Здравствуйте, друзья!
Хотела поделиться своими впечатлениями о нашем большом автопутешествии в Черногорию из Москвы с заездом в наикрасивейшие места в Европе. Возможно Вы почерпнете из нашего опыта поездки что-нибудь для себя, т.к. путешествие незабываемое и бюджетное что немаловажно.
Итак наш марщрут был следующий: выезд из Москвы с утра - 1 ночь в Польше Люблин - 1 ночь в Венгрии Будапешт - 1 ночь Сербия Златибор - 9н. Черногория Добры Воды - 2 ночи Словения оз.Блед Радовлица - 1 ночь Австрия горы-озера Обертраун - 1 ночь Германия Фюсен - 3 ночи Чехия Прага - 1 ночь Польша Бяла Подляска и через Белоруссию домой.
Всего 6556 км. Большая веселая компания. Все с детьми. Три автомобиля. Ford Mondeo с пробегом около 40 тысяч, Nissan Qashkai и Hyundai Tuscon - оба с пробегом под сотню. Цены на бензин - 1.5 евро плюс - минус, в зависимости от страны. Совсем беспроблемным оказался Ford, об этом чуть позже. Обязательное условие не тонированные стекла, запасные лампочки и светоотражательный жилет. Впрочем, никто это все не проверял. Делали чешскую визу.
Начну с того, что мы еще в ноябре месяце 2011 года забронировали аппартаменты в Черногории на берегу моря в местечке под названием Добры воды (в окрестностях Бара) с индивидуальным пляжем и с 2-мя индивидуальными бассейнами четырехкомнатный аппартамент. Остальной маршрут мы продумали примерно в феврале - марте, получилось и бюджетно, и соответствовало нашим ожиданиям. К морю нам очень хотелось и наш маршрут мы продумали до мелочей, т.к. после незабываемого отдыха на море хотелось получить еще всяких необыкновенных впечатлений.
Итак мы выехали из Москвы и по Минскому шоссе через Белоруссию направились в Польшу. Платная Белорусская трасса нынче пдля граждан таможенного союза бесплатна, подъезжаещь к пункту сбора деньги (хорошо звучит - пункт оплаты редьки...) и тебе открывают шлагбаум безо всякой оплаты. Проходили границу через Брестский мост к ночи. Времени потратили около часа на документальные формальности (повезло). Дороги Польши - это отдельная песня, да это ровные хорошие дороги, но бесконечное ограничение скорости, камеры и светофоры убивают остатки терпения после столь внушительного переезда из Москвы. На момент поездки по всей Польше строили автобаны к Евро 2012 (который, впрочем, к тому времени уже закончился), так что повсюду были пробки. Специально поехали по второстепенным дорогам до Люблина и далее, где у нас была первая наша ночевка. Далее тоже старались придерживаться таких дорог - меньше траффик, почти нет камер и полицейских засад. Надо сказать, что сами поляки достаточно сильно превышают разрешенный лимит - но, впрочем, камер и засад на дорогах не мало - так что мы старались, если и ехать побыстрее, то за местными. Отель Huzar 3* - без претензий, далековато от центра - впрочем, чистенько, нормальный сервис и не плохие завтраки - мы на большее и не претендовали. От Москвы пройдено 1208 км. Т.к. на Люблин у нас времени выделено не было - переночевали и поехали далее. Мы посещали и Варшаву и Краков, но это было другое большое автопутешествие в Словакию и Италию на Новый год и я расскажу о нем в другой раз.
С утра проснувшись мы выехали в Будапешт через Словакию. Для проезда по скоростным дорогам требуется виньетка - её можно приобрести на заправках в районе границы или непосредственно на границе. Клеете на стекло - и избавляете себя от потенциальных проблем в случае обнаружения Вас без таковой местной полицией на автобанах. Стоит не дорого - что-то около 10 Евро на 10 дней. Главное, не пропустите границу - она, как и везде в Шенгене, не очень заметна. Скоростные дороги в Словакии хороши, впрочем, в Венгрии еще лучше. Особенность виньетки в Венгрии в том, что она электронная - даете денежку в кассу на границе, и Ваш номер заносят в базу - далее все контролируется электроникой. Стоит тоже не очень дорого. Проехав чуть 612 километров, остановившись по дороге в небольшой деревушке на обед (отличная и дешевая кухня), въехали в Будапешт. Апартаменты без завтраков, но с включенной в стоимость подземной парковкой Szentmihalyi - большие и хорошо обставлены, правда, без кондея. Вечером решили прогуляться, пройдя метров 500 обнаружили большое количество палаток, продающих цветы, удивившись было любви венгров к цветам, обнаружили что находимся у главного входа на городское кладбище...впрочем тихо и зелено. Покинув с утра апартаменты и переехав в центр первым делом мы направились в термы купальня - Сечени "В настоящее время купальню обеспечивает водой источник Св. Иштвана, пробуренный в 1938 году. Лечебная вода, поднимающаяся с глубины 1256 метров, имеет температуру 77 градусов по Цельсию. Это самый горячий источник в Европе", множество открытых и закрытых бассейнов. Прогулялись по близлежащему парку, покормили лебедей и уток и отправились на 2-х часовую обзорную экскурсию по центру Будапешта на автобусе с электронным гидом. Это удобно и максимально информативно.
Увы, на большее не хватило времени - впереди еще долгий путь и неизведанная для нас граница с Сербией
Садимся в машины и несколько отъехав от центра города отправляемся на обед, можно заехать в любой маленький городок по дороге на Сербию. Обязательно надо отведать местный гуляш - это национальное блюдо...ммммм.....пальчики оближешь.
От Будапешта До Златибора (горный курорт Сербии) наша дорога заняла 573 км. Прокатившись по прекрасным Венгерским автобанам достигли границы с Сербией, которая, как и все остальные границы на нашем пути, проходится следующим образом - подъезжаете к будочке вроде таких же в пункте сбора оплаты за проезд, через окно автомобиля даете паспорта и документы на машину (иногда еще спрашивают Green Card), через несколько секунд получаете их обратно. Повторить при въезде. Всё. Даже обидно - ихних бы пограничников нашим на стажировку - мигом научились бы пробки создавать на несколько часов... По Сербии половину пути проделали по автобану, который ведет от Будапешта к Белграду - приличного качества, хотя и похуже венгерского, местами с ремонтными работами, половину - по местным дорогам, которые напомнили нам наши родные Российские.
Искать нашу гостинницу, на что ушло часа два. Оказалось, что название гостинницы переводится с Сербского что-то вроде "гостинница", поэтому наши вопросы, где гостинница "гостинница" ставили в тупик местных жителей. Наконец нашли - отель находился практически на местном рынке - впрочем, номера (скорее, даже, аппартаменты) большие и с неплохой обстановкой. GP Konak называлась. Парковка включена.
Златибор - это сказка. Изумительно красивое местечко в горах, вокруг озера и хвойные тенечки, маленькие ресторачики радуют местными вкусностями, ухоженные клумбы, неторопясь прогуливаются отдыхающие. КРАСОТА.
Пообедав и вкусив все местные деликасы мы отправляемся дальше в Черногорию. Дорога представляет собой в большинстве своем некрутой серпантин, но....куда ни глянь каньоны и озера, не успеваешь оглядываться и фотографировать.
Граница между странами заняла пять минут - проверка документов...и опять через каньоны к морю часа 4 заняла дорога. Дороги в Черногории в целом лучше, чем в Сербии, однако не основные трассы в горах для не подготовленного туриста могут показаться опасными - узкие, местами с ямами, закрытыми поворотами и не огороженными пропастями - осторожнее. Виньетка в стране не нужна, есть платный тунель к морю, остальные дороги бесплатны. На въезде на стандартном информационном щите указано ограничение скорости, включая магистрали - однако магистралей в стране нет еще. Дорога от Златибора до места нашего отдыха - 299 км.
Черногория.
Мы наконец приехали в наши аппартаменты. Море изумрудного цвета, чистейший воды. Местечко Добры Воды расположено в огромной бухте поэтому в большинстве дней, проведенных у моря, был штиль. Купались по несколько часов, облазили гроты, была возможность прыгать со скал, а загорать опять же в скалах очень удобно, как бы ярко солнышко не светило есть место где можно спрятаться.
Очень гостеприимные хозяева, помогали во всем, взаимопонимание пришло сразу. Несмотря на то, что была кухня, за небольшу плату (5 - 6 евро за полный обед) хозяева готовили и свежевыловленную рыбу на огне и креветки огромные по своему размеру по местным рецептам приготовленных соусах, вообще, Черногорская кухня очень понравилась. Из недостатков, кроме лестницы к морю, можно отметить большое количество ежей на платформе - при спуске по лестнице требуется осторожность, и наценка на алкоголь в аппартаментах - 2,25 литра пива продавали по 5 евро, в супермаркете в Баре - 1,5 евро. Опять же дети могли хоть всю ночь резвиться в бассейнах, вечером включали прожекторы. Общаться с местным населением можно без переводчика - Черногорский (по сути, Сербский) язык очень схож с Русским. Были и забавные недоразумения - после обеда хозява спросили - "Треба ёж"? Неужели они и морских ежей едят, подумали мы. Оказлось, ёж переводится как ещё. Вечером же приходили местные соседи на общую веранду и под гитару пели песни о любви. Чудесная атмосфера - попробовали местные вина и козий сыр. Я праздновала там свой день рожденья - нам запекли ягненка на вертеле, а хозяйка приготовила торт, который в конце вечера выкатили на тележке.Танцевали. Пели. У нас был самый гостиприимный "приют" даже отдыхающие из других мест старались вечером поддянуться к нам и в незабываемой атмосфере провести свой досуг.
Ездили однако же и на песчаный пляж - чуть далее Ульциня, нвзывается Великий пляж. Чтобы избежать столпотворения на пляже, проедьте немного далее от города - километров 10-15. Берег - сосны. Море мутновато от песка. Лежаки платные - но Черногорцы ленятся собирать мзду - иногда получается В целом неплохо. Но...наша бухта мне понравилась больше, даже несмотря на то, что 100 ступенек к морю казались непреодолимыми. По окончанию отдыха это даже в расчет не бралось. Проехав чуть дальше - вы попадаете в дельту реки Бояна (Bojana), отделяющую Черногорию от Албании - масса не дорогих и вкусных рыбных ресторанчиков - мы обедали в ресторане Misko, видимо - небольшая сеть ресторанов, так как видели такой же в Баре.
В округе много достопримечательностей.
Успели съездить на рафтинг долина реки Тара (красивые места, кажется, речка глубиной метр - два - ан нет - 10 - 12 метров. Выплывали из Черногории, приплыли в Боснию, обратно - через границу), Скадарское озеро (самостоятельно, съехав в одну из деревень и отбившись от навязчивого предложения покататься на древней полузатопленной лодченке, доехали до турбазы и, взяв уже вполне приличную посудину, прокатились до островных монастырей и искупались в прохладной воде озера) , посетить города Бар (красивый старый город с полуразвалинами крепости, набор магазинчиков и супермаркетов) и Ульцинь (более мусульманский город - много Албанцев, посему - свой колорит). Съездили в горные каньоны и озера с организованной экскурсией (которая вышла индивидуальной, так как нас было 10 человек) - не очень удачно, так как основные красоты были закрыты из-за лесных пожаров, с которыми как-то лениво боролись.
На таких организованных экскурсиях как-то умудряются выбирать рестораны с кухней, которая вообще ни идет ни в какое сравнение с нормальной кухней этой страны - экономят, наверное. Острожский монастырь (дорога вверх не для слабонервных - однако мы на своем крокодиле, в целом, доехали без проблем, лишь пару - тройку раз сдавали задом по краю пропасти чтобы разъехаться с туристическими автобусами) . Недалеко Сотоморе, недорогое место, где вечером развлечения на все вкусы и много дискотек.
Наши девять дней у моря прошли не успели мы глазом моргнуть.
В Черногории пытались устранить мелкие поломки в Nissan и Hyundai - практически не удачно, из-за определенной расслабленности автомехаников Черногории и отсутствия запчастей. Ездили даже в столицу, к официальному дилеру - там оказалось хуже всего (результат - совсем 0, не считая потраченных денег). Обе машины, по всей видимости, не выдержали жары и дорожной пыли - решали проблемы с кондиционированием.
И мы снова отправляемся в дорогу и следующая наша остановка -Словения озеро Блед (956 км пути). Размещались в маленьком городке Радовлица.
По совету местных, выехали рано по утру (половина шестого) дабы избежать пробок на приморской дороге, с хаотично паркующимися автомобилями и множеством переходящих дорогу где попало отдыхающих, плюс возможных затруднений на пограничных переходах - не прогадали, времени нигде не теряли и направились в сторону Хорватии, пересекая Боснию и Герцеговину. Кодорский залив пересекли на пароме (около 20 евро, ходят каждые 15 минут вроде)
Границы - как обычно в Европе - документы проверили - минута на проверку паспортов - и они пройдены. Дорога - живописнейшая, вдоль моря. Въезжая на территорию Хорватии приходит ощущение что Вы в Европе. Дороги хорошие. Чистенько, вылизано, много ограничений. Правда, отличный автобан с ограничением в 140 еще не дотянули до южных границ - километров 100 потрялись по ухабам и стройкам - на автобан попали только в районе Сплита - однако, строят быстро, может, уже открыли и дальше.
Так как нам предстояло в этот день быть уже в Словении, мы не останавливались в Хорватии, а прямиком продвигались по запланированному маршруту.
Словения. Это буйство красок. Это маленькие увитые плющем домики. Это простота, сдержанность и колорит маленьких городков. Все в цветах и зелени. Вдалеке холмы. Жители радуют улыбчивостью и гостимприимством. Словения, надо сказать, дорогая страна, одна из самых дорогих в Восточной Европе и потому мало посещаемая русскими туристами, а уж самостотельных русских туристов мы там не встретили совсем. Дороги отличные - но, по слухам, штрафы весьма внушительные (проверить не довелось). Нужна виньетка. В этой стране что-то еще осталось от Югославии, но в основном уже она напоминает Австрию. Мы съездили в горы, поднялись на фуникулере на самую высокую точку и увидели все великолепие природы и ландшавтов, искупались в холодном горном озере, заехали на водопады.
Конечно же посетили озеро Блед с замком над озером на высокой скале, где в основном и расположены наибольшее количество отелей, НО баснословно дорогих, место очень красивое, есть возможность покататься на лодке и Вас будут сопровождать лебеди, причалить к маленькому острову с красивой церковью...побродить, прицениться на базаре, а вечером окунуться в ночную жизнь, мы преследовали чуть более другие цели.
В близлежащем городке Радовлица и размещение в аппартаментах, и доп.инфраструктура радовали кошелек (мы останавливались в шикарно обставленных аппартаментах большой площади с террасой Jansa) .
Кроме этого, нам нравится провинция, здесь и жители по-искренней, и другой подход к приезжим, а в центре города местные музыканты устраивают небольшие приятные слуху шоу с песнями, а в местном музыкальном театре довольно часто проходят представления по исполнению классической музыки. Хозяин аппартаментов долго сокрушался, что мы здесь всего на две ночи - показывал и рассказывал о красивейших пещерах и потрясающих природных видах... В центре города есть ресторанчик AVGUSTIN с открытой террасы которого открывается сумашедший панорамный вид на горы. Можно отведать национальные блюда. За 2 дня мы, насколько могли, посвятили себя Словении и поехали дальше в горы.
Дорога в Австрию, озеро Обертраун, заняла 227 километров и три часа времени, из них час простояли на въезде в туннель, отделяющий Словению от Австрии (нам еще повезло, обратно пробка растянулась на десятки километров - Европа ехала, в основном, на моря). В Австрии нужна виньетка. Несмотря на то, что это конец июля, а в далеке стоят заснеженные вершины гор, туман спускается, лошади, пасущиеся на зеленых лугах и холмах, радуют глаз, как будно игрушечная железная дорога и мимо проходит сверкающий красный поезд - вызывает чувство щенячьего восторга. Мы забронировали маленький семейный отель прямо на берегу озера (Haus Am See). Когда находишься на берегу ощущение, что горы вдруг разверзлись, посередине сверкающее озеро с белыми дикими лебедями.
Можно взять лодку-катер. Тишина. Довольно прохладно, кажется, что облака на наших глазах рождаются в озере и устремляются вверх, в горы. Есть много пеших маршрутов.
Перепробовав весь набор австрийского шнапса на ночь глядя - поутру мы двинулись в Германию. 295 км с очередным для нас заездом в музей фабрики Сваровски под Инсбруком навстречу пробкам перед тоннелями. Дороги в Германии, как известно, без огрничения по скорости - но, если таковое есть (особенно в городах) - старайтесь его соблюдать - немцы со свойственной им педантичностью выписывают штрафы за малейшее её превышение (3-4 км/ч) Нас ждал городок Фюссен, являющийся окончанием знаменитой Баварской Романтической дороги. Я неслучайно назвала Романтическую дорогу именно так - во многих путеводителях по Германии она рекомендована для незабываемой "прогулки" (вернее, автопробега). Фюссен - ухоженный в плюще и мощенных улочках типично немецкий городок, стоящий на берегу Лех, отделяющей Германию от Австрии. Замечательный шоппинг, гостеприимные обитатели, незабываемая кухня и пиво (мы обедали в ресторначике Баренбрау с рыцарским антуражем и изумительно вкусным супом в свежей булочке)!!!
Останавливались в недорогой гостиннице Ferienhotel Berger за 120 евро / ночь, примерно в километре от центра (вид с балкона)Недалеко от Фюссена есть возможность посетить замки Нойшванштайн (в лесах на реконструкции) и Хоэншвангау, а также прилежащее озеро, вдохновившее Чайковского на написание "Лебединого озера". В окрестностях городка - сотни километров идеального качества велосипедных и пеших дорожек для прогулок.
Далее наш путь лежал в Чехию в Прагу. 503 км автобанов (в Чехии нужна виньетка). В Праге мы уже были несколько раз и успели осмотреть все достопримечательности, а там несомненно есть что посмотреть. Хорошее настроение придают уличные музыканты кто на что горазд в районе Карлова моста... И соборы само собой...
Антураж Праги передавать не буду - наверное, это наиболее популярный город в Европе для наших соотечественников. Хочется отметить, что цены в центре (Прага 1) в разы отличаются от цен чуть поодаль (например, в Праге 3), так что, если вы хотите не только вкусно, но и совсем не дорого покушать - рекоммендуем делать это не в историческом центре. С другой стороны, такие рестораны, как "У Флеку", предлагают собственный средневековый колорит и свежесваренное в собственной пивоварне вкуснейшее пиво - так что также must have. Останавливались в красивом отеле U Krale Karla недалеко от Пражского града. Хочется предупредить - мест для парковки нет. Вообще - только для резидентов. У нашего отеля было разрешение на парковку двух машин - и нам они не достались. Парковались километрах в трех на бесплатной парковне в районе народного стадиона. Так что, выбирая отель в Праге, обратите внимание на наличие парковки и подтвердите наличие мест на ней. Переодически отвлекаясь на пивоварни с местными колбасками, перепробовав десятки сортов пива мы в очередной раз осмотрели Прагу и, так как наше путешествие уже приближалось к концу, двинулись через Польшу домой. Проехав 785 км, периодически застревая в пробках из-за дорожного строительства, и выбрав маршрут через центр Варшавы вместо объездной, наглухо забитой фурами, остановились на ночлег в маленьком городке Бяла-Подляска в отеле Rota 3* - бюджетно и чистенько. Очень хорошо и вкусно кормят прямо в отеле. С утра до границы оставалось 30км и домой (вся дорога - 1098 км). На обратном пути нам не повезло с границей. Бодро проехав Польскую границу (потеряв время только на возврат такс фри, так как дама, выдающая деньги, куда-то удалилась, собрав внушительную очередь), мы встали на Брестском мосту. Простояв без движения три часа при температуре воздуха под сорок градусов и отсутствии каких-либо удобств, узнали телефон горячей линии таможни от Белорусов, которые, правда, стеснялись сами туда позвонить. Диалог вышел примерно следующий ("Скажите, почему нет движения через погран переход Брестский мост" - "Граница работает в штатном режиме" - " А есть прогнозы, сколько мы будем еще стоять" - "Что вы хотите, сезон отпусков, все почему-то прутся через именно Брестский мост" - "Но на Польской стороне машин мало, и проблема в том, что мы просто стоим" - "Я не уполномочен вести такие разговоры". Интересно, а зачем тогда горячая линия?! Проходящий мимо поляк сказал - просто им лениво работать (справедливости ради, иногда Белорусы работают споро, а лениво работать Полякам). Звонок на другой телефон привел к тому же молодому человеку. Диалог получился следующий "Так мы с вами уже разговаривали. дайте нам, пожалуйста телефон приемной Лукашенко" - "Кого?!?! Я не уполномочен давать такую информацию". Через пять минут так резвенько поехали - может, конечно, совпадение... В сумме провели на границе чуть более пяти часов. Далее пришлось забыть про планы посетить Брестскую крепость - нас ждало более 1000 км дороги до дома. Расстались уже ранним утром следующего дня.
Вот такое наше незабываемое приключение-отпуск получилось. Буду рада ответить на любые Ваши вопросы.
Каждый выбирает что для него важнее и наиболее приемлемо в данный момент времени. Эллен, Вы как опытная путешественница всё говорите правильно, просто возможности у всех разные, не все могут выезжать так часто как хотелось бы, чтобы обстоятельно осматривать каждый город и каждую интересующую страну, да ещё с максимальным комфортом. Кто-то готов пожертвовать этим ради обилия впечатлений.