв», при входе располагалось багажное отделение, в которое все пассажиры складывали свои чемоданы, после чего усаживались на пассажирские сиденья. Наконец все канадцы погрузились на борт, несмотря на то, что сидячих мест на всех не хватило, и наш автобус очень напоминал московский городской в час-пик. Тут вдруг выяснилось, что какая-то канадка потеряла свой чемодан, из-за чего носильщики начали разбирать огромную гору чемоданов в багажном отделении, однако найти его так и не удалось.
Время между тем уже близилось к 4-30, а мы всё никак не могли двинуться с места. Наконец канадка сошла с автобуса и отправилась в аэропорт искать свой несчастный чемодан, а наш автобус тронулся в путь. Дорога пролегала по территории аэродрома и проходила аккуратно поперёк взлётно-посадочных полос, на перекрёстке с которыми стояли светофоры. Мы остановились на красный свет, подождали пока сядет самолёт, дождались зелёного сигнала светофора и поехали дальше, весь путь занял около получаса. Несмотря на наши опасения, народу на внутренних авиалиниях оказалось не так много, мы прошли регистрацию, посетили местный фастфуд в зале ожидания, где прикупили по сэндвичу с названием «Russian». Из «русского» в нем оказался только майонез, которым были приправлены кусочки ананасов, папайи, манго и других экзотических фруктов и овощей.
Летели мы бюджетной авиакомпанией «Air Deccan», места в салоне пришлось занимать уже из тех что остались, поэтому мы с женой сидели в разных рядах, а во время полёта постоянно дул мощный кондиционер. Так или иначе когда мы сели в BBI, то были совсем измотаны дорогой и бессонной ночью. В аэропорту нас встречал водитель на «Toyota Quolis», который за час доставил нас в Пури в отель «Hans Coco Palms».Я уже плохо помню дорогу, всё это время мы дремали на заднем сиденье, зато отчётливо помню как выехали на набережную и перед нами в дымке открылся Бенгальский залив! Усталость как рукой сняло, и мы едва бросив чемоданы в отель, помчались на пляж. Пару раз окунулись - и усталость как рукой сняло, было невероятно после сырой и слякотной московской зимы поплавать в тёплом океане, который в это время был тих и спокоен, погреться на солнышке.
Ближе к вечеру пошли прогуляться по берегу в город, купить воды и бананов. Сам Пури оставил впечатление курорта для внутреннего туризма, примерно в километре от нашего отеля располагался городской пляж к которому подъезжали экскурсионные автобусы, заполненные исключительно индийцами, охотно покупавшими у местных торговцев чищеные свежие огурцы (видимо за неимением денег на мороженое), и аппетитно их хрумкали. Здесь же на пляже расположился местный блошиный рынок со множеством сувенирных палаток, продукция которых оставляла желать лучшего. Ко всему прочему пройдя несколько километров вдоль городской набережной, мы не заметили ни одного мало-мальски приличного отеля, кругом располагались какие-то дешёвые гестхаусы, получалось что наш «Hans Coco Palms» - единственный приличный отель в городе. Вечером замечательно поужинали в ресторане отеля, за столиком у бассейна, особенно запомнился прекрасный чесночный хлеб, приготовленный в тандуре.
На следующий день решили отправиться на обзорную экскурсию по городу, сразу у входа в отель обнаружили целую стаю велорикш, вяло потребовавших аж по 250 рупий (что-то около 200 рублей) за каждую колесницу, видимо постояльцы нашего отеля их совсем развратили лёгкими деньгами, да не на тех напали! Повернулись к ним спиной (они даже не попытались нас догнать и сбросить цену) и отправились вдоль набережной в ожидании услуг других двухколёсных перевозчиков, которые сразу появились перед нами. Три минуты переговоров и я беру две рикши (одну для себя с женой, вторую для нашего спутника Кости) за 50 рупий, и мы отправляемся в центр города к главной достопримечательности – храму Джаганнатха. Дорога проходит по узким улочкам заставленным бесконечными лотками и прилавками, на которых разложены не очень приятные на вид сладости, вокруг которых роями вьются стаи мух, движение здесь напоминает людской муравейник, в котором количество беспорядочно движущегося населения, по мере нашего продвижения к центру, прибывает в геометрической прогрессии.
Мы двигались около получаса по этим малоприятным тесным улочкам, когда вдруг неожиданно выехали на большую площадь всю запруженную народом, над которой возвышался огромный массив храма Джаганнатха. Зрелище потрясло нас всех, мы не ожидали, что в этом городишке может быть что-то подобное. Мы спешились, оба рикши, видя наше восхищение увиденным, не сговариваясь заявили нам, что мы им должны по 50 рупий за каждую таратайку. Послать их куда подальше я не решился, всё-таки кругом кишело исключительно индийское население, которое могло бы и порвать нас на мелкие кусочки в два счёта, если бы эти прохвосты-рикши завопили благим матом, жалуясь на то, что их опять обманывают белые эксплуататоры. Свои 50 рупий они тоже не брали, требуя 100 и доказывая, что договорились со мной по 50 за каждую, поэтому мне пришлось применить единственно подходящую в такой ситуации тактику обороны. Я просто не спеша стал отстаивать собственную версию о том, что мы договорились на 50 за обе, торопиться мне уже никуда не стоило, ведь мы уже были на месте, а вот для них время-деньги! Препирались мы минут пять, после чего эти плуты окончательно поняли, что дальнейшие дебаты могут привести только к потере времени и новых клиентов, а также для поощрения их самолюбия я накинул им десятку сверху, после чего мы разошлись довольные друг другом.
На территорию храма Джаганнатха белых людей не пускают, поскольку этот храм посвящён Вишну, поэтому в путеводителях рекомендуют осмотр храма с крыши близлежащей библиотеки. Сразу же в толпе нас отловил местный помогатель, который вывел нас ко входу в библиотеку, за что тоже получил свой червонец. В библиотеке нас встретил сердитый старик, потребовавший внести добровольный взнос на нужды заведения в размере 100 рупий, только тогда нас пустят на крышу. Мы внесли пожертвование, расписались в толстой амбарной книге для посетителей, после чего старик открыл своими ключами огромный висячий замок на узкой и неприметной дверке в стене. За дверкой винтовая лестница вела прямо на крышу здания, вид с неё открывется просто фантастический. Прямо под тобой внизу кипит, бурлит и клокочет великий и ужасный город Пури, вся огромная площадь запруднена людьми, телегами, рикшами, овощами, фруктами, горшками и прочим барахлом и всё это находится в постоянном движении не останвливаясь ни на секунду. Не помню сколько мы пробыли на крыше, но нафотографировались всласть, после чего решили спуститься и обойти храм вокруг, что оказалось совсем не простым делом, поскольку везде кишели люди – паломники, продавцы и покупатели, через которых приходилось пробираться довольно медленно. Какой-то дедок предложил нам подняться на балкон своей квартиры, расположенной на противоположной от библиотеки стороне площади, за 50 рупий, на что мы сразу согласились. Наше появление вызвало недовольство женского населения квартиры, но дед зычно рявкнул на них и они присмирели. Вид с балкона был не ахти, тем не менее мы пощёлкались и отправились дальше.
Далее в нашей программе стояла поездка к большому храму на противоположном конце города который, судя по Костиным словам, возвышается прямо на пляже на берегу океана. Взяли двух рикш, договорились по 15 рупий за каждую, хотя расстояние было такое же как и в первый раз, доехали быстро и наши таксисты даже не стали торговаться! Оказывается, рикши тоже бывают порядочными людьми! Вопреки нашим ожиданиям перед нами открылся такой же широкий пляж, ни одного храма вокруг мы не заметили. Достали карты и путеводители и тут выяснилось, что Костя просто перепутал Пури с Махабалипурамом, в который нам предстояло отправиться через три дня. Походили по пустынному пляжу, погуляли, с трудом верилось, что ещё лет 20 назад здесь толпами бродили хиппи и другой «уайт трэш», превратившие это замечательное место в наркопритон, который в конце концов разогнал нынешний губернатор, да так разогнал, что до сих пор встретить в Ориссе белого человека чрезвычайно сложно. Неподалёку обнаружили многоэтажное здание белого цвета - второй приличный отель, правда не такой уютный как наш.
Костя выразил желание пройтись отсюда пешком по пляжу до нашего отеля, а мы с женой отправились на поиски велорикши, поймали какого-то ветхого тощего деда на скрипучей таратайке, который не моргнув глазом повёз нас через весь город. Как же он, бедный напрягался на подъёмах, крутя педали! Двух молодых саибов общим весом 160кГ! Ну ничего, докрутил до отеля за 20 рупий, у входа очередной стандартный цирковой трюк – не берёт деньги, но мне и самому всю дорогу было неловко эксплуатировать старика, подкинул ему ещё десятку, ударили по рукам и расстались.
В общем за весь день объехав всё побережье мы убедились, что наш «НСР» самый лучший отель в городе, за что большое спасибо нашей турфирме. Отдыхают в нём в основном пенсионеры из Европы, которые боятся даже выглядывать за территорию отеля, опасаясь приставаний местного населения. Было забавно наблюдать за одной седой бабулькой решившейся выйти за ограду для прогулки по местному Променаду. Она робко вышла за территорию, постояла, поозиралась вокруг и вернулась назад так и не решившись пройти хотя бы сотню метров в сторону центра.
Собственного пляжа у отеля нет, сразу за калиткой через дорогу начинается общественный пляж, на котором никогда не бывает народу, и даже всевозможные торговцы очень редко приставали к нам во время наших купаний в Бенгальском заливе, что выгодно отличает пляж в Пури от пляжа Ковалам в Керале, куда мы отправились через полторы недели. К недостаткам этого пляжа я бы отнёс отсутствие пальм и другой растительности, которая создаёт тень и хороший романтический настрой, необходимый для качественного отдыха на море, но в целом я бы сказал, что это самое тихое и спокойное место для пляжного отдыха в Индии из всех тех, которые мы посетили.
На завтра рано утром мы наметили поездку в Конарак – местечко в 100 километрах от Пури для осмотра грандиозного храма солнца, для чего попросили юношей и девушек на ресепшн предупредить шэф-повара и приготовить нам с собой завтрак к 4 утра. Вообще надо заметить, что отельный персонал постоянно удивлялся нашим чудачествам. Сначала они очень удивились, когда я попросил их на карте Пури (распечатанной из интернета ещё в Москве) указать расположение нашего отеля. Человек пять долго крутили перед собой карту города, силясь разобраться в чём тут дело, и в конце концов согласились с моим предположением по его местонахождению. В этот раз на ресепшн был вызван сам шэф-повар, который долго и внимательно слушал наши пожелания, и согласился к 4 утра упаковать нам с собой сэндвичи, сок и фрукты. Машину «Toyota Quolis» с водителем мы арендовали у отеля за 200 рупий/час.
На следующий день встали ни свет ни заря, и в 4 утра сели в джип, в котором уже были приготовлены упаковки с нашими завтраками. Выехали затемно, дороги были абсолютно пустыми, водитель гнал достаточно резво, из-за чего сбил по дороге зайца. Для индуса это очень плохой знак, мы остановились и подъехав молча осмотрели несчастного, которому уже ничто не могло помочь. Часа через полтора-два приехали в Конарак, и остановились на пляже для встречи восхода, куда уже отовсюду стекались толпы индийских туристов и паломников, которые тут же обступили нас – единственную группу белых людей. Нам показалось что мы стали для них главным шоу сегодняшнего утра, а наши фотоаппараты оттеснили восход солнца на второй план.
После того как солнце взошло, мы сели в машину и отправились к самому храму, который в древние времена стоял у самого берега и даже служил маяком для проходящих судов, а теперь находится в нескольких километрах от моря. Храм посвящён солнцу и знаменит тем, что наряду с Каджурахо (в котором мы были в прошлом году) богато украшен скульптурами из трактата Кама-Сутра. Вплоть до 20 века он был засыпан песком, когда неожиданно был обнаружен археологами и после раскопок предстал во всей красе.
Водитель рекомендовал нам съесть свои завтраки в машине, чтобы оголодавшие паломники не набросились на нас где-нибудь на улице.Приехали на стоянку перед музеем, с самого начала мои спутники почувствовали некоторое недомогание, у супруги слегка поднялась температура, а Костя начал подозрительно кашлять. В общем приболевшие и невыспатые мы вылезли из машины, где к нам сразу прилепился пожилой мужичок в очках, представившийся местным гидом, и предложивший проводить нас на территорию музея. Смутно соображая мы поплелись за ним, миновали очередь в кассу и прошли на территорию музея, на которой кроме самого храма смотреть больше нечего, да и сам храм можно осмотреть за полчаса. Наш профессор напротив, имел совсем другую точку зрения, и принялся подробно рассказывать про каждый барельеф. Мы наконец-то поняли, что нас элементарно разводят, воспользовавшись нашим ослабленным состоянием, и я принял решение расплатиться с профессором за отработанное время и расстаться сию же минуту. Дедок засуетился, начал лихорадочно рассказывать про скульптуры из Кама-Сутры, вот дескать это поза «манки тип», что в переводе означает «догги стайл», но это ему уже не помогло, мы отсчитали положенный гонорар и расстались недовольные друг другом. Он явно рассчитывал дольше пудрить нам мозги, а мы были огорчены тем, что так легко поддались на элементарный развод на деньги.
Было около 9 утра, когда мы уже завершили осмотр храма, впереди был целый день и Костя решил не терять времени даром и поехать в Бубанешвар. Моя жена стала чувствовать себя совсем плохо, и мы решили ехать обратно в отель. Скорее всего она простудилась ещё в Москве, да ещё кондиционеры в самолёте «Air Deccan» подлили масла в огонь. Костя попытался договориться с водителями такси, но все они заломили очень высокую цену, после чего ему пришлось отказаться от своей идеи и ехать назад с нами. По возвращении в Пури попросили водителя остановиться в аптеке для закупки лекарств от простуды. Аптека оказалась элементарной открытой палаткой со всевозможными баночками и снадобьями, фармацевт с умным видом заставил жену показать горло, почесал в затылке и продал нам какой-то сироп от простуды и упаковку бромгексина. Индия является крупнейшим производителем лекарств в мире, больше половины препаратов из наших аптек имеет индийское происхождение, ну а стоимость их раз в десять ниже чем у нас.
Остаток дня мы провели в отеле – жена в постели с температурой, а я курсировал между номером и пляжем, Косте же всё не сиделось на месте, и он решил всё-таки съездить в Бубанешвар, поймал на месте моторикшу и уехал. Вернулся к вечеру и поведал нам о своих злоключениях. Моторикша сразу потребовал с него 500 рупий, после чего заехал в какую-то лавку, купил бетель и сразу принялся его жевать, чем сразу поднял себе настроение и помчался по шоссе как угорелый. Пару раз они чуть не врезались во встречные грузовики, пару раз чуть не угодили в кювет, но всё-таки каким-то чудом доехали, осмотрели несколько храмов и вернулись назад.
На следующий день моя жена чувствовала себя ещё неважно, поэтому мы решили никуда не ездить и провести день в отеле и на пляже. Хорошо что в Ориссе у нас не было чёткой экскурсионной программы и можно было спокойно акклиматизироваться эти три дня. Посетили маяк, который находится по соседству с отелем, полюбовались панорамой города сверху. Внизу у нас забрали все фотоаппараты, сказав что снимать с маяка запрещено, но когда мы поднялись наверх, то на смотровой площадке оказались предоставлены сами себе и очень жалели, что Костя не взял с собой свой маленький «Никон» - наделали бы фоток сколько угодно на фоне панорамы города!
В последний день пребывания мне уже начинало надоедать пребывание в Пури, я уже мысленно перенёсся в Ченнай - нашу следующую точку пребывания (даже представить себе не мог что придётся жить в Махабалипурамском гадюшнике под названием «Sea breeze», по сравнению с которым наш «НСР» просто дворец махараджей!).
И вот настал день отъезда, мои попутчики пришли в себя и были готовы к новым приключениям. До аэропорта доехали без происшествий, по пути сделали остановку в ремесленной деревне Пипли, торгующей сувенирами. Вообще индустрия поделок в Ориссе развита плохо, за всё время нашего пребывания я не купил себе на память ничего, хотя очень хотелось, все товары были хоть и дешёвые, но уж очень низкопробные. В Бубанешваре успели пообедать в ресторане и посетить несколько храмов, расположенных по дороге в аэропорт.
Рейс до Ченнаи задержали всего-то на час, что по местным меркам вообще за задержку не считается, впереди нас ждал славный град Мадрас!
Оценка отзыва: 5 - захватывающе