Написав отзыв о Н. Зеландии, вошел во вкус, но получил рекламацию, что мало, мол, фотографий. Однако, я не фотограф. А тут мне попался в руки DVD с фото одного из предыдущих путешествий - к Кайласу осенью 2010 г. Автор, наш тур-лидер, после завершения раздал каждому участнику. Он еще и мощный фильм сделал для каждого, в формате National Geographic, с профессиональным монтажом. Такого отношения и качества работы я не встречал. Теперь отдаю свой долг Владимиру, нашему гиду: сделал небольшой отбор фотографий, смотрите и облизывайтесь))
Про Тибет и Кайлас понаписано достаточно, стоит лишь добавить, что я лично убедился в мощном влиянии этих мест на судьбу человека. Моя личная жизнь и бизнес после той поездки изменились очень существенно. Пара замечаний по маршруту: после Кайласа мы еще отправились на пару дней дальше на запад - в Тиртхапури и Долину Гаруды, а возвращались в Лхасу через Манасаровар. Эти места производят не менее сильное впечатление, там при нас никого не было, они абсолютно внемирные. Ну а дальше все зависит от наличия времени, денег и ситуации с пермитами-доступами. Жили мы в чистых палатках, вещи ехали на яках, еду готовил повар, вкусно и разнообразно, никаких дошираков.
Если с начала, то заезжали мы через Пекин и Лхасу, где очень неплохо акклиматизировались. Как раз за год до этого китайцы открыли железную дорогу из Пекина в Тибет, и мы решили ей воспользоваться, а не лететь самолетом. Так и акклиматизация более плавная (в вагоны подкачивается воздух, обогащенный кислородом), и инженерное чудо можно оценить. Но, к сожалению, самые выдающиеся туннели и ущелья мы, видимо, проехали ночью (поезд идет почти двое суток), во всяком случае, они в памяти не отложились. Зато мы навсегда впечатлились размахом китайского строительства. Вдоль ж/д строились города - сто многоэтажных домов одновременно. Не дом, не квартал, а сразу город посреди пустыни вырастал одновременно, как термитник.
Был один серьезный отрицательный момент с автотранспортом. У одного из Лендкрузеров, на котором ехал в том числе и я, на третий день пути западнее Шигадзе начался какой-то флаттер, мощная вибрация рулевой системы. Естественно, это очень напрягало: бездонных пропастей там нет, но дорога все равно горная, серпантинов и опасных закрытых поворотов хватает. Заезжали в ремонт, балансировку, ничего не помогло. Лишь удалось найти некоторую скорость около 65 км/ч на 3-й передаче, на которой тряска сходила на нет, но потом спонтанно возвращалась снова. Естественно, это чувствовалось только на ровном асфальте, а от Кайласа до Тиртхапури и Гаруды - гравийки. В конце концов, машину заменили, но только на обратном пути в Саге. Остался водитель без чаевых...
Теперь - сплошной позитив. Наш сопровождающий Владимир Столяров вобрал, - и более того! - каким-то чудом реализовал в поездке все трудновербализируемые архетипы идеального тур-лидера. Это очень ответственный, адекватный, сверхэрудированный и неутомимый профессионал, который прекрасно разбирается в географии, истории и этнографии Китая и Тибета. В нашем случае – даже в таких религиозных тонкостях, как отличия между буддийскими орденами Гелугпа, Кагъюпа, Нингмапа и линиях преемственности будды Авалокитешвары, Амитабхи и Манжушри. Отличный английский, хорошие психологические способности, великолепные коммуникативные навыки гида помогли создать особую дружескую атмосферу, трансформировав случайную туристическую группу в компанию приятелей и друзей. Владимир – это не только настоящий профессионал, но и глубокий интеллектуал с отличным чувством юмора и толерантным восприятием всех точек зрения в самых сложных ситуациях (когда высота выше облаков, это, знаете ли, на всех давит).
Что касается работы Владимира, как фотографа и видеооператора, то помимо того, что это профессионал экстра-класса, и это факт, можно лишь добавить, что это настоящий маньяк. Исключительно в самом лучшем смысле этого слова. Ни один стоящий момент, перспектива, кадр… ничто не осталось без его внимания, даже если ради этого Владимиру приходилось забираться бог знает куда, пусть и на самую неудобную гору. Кто знает, тот поймет: путешествие происходило на средней высоте выше 4000 метров.
Ездили мы с тур-фирмой «Неизведанный Мир» из Санкт-Петербурга. Насколько я знаю, Владимир и сейчас там работает – всем рекомендую.
Внешний перелет был СПб – Хельсинки – Пекин; Шанхай – Хельсинки – СПб. В Шанхай мы прилетели из Лхасы, столицы Тибета, и испытали обратный культурный шок. Так и было задумано, но это уже совсем другая история!