День восьмой. Яншо.
Этот день получился у нас очень интересным, хотя каждый день в Китае был насыщенным и запоминающимся.
Мы решили покататься по реке Ли и увидеть знаменитые карстовые холмы во всей своей дикой красе и потрясающем многообразии.
Можно такое путешествие купить в Гуйлине. Круизный кораблик за 4 часа и 420 юаней с носа повезет Вас до городка Яншо, который расположен в 70км и примерно в часе езды автобусом от Гуйлиня.
Круизными поездками в этом направлении занимается только одна "пароходная" компания в Гуйлине - поэтому, она - монополист, и найти что-то другое, дешевле и с другим хронометражом вряд ли получится.
840 юаней на двоих и 4 часа времени - нам показалось много в обоих случаях, поэтому мы поступили так, как советовали многие самостоятельно путешествующие по Китаю туристы, выкладывающие свои фотки и инфу в Инет, за что я им премного благодарна (подчеркну это еще раз!).
Самые красивые виды, как говорят сами китайцы, - это участок между двумя деревушками: Янгди и Ксинпин. Именно картинка реки Ли с карстовыми холмами и буйной растительностью запечетлена на 20 юаневой китайской купюре. Именно туда мы и решили направить свои стопы...
Итак, с утра двигаем на автовокзал (он недалеко от нашей гостиницы, дошли пешком) и покупаем билет до Яншо. Билет - недорогой, кажется, 15 юаней. Приехав в Яншо, тут же, на автовокзале, пересаживаемся на следующий автобус, либо в Ксинпин, либо в Янгди (разница - будете плыть либо против течения, либо - по).
Мы поехали в Янгди (билет - 9 юаней и еще минут 40 времени). Где-то на полпути в автобус вошли мужчина с молодой девушкой и сели перед нами. Услышав русскую речь, китаец обернулся и, назвавшись Андреем, заговорил на приличном русском языке. Мы обалдели! Как и поголовное большинство китайцев, он совершенно не говорил по-английски, но учился в Москве, затем при Союзе работал с харьковскими и днепропетровскими предприятиями, так что, говоря коротко, нам подфартило.
Мы сразу объединились, образовав небольшую интернациональную команду, и решили брать плот на четверых, так дешевле.
В Янгди автобус приходит прямо к пристани, тут же начинается усиленный торг за плот. Раньше плоты были бамбуковые. Но когда в середине 80-х американцы и европейцы открыли для себя эти места, Яншо со всеми прилегающими деревушками моментально превратились в способ наживы, выманивания максимального количества денег из валом валящей толпы иностранцев. Теперь плоты стали делать из толстых легких пластиковых труб, с сидениями и навесами, только для туристических сплавов.
Поскольку здесь никто не говорил по-английски, мы доверились Андрею, который взял с нас 300 юаней за двоих за полуторачасовой сплав до Ксинпина. Я думаю, что самостоятельно возможно было бы договориться и на меньшие деньги, но не хотелось рисковать, поскольку я читала в Инете отзывы туристов о том, что хитрые китайцы, уступая в цене, катают их всего лишь минут 30-40, а потом высаживают на берег и предлагают добираться до Ксинпина самостоятельно, вдоль реки Ли, рассматривая местные красоты, на что у людей уходит до 2-3-часов времени.
Кроме того, в стоимость билета входила и стоимость проезда в Ксинпине на открытом мини-бусике, который забирает людей с пристани и везет на автовокзал, откуда ходят автобусы в Яншо.
Благодаря Андрею, мы получили бесплатного гида на все время нашего сплава. Маленький китаец-кормчий, ловко орудуя длинным веслом, рассказывал о холмах, незаметно сменяющих друг друга справа и слева. Андрей нам переводил. Вот холм с изображением рыбы, вот - с табуном лошадей, семь пиков, появившихся на горизонте, - это семь небожителей... Тысячелетние горы, густо покрытые буйной растительностью, плавно выплывающие из молочного марева, - ощущение то ли чуда, то ли сказки, то ли нереальности происходящего.
Мне никак не удавалось сделать четких фоток - день был пасмурным, но с какой-то туманной поволокой, все расплывчато и как-будто "в молоке"...
Эти края известны своими фруктовыми садами. В конце апреля здесь уже собирают новые урожаи мандарин, апельсин и помело.
Проехав минут 40, наш кормчий спросил, не голодны ли мы, и предложил причалить к одной из небольших пристаней, чтобы покушать в прибрежном кафе.
Сейчас, пересматривая фотки, я до сих пор удивляюсь, как мы, такие осторожные и осмотрительные путешественники, вдруг согласились на такую авантюру! :)
Декор "ресторана", мебель и особенно потолки нас впечатлили до такой степени, что дар речи пропал. Пока в голове нашей сумбурно проносились мысли о том, что мы здесь делаем, Андрей лихо "выбил" для нас столик.
Голод и вступившие в силу доводы рассудка, сделали свое дело: во-первых, людей здесь было много, встречались даже иностранцы; во-вторых, с нами есть китаец, это упрощает общение с обслуживающим персоналом и дает гарантию не напороться на безумно перченые блюда; в-третьих, мы заехали в такую китайскую глубинку, что вряд ли нам попадется что-либо более респектабельное. Были еще рекомендации китайского кормчего о том, как здесь вкусно готовят, но, работая в рекламе, этот довод я сразу же отмела без всяких сомнений.:)
На удивление, еда действительно оказалась не просто съедобной, но и вкусной - мы взяли традиционный рис, омлет с травами (немного отличается от нашего, его удобно есть палочками), суп с зеленью и тофу (я не особо догоняла вкус тофу в Киеве, Китай не поменял мое мнение по поводу этого "чуда" в лучшую сторону - абсолютно безвкусные белые куски "чего-то", но суп и зелень были приятны желудку) и местную рыбу. Вот рыба, абсолютно свежая, выловленная из протекающей мимо реки, была просто объеденье!! Андрей назвал ее по-китайски - я не запомнила. А по-русски он нарек ее "рыба-меч" - как масло, с небольшим количеством костей, в "спокойном" соусе - абсолютный зачет!!
Поскольку чаем мы помыли пиалки и палочки, пить заказали местное пиво в запечатанных бутылках. Пиво - легкое, светлое, нормально дополнило трапезу.
Забегая вперед, скажу, что за все две недели нашего путешествия у нас не было ни малейшего расстройства здоровья всего организма, исключая ноющую крепотуру после легендарного восхождения, а затем и покорения Китайской стены. :)
Пообедав, мы опять сели в наш плот и поплыли дальше. Какое же это потрясающее ощущение - микс сытости, неторопливого движения по реке (можно опустить ноги в воду, но в апреле она еще достаточно прохладная) и чудные картинки, волшебно сменяющие одна другую.
Однозначно, must see!!
Отчалив из Янгди в 12.30, в Ксинпин мы приплыли часа через 3. Выйдя на берег и обернувшись назад, мы увидели тот самый знаменитый вид с китайской купюры - публикую для сравнения. Сев на рейсовый автобус в Ксинпине (7 юаней), достаточно быстро вернулись в Яншо.
Здесь скажу пару слов об этом городишке.
Многие туристы, особенно "не наши", сразу едут в Яншо (по-китайски "Янсу"), минуя Гуйлинь. За последние несколько десятилетий эта деревушка разрослась, открылось много хостелов и гостиниц. Благодаря окружающему пейзажу, здесь много точек для взятия на прокат велосипеда или альпинистского снаряжения. Здесь можно много чего посмотреть - и многочисленные карстовые пещеры, и многолетнее баньяновое дерево, и сплав на настоящих (!) бамбуковых плотах по притокам реки Ли, и рыбаков, ловящих рыбу с помощью бакланов - им сдавливается горло, поэтому бедные птицы не могут заглотить большую рыбину, ее-то и забирает рыбак, а птичка довольствуется мелочью, проходящей через маленькое горловое отверстие.
Можно прогуляться по старинной Западной улочке - West street - своеобразный местный Бродвей, посмотреть вечерние музыкальные предствления на реке...
В нескольких километрах от Яншо находится еще одно природное чудо - Лунный Холм.
В оставшееся время до отхода последних автобусов в Гуйлинь мы решили быстренько смотаться к Холму и подняться наверх.
Андрей нам подсказал, на какой автобус сесть - 3 юаня (говорите: "Moon Hill", китайцы Вам подскажут), минут 15 - и Вы у цели.
Покупаете билет за 15 юаней - и вперед!
Сразу же подчеркну, что подъемника здесь нет - надо рассчитывать только на собственные силы.
Подъем к высшей точке холма занимает до получаса, правда, я отвлекалась на фотографирование. Перед самой вершиной сбивалось дыхание и ножки настойчиво спрашивали: "Ну, сколько можно???", но открывающийся вид просто потряс!
Холмы, холмы, холмы... А внизу, у реки, аккуратно примостившийся городок Яншо. К вечеру из-за туч выглянуло на немножко солнышко: солнце и дымка - это очень красиво...
Спуск назад - занял минут 5-7. По дороге обогнали бабушку-"помогайку". Представьте, каждый день она поднимается на холм с кучей пожитков - здесь и вода, и фотографии холма - все для туристов, сидит там весь день (даже не знаю, что ест), а потом вечером, к закрытию, спускается обратно. Одна из разгадок феноменальной стройности китайских женщин...
Выйдя из парка, тормознули машину и за 10 юаней приехали на автовокзал, где нас поджидал автобус на Гуйлинь...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ ДНЯ: Если будете в Китае, обязательно запланируйте поездку в Яншо. Лучше - приедьте сюда на несколько дней. Окунитесь в эти непривычные пейзажи, проедьтесь по окрестностям, чтобы увидеть совершенно другую жизнь: далекую от привычной нам цивилизации, но очень натуральную, "всамделишнюю". Посмотрите, как растут помело, как выращивается рис, как живут люди, не меняя свой быт и уклад из поколения в поколение. Попробуйте рыбу из реки Ли, ну, когда Вам выпадет еще раз такая возможность? :)
Конечно, туризм портит местных жителей, пробуждая в них алчность, жадность, хитрость. Но, к сожалению, это есть в любой стране, когда та или иная достопримечательность начинает пользоваться повышенным вниманием у туристов...
Но пока китайцы здесь окончательно не испортились :), приехать сюда стОит обязательно!
Хороших вам, да и всем нам, попутчиков в путешествиях!
Да, такие поездки - подготовки на полгода! :) Если высадят - ничего не поделаешь, будешь идти пешком - что-либо доказать просто не получится. Они будут гнуть свое. Поэтому надо заранее все иероглифами написать, чтобы они понимали, откуда и куда ехать, сколько стоит и т.д. И общаться с ними письменно. Иначе потом никак не докажешь, что тебя неправильно поняли. Конечно, от проколов никто не застрахован, увы, но их надо свести к минимуму. :)
Полный восторг!!!
Да.. до глубинки Китая мне точно, видимо, не добраться...