Давно уже мне хотелось представить рассказ о славном городе Угличе, городе – легенде. Легенде не оттого даже, что многие события в его истории имели, если не судьбоносное, то довольно значительное влияние на судьбы Московии, но вследствие столь сильного преувеличения, подтасовки, поправки фактов, поразительной для маленького, во все времена заштатного города. Со временем в официальной историографии все события значительно исказились и стали напоминать не факты, а, скорее, сборник исторических анекдотов (анекдот, в первоначальном смысле – "забавное происшествие"). Учитывая, что заурядным путеводителем сложно удивить кого-либо, я предпринял попытку прокомментировать с критической точки зрения самые распространееные легенды.
Первая из них гордо красуется на Волжском высоком берегу, на подъезде к городу: огромная надпись позиционирует "Угличу – 1000 лет!". Возможно, если принять во внимание легенду о основании Углича легендарным же Янем Вышатичем, это и может быть правдой, Янь жил во второй половине 10-го века. Но в летописях (по крайней мере известных мне) Углич не упоминается ранее 12 века. Учитывая, что название "Углич" имеет типично славянское происхождение, а также, то, что места эти принадлежащие финно-угорскому племени, колонизировались славянами не ранее второй половины 11- и в течение 12 веков, можно предположить его основание, около 1100 года. Славяне не имели обыкновения переименовывать уже названные места, пример: Москва, Яхрома, Протва и т.п.
Место, когда-то занимаемое крепостью, до сих пор именуется "Кремль", однако не стоит искать там остатков укреплений. Угличский деревянный кремль разделил судьбу почти всех подобных сооружений – от него не осталось ничего. Центральное место на бывшем кремлевском холме занимает собор Спасо-Преображения. Это тоже новодел, постройки 1713 года. Для туристов, прибывающих в Углич организованными группами, в нем проходят мини-концерты духовного хорового пения.
Наиболее прославлен Углич, как место убийства последнего князя династии Рюриковичей (этот обзор не для историка!), царевича Димитрия, сына Иоанна Васильевича 4-го и его пятой по-счету, венчанной(!) жены Марии Нагой. По всем сказаниям, царевич был убит в кремле Углича, на задворках собственного дворца, ныне демонстрируемого туристам. Увы, должен огорчить – этот дворец не имеет никакого отношения к Димитрию, он построен в 19 веке в "псевдорусском" стиле ( бьюсь об заклад, фамилия архитектора, что-нибудь, типа Шервуд или Рерберг), скорее всего даже не на месте былого дворца. Замечу, что каменного строения в тогдашней Московии не употребляли для проживания – это считалось вредным, а единственные каменнные палаты существовали в то время лишь в Москве, в них хранили казну от пожара и принимали знатных гостей.
Угличане широко распространили легенду о том, как царевич был зарезан посланцами Годунова дьяком Битяговским и Осипом Волоховым. Это тоже всего лишь миф, стоит прочитать материалы следственной комиссии, посланной в Углич расследовать обстоятельства гибели Димитрия и причины убийства дьяков Битяговских и еще доброго десятка горожан. При всей некомпетентности следователей, основные факты, зафиксированные ими показывают только полную неразбериху в показаниях, как одной, так и другой стороны – всем было удобнее объявить Димитрия покойником, но никакого подтверждения не возникло. Было ранение ребенка, было натравливание толпы на Годуновских людей, был труп неизвестного младенца, были странные передвижения брата царицы Нагого, который ночью того дня в Ярославле (?) просил кровоостанавливающий бальзам у своего знакомого, агента Английской торговой компании Иеремии Горсея, о чем Иеремия оставил свои воспоминания…
Впоследствии вывод о самоубийстве царевича был опровергнут председателем следственной комиссии, в то время уже государем, В.И.Шуйским, тоже по конъюнктурным соображениям: необходимо было создать какую-то преграду потоку Лжедимитриев, под натиском которых рушился трон Шуйского. Моя версия такова, что Димитрий неопасно поранился (или его ранили) в игре. Мать и другие его родственники спешили воспользоваться удобным случаем спрятать наследника от потенциальной опасности убийства клевретами Годунова, объявив его мертвым. Для сего необходимо было убрать соглядатаев Годунова, прекрасно знающих в лицо царевича, был поднят по набату народ, ему указали на дьяков, как на убийц, показали труп какого-то ребенка и месть свершилась. Обвинить Битяговских в убийстве было необходимо для собственного оправдания. На следствии же все заговорщики запутались и в конце концов отказались от версии насильственной смерти, утверждая только факт смерти царевича. Всем, кому интересны источники, советую обратиться к материалам следствия, изложеным в "Истории" С.М.Соловьева, а также работам Погодина, Валишевского и Аксакова на эту тему.
Забавен факт, что пятнадцатью годами позднее, государь Василий Шуйский устроил целую комедию (в своих тогдашних интересах) с оглашением насильственной кончины Димитрия, с чудесами, происходящими на его могиле в Угличе, со вскрытием ее и обретением "нетленных мощей", их перенесением в Москву и торжественным захоронением в Архангельском соборе московского кремля. Современник, автор оппозиционной летописи, даже указал у кого именно из Угличских мещан за день до "обретения нетленных мощей" был куплен и зарезан мальчик, лет десяти от роду. Новые убийцы столь старались, что для вящего правдоподобия вложили убитому в руку узелок со свежими орешками, забыв, видимо, что Димитрий исчез в мае, когда никаких орехов в помине не было! Вообще, занятное зрелище: ребенок с горстью орехов в одной руке и платком в другой играет в "тычку" (ножички)! Вскоре, во время Смуты, Углич был взят и полностью уничтожен войсками Лжедимитрия Второго, тогда, видимо, и сгорел настоящий дворец.
Что же в Угличе подлинного? Немало, и в первую очередь – сам город. Обыкновенный провинциальный городок, сохранивший свою рядовую застройку 19 века в центре. От центральной площади во все стороны расходятся улицы, названные по тому месту, в какое ведут: Московская, Ростовская и проч.. В бывших предместьях много сохранившихся монастырей и храмов, мне наиболее интересен Алексеевский с трехшатровой церковью Успения 1628 года постройки. В16-17 веках в моду вошел тип храма с тремя шатровыми главами, на срубе. Вероятно, таких храмов построено было немало, особо в период возрождения строительства, после смуты начала 17в., однако до наших дней дошли лишь три подобных: храм Одигитрии, в женском Иоанно-Предтеченском монастыре в Вязьме, храм Успения Пресвятой Богородицы в Алексеевском монастыре в Угличе и храм Рождества Богородицы в Путинках в Москве.
Каким же образом произошло разрушение трехглавых храмов? Основная причина -- реформация церкви, предпринятая патриархом Никоном, в середине 17 века, породившая раскол, следы которого до сих пор не стерлись в русской религиозной жизни. Неграмотные миряне и такие же неграмотные священники трактовали три главы храма, как олицетворение Пресвятой Троицы (что в принципе, верно!), но путали с Троицей Деисусный ряд иконостаса, где, как известно, центральный образ Иисуса Христа окружен с двух сторон образами Иоанна Предтечи и Божией Матери, так вот, простонародье отождествляло со Святой Троицей именно эти персоны, что и вызвало гнев неистового патриарха.
Гнев против неправильного понимания сущности Святой Троицы повлек повеление немедленно снести подобные трехшатровые храмы, а также запрет строить новые! О спасении храма Успения существует почти детективная легенда: якобы горожане Углича просили дать им время сперва возвести новую церковь, а уж потом сломать старую. Просьба была исполнена, заложили новую церковь и умудрились так затянуть строительство, что патриарх, тем временем, попал в немилость, а после был и вовсе лишен престола, вследствие чего его повеления стали неактуальны!
Еще интересен Воскресенский м-рь, весь поставленный на едином фундаменте: сперва Воскресенский собор, за ним звонница с храмом Марии Египетской, за ней трапезная палата с храмом Смоленской иконы Божией Матери. Очень красив храм Рождества Иоанна Предтечи.
Знаменитый некогда Угличский часовой завод ныне выпускает ограниченными партиями сувенирную часовую продукцию – ее всегда можно увидеть на пристани, где угличане стараются сбыть ее многочисленным туристам, прибывающим на теплоходах. Туризм – основной источник дохода города, посему Углич изобилует сувенирными лавками и музеями, многие из которых несколько странного рода, вроде "Музея водки". Теплоходы останавливаются в Угличе ненадолго, а чтобы понять и полюбить не местные мифы, а настоящий, доселе живой Углич требуется пожить в нем хотя бы пару дней, посетить храмы и монастыри, побродить по берегу Волги, погулять по улицам из прошлого века, а если позволит сезон, можно совершить отсюда поездки по Волге в другие города. Наиболее приемлема гостиница "Чайка" -- небольшая ведомственная гостиница часового завода, в былое время она предназначалась для "высоких" посетителей завода. Соотношение цена-качество является, пожалуй наилучшим из всех гостиниц. Номер надо бронировать заранее.
"...Моя версия такова, что Димитрий неопасно поранился (или его ранили) в игре..."
Большинство историков как раз и придерживаются именно этой версии, игра в "тычки" была тогда популярна среди мальчишек, а Димитрий страдал "падучей" болезнью, т.е. эпилепсией. Несчастный случай.
Но вот, что интересно.Эта тема до сих пор не закрыта. В последнее время появились публикации, находящие в событиях в Угличе "польский след".
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Автор, пиши еще!
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Дмитрий НЕ последний представитель династии Рюриковичей. У Ивана Грозного по официальной версии было три сына (сколько на самом деле детей, рожденных в браке и вне, у Ивана Васильевича было доподлинно не известно). Так вот потенциально унаследовать престол после Ивана Грозного мог один из трех сыновей: Иван, Дмитрий и Федор. Сына Ивана Грозный сам убил (помните картину "Иван Грозный убивает своего сына"?), царевич Дмитрий умер при странных обстоятельствах в Угличе,якобы напоровшись на колышки во время игры. Остался царевич Федор Иоанович, который будучи слабоумным и не способным управлять страной и лишившийся впоследвии зрения и слуха, все же вступил официально на престол и правил с 1584 по 1598 год.
Факт случайной гибели царевича Дмитрия в Угличе безусловно заслуживает внимания, так как с его смертью реальных наследников на царский престол кроме "блаженного" Федора не оставалось. Во время его правления действительно власть принадлежала Борису Годунову и даже многие историки путают, что было сделано при Федоре Иоановиче, а что при Борисе Годунове.
Вот так пресеклась династия Рюриковичей...
P.S. Я очень люблю этот исторический период и могу рассказывть о нем бесконечно))))
Оценка отзыва: 4 - интересно
p.s. Кстати, это же относится и к изделиям ростовской финифти - много вещей, сделанных кустарно. Если будете на Ярославской земле и захотите купить финифть - только с ценником фабрики.
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Согласна ТОЛЬКО с первой фразой о том, что Шуйские действительно относились к Рюриковичам. По поводу претендентов на престол - это Вы, определенно загнули.
Польский королевич Владислав и шведский королевич Карл Филипп имели право на престол? Сын Марины Мнишек - "воренок" тоже имел право на престол по родству? Многочисленные представители боярских родов, из которых только Шуйские имели отношене к Рюриковичам тоже имели право на престол по родству? - Вряд ли).
А первый царь Михаил Романов был (пусть и СМЕШНО это звучил) двоюродным племянником Федору Иоановичу (последнему царю династии Рюриковичей).