Слава Богу, остались еще в Москве здания, радующие своим видом глаз и душу. Правда принадлежат они ныне различным нуворишам или прочим организациям, которые с большим скрипом и очень редко знакомят желающих со внутренними интерьерами особняков. Один из таких шедевров можно отыскать в Пречистенских переулках. И устоялось за ним название - особняк Дерожинской. Александра Дерожинская, наследница купца - старообрядца Бутикова в 16 лет вышла замуж за Павла Рябушинского - выходца из другой знаменитой семьи старообрядцев - миллионеров. Но брак не сложился и с большим трудом был оформлен первый развод Александры. Во втором браке с поручиком Дерожинским, в самом начале ХХ века и был воздвигнут особняк по проекту гения русского модерна Франца ( Федора) Шехтеля, который почти в те же сроки спроектировал и знаменитй особняк Рябушинских на Спиридоновке. Несмотря на постройку дома, второй брак тоже оказался недолгим и экс - Дерожинская становится Зиминой - женой Ивана Зимина, одного из директоров " Товарищества Зуевской мануфактуры И. Н. Зимина". При этом и с бывшими мужьями Александра сохранила приятельские отношения. Английский консул Брюс Локкарт вспоминал : " Мне занимательно было наблюдать, как мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями - двумя бывшими и одним настоящим. Это показывало толерантность и понимание, которые в то время были за пределами понимания западной цивилизации. Английские жены, однако, с ханжеством разводили руками.... " После октябрьского переворота следы экстравагантной миллионерши теряются. Видимо вслед за почившим от тифа третьим мужем, с которым, кстати, тоже успела развестись, и сама Александра сгинула от голода и болезней. А вот особняк остался.... Конечно, годы советского режима и многочисленные конторы в нем обитавшие довели шехтелевский шедевр почти до непотребного вида, но в 1959 году особняк передается в ведение австралийского посольства, что, безусловно, спасло его от окончательного разрушения. И теперь мы иногда можем полюбоваться многим из того, что было задумано архитектором. Очень необычна история росписи большого зала. Для этого Шехтель рекомендовал заказчице пригласить И. Грабаря. Но 10000, запрошенных художником показались Дерожинской неприемлемой суммой и за 5000 был приглашен В. Борисов - Мусатов. Тот с энтузиазмом взялся за заказ и вскоре эскизы были готовы. Но в миллионерше снова взыграла жадность и Мусатову тоже было отказано. Художник так расстроился, что скончался той же осенью, а стены большого зала так и остались лишь оштукатуренными. И вот уже в нынешних нулевых эскизы Борисова - Мусатова наконец обрели свое место в особняке. Причем это не роспись, а по специальной технологии эскизы были напечатаны на полотне или бумаге, не знаю тонкостей, а потом наклеены на стены как простые обои. Интерьеры дома ничего кроме вострога вызвать не могут. И еще очень понравились слова посла Австралии, который сказал, что он рад пригласить интересующихся в особняк, который принадлежит народу России, а австралийское ведомство лишь арендует его и старается поддерживать его в достойном виде.
Вы посетили здание в рамках дня культурного наследия?