Ты сказала, что Саади
Целовал лишь только в грудь.
Прямо из аэропорта едем к мавзолею Саади. Нужно сказать, что Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази прожил нелёгкую жизнь, спасаясь от нашествия моголов в 1226 году, бежал и скитался в течении 30 лет, побывал и в Индии, и в Африке, был в плену у крестоносцев, сбежал от сварливой жены, а закончил жизнь в одном из монастырей родного Шираза. Известен не только любовной лирикой «Я некогда испил блаженство с той, что зовется Совершенство»..., но и философско-этическими произведениями, вошедшими в золотой фонд суфийской поэзии. С архитектурной точки зрения мавзолей ничего особо выдающегося не представляет, построен в 1952 году, место скорее для паломников, чем для туристов, хотя всё мило, аккуратно. Небольшое прямоугольное здание с колонами под голубым куполом, вокруг разбит сад, имеется водоём, рядом подземный грот. Чтобы усилить впечатление наш гид Мухаммед у саркофага, кажется мраморного и более древнего, чем мавзолей, читает стихи Саади в подлиннике:
Если в рай после смерти меня поведут без тебя,
Я закрою глаза, чтобы светлого рая не видеть.
Ведь в раю без тебя мне придется сгорать, как в аду.
Нет, аллах не захочет меня так жестоко обидеть!
А может то были другие строки. Не скажу, что эта декламация привела меня в восторг, но гармонию языка можно было почувствовать, улавливалась и ненавязчивая рифма, что вместе с царящей под крышей прохладой создавало определённую атмосферу. Потом можно было задавать свои вопросы. Я поинтересовался, место позволяло, действительно ли персы предпочитают ласкать женщин описанным у Есенина способом, избегая поцелуев в губы. Ответ Мухаммеда был уклончивым и касался больше второй части вопроса – да, действительно, в Иране поцелуи не приняты и допустимы только между близкими людьми. В этом вопросе уличить Есенина в недостоверности не получилось, но я зашёл с другого бока и узнал, что «поцелуй название имеет», а также «Как сказать мне для прекрасной Лалы по-персидски нежное «люблю». Если читатель помнит, мой великий предшественник почерпнул свои сведения из ответов менялы, я же вопрошал гида, но разница оказалась невелика, поскольку наш Мухаммед взвалил на себя и это бремя, помогая раньше срока потратившим все свои иранские деньги, пусть и по менее выгодному, чем официальный, курсу. Почерпнутые лингвистические сведения неожиданно оказались актуальны.
______________________________________________________________________________
Незадаром мне мигнули очи,
Приоткинув черную чадру.
В Иране очень строгий женский «дресс код». Уже из самолёта женщине нужно выходить, убрав волосы платком. Местные дамы в своём большинстве прячутся с головы до ног в чёрные покрывала. Жуткое зрелище – выбеленные солнцем и временем стены домов и толпы в чёрных одеяниях, ощущение, что со страной не всё в порядке, раз там каждый день траур. Хотя, возможно, я слишком сгустил краски: нет-нет, да и попадаются цветные накидки, девчушки-школьницы, те, что помладше, в одинаковых одежонках и платочках нежного окраса – голубого, розового. В одном из музеев (в Ширазской крепости) мы видели выставку женских традиционных нарядов разных народов, населяющих Иран, непередаваемое многоцветие, запрещённое Хомейнитской революцией. Впрочем, и из-под чёрных покрывал часты открытые доброжелательные взгляды и улыбки, иранцы вообще оказались очень добродушными, душевными и отзывчивыми людьми, а уж глаза их женщин неоднократно воспетые, пред ними даже латиноамериканские «безнадежные карие вишни» блекнут. На эти то горящие как яхонты сокровища я и начал свою фотоохоту. Соблюдать первую заповедь фотоохотника за головами – объект не должен знать, что он объект, удавалось не всегда – телеобъектив так просто не спрячешь, поэтому реакции были самые разные. Нет, камнями никто не побивал, самое плохое, что случалось, - объект съёмки резко и гневно отворачивался, но встречалась и противоположная реакция, выбор его в качестве съёмки среди многих других наш прекрасный объект правильно воспринимал как тонкий комплимент и одаривал многозначительной улыбкой. Один иранец практически заставил меня сфотографировать его жену – красочно одетую миловидную особу, не обиженную Аллахом по части форм и прелестей, а ей повелел приподнять подол, чтобы можно было лицезреть и зафотографировать украшенные золотым шитьём шёлковые шароварчики. На могиле Хафиза, лёгкой воздушной беседке в восточном стиле, сооружена в 1935 году над надгробием 1773 года, моё внимание сразу привлекла парочка весьма симпатичных девушек в ярких цветных платках, назовём это так, чтобы не пугать читателя страшным арабским словом хиджаб. Дамы, заметив, что их снимают, не отвернулись, а приняв картинные позы, стали позировать, махать ручками, приглашая к дальнейшему общению. Посмотрели, дыша духами и туманами, сделанные мной снимки, прижимаясь своими прелестями сильнее, чем требовала необходимость, к моему фотоаппарату и, а как иначе, ко мне тоже, проявляя живой интерес ко всему, что я скажу или спрошу, буравя меня глазами, обжигая многозначительными взглядами. Земную жизнь пройдя до половины – в волосах не золото и медь, а скорее серебро и платина, я трезво оцениваю свою внешность, которая ну никак не могла вызвать такого дамского внимания, поэтому констатируем, никого не осуждая, что в Иране кроме древней культуры сохранились и древние профессии.
Очень красивые женские лица, а главное - безупречная форма носа. Теперь верю, что Иран - мировая столица пластической хирургии Портреты - замечательные!
Юль, носы у них - все же национальный признак) у всех такие) так что думаю, что тут без пластики обошлись)
Ирина, просто я когда-то очень удивилась, узнав, что в Иране дамы обращаются к пластическим хирургам так же часто, как к стоматологам)И в основном по вопросам ринопластики.Вот и в фотогалерее уважаемого автора видно: у девочек- подростков - носищи, а у дам - аккуратные точеные носики.Думаю, генетика одаривает иранских красавиц лишь огромными выразительными глазами, а носы приходится чикать
Да ну и бог с ними) пусть чикают) коль финансы позволяют)))