Корфу всегда был островом моей мечты. Еще в детстве, вдохновленная рассказами Джеральда Даррелла, воспевшего этот райский уголок земли в своих произведениях, я мечтала побывать здесь, чтобы собственными глазами увидеть изумрудное море, оливковые рощи, цветущие сады; познакомиться с необыкновенным животным миром острова и с его жителями – приветливыми, работящими и глубоко верующими людьми. Правда тогда, в детстве, о вере я знала мало, поэтому когда в одной из своих повестей Даррелл упомянул о глубоком почитании жителями Корфу святого Спиридона Тримифунтского, внимание мое на этом факте не остановилось. Лишь теперь, намного позже, уже придя в Церковь, я поняла, что Корфу притягивает меня не только своей природой, но и своими святынями.
СВЯЗЬ С РОССИЕЙ.
Корфу (греки называют свой остров и столицу Керкира) – не самый большой остров в группе Ионических островов, но то, что он самый зеленый, это уж точно. Наверное, сад Эдемский был похож на Корфу: всюду пышное цветение, плодоносящие деревья кумквата и лимона, оливковые рощи, с притаившимися в них пчелиными ульями, и изумрудная гладь Ионического моря. Южное солнце обдало нас жаром, только мы спустились с трапа самолета, и то, что дома мы к этому времени не были избалованы солнечной лаской, стало для нас поводом сразу полюбить корфиотский климат – здесь тепло и влажно. Побывав вечером на море, окунувшись в его прозрачные и ласковые воды, все наше семейство испытало необыкновенную благодарность Богу за то, что Он сохранил для людей такие места, где время течет неспешно, где вдали от суеты и проблем можно просто созерцать созданный Им мир. И самое примечательное, что, несмотря на сложное историческое прошлое, так здесь было всегда. Корфу смело можно назвать русским островом. Русских здесь, правда, отнюдь не много, однако история острова тесно связана с историей нашей страны. Когда-то в далеком 1797 году Ионические острова были захвачены республиканской Францией, и жители Корфу обратились к российскому императору Павлу I с просьбой взять их под свое покровительство. В 1799 году объединенный союзнический русско-турецкий флот во главе с адмиралом Феодором Ушаковым начал штурм острова, который завершился полным разгромом французских войск и освобождением острова. Очевидец тех событий вспоминал: «Жители везде поднимали русские флаги и способствовали десантным войскам отыскивать французов, скрывавшихся в горах и ущельях; а когда остров был взят, местный архиерей и духовенство с крестами, все дворянство и жители, при колокольном звоне и пальбе из пушек и ружей, встретили начальника русского отряда и командиров судов, когда они съехали на берег». Ионические острова были провозглашены Республикой семи соединенных островов, и Ушаков стал одним из авторов конституции этого государства. Местные жители и по сей очень почитают нашего святого адмирала. Совсем недавно ему близ Корфу (на острове Видо), был открыт еще один памятник. Нам посчастливилось побывать в храме Иоанна Крестителя в Керкире, который был любимым храмом Феодора Ушакова. Здесь он часто бывал на богослужении, молился, и по его просьбе здесь, под спудом, был погребен один из лучших офицеров эскадры Ушакова, мичман Савицкий, умерший на Корфу от чумы. Мы в молчании постояли в храме над могильной плитой русского офицера и, помолившись про себя, почувствовали незримую связь с тем временем и с теми людьми, которые своей жизнью навсегда соединили истории двух православных государств.
СВЯТОЙ ПОКРОВИТЕЛЬ КОРФУ.
Через пару дней нашего пребывания на Корфу мы отправились в столицу, чтобы прикоснуться к главной святыне острова – мощам святителя Спиридона Тримифунтского. Сам святитель Спиридон до своей кончины никогда не был на Корфу. Всю свою жизнь он провел на Кипре, возглавляя там епископскую кафедру. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь святых апостолов в городе Тримифунте. В VII веке мощи святителя были перенесены в Константинополь, а в XV веке – на остров Корфу. С тех самых пор к святителю Спиридону стекается бесчисленное множество паломников, чтобы испросить у него молитвенной помощи. Сами греки, жители Корфу, не начинают ни одного дела, не испросив благословения святителя Спиридона и не приложившись к его цельбоносным мощам. Обутые в бархатные сапожки ноги святого регулярно переобувают, потому что со временем обувь святителя удивительным образом стаптывается. «Это потому, – гласит греческое предание, – что святой ходит по миру и помогает всем, кому нужна помощь и поддержка, чудесами отвечая на молитвы людей». Сношенную обувь разрезают на мелкие частицы, бережно заворачивают в конвертик и раздают верующим. Мощи для поклонения открывают вечером, перед службой, и утром, после Божественной Литургии. Греческая Литургия – это нечто особенное. Несмотря на то, что смысл и содержание ее от нашего не отличаются, есть в ней то, что не привычно для русского человека – пение хора под орган, чтение Евангелия на специальном возвышении, возможность сидеть во время службы. Причем утреня в Греции вычитывается перед Литургией, и здесь хор не поет, а лишь пономарь и чтец вкрапляют византийский распев в некоторые богослужебные тексты. И тогда ловишь себя на мысли, что молитва, пусть и на незнакомом языке, как-то сама собой проникает внутрь твоей души, что и служба здесь течет так же размеренно и неспешно, как и сама жизнь.
В этом году планирую поездку,уже присматриваю отели.
Для Константина. Да, Вам обязательно стоит поехать, не пожалеете, и обязательно зайдите в храм Иоанна Предтечи в Керкире, он не далеко от храма святителя Спиридона. Там очень приветливые служители.