Все мы в детстве читали про героический перелет Незнайки и его друзей на воздушном шаре, но повторить самим этот подвиг, наверно, мало кому приходило в голову (если Вы не Федор Конюхов), а если и приходило, то мало у кого возникала возможность сделать это. И я не исключение. После книг Жюля Верна создавалось впечатление, что полет такой очень эксклюзивен, сложен, сопряжен с огромным риском.
Я бы, наверно, так и не полетел бы никогда, но недавно сын подарил мне на день рождения полет на шаре на двоих. Сам даритель вежливо отказался от совместного полета, сославшись на занятость. Жена и дочь сразу категорически отказались лететь, поскольку боятся высоты. Несколько месяцев сертификат на полет провалялся без дела, благо, что срок его действия полгода. Периодически я предлагал полететь кому-то из друзей, но все уклонялись и, думаю, за спиной крутили пальцем у виска. Но, наконец, нашелся храбрец, мой старый друг Леша, о котором я уже как-то писал в отзыве про Ангиштский перевал. Леша - отличный фотограф, поэтому все фото его, а видео мое.
Мы решили лететь в начале сентября. Условия участия в полете были весьма жесткие:
-наличие сертификата (билета),
-предварительная запись,
-при опоздании полет аннулируется.
Место сбора – бензоколонка на Дмитровском шоссе сразу за Икшей.
Время - либо 6 утра, либо 16 дня. Естественно, как люди ответственные, мы заранее записались, а как ленивые, выбрали вечерний полет.
По моим расчетам ехать мне было нужно не более 1,5 часов. Я выехал за 2 часа с расчетом перекусить по дороге. До Долгопрудного я пролетел пулей, но в районе Водников завяз в нудной пробке. Пробка усыпила мою бдительность и, когда я очнулся, то понял, что за остающиеся 40 минут могу не успеть добраться. Перспектива не улететь расстроила, да и перед Лешей было неловко. Я позвонил в службу поддержки:
- Извините, я опаздываю из-за пробки. Во сколько реально все отправятся к месту старта?
- Сожалеем, но отбытие ровно в 16:15, ждать никого не сможем.
- А могу ли я догнать их и куда мне нужно ехать?
- Место старта каждый раз меняется в зависимости от направления и скорости ветра. Оно определяется в последние 5-10 минут. Но даже, если мы скажем координаты точки вылета, то это место в голом поле. Если Вы оставите машину там, то шар-то приземлится совсем в другом месте, и никто к машине Вас не доставит.
Я поблагодарил за ответ и понял, что могу либо повернуть назад, либо попробовать успеть. Выбрал, конечно, второе. Оказалось, что ремонтные работы, как назло, проводились на половине всего пути. Пришлось нестись как угорелому, но успел вовремя и оказалось, что можно было еще полчаса отдыхать.
Я думал, что кроме нас с Лешей будет еще от силы 3-5 человек. Однако, народу собралось достаточно много – человек 70-80 будущих покорителей неба и человек 20 сотрудников клуба «Аэронавт», организующих полет. Устроители подогнали 8 внедорожников и микроавтобусов с прицепами, в которых располагалось оборудование и сами оболочки шаров. Мы оставили свои машины у дороги в надежде их все же снова увидеть, расселись в машины клуба и поехали к старту.
Это место оказалось в чистом поле недалеко от полигона МАДИ. Машины выстроились цепочкой и с них выгрузили оборудование. Я почему-то думал, что шары будут надувать гелием или водородом, но к счастью оказалось, что горячим воздухом.
Сам шар, оказывается, состоит не только из оболочки и корзины, но и из мощных счетверенных горелок с газовыми баллонами. Корзины положили на бок горелками к шару. Шары развернули на земле и в нижнее отверстие стали воздушной пушкой нагнетать воздух. Те сразу взбодрились и стали приобретать округлые формы. В середине процесса включили горелки и стали нагревать ими воздух в шаре. Нижнее отверстие достаточно большое диаметром метров десять. Чтобы воздух мог входить, края отверстия поддерживали двое ребят. В шаре есть еще и небольшие окошки, видимо, для стравливания горячего воздуха. Нагревая и стравливая воздух можно менять высоту, а направление ветра на разных высотах меняется. Так что, зная направление ветра на разных высотах, можно достаточно точно перемещаться. Экипажи шаров снабжены рациями и с земли им сообщают нужную информацию.
Процесс нагревания воздуха занял не более 20 минут, и мы вскоре увидели восемь разноцветных, разных по форме и величине шаров. Некоторые шары рассчитаны на 2-х пассажиров, некоторые - на 4, на 8 или на 16. Стоимость места в них, естественно, разная. Нагретый воздух поднял шары, а они подняли корзины в вертикальные положения. Капитан шара (наверно так он называется) пригласил садиться и предупредил, что после посадки нельзя вылезать, чтобы сделать эффектные кадры, т.к. шар, почувствовав облегчение, тут же улетит, оставив фотографа делать снимки с земли.
Переспросив еще раз, твердым и обдуманным ли является наше решение лететь, поскольку, есть последний шанс остаться, и, услышав дружное «да-а-а!!!», капитан нажал на газовую гашетку. Пламя с шумом вырвалось из четырех горелок, и шар стал медленно подниматься. Подъем происходил как-то очень незаметно, но вдруг оказалось, что внизу люди маленькие-маленькие. Мы пролетели над прудом, в котором отражался наш шар и неожиданно, откуда ни возьмись, на нашем пути оказался жилой дом, и мы чуть не влетели кому-то в гости.
Внизу люди махали нам руками. А мы сверху, как вожди с Мавзолея, кричали им:
- Здравствуйте, товарищи! Поздравляем Вас с началом учебного года и отопительного сезона!
Пока летели, в голове сложились дурацкие стихи, которые можно назвать «Мальчики на шаре»:
Мы с Лешей на воздушном шаре несемся.
Люди внизу как мелкие точки.
Думаю, что, если мы звезданемся
И я не увижу жену и дочку?
Из корзины шара гляжу я
Как люди внизу копошатся,
Руками машут, ликуя,
Торопятся, видать, попрощаться.
Ничего я им не ответил,
Лишь жару в шар поддунул.
«Дураки!»- сверху им крикнул.
И на головы им плюнул.
Ну, конечно, я сам жару не поддавал, «дураки» не кричал и, тем более уж, не плевался. Это творческий вымысел художника, для красного словца. Называется «гипербола» или попросту - враки.
А тем временем, мы уже поднялись на приличную высоту, с которой было видно, что Земля плоская как блин, и, что Галилей тоже не дурак был соврать, будто она круглая (фото прилагаются).
Впереди и сзади были видны другие шары из нашей команды, а дальше справа и слева на горизонте виднелись группы шаров других команд. Думаю, что по Москве таких команд должно быть не меньше двух десятков. Виды сверху открываются потрясающие: небо, лес, солнце, поля, речушки и озера. Но видны и масштабы упадка и разорения: автопарки и парники с обвалившимися крышами; зарастающие сорняками поля, свалки. Все это относительно недавно работало и приносило пользу, но, почему-то, стало не нужным никому.
Мы пролетали над дачами, жилыми районами, лесами и лугами. Капитан то поднимался высоко до 500 метров, то опускался до макушек деревьев или касался травы днищем корзины – «стриг газон», как он говорил. Пролетая над деревьями, он сказал:
-Можете сорвать листья с макушки.
- Только долго не держитесь за ветки,- посоветовал я.
Скорость и общая обстановка были совершенно спокойными, никто не пугался и не истерил с криками «Снимите меня немедленно!!!». В каких-то шарах летели даже дети. Температура на высоте оказалась такой же, как на земле. Но кепку с собой желательно брать, поскольку от жара горелок металлическая крыша корзины не всегда спасает. Нам еще повезло, что мы были на самом крае корзины, далеко от горелок.
Солнце начало садиться и закат с шара выглядел потрясающе. Начало холодать и родились новые чернушные стихи:
Осень, морось, смеркается…
Мы на воздушном шаре летаем.
Холодает и шар сдувается…
И конец может быть летален.
Леша щелкает аппаратом,
Запечатлевает мгновения,
А Ньютон рассчитал-то давно уже
Все последствия столкновения.
Холодает и шар сдувается
По соответствующим законам.
Виноватьте, если мы долбанемся,
Менделеева с Клайпероном!
Ну, здесь опять, как обычно, гипербола: шар не сдувался; про долбанемся -это для красного словца; а про Менделеева с Клайпероном – это эстетство, кто знает про их Пэ Вэ на Тэ, тот поймет.
Полет продолжался около часа. При посадке нам порекомендовали держаться обеими руками за ручки в корзине. Это не лишне, поскольку при посадке корзина ударяется о землю, подскакивает, потом цепляется углом за землю, а ветер продолжает тянуть шар, и корзина накреняется. Ничего страшного, главное, при этом не выпасть. По рации капитан доложил о приземлении и наших координатах. По команде все начали потихоньку вылезать, помня, что шар может и улететь.
Вскоре приехал микроавтобус с прицепом. Ребята как-то оперативно сдули шар, сложили его и корзину в прицеп, и мы направились к месту общего сбора. Сбор был на обочине дороги перед сельским магазинчиком. На маленьком столе были красиво разложены шоколадки и расставлены бокалы с шампанским и соком (для тех, кто за рулем).
Вперед вышел руководитель клуба и рассказал в красках всю историю воздухоплавания. В его изложении правда и художественный вымысел плавно переплетались, подводя базу к проводимому мероприятию. Вкратце история звучала так:
В 1873 братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье смастерили из тряпок и бумаги воздушный шар, наполняемый горячим воздухом, способный подниматься с грузом. Первыми пассажирами стали баран, утка и петух, наверно те, кого удалось в тот день поймать братьям. Шар взлетел, но на высоте немного порвался и аварийно спустился. Ни одно животное в эксперименте не пострадало, но король Людовик XVI, узнав об этом, якобы заявил, что в его стране никакие бараны и петухи летать не будут, а могут только дворяне.
Учитывая сказанное, братья создали еще больший шар, способный поднять двух человек. Но тут их папа запретил им это (а может самим стало страшновато). Место в шаре вызвались занять майор маркиз д`Арланд и примкнувший к нему физик Пилатр де Розье (не дворянин). Шар взлетел, а к Людовику уже бежали неравнодушные люди, спешившие уведомить, что его приказ нарушен и летит вовсе не дворянин, а какой-то физик. Людовик расстроился, погрузил походную гильотину и спешно поехал в сторону предполагаемой посадки шара, с целью произвести усечение.
Но на глазах короля шар произвел достаточно жесткую посадку с разрушением и возгоранием. Глядя на пламя, Людовик немного остыл и даже подумал о посмертной награде героям - первым покорителям неба. В это время, как черти из табакерки, из-под обломков вылезли д`Арланд и Пилатр де Розье, увидели гильотину и бухнулись королю в ноги с мольбами о прощении. И хоть Людовик их уже простил, но приказ-то нарушен. Тогда Людовик очертил милю вокруг места падения шара, подарил эту землю Пилатру де Розье и присвоил ему дворянский титул. И волки сыты, и овцы, т.е. дворяне, целы. По этому поводу тут же испили шампанское. Эта традиция сопровождает теперь все полеты на шарах. Традиция включает не только испитие шампанского.
-Сегодня,- сказал руководитель клуба,- мы присваиваем графские титулы всем участникам полета, а также даруем всем земельные наделы вокруг места посадки. Владейте ими, следите за чистотой, убирайте мусор, берегите природу. А поскольку, район - Дмитровский, нарекаем вас графами и графинями Дмитровскими. Ура!!!
Все дружно прокричали ура и принялись кто шампанским, а кто соком обмывать свое новое графское звание. Руководитель же достал пачку дипломов, подтверждающих сей факт, и стал выкрикивать фамилии участников. Хор из пилотов стал дружно комментировать происходящее.
- Сергей Смирнов,- выкрикивал руководитель.
- Поздравляем!- дружно отзывался хор.
- Михаил Чабанов
- Да ладно?!- хором удивлялась команда.
-Екатерина Волкова
-Ура, товарищи!- надрывались пилоты
-Виктория Ушакова
-Ура два раза!- не унимались ребята
-Алексей Уфимцев
-Графинчик!
-Ольга Спатикова
-Вот это поворот!
И так комментировался каждый новый граф, получающий графское удостоверение.
…..
-Андрей Карелин
-Поздравляем!
-Кому не досталось грамоты?
-Поздравляем!!!
В общем, все было организовано четко, слажено, доброжелательно и с юмором. Нас погрузили и доставили к месту сбора к нашим машинам. Незаметно стемнело, все стали разъезжаться, но осталось какое-то чувство единения, чувство одной команды и незавершенности отношений. Хотелось еще побыть вместе, вспомнить ощущение полета и увидеть красоту мира с высоты облаков. А что, ведь это было так здорово!
Спасибо большое за такой безумно интересный рассказ! Очень понравился, при чём не только описание подготовки, сам полёт, посадка, награждение, но и ... ммммм ... как выразиться не знаю, очень понравился именно сам текст, какой-то настоящий, живой, хороший, качественный русский язык! Супер! Спасибо, получила истинное наслаждение! Стихи повеселили Юмор, как и Пушкин - наше русское всё Сама бы вряд ли решилась на такой полёт, я трусиха
Спасибо большое за такой безумно интересный рассказ! Очень понравился, при чём не только описание подготовки, сам полёт, посадка, награждение, но и ... ммммм ... как выразиться не знаю, очень понравился именно сам текст, какой-то настоящий, живой, хороший, качественный русский язык! Супер! Спасибо, получила истинное наслаждение! Стихи повеселили Юмор, как и Пушкин - наше русское всё Сама бы вряд ли решилась на такой полёт, я трусиха
Ольга, спасибо за добрые слова! Рад, что Вам понравилось :)
Димыч, на сайте уже писали обо всех странах, но все равно пишут новые отзывы о своих впечатлениях. Я не претендую на лавры первооткрывателя этой темы. Просто рассказал. И рад, что Вам понравилось :)
интересно!
Спасибо!
Прошу прощения, граф.
ЗдОрово!!! Поздравляю с удачным полетом! Ощущения незабываемые, подтверждаю! В этом году мы тоже впервые пролетели на воздушном шаре над Каталонией
Спасибо, Марина! Каталония сама по себе красива, а сверху, наверно, бесподобна?! Завидую я Вам
Димыч, ну это, согласен, очередная гипербола. В ней-то и есть вся графская натура
Э-э-э, граф, Вы даже не представляете, как разбередили чуЙства моей супруги... Она теперь не только на шаре полетать возжелала, но и, пока в инете отзывы о полётах на шаре искал, заодно и на прыжки с парашютом наткнулся, таперича не только графиней стать желает, типа, на шаре, а ещё и десантницей с 4000 м!!! Вот мне радость: 2-го августа праздник ВДВ придётся отмечать да и в фонтане купаться...Седина мне в бороду!!! ...бес и так там, где надо... А, вообще, действительно - вдохновили, будем подходящей погоды ждать, мож, чего и получится. На ЯК -52 с фигурами высшего пилотажа я уже пробовал...
Извиняюсь за внесенный сумбур . Но супруга Ваша, похоже, отважный человек, не каждый мужик решится на прыжок.
Договорились!!!
С графским титулом Вас!
Ой, да ладно, завидовать... нас вот в графья не посвящали и земли каталонский не раздавали
Нам тоже посчастливилось полетать на воздушном шаре в Африке. И тоже был и завтрак, и шампанское...Все как у белых людей)))
А вообще я с детства бредила воздушным шаром, как только увидела мексиканский фильм по книге Жюля Верна "Пять недель на воздушном шаре." И книгу перечитывала много раз и сама, и потом старшему сыну, и потом младшему.
Просто наваждение какое-то было !
Рада, что и в России есть теперь такая возможность.
интересно, спасибо! Уразумела теперь вот, почему шампанское всегда)))С графским титулом Вас!
Спасибо, графиня, но мне достался сок- был за рулем
Н-е-е! Еда и напитки -это все второстепенное. В графья -это по умолчанию, даже если бумажки не дали. Раз летали-вынь да положь, как завещал Людовик!
Здорово! Поздравляю с осуществлоенным полетом!Нам тоже посчастливилось полетать на воздушном шаре в Африке. И тоже был и завтрак, и шампанское...Все как у белых людей)))А вообще я с детства бредила воздушным шаром, как только увидела мексиканский фильм по книге Жюля Верна "Пять недель на воздушном шаре." И книгу перечитывала много раз и сама, и потом старшему сыну, и потом младшему. Просто наваждение какое-то было !Рада, что и в России есть теперь такая возможность.
Как я понял, этому клубу уже несколько лет. И полеты они организуют давно и массово. Просто на эту тему у нас, наверно мало пишут
Кроме сертификата воздухоплавателя ничего не выдавали
И кто кому в итоге должен завидовать?
Ой, как интересно написано! Спасибо за Ваши впечатления о полете на воздушном шаре! Теперь я знаю, что можно подарить друзьям! А почему Вам еще не присвоили Золотой Орден? Несправедливо!!
Согласна с Катериной. Однозначно голдовский отзыв!
Катя, Оля, спасибо. Приятно, когда хвалят
Понимаю, что такое баловство как сверкающая медаль есть только на Турах, и что большинство туровцев оставляют отзывы, тратя своё время, исключительно ради помощи другим путешественникам (ну или если графоман внутри сидит и всё время тыкает то пером, то ручкой), и сей голдик не особо на что-то влияет, НО "чьёрт побяри" приятно
Спасибо, Оля,