Песнь о Бенилюксе или С гидом-то, с гидом-то как свезло! (продолжение)
05.02.2010
написано
Песнь о Бенилюксе или С гидом-то, с гидом-то как свезло! (продолжение)
День 6-й, 10 июля.
В 10 утра за нами заехал мини-бас и за два часа отвез в Антверпен, где мы подобрали гида (это – отдельная песня) и потом еще 20 минут добирались до Михелина.
Отдельная песня о гиде. Он представился Геннадием Геннадиевичем (далее – Г.Г.), хотя на вид лет 40, не больше. Сразу стал рассказывать о себе – закончил ВГИК, ставил спектакли, лет 15 живет в Бельгии, приезжает в Россию читать лекции о фламандской живописи. Интересный дядька, - подумала я, - поездка обещает быть любопытной.
Начали с осмотра грандиозного собора Св. Ромбаута, я сразу залипла возле мощной башни, стараясь запечатлеть ее красоту и силу с разных сторон, потом Г.Г. завел нас внутрь и начал рассказ. Собор огромный и кажется еще больше благодаря белым стенам и свету, который льется из больших стрельчатых окон под самым потолком. На белых колоннах – прекрасные белые скульптуры двенадцати апостолов, алтарь – из черного и белого мрамора, с фигурой самого Св. Ромбаута наверху, довольно скромный, но очень эффектно вписанный в ажурную резьбу закругленной апсиды с нежными витражами. В одной из капелл – мощи нескольких святых, как объяснил Г.Г., статус епископального собор может получить только при наличии святых мощей. Кстати сказать, мощи самого Св. Ромбаута находятся с другой стороны алтаря, довольно высоко от земли.
И надо же мне было состроить уничижительную рожицу, когда в роскошном барочном алтаре я увидела современную «инсталляцию» - лапидарные каменные кресла со стеклянными спинками для нынешних прелатов. Но от Г.Г. ничего не скроешь! Он тут же стал выговаривать мне за плохое поведение, правда, не совсем в тему: он почему-то решил, что я таким образом осуждаю стремление духовенства к удобствам, но я-то имела ввиду другое - грех портить красоту новоделом… Это равносильно тому, когда Дали разрисовал офорты Гойи пахабными картинками.
Г.Г. был воодушевлен, страстен и многословен, словно вошел в роль Зевса-громовержца. Я слегка припухла, но не могла вставить ни звука, ни писка. Впрочем, ему и не нужны были ответы или объяснения – он играл! Однако, через несколько минут взволнованного монолога Г.Г. как ни в чем ни бывало вернулся к собору и спокойно продолжил экскурсию.
Сказочная деревянная кафедра сделана в виде раскидистого дерева, в ветви которого вплетены фигуры людей и животных – от распятого Христа до самого Св. Ромбаута на лошади. Мне показалось странным, что Г.Г. обратил наше внимание на деревянную фигурку лягушки, примостившуюся внизу кафедры, которую все трут на счастье, и ни словом не обмолвился о «Распятии» Ван Дейка. Только потом я поняла, что Г.Г. не утруждает себя рассказами о том, что ему самому не интересно, но зато о любимом заливается соловьем.
Выйдя из собора, я шепнула одной из моих согруппниц, уж не маниакально-ли депрессивный психоз имеет место быть. Оказалось, что она имеет отношение к психиатрии, и что на лицо незаурядная личность. Только теперь, сказала она, это называется по-другому - биполярное аффективное расстройство, в психиатрии вообще применяют более мягкие термины, чтобы не расстраивать клиентов (ранее - пациентов).
Г.Г. добросовестно поведал о Маргарите Австрийской, показал красивые дома и ратушу на Гроте Маркт, а потом дал свободное время, ибо до открытия собора Св. Якоба оставалось еще полчаса. Я дошла до Скотной площади, сфоткала дворец Маргариты Австрийской и заглянула в собор св. Петра и Павла, за скромным небольшим фасадом которого скрывалось огромное помещение со стрельчатым сводом и стройными колоннами, ажурной деревянной кафедрой, изящным алтарем и огромными картинами на стенах. Но больше всего поразили резные исповедальни с фигурами задумчивых ангелов в полный рост, которые держат в руках кто череп, кто берцовые кости. А кругом – колонны, виньетки, цветочки, пилястры. Очень наглядно.
Затем Г.Г. показал нам школу малинового звона и, наконец, завел в собор Св. Якоба, где воодушевленно рассказал про триптих "Поклонение волхвов" Рубенса, где художник изобразил себя в виде рыцаря, который не сдерживает толпу, как на других картинах на тот же сюжет, а смотрит на младенца через головы волхвов. Ага, Рубенс – это наш конек, - подумалось мне, - этим надо воспользоваться.
В очередной раз я восхитилась деревянной кафедрой с потрясающей скульптурной группой внизу, выполненной в человеческий рост с невероятным мастерством – Христос среди пастухов, всего пять человеческих фигур, ребенок и четыре овцы с завитушками. И это все из дерева!
В 14 часов мы отправились в Антверпен, где разместились в отеле «Agora» 3*,что прямо на площади Королевы Астрид, в паре шагов от Центрального вокзала. Отель небольшой, ничем не примечательный, разве что в ванной внутренние перегородки у душа, столешница у раковины, панели и подставки были сделаны из толстого зеленоватого стекла, выглядело довольно необычно. Номер большой, есть и фен, и чайник с набором для чая-кофе, правда, телевизор старый и почти не работающий, да он был и не нужен в принципе.
Пока ехали в лифте к своим номерам, я предложила уговорить нашего Г.Г. провести обзорную экскурсию после пяти вечера, когда музеи уже закроются, а сейчас завести нас (за дополнительные деньги, естественно) в Королевский музей изобразительных искусств, где много Рубенса. Народ согласился, переговорщицей назначили психиатра. Г.Г. благосклонно выслушал нас и предложил свой вариант – вместо одного музея посетить три точки: музей Рубенса, музей Майер ван ден Берг и Кафедральный собор Богоматери, а чтобы нам сэкономить на входных билетах – для начала заглянуть на алмазную фабрику (я так понимаю, что многие алмазные фабрики оплачивают посетителям билеты или круизы, вот только касается ли это самтуристов, или только организованные группы с гидами – не знаю).
Итак, мы начали знакомство с Антверпеном на привокзальной площади, откуда по улице Мейр не спеша, за разговорами, добрались до алмазной фабрики в одном из переулков. Г.Г. по дороге рассказал такую любопытную вещь: когда гранят алмазы, легчайшая пыль поднимается в воздух, а потом оседает на крышах, так вот за столькие годы огранки алмазов на крышах старых домов Антверпена осел столь внушительный слой алмазной пыли, что если в солнечный день взобраться куда-нибудь повыше (на башню Кафедрального собора или на крышу одного из первых в Европе небоскребов), то можно увидеть неповторимый алмазный блеск черных крыш. Вот бы проверить!
Фабрику мы осмотрели быстро, чтобы не терять драгоценное время, и направились дальше к дому-музею самого Питера Пауля. Пока шли, Г.Г. рассказывал и про Антверпен, и про Рубенса, причем много такого, что мне было не известно. Например, что Рубенс практически стал основоположником современного шпионажа, а живопись была лишь прикрытием, дававшим ему возможность беспрепятственно пересекать границы и находиться при дворах сильных мира сего. Хорошо бы почитать про этот аспект его жизни какую-нибудь серьезную литературу, но пока ничего не нашла.
В музее Рубенса Г.Г. исполнил зашибись-арию, уж не знаю, какую информацию я почерпнула бы из аудио-гида, но только благодаря Г.Г. взглянула на Рубенса другими глазами: именно он возвысил профессию художника, которая до него приравнивалась к ремеслу, до высоты искусства и заставил сильных мира сего уважать живописцев и считать для себя почетным общаться с ними на равных. Еще я открыла для себя и такую сторону творчества Рубенса как эротические картинки. Когда он женился на Елене Фоурмен, ему было 53, ей – 16, и для создания правильной атмосферы в спальне Рубенс собственноручно расписал секретер эротическими сюжетцами. Аж засмотрелась.
Затем мы направились к музею Майер ван ден Берг, до закрытия оставалось минут 20 и в музей уже в принципе никого не пускали, но для Г.Г. все двери оказались открыты. Мы были единственными посетителями, поэтому рассмотрели все без мелькающих перед глазами туристов. Г.Г. аж светился весь, показывая, словно свое личное сокровище, натюрморты фламандских художников, но дольше всего он рассказывал о Питере Брейгеле Старшем и двух его картинах - «Безумная Грета» и «Нидерландские пословицы». Кстати, Г.Г. обратил наше внимание, что Брейгель Младший упорно повторял те же сюжеты, что и Старший: в музее Майер ван ден Берг есть «Пейзаж с садком для птиц» кисти Младшего и Г.Г. обещал показать в Брюсселе оригинальную работу папы.
Посетить в этот день собор Богоматери мы уже не успевали, поэтому на Зеленой площади перед памятником Рубенсу мы торжественно забили стрелку на завтрашнее утро, чтобы не сразу в Брюссель, а сначала – в собор, а потом – в Брюссель. А пока под начинающимся дождиком посмотрели на церковь Св. Карла Борромея, прошлись до Grote Markt, где увидели Ратушу и живодерский фонтан Брабо, я сфоткала почти каждую золотую фигурку над зданиями гильдий. По дороге Г.Г. показал нам пару ресторанчиков, достойных внимания наших желудков, и сказав свое сакраментальное «Я дарю вам этот город», скрылся в пелене дождя.
Мы зашли в сувенирную лавку, где я купила в подарок девчонкам на работе прелестных кружевных бабочек, а себе – книжку на русском про Антверпен, а потом мы пошли в ресторанчик, который находится в здании, где раньше была мастерская по реставрации деревянной церковной скульптуры (адрес точно не помню, но где-то недалеко от Собора, стена вся увита плющом), потом мастерскую продали вместе со скульптурами, и теперь народ предается чревоугодию под грустными взорами святых.
Я заказала угря, немерянное количество которого плавало в соусе, похожем на суп из шпината, и пиво (26 евро с чаевыми). А дождь меж тем лил все сильнее, так что планы дойти до берега Шельды как-то сникли и опали, мы вернулись в отель, купив и тут же съев по дороге вафли с шоколадной подливкой.
День 7-й, 11 июля.
Встала рано, покоя не давала мысль, что за окном еще столько осталось недосмотренного, вообще, в Антверпене оказалось очень много достойных мест посещения, где можно хорошим глотком хлебнуть культуры.
Завтрак показался скромным, но вполне съедобным, народу в ранний час было немного, и в половине девятого я уже скакала по направлению к церкви Святого Якоба, где похоронен Рубенс. Он сам приготовил себе заранее место упокоения, написав картину «Богоматерь со святыми», где изобразил обеих своих жен - Изабеллу Брант и Елену Фоурмен.
Внутри церковь похожа на собор Св. Ромбаута в Михелине, только нет статуй апостолов на колоннах, зато есть сказочной красоты алтарь с распятием, мраморными колоннами и органом. А вот кафедра не такая пышная, хотя тоже очень тонкой работы, с печальными женскими фигурами в струящихся одеждах у основания. Я была единственным посетителем в столь ранний час, мои шаги гулко раздавались под высокими сводами – у самой аж мороз по коже. Алтарная часть была закрыта, а ведь именно там, за алтарем, и находится могила Рубенса. Вдруг из боковой дери появился служитель, я изобразила на лице самую умильную свою улыбку и очень вежливо попросила его допустить меня к алтарю. Он столь же вежливо ответил, приходи, мол, дитя, когда церковь откроется. Педант и зануда. Впрочем, я для себя все равно решила когда-нибудь еще раз сюда вернуться, поэтому направилась к церкви Св. Карла Борромея в надежде увидеть росписи Рубенса, но она оказалась закрытой.
На обратном пути в отель специально зашла на вокзал и сфотографировала его изнутри – для мамы, она обожает сериал про Эркюля Пуаро, в котором антверпенский вокзал сыграл роль брюссельского вокзала.
В 10 утра мы отправились на нашем микроавтобусе к Кафедральному собору. Надо сказать, что Г.Г. был мрачен и немногословен, может, готовился к выступлению. Собор Богоматери в Антверпене - огромный, подавляющий, несколько аскетичный по сравнению с другими бельгийскими соборами, просто переполненный всевозможными реликвиями и культурными ценностями (кстати, на сайте http://www.planetware.com/map/onze-lieve-vrouwkathedraal-map-b-ant3.htm можно заранее распечатать план собора, как впрочем, и многих других соборов и музеев, с описанием, где что находится). Впрочем, мне моя распечатка не очень-то пригодилась – Г.Г. исполнил одну из лучших своих арий о Рубенсе, для которого четыре гигантских полотна в соборе стали своеобразным экзаменом перед антверпенцами, которым сразу стало понятно, что перед ними гений. Впрочем, как утверждает Г.Г. (и я склонна ему верить) Рубенс сразу стал писать гениальные картины, у него просто нет ученических работ. Помимо Рубенса, Г.Г. обратил наше внимание на надгробие Изабеллы Бурбонской, считавшейся в свое время первой красавицей Европы. Она лежит на маленькой подушечке, в венце, с распущенными волосами и молитвенно сложенными руками, платье топорщится роскошными складками, а у ее ног – две живые собачки (по словам Г.Г. – это хороший знак, если собачки дохлые – все, хана, хотя куда же дальше-то?). Очень красивая деревянная скульптура Богоматери Антверпена 17 века, одетая в роскошное платье, в обрамлении беломраморного с золотом алтаря, похожего на взбитые сливки. Еще запомнились гербы на стенах, потрясающие резные деревянные алтари с яркими расписными створками, парящий в вышине крест Меровингов, бесподобная кафедра, украшенными фигурками птиц и переплетающимися ветвями деревьев, которые заменяют перила.
Кстати, еще Г.Г. поведал, что один исследователь раскопал в крипте собора останки католических прелатов, умерших, как показал анализ костей, от сифилиса, а самого исследователя постигла внезапная насильственная кончина.
Через час мы отправились в Брюссель, первую остановку Г.Г. снисходительно сделал у Атомиума (раз надо – смотрите), затем провез через Лакен, обратив наше внимание на королевский дворец и собор Нотр-дам-де-Лакен. Добрались до отеля Thon Brussels 4*, побросали вещи в камере хранения и отправились на обзорную экскурсию, которую мы попросили дополнить посещением Музея изящных искусств.
После Антверпена наш маленький коллектив окончательно поверил в нашего замечательного гида и теперь засыпал его вопросами, причем самыми разными – и по программе тура, и по жизни. Наш путь лежал по бульвару Adolphe Max до Королевского театра Монетного двора, потом прекрасная Гран пляс с Ратушей, Домом короля и зданиями гильдий, потом - Мальчик Пис, на которого Г.Г. бросил слегка презрительный взгляд и кивнул, типа: «ну что поделать, смотрите», и отошел в сторону покурить, пока мы фотографировались на фоне нахального пацана. Затем - пассаж Святого Юбера, церковь Нотр-Дам-де-ля-Шапель, Нотр-дам-дю Саблон, недалеко от которой Г.Г. показал кафе, описанное Агатой Кристи как любимое кафе Эркюля Пуаро (сфоткала для мамы), и райончик с ресторанчиками, где обычно обедают брюссельцы, который Г.Г. рекомендовал для посещения.
В Музее изящных искусств Г.Г. исполнил песнь песней, он не просто рассказывал, он экспрессивно показывал всем телом, играя глазами, тайны тончайших деталей вытянутых тел Дирка Боутса, философское безумие Босха, созерцательную отчужденность Питера Брейгеля Старшего, игру света и тени Рембрандта, буйную палитру красок Рубенса. От него я впервые услышала про такую особенность портретов Мемлинга: люди, которые владеют этими портретами, рано или поздно начинают с ними разговаривать (и я их в принципе теперь понимаю, желающих отправляю проверить собственные ощущения сюда http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Hans_Memling). Как старую знакомую, мы встретили картину «Пейзаж с садком для птиц» Питера Брейгеля Старшего (Г.Г. обратил наше внимание на работу сына в антверпенском музее Майер ван ден Берг).
В два часа представление завершилось, Г.Г. откланялся, как актер, сыгравший лучшую роль, а мы разбрелись кто куда. Я решила еще раз осмотреть коллекцию старых мастеров, захватив то, мимо чего Г.Г. стремительно проносился, бросая на ходу: «Ну это Ван Дейк, сами потом посмотрите».
Через полтора часа, абсолютно без ног, но счастливая по самое моё, я завалилась в музейный буфет, чтобы покормить стенающий от голода организм. Взяла большую, с пышной пенкой, чашку капуччино и сырную тарелку (11,5 евро), немножко передохнула и отправилась сквозь Брюссель до отеля, попутно заходя в достопримечательности.
Для начала сфоткала Королевскую площадь с дворцом и памятником Готфриду Бульонскому и открыточно-панорамный вид на Брюссель с Куденбергского холма, затем зашла в Нотр-Дам-де-ля-Шапель, где похоронен Питер Брейгель Старший. Правда, могила его не найдена, только на стене висит неприметная мемориальная доска, на которую указывает табличка со стрелочкой. Увы, судьба многих великих. Сам собор прекрасен: ряды белых колонн с фигурами апостолов, очень необычная апсида главного алтаря – рельефные своды потолка с замысловатой росписью вырастают из тонких витых колонн и смыкаются вверху, словно шатер; опять же тончайшей работы деревянная кафедра с резным балдахином под роскошной развесистой пальмой, к которой приник ангелочек, и двумя мужскими фигурами в полный рост (как искусно выделаны полуобнаженные торсы и складки ниспадающих покрывал!).
Пока добиралась до отеля, организм снова потребовал еды, я зашла в заведение Brussels Grill рядом с отелем и заказала блюда, отмеченные как типично фламандские, получив в результате вполне сносный картофельный супчик, ничем не примечательное жаркое с картошкой-фри и пиво (24 евро с чаевыми).
Заселилась в отель, передохнула и в половине десятого вновь вышла в город. На Гран Пляс шел концерт в честь победы над французами в Битве золотых шпор (11 июля 1302 года), но вместо фламандских народных песен и плясок, которых я по наивности ожидала, на импровизированной сцене перед Ратушей какая-то современная группа пела по-английски. Нет, ребята ладно выводили, голоса сильные, но мне почему-то казалось, что день национальной гордости должны отмечать все-таки не столь банально, по-дискотековски.
Сувенирные магазинчики были открыты, я купила книжку про Бельгию и магнит на холодильник, а вот кружку достойную так и не нашла, пришлось ограничиться подставкой под яички с мальчиком-писом.
Народу в центре было много, все ели на ходу – кто вафли, кто мороженое, кто – шоколад, я тоже зашла в Leonidas и прикупила пару небольших шоколадок и штук двадцать трюфелей трех видов (6,60 евро за все). Трюфели берут щипчиками, взвешивают и упаковывают не в коробочки, как другие конфеты, а в пакетики, чтобы не помялись. Я попробовала – и навсегда пропала, это в самом деле наивкуснейшие шоколадные конфеты, нежные, тающие, обволакивающие…
Когда совсем стемнело, стало видно, как красиво подсвечены здания, особенно хорош Кафедральный собор Св. Михаила, чьи золотые башни очень четко прорисовываются на фоне черного неба.
Теперь об отеле Thon Brussels City Center 4*, который в принципе мне понравился, хотя я очень не люблю многоэтажные башни. Расположен в пешей доступности от центра, на Avenuе Boulevard. Мне достался номер на 20-м этаже с замечательной панорамой Брюсселя из окна, были видны и Атомиум, и Базилика Святого Сердца. Номер очень уютный, упакован кондеем, TV, мини-баром, феном, чайником с набором для чая-кофе, всяческими душевыми принадлежностями. Мини-бар опять оказался «засадным» - панель с кнопками, нажал – выкатывается баночка, а вот сыр положить некуда! Рядом с отелем, на пересечении Avenuе Boulevard с Rue Neuve – большой торговый центр City 2, главная ценность которого лично для меня заключалась в магазине Carrefour на нижнем этаже, где можно прикупить сыр, фрукты и пиво.
День 8-й, 12 июля.
Завтрак оказался не такой обильный, как в ненавистном Mercur Aan De Amstel (без свежеотжатого сока и пончиков), но вполне достойный. Не без удивления наблюдала сцену, как соотечественники из другой группы (очень многочисленной) заявились к столу с немаленькими рюкзаками, куда складывали еду «про запас».
В 9 утра наша маленькая группка отправилась на покорение Люксембурга, по дороге Г.Г. распевал на всевозможные темы: и за Люксембург, и за Бельгию, и за жизнь. Два часа с четвертью пролетели незаметно, и беседа плавно перетекла на площадь Конституции, где остановился наш мини-басик. В Кафедральном соборе шла служба, поэтому Г.Г. повел нас для начала по террасе, с которой очень красиво смотрятся черные крыши Нижнего города на фоне казематов скалы Ле Бок, за которой высятся несколько неуместные коробки небоскребов. Затем мы вышли к собору Св. Михаила, аккуратно-ренессансному снаружи, с барочным алтарем и готическими сводами внутри, потом Г.Г. повел нас к дому великого магистра и бывшему масонскому постоялому двору, внутренний дворик которого имеет такую замысловато-мистическую форму, что каждый проходящий сквозь него как бы одновременно проходит и обряд посвящения. На Place Clairefontaine Г.Г. рассказал про героическую великую герцогиню Шарлотту, чей памятник благодарные потомки установили на вертящемся постаменте, так что дама может наблюдать родной город с разных точек обзора.
К этому времени открылся Кафедральный собор Нотр-Дам, где я впервые в жизни увидела на стенах шпалеры. Собор внутри не очень пышный, как и все в Люксембурге, хотя украшен красиво: орган обрамлен затейливой беломраморной резьбой, колонны покрыты геометрическими рельефами, на стенах – росписи, в алтаре – яркие витражи.
Перед двором Великих герцогов Г.Г. завершил экскурсию, показав, по нашей просьбе, магазинчик, где можно купить дорогой козий сыр. Его там можно и продегустировать (за деньги, конечно же), но ждать, пока освободится столик, времени не было. Кстати, сыры исключительно итальянские, французские и испанские, люксембургских сыров там не продают, и как сказала продавщица, чисто местные сыры можно было купить на площади Гийома, где шла субботняя ярмарка, куда съехались окрестные фермеры. Я туда заглянула, но сыры были только из коровьего молока, это уже не так интересно.
Я направилась в крипту Кафедрального собора, где похоронены представители династии Великих герцогов Люксембургских. Скромненько, но эффектно: блестящий черный мраморный пол, низкий полукруглый потолок, на стенах – бронзовые плиты с именами, у стены по центру – один-единственный саркофаг меж двух подсвечников. Вход в усыпальницу сторожат два роскошных льва, морды которых по цвету немного отличаются от тушек – затерли туристы, наверное.
По дороге к площади Конституции, чтобы не терять время, перекусила в уличной кафешке сендвичем и кофе, купила в сувенирной лавочке магнит. Я решила прокатиться на паровозике, который отходит от площади Конституции и везет в Нижний город, но тут оказалось, что Г.Г. меня дезинформировал относительно времени отправления и продолжительности поездки, я просто не успела бы вернуться до нашего отъезда в обратный путь. Поэтому еще раз прошлась по террасе, дождалась, пока по виадуку пройдет поезд, чтобы сделать эффектный снимок, и вернулась к площади Конституции.
Если честно, Люксембург не произвел на меня столь же сильного впечатления, как другие виденные мной «карлики» - Андорра и Монако. Как-то все буднично, простенько, по-буржуазному. Есть отдельные приятные уголки, но в целом – ничего особенного. Вот что значит люди богаты уже несколько поколений – нет абсолютно никакого желания выпячивать свое богатство напоказ.
В 15 часов мы отправились обратно, Г.Г. рассказал прелюбопытнейшую историю, которая с ним случилась в наше свободное время: решил он прикупить себе домашние тапочки, зашел в магазинчик и выбрал модель. Когда решил расплатиться, продавщица его остановила и стала довольно долго обзванивать своих постоянных клиентов и спрашивать, уж не захотят ли они внезапно в ближайшее время купить эти самые тапочки.
Между тем, пошел довольно сильный дождь, и Г.Г. обратил наше внимание, что из-под колес машин абсолютно нет брызг. Смотрим, точно, словно асфальт и не мокрый вовсе, и машинки едут чистенькие, и в лобовое стекло нам ни одна капля из-под колес других машин не попадает. Г.Г. тут же радостно объяснил феньку: асфальт (держитесь, братья! будет трудно, но вы держитесь!!) в Люксембурге прорезинен, а под ним – дренажная система, так что вода просачивается насквозь и потом отводится в нужное русло.
Обратно мы добирались два с половиной часа, я решила немножко передохнуть и в семь вечера отправилась гулять по Брюсселю. По Rue Neuve дошла до площади с красивым беломраморным памятником посредине, на одной из улочек сфотографировала текущий рекой шоколад в витрине кондитерского магазинчика. Добралась до Саблона, обфоткала собор с разных сторон – самый чудный кадр получается, если стоять посреди Саблонского сквера и снимать собор сквозь фигурно постриженные кусты и решетку с бронзовыми фигурками средневековых ремесленников.
Затем я вышла к тому самому райончику, который Г.Г. рекомендовал для пропитания как посещаемый аборигенами. Идущая вниз улочка изобиловала кафешками, за столиками в самом деле сидело довольно много народа, но атмосфера была какая-то чуждая: никто не только не зазывал, но даже не выражал намека на заинтересованность во мне как в клиенте. Все как-то очень по-будничному, все заняты своими делами: официанты разносили еду, народ неторопливо вкушал и вел беседы. Да и цены показались мне странными: мидии – 24 евро. Нет, меня здесь явно не ждали, а ощущать себя чужой на том повседневье очень не хотелось, поэтому я отправилась в «чрево», там по крайней мере весело. И точно – стоило мне там только появиться, как тут же я услышала в свой адрес столько лестного (красивая, голодная, заходи – женюсь), что даже не стала выбирать заведение, а приземлилась у самого остроумного зазывалы и заказала мидии, фри и пиво (24 евро с чаевыми).
По пути в отель зашла в Carrefour, купила сыр и вишневое пиво Kriek – еще одна любовь навеки.
День 9-й, 13 июля.
Долго спать в последний день отпуска – грех, поэтому уже 9 утра вышла из отеля на фотосессию, благо, небо голубело и солнышко светило. Сразу направилась к церкви Св.Николая - поразила ее боковая часть (с той стороны, где рядышком стоит небольшой фонтан, изображающий скульптурную группу «Слепые» Брейгеля Старшего) с встроенными прямо в стены церкви жилыми домами. Как ни странно, но из всех виденных бельгийских соборов этот оказался самым скромным: белые стены с картинами на религиозные сюжеты, кафедра простенькая, хоть и красивая, зато алтарь довольно необычный - за роскошной кованой решеткой, украшенной листочками-цветочками, с красивыми колоннами, вазонами и под балдахином.
Полупустая Гран Пляс, залитая солнечным светом, смотрелась очень необычно, я спокойно, без периодического толкания под локоть, сфотографировала все фронтоны зданий гильдий с их затейливой лепниной и золотыми фигурками.
А вот детально изучить собор Св. Михаила не удалось, ибо местные активисты перекрыли путь к алтарю – народ готовился к воскресной мессе и строгого вида дедушка не пускал праздных туристов вглубь собора. Кстати, этот собор мне тоже не очень понравился – колонны слишком массивные, несколько чужеродной инсталляцией смотрится современный орган посередине главного нефа, хотя кафедра весьма достойная – снова переплетающееся дерево, затейливый балдахин, фигуры в человеческий рост.
В 11 утра мы с чемоданами загрузились в наш мини-басик и отправились в Гент. По дороге Г.Г. рассказал много чего интересного, но меня особенно заинтересовала его песнь про Гентский алтарь: что многие лица, изображенные на нем братьями Ван Эйками, впоследствии на самом деле появлялись в истории; что одну из створок, изображающую судей, похитили либо те, кто хочет их уничтожить, либо те, кто хочет их спасти; что Дюрер, увидев алтарь, сказал такую фразу: «Ни что до, ни что после»; что в соборе Св. Баво, где сейчас находится алтарь, до сих пор проводятся службы в память о членах семьи Йодока Вейдта, который заказал алтарь «Поклонение агнцу» братьям Ван Эйк. Я предвкушала встречу с чем-то необычным и завораживающим.
Когда мы добрались до площади перед Собором Святого Баво, мимо пронесся, словно специально поджидал наше появление, знаменитый трамвай маршрута № 4, идущий на Moscou. Так как собор еще был закрыт, мы отправились на экскурсию по городу: мимо Белфорта, к церкви Святого Николая, возле которой находится дом, в котором останавливался Дюрер, специально приехавший в Гент, чтобы увидеть творение ван Эйков; затем набережные Грасляй и Корнляй, где Г.Г. показал нам разные интересные дома, в том числе тот самый дом, в котором жила семья Вейдт (на стене висит фамильный герб – три оленя на голубом щите).

Возле замка Гравенштайн Г.Г. обратил наше внимание на огромную паутину, прилепившуюся к стене, - тот редкий случай, когда современная инсталляция оказалась к месту: в городе проводили выставку архитектурных излишеств, а когда она закончилась, жители Гента решили оставить паутину себе.
На площади Веерлеплейн возле средневековой булочной, где до сих пор выпекают хлеб по старинным рецептам, Г.Г. рассказал такую байку: булочная крошечная, в ней умещается от силы два человека, поэтому остальные жаждущие выстраиваются в очередь на улице, так вот, в советское время в Гент приехал один наш журналист-международник, увидел эту самую булочную, сфотографировал ее, и в одной из газет появилась его статья и фото с подписью: «Очередь за хлебом в Генте».
А в Доме мясников, где сейчас едальня, к деревянным балкам потолка привешены окорока, запах стоит умопомрачительный, жаль, было мало времени, а то вполне можно было бы заказать себе пивка с окорочком…
В Генте очень красивая ратуша, вся ажурная-резная, в многочисленными скульптурами, Г.Г. особо отметил одну: на закругленном углу здания, в готической нише стоит статуя императора Карла V, который родился в Генте и был крещен в соборе Св.Баво, что не помешало ему облагать город непосильными налогами и вволюшку издеваться над знатными горожанами.
После экскурсии Г.Г. дал нас свободное время и объяснил, где находится алтарь «Поклонение агнцу», посоветовав взять аудиогид, ибо проводить экскурсии в столь маленьком помещении нельзя.
Я вернулась к церкви Святого Николая, по пути щелкнув колокол Роланда и чумовой дом слева от церкви – на его фронтоне застыли в диком танце фигурки шутов с бубнами и дудками. В церкви Св. Николая чувствуется старина и монументальность, массивные серые колонны с видимой каменной кладкой контрастируют с барочным алтарем из белого и черного мрамора, с тонкими витыми колоннами и роскошной скульптурой наверху.
Затем с моста Святого Михаила я запечатлела самый открыточный вид на три башни Гента – Белфорд и колокольни церкви Св. Николая и собора Св. Баво – и направилась в сам собор, к алтарю. Купила билет (3 евро), взяла аудиогид и не без труда нашла свободное место возле алтаря, откуда его можно было рассмотреть целиком. Сразу скажу, что брать аудиогид стоит только в том случае, если вы не ограничены временем – текст ну очень затянут, с повторами и музыкальными отступлениями, я успела прослушать минут 10, а полезной информации получила с гулькин нос, поэтому выключила его и попыталась настроиться на восприятие сути. Очень мешало то, что к алтарю нельзя приблизиться, ведь некоторые сцены и детали выписаны столь миниатюрно, что их можно рассмотреть только на очень близком расстоянии. Стою, смотрю, глаза в самом деле разбегаются от обилия персонажей и сцен, долго стою, смотрю – и… ничего! Ну абсолютно ничего не понимаю и не чувствую! Нет, с содержанием отдельных досок более-менее понятно: в центре верхней части - Бог-Отец с Девой Марией и святым Иоанном Крестителем, по бокам ангелы старательно поют на высоких нотах, аж лобики наморщили, на крайних створках - Адам и беременная Ева, В нижней части прямо перед глазами – агнец на жертвеннике, перед которым бьет фонтан (как сказал Г.Г., ручеек, бегущий от фонтана за пределы картины прямо на зрителя, как бы делает нас соучастниками всего происходящего) и поклоняющиеся ему апостолы, святые, праведники, отцы церкви и просто человеки, на боковых створках справа идут отшельники, слева - праведные судьи и воины Христовы (именно эта створка была похищена и до сих пор не найдена, история похищения описана в одной из глав книги Вацлава Боровички «Невероятные случаи зарубежной криминалистики», можно посмотреть здесь http://bookz.ru/authors/vaclav-pavel-borovi4ka/neveroat_600/page-4-neveroat_600.html). Глава называется «Дело иконы «Справедливые судьи».
Общее впечатление от алтаря я бы передала словами Евангелия: «На небесах мир, в человецех благоволение», и вот именно это мне и не понятно – почему, откуда? Первая четверть XV века – войны, чума, мракобесие, нищета, а безграмотные люди приходят в храм и просто-таки растворяются в этом алтаре, полностью его воспринимая и принимая как правду, как собственное мироощущение, как отражение некой реально существующей жизни. А я стою - дуб дубом, хоть и с образованиями всякими, и книжек начитамшись, и ничего такого не чувствую! Меня это сильно задело, я потом много думала над этим, опять же книжек почитала и нашла единственное разумное объяснение: современные люди окончательно отошли от духовной жизни, сосредоточившись на собственных мелких проблемках и раздув их до такой степени, что они заполнили собой весь мир, и человек перестал воспринимать мир как нечто гармоничное, великое и вечное, а себя – как часть этого мира.
Словом, я так разволновалась, что остальные сокровища собора просто не смогла воспринимать, купила несколько открыток с изображениями створок алтаря и поскакала на воссоединение с группой. Нас ждал Брюгге.
Про Брюгге можно петь, можно плясать, можно говорить, восторженно размахивая руками, сочинять стихи или музыку, можно рисовать гениальные картины, писать великие романы – но все равно этим не передать очарования этого солнечно-пряничного городка, где все застыло в столь изящной хрупкой красоте, что от одного этого ощущаешь себя по-детски счастливым и тихо радуешься жизни.
Г.Г. повел нас в центр через тихий бегинаж, вывел к озеру Миннивотер, где картинно плавали гордые белые лебеди. Я хотела подойти поближе, чтобы щелкнуть лебедиху с лебедятами, которые паслись на травке, но меня вовремя остановили – лебедь-мать может здорово ущипнуть, за что попадется. Я решила не рисковать, ибо тело бело-крупчатое дороже славы папарацци.
По прелестным улочкам, мимо замечательного фонтана, в котором вода льется из лошадиных голов и который используется как поилка для тех самых знаменитых брюжжских лошадок, что с грохотом проносятся по узким улицам, прямо-таки высекая копытами искры из брусчатки, мимо старинных домиков с характерными окнами и фронтонами, мы дошли до огромного Собора Богоматери.

(продолжение следует....)
Оцените отзыв
5.0
12 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(10)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет
С нетерпением жду продолжения, в Вашего Г.Г. просто влюбилась...
Лариса (Москва)
05.02.2010 13:36
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Натали (Тверь)
05.02.2010 14:26
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Наталья (Natalina)
05.02.2010 19:20
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Эллен (Москва)
06.02.2010 13:02
Люблю старушку Европу!!!
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Эллен (Москва)
08.02.2010 12:29
Кстати, БАР (биполярное аффективное расстройство) присуще чуть ли не каждому 3-ьему москвичу...
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Потрясающий отзыв, Катерина! Я испытала огромное удовольствие, читая его. Спасибо! Но вот насчет ГГ у меня сложилось иное мнение, поэтому я даже не стала упоминать о нем в своем отзыве. В нашей группе все до одного остались недовольны этим гидом. Мы полюбили Бельгию не благодаря, а вопреки ГГ и его спектаклям.