- Ну, давай поедем куда-нибудь, ну, дава-а-ай,- просила жена.
- Нет, нельзя – кризис, - жестоко отвечал я.
- Ну, давай поедем, у нас еще виза осталась,- твердила свое жена.
- Нет, кризис, и все должны страдать.
- Ну, давай поедем, и там будем страдать. Все равно в праздники делать будет нечего.
- Ладно, ищи гостиницу и билеты.
Эх, женщины, как против вас устоять?
Кого хочешь уговорите.
Выбор пал на Рим – относительно близко, давно хотели там побывать и там есть много интересного.
Перед поездкой тщательно проштудировал всю информацию по Италии и Риму и понял, что изучать, а
тем более писать про Рим только в контексте «где чего можно съесть и купить» скучно, а описывать
исторические памятники в отрыве от их истории невозможно. Все, что написано ниже, основано на
личных впечатлениях, сверенных с исторической информацией, добытой в интернете и из книг.
Информация эта порой настолько противоречива, что выбор версии основывался на моей личной
логике. Буду рад, если кто-то внесет обоснованные поправки в возможные неточности.
В вопросе возможных версий далеко ходить не придется - даже происхождение самого названия
«Италия» вызывает споры. Кто-то считает, что название происходит от греческого слова «италос», т.е.
теленок, ссылаясь на то, что в первых греческих колониях на этой земле разводили коров. Но я бы
скорее связал ироничное название колонии «Бычок» с тем, что колония без Греции обойтись не могла,
как теленок без коровы. Другие считают, что название «Италия» происходит от имени Итала - царя
кочевников, находившегося в родственных отношениях с Латином Сильвием, одним из царей города
Альба Лонга. Кстати, от имени царя Латина пошло название возглавляемого им племени латинов,
объединивших ряд разрозненных племен в латинскую конфедерацию, давших латинский язык и
письменность. Латин был далеким предком Ромула и Рема, но об этом позже.
ПРИЛЕТ И ГОСТИНИЦА
После выхода с таможни толпапассажиров рванула кто за багажом, а кто на выход.
Мы двинулись за всеми и неожиданно оказались на перроне метро. Подошел состав, и мы
подумали, что проскочили выдачу багажа и сейчас уедем в город без чемодана. После
небольшой заминки мы выяснили, что это вовсе не метро, а от зоны прилета до зоны выдачи
багажа каждые 5 минут идет небольшой состав, чтобы без проблем доставить всех. Сама
выдача багажа заняла буквально 10 минут.
Еще в Москве мы договорились на счет трансфера за 50 евро (для сравнения: на автобусе-
экспрессе или электричке мы заплатили бы за троих 42 евро). На выходе нас ждал здоровенный
мерседес Виано и через полчаса мы были в отеле "Esposizione", расположенном на улице
Nazionale в 15 минутах ходьбы от Колизея, Пантеона, Площади Испании.
Учитывая, что вокруг есть много чего посмотреть и приехали мы именно для этого,
передвигались мы впоследствии в основном пешком. Раза три воспользовались метро, что
в 7 минутах от гостиницы. Гостиница – это не совсем верное определение. Представьте старинное
шестиэтажное здание, все подъезды и этажи которого раздерганы разными владельцами. Так что
на долю нашего отеля приходились половины 2-го, 3-его и 5-ого этажей подъезда (считая от лифта).
Другие помещения были заняты страховыми конторами и какими-то еще организациями. Номера
нарезаны очень плотно. Лифт больше похож на пенал, в котором умещаются трое, и то в ряд. В
номере на двоих (который нам любезно предоставили бесплатно в день отъезда, поскольку мы
улетали ночным рейсом) кроме кровати умещался лишь узкий шкаф и тумбочка, а ванная комната
перекрывала половину окна, выходящего в стену соседнего здания. Но жили мы в более
«шикарном» номере с двуспальной и односпальной кроватями, тумбочками, большим шкафом,
столом, большой ванной, бесплатным сейфом и маленьким холодильником. Плазменный
телевизор не ловил наши каналы, но смотреть его времени и не было. Убирали и меняли
полотенца ежедневно, персонал очень доброжелательный. Окна выходили на улицу Nacionale,
напротив Выставочного Дворца. Можно было выйти на узкий балкончик, с которого в конце улицы
слева можно увидеть колесницы на крыше Алтаря Отечества, а справа - церковь на площади
Республики. То, что окна выходили на дорогу, было не самым приятным. Итальянские полицейские
и санитарные машины почему-то ездят только с включенными сигналами, даже, как мне кажется,
если никуда не торопятся. А ездили по нашей улице они постоянно и всю ночь. Но человек, как
известно, не блоха…
В гостинице есть свое «кафе» или столовая – штук шесть столиков, где можно скудно позавтракать
ограниченным набором продуктов. Первый раз кормили бесплатно, и нам не понравилось, а потом
мы питались продуктами из магазина. Через дорогу, чуть ближе к вокзалу есть большой супермаркет,
там мы закупали вино, прошутто, сыры, замечательный местный хлеб, оливки, соки, кондитерские
товары- то, что съедали на завтрак, а иногда и на ужин. Слева от выхода из отеля тоже есть большой
продуктовый магазин. Очень не хватало чая. Оказывается, чай там пьют только больные и пенсионеры.
Нужно будет в другой раз брать с собой кипятильник.
В пяти минутах ходьбы от гостиницы в сторону метро есть неприметный ресторан. С улицы кажется,
что это забегаловка, но внутри он вполне приличный, большой в ретро-стиле. Там мы несколько раз
ужинали втроем за 75-85 евро с вином и десертом. Это для Рима не дорого. Но можно без лишнего
шика, но вполне достойно поужинать и дешевле. На нашей улице Nazionale полно магазинчиков.
Цены приемлемые и выбор неплохой. Если прилетели мы с одним чемоданом, то улетали с тремя.
Так что опять заказывали трансфер.
ПЛАН ПОКОРЕНИЯ РИМА
Поскольку мы ехали в Рим всего на 8 дней, включая дни прилета и отлета, нужно было еще в Москве
продумать все возможные экскурсии и уплотнить их максимально. Было ясно, что без
помощи русскоговорящего гида мы мало что сами сможем понять и увидеть.
Просеяв множество предложений,
сначала остановились на одной женщине с очень развернутым экскурсионным планом.
Но, начав общаться с ней, мы были сильно озадачены. Дама общалась неохотно,
односложно, на вопросы как добраться самим куда-то, отвечала, что не знает, но
за деньги довезет. И все это угрюмо, показывая, что делает нам большое
одолжение. Прикинув, что такой гид нам только испортит настроение, отказались и
тут же нашли замечательную девушку Марию из Минска, живущую уже 10 лет в Риме и
знающую его прекрасно. Мария очень доброжелательный, открытый человек, готовая
бескорыстно помочь в любых вопросах, начиная от рекомендаций по блюдам и
ресторанам и заканчивая адресами
заинтересовавших нас магазинов. Она была абсолютно не навязчива в предложениях
(как это порой бывает у гидов), общаться с ней было приятно. Так что рекомендую
ее на все 100 %. Whatsapp/Viber +39 334 325 3902 Мария. Мы договорились с ней
провести две экскурсии. Каждая индивидуальная экскурсия длилась по 3-3,5 часа.
Прилетали мы 28 декабря утром и планировали самостоятельно до вечера
осмотреть окрестности отеля.
На 29 декабря была назначена первая экскурсия, включавшая посещение площади Испании,
Фонтана Треви, Пантеона, церкви Святого Луи, Площади Навона, площади Венеции, Римского
Форума и Колизея (снаружи). Дальше мы планировали самостоятельно, по заранее купленным
электронным билетам, проникнуть внутрь Колизея, насладиться видом развалин и разрушений
и пройти на соседнюю улицу для осмотра таких же развалин школы гладиаторов Лудус Магнус
и Церкови Сан Клементе.
30 декабря был намечен шопинг. Сначала мы хотели поехать в аутлет, но наша Мария
отговорила нас, убедив, что билеты и потраченное время сведут на нет выгоды аутлета,
а на Виа дель Корсо мы найдем гораздо более качественные вещи по близкой цене.
В районе нашей гостиницы цены будут еще ниже. Действительно, так все и получилось
На 31 декабря у нас были закуплены электронные билеты в Ватикан. Мы
немного нервничали - вдруг объявят нерабочий день и все закроют.
01 января Мария согласилась показать нам интересные уголки Рима: от площади Венеции
к Капитолийскому холму с лестницей Микеланджело, к театру Марцелла, церковь Santa Maria
in Trastevere, Большой цирк, Уста Истины, Арку Аржентариев, храм Портунуса и Храм
Геркулеса, остров Тиберина и квартал Трастевере.
02 января куплены электронные билеты на поезд до Помпей, чтобы опять же насладиться
разрухой.
03 января мы планировали экскурсию на бастуристике, осмотр комнат Св. Игнатия Лойола
и коридоров Поццо и свободный осмотр достопримечательностей.
04 января беспощадный шопинг на оставшиеся деньги и вечером вылет домой. Наконец-то
работать, работать, работать…
План-то он план, но в жизни возникли некоторые отклонения. Поэтому, постараюсь
придерживаться не хронологии, а географической и логической связи объектов. Вообще Рим
с его историей и культурой настолько объемен, что утоптать все в один отзыв будет сложно.
Разобраться же в римской архитектуре и искусстве без истории невозможно.
SANTA MARIA DEL POPOLO ЦЕРКОВЬ, ПЛОЩАДЬ И МУЗЕЙ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
Рядом с Ватиканом у метро Фламинио можно увидеть часть старинной городской стены
с тяжелыми воротами. Слева и справа от ворот между колоннами установлены
изваяния Св. Петра и Павла.
Пройдя за ворота, слева мы увидели церковь Santa Maria del Popolo. Раньше на этом месте у городской стены был мавзолей
императора Нерона. Со временем мавзолей пришел в заброшенное состояние, и на
его руинах выросло огромное ореховое дерево. В ветвях этого дерева поселилась
стая ворон, которых римляне, в эпоху расцвета христианства считали злыми
демонами, порожденными духом Нерона, при котором велись гонения на христиан и
были казнены Святые Петр и Павел. В XI веке, чтобы
избавиться от демонов, мавзолей снесли, дерево сожгли, а весь пепел, прах и
мусор утопили в Тибре. Для закрепления эффекта жители скинулись и на народные
деньги на проклятом месте построили часовню, которую назвали Santa Maria del Popolo от слова рopolo – народ.
Позже архитектор Бернини перестроил часовню в церковь. Украшением церкви
занимались Рафаэль, Караваджо и ряд их современников. Стены церкви отделаны
мрамором, богатая потолочная роспись и позолота оставляют сильное впечатление.
Пройдя вглубь церкви мы увидели удивительные
шедевры живописи. Один из них - полотно Караваджо
1601 г. « Распятие Святого Петра», рассказывающее о последних часах жизни
Петра. Здесь святой просит своих палачей распять его на кресте не как Иисуса,
чего, по его мнению, он не достоин, а головой вниз. Рядом висит другая картина Караваджо
«Обращение Савла». На ней изображен момент, когда Савл, гонитель христиан, едет
верхом, конюх ведет под уздцы его лошадь и вдруг с небес к нему устремляется
ослепительный луч света и раздается голос Иисуса: «Савл! Зачем ты гонишь
меня?». Пораженный Савл падает с лошади
и на несколько дней лишается зрения. Потом он прозревает, крестится и принимает
имя Павел, активно проповедует христианство, став впоследствии святым.
Между этими картинами расположено полотно
Карраччи «Вознесение богородицы».
Полотна установлены в полутемных нишах, где
разглядеть их сложно. Рядом стоит автомат, включающий свет на короткое время,
если опустить в него монеты. Поначалу мы не знали о такой возможности, поэтому
фотографии получились плохими, и я их не выставляю. Такие автоматы стоят во
многих церквях Рима.
На одной из стен установлена надгробная
плита Maria Flaminia Chigi-Odescalchi работы Паоло Пози. Удивляет, как
удалось в камне создать ощущение складок мягкой материи и трепет золотой
бахромы.
При выходе из церкви в этом же здании слева
увидите небольшую дверь с надписью «Музей Леонардо да Винчи». Зайдите ради
любопытства. Билет стоит 12 евро для взрослых и 10 для детей. На входе Вам под
залог дадут описание экспонатов на русском языке. Почти все в музее можно
трогать и тестировать. В музее, конечно, находятся не подлинники, а современные
макеты, выполненные по чертежам великого …человека. В этом месте задумался –
как же его правильно называть: художником, ученым, изобретателем? В каждой из этих сфер он добился
поразительных высот, а то, что такие разносторонние успехи сочетались в одном
человеке - это просто фантастика. Леонардо изобрел или улучшил очень много
вещей, ставших повседневными в нашей жизни. Например, карандаш с выдвигающимся
грифелем, водолазный костюм, ласты, снегоступы, парашют, пулемет, танк,
вертолет, дельтаплан, велосипед, подшипник, различные подъемные и вращательные
механизмы, зубчатые передачи, проектор и
многое другое. При этом он создал новую технику рисования «сфумато», когда
очертания фигур слегка размыты, как бы находятся в движении и воспринимаются
как живые. Его полотна «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем» стали
всемирно известными. В лавке музея можно купить оригинальные сувениры на память
- майки, брелки, открытки и альбомы с репродукциями.
Выйдя из музея, мы оказались у северного входа большой
площади. В центре площади
расположен египетский обелиск, вокруг
которого установлены четыре фонтана в
виде львов с бьющими из пастей струями воды, стекающими в округлые бассейны.
Спины бедных животных исцарапаны автографами разных придурков, пытавшихся
увековечить свои никому не нужные имена на историческом памятнике. С западной
стороны площади установлена скульптура Нептуна в окружении тритонов и
дельфинов, а под ними каскад раковин и бассейн. С восточной стороны над таким
же бассейном с каскадом стоит скульптура богини Ромы, покровительницы Рима в
окружении двух мужских фигур, олицетворяющих две реки, протекающие через Рим, -
Тибр и Аньене. В ногах богини размещена небольшая статуя римской волчицы с
Ромулом и Ремом. За этой группой расположен холм Пинчо, с вершины которого
открывается шикарная панорама города. И, наконец, в южной части площади стоят две, на первый
взгляд, одинаковые церкви Chiesa di
S.Maria di Montesanto (слева) и Chiesa di S.Maria dei Miracoli (справа).
На самом деле, левая церковь эллиптического
сечения с 12- гранным куполом, а правая – круглая с 8 –гранным куполом.
Церкви разбивают южный выход с площади на три улицы, за что это место называют
трезубцем. Здесь всегда стоит бронемашина с военными - на всякий случай. Левая
улица-это Via del Babuino, в центре – Via del Corso, а справа – Via di Ripetta. На всех этих улицах полно магазинов -
это основные шумные многолюдные туристические артерии Рима. В самом начале Via del Babuino стоит
гостиница, называемая «русской», поскольку более века назад русские купцы и
«туристы» любили останавливаться в ней.
УЛИЦА МАРГУТТА
Если пойти по Via del Babuino и
свернуть налево, то попадете в другой мир. Эта старинная улочка Via Margutta
- почти без туристов с редкими машинами,
разнообразными арками в уютные, неповторимые дворики, в которых стоят статуи, а
на стенах видны сохранившиеся мозаики (думаю, что все же копии), где здания
увиты плющом, где нет бутиков, разве что какие-нибудь затерявшиеся антикварные
или художественные лавочки. Можно заходить в каждый дворик и находить там
что-то новое. Здесь мало что изменилось за прошедшие века. Поэтому на этой
улочке и снимались сцены фильма «Римские каникулы» - здесь все дышит
патриархальным спокойствием и стабильностью. Мостовые и дворы выложены
брусчаткой, оплачиваемой каменотесам поштучно, каждый камень изготавливался и
укладывался вручную и должен был иметь размеры в строго заданных рамках. По
этой улочке мы вышли прямо к Площади Испании.
ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ И ФОНТАН БАРКАЧЧО
Площадь Испании солнечная и широкая в
начале, сужается к центру, где она соединяется с расширяющейся площадью
Минарелли. Она всегда полна туристами. Как предупреждают сами итальянцы, в
таких местах нужно следить за карманами и вещами. Особенно нас пугали метро,
где работают шайки несовершеннолетних румынок (?), профессионально облегчающих
кошельки и сумки туристов. Поэтому рюкзаки рекомендуют носить спереди, а сумки
- подмышкой. Может мы мало ездили в метро, но ни с одной «румынкой», тьфу-тьфу,
не встретились. На площади вас будут
поджидать кареты с лошадьми (и полицейские машины, которые обязательны в Риме
во всех местах скопления людей). В центре площади расположен небольшой фонтан
Баркаччо (т.е. барка, лодочка), созданный архитектором Бернини. Только Пьетро
Бернини, папой всемирно известного Джованни Бернини, который, впрочем, папе
помогал и о котором расскажу чуть позже.
Сюжет композиции фонтана напоминает о
реальном наводнении 1598 г., вызванном разливом Тибра. Тогда, после схода воды,
в этом месте села на мель одна из разбитых лодок. Вода в фонтан поступает из
акведука, но напор ее небольшой. Поэтому, основная чаша фонтана сделана ниже
уровня мостовой. Над уровнем, образованной таким образом лужицы, возвышаются
борта лодки, через которые переливается заполняющая ее вода. В центре лодки
установлено что-то типа питьевого фонтанчика, откуда бьет набольшая
струйка. Несколько струй бьют и из
корпуса лодки. Очень необычный фонтан- 5 за техническое решение и 5 за
художественное исполнение.
Напротив фонтана поднимается вверх Испанская лестница.
ИСПАНСКАЯ ЛЕСТНИЦА
Испанская лестница названа так в честь
дворца, в котором с 1620 года располагается посольство Испании и соединяет
площадь Испании с церковью Trinita dei Monti, основанной на холме Пинчо
французским королем Людовиком XII. Позднее перед церковью был установлен
обелиск, перенесенный сюда из садов Саллюстия. Как нам сказали египетские
иероглифы на нем сделаны уже в Риме по образцу выбитых на обелиске на площади Santa Maria del Popolo. До того, как
построили лестницу, пройти между этими пунктами было не просто из-за крутизны
холма. Лестница была нужна, но испанцы и французы, жившие в Риме, сто лет
боролись за честь ее возведения и тянули одеяло каждый на себя. Пока они
боролись, выделенные деньги, как водится, куда-то пропали. Люди продолжали
кубарем падать с холма. Это, наконец, надоело французскому послу Этьену Геффье
и он завещал 20 тысяч скудо на строительство. После последней реставрации,
закончившейся за пару месяцев до нашего приезда, по принятому закону на
лестнице нельзя есть и пить. Только сидеть и ходить.
КОЛОННА НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ
Переходя от площади Испании к площади Минарелли, мы увидели 11,8 - метровую колонну, найденную
в свое время на Марсовом поле рядом с Церковью Св. Марии. На ее вершине
установлена бронзовая статуя Девы Марии,
попирающей ногами змея-символ первородного греха. У подножия колонны сидят
Моисей, Давид, Иезекииль и Исайя. То, что торчит на голове одного из них, не
является ни рожками, ни ушками. Это ореол святости. Ну, так видит
художник. Открытие композиции состоялось
8 декабря 1857 г. Итальянцы очень уважают Деву Марию. Однажды, в годовщину
открытия памятника кто-то повесил на ее откинутую руку венок из белых лилий,
как символ непорочности. Сначала венок хотели снять, но, поразмыслив, оставили.
Более того, ежегодно в этот день сам Папа Римский привозит очередной венок из лилий,
который принимает начальник пожарной
охраны, и со стрелы пожарной машины производится торжественная смена венков.
Рядом с колонной находится миссионерский музей. Сначала проект фасада
здания был поручен Бернини, а потом неожиданно передан его конкуренту
Борромини. Все бы ничего, только Бернини жил прямо напротив этого здания и
каждый день до смерти вынужден был отводить глаза, когда проходил мимо.
Если отсюда двигаться строго на юг, то минут через 15 вас ждет встреча с
фонтаном, который вы уже никогда не забудете.
ФОНТАН ТРЕВИ
Фонтан Треви был спроектирован архитектором… правильно, Бернини в 1640
г., продолжил работы его ученик Фонтана, а заканчивал в 1762 г. Сальви,
приложили руку так же Ванвителли, Браччи, Панини и другие. Такой долгий срок
строительства объясняется разной заинтересованностью понтификов, сменявших друг
друга. Здание за фонтаном принадлежало знатной семье Поли. Когда папа Урбан III, до начала строительства, поинтересовался, не будут
ли они против, если за счет церкви у них перед дворцом построят фонтан, хозяева
даже обрадовались такому везению. Оказалось же, что переделке подверглось все
здание, и постройка закрыла весь фасад, но спорить было уже поздно.
С правой стороны почти на углу здания у дороги мы обратили внимание на каменную
вазу внушительного размера. Она не была задумана сначала. Дело в том, что
справа через дорогу от строящегося фонтана, там, где сейчас находится магазин
сумок, располагалась цирюльня, и ее хозяин, считавший себя знатоком
архитектуры, каждое утро выговаривал Сальви, что тот и строит не так, и
пропорции не правильные, и вообще вид ему не нравится. Наконец Сальви это
надоело, и он установил эту вазу так, что она полностью перекрывала вид из
цирюльни на фонтан.
По верху фасада установлен
геральдический герб папы Климента XII, при котором
строительство было закончено. Ниже расположены
фигуры четырех времен года, а под ними горельефы сцен, предшествовавших
появлению фонтана. На левой изображен
консул Марк Агриппа (тот, что построил Пантеон и термы), который объясняет
задачу легионерам - срочно отыскать источник питьевой воды, для обеспечения
возросших нужд города. Легионеры облазили все окрестности, но воды достойного
качества найти не могли. Жители из ближайших селений не рвались помогать (самим
мало будет), а сроки строительства поджимали, будь они не ладны. Могло дойти и
до силовых воздействий, но тут отряду повстречалась девушка, указавшая место
расположения источника. Этот момент
отражен на правом медальоне. Работа закипела, был построен 12- километровый
акведук названный «Aqua Virgo» - «Вода девы». Вода из этого акведука и
поступает в фонтан. В центре композиции
– Океан, по бокам от него в нишах – богиня здоровья (видимо, Салюс или Панацея)
и богиня изобилия (Прозерпина). Ниже тритоны держат под уздцы морских коней,
изображающих штиль и шторм.
Фонтан, конечно, грандиозный, заполняет собой всю площадь, очень
величественное сооружение. В процессе
блужданий по Риму, к нему мы возвращались ни раз. Ночью его подсвечивают, и
туристы как бабочки слетаются на эти огни.
Само название фонтана - «Треви» происходит от искаженного названия «Tre via»-
«Три Улицы», которые пересекаются на площади. По ним сюда и стекаются туристы,
чтобы бросить монетки в фонтан. Традиция эта возникла относительно недавно,
после выхода в 1954 г. фильма Ж. Негулеско «Три монеты в фонтане». Чтобы
желание сбылось, нужно бросить монетку правой рукой через левое плечо.
Стоимость желаний увеличивается : «вернуться в Рим» - одна монета, «встретить
любовь»- две, «вступить в счастливый брак»- три. Я бросил одну. И жене с дочкой
дал по одной (на всякий случай).
КОЛОННА МАРКА АВРЕЛИЯ
От фонтана Треви мы пошли на запад, и пройдя Галлерею Сорди с очень
высокими ценами, сразу за улицей Via del Corso между
зданиями Совета Министров, Палаты Депутатов
и бывшего офиса газеты «Иль Темпо»
увидели площадь Piazza Colonna. Это название происходит от 42-
метровой колонны, установленной в 193 г. в честь победы императора Марка
Аврелия и его сына Коммода над племенами маркоманов (не путать с наркоманами),
германцев и сарматов. Германцы обитали на западе, маркоманы – в районе Чехии,
сарматы жили в причерноморье. Сарматы состояли
из десятка племен, среди которых аланы (современные осетины), роксоланы (между
Доном и Днепром), языги (между Днепром и Дунаем). Эти племена постоянно
совершали набеги на северные провинции Империи и просто вынудили римлян решить
вопрос кардинально. В период с 166 по 180 г. ими велась война, названная
Маркоманской. С трудом, но племена были
усмирены и даже отдельные их отряды
включены в состав римской армии. Часть из них воевала в Британии. Сам Марк
Аврелий умер в конце войны от чумы в Виндобоне (Вене).
В его честь и в память о закончившейся войне
на 10 метровом постаменте была установлена 30 метровая мраморная колонна. Эта
колонна создавалась по подобию колонны Траяна, т.е. была полой внутри и
украшена снаружи резьбой в виде ленты, обвивающей колонну, с изображением сцен
различных этапов войны с германскими, а затем сарматскими племенами. Среди изображений видны сцены, где римляне
наводят понтонные мосты из лодок, громят врагов, берут их в плен. Сцены с
убитыми римлянами отсутствуют, чтобы не омрачать общей картины. На верху
колонны стояла статуя Марку Аврелию.
Внутри колонны есть лестница, по которой когда-то
за плату можно было подняться на самый верх, но позже свободный доступ туда был
прекращен. В XVI в. перед колонной сделали небольшой маловыразительный фонтан. Саму
колонну решили отремонтировать, при этом ошибочно приписали ее и статую Антонию
Пию, приемным сыном которого был Марк Аврелий. И как последний аккорд – в ходе
реставрации статуя Марка Аврелия
«куда-то пропала». Меня всегда удивляют такие пропажи типа многометровой
статуи, музейных шедевров или состава с
продовольствием. Вместо «утерянной»
статуи решено было поставить статую Св. Павла, как дополнение к фигуре Св.
Петра, установленной ранее на колонне Траяна.
ПЕТР И ПАВЕЛ
Святые Петр и Павел для нас связаны в одно
целое существованием Петропавловской крепости и города Петропавловска. Жили они
тоже в одно время и оба пострадали за свои убеждения в Риме.
Как известно Петр изначально был
рыбаком и звался Шимоном, но Иисус сделал его своим учеником и дал ему имя Петр
(Камень, точнее, наверно, Кремень). Петр оказался отличным оратором, он ходил
из города в город и даром своего убеждения обращал в христианство толпы людей.
Миссионерская деятельность привела Петра в Рим. Здесь он так же активно
пропагандировал христианство.
Император Нерон, поддерживающий догму о
своем божественном происхождении, был крайне негативно настроен по отношению к
христианству, поскольку христиане не желали признавать его божественной
персоной. В 64 году подвернулся удобный случай обвинить христиан в грандиозном
пожаре, уничтожившем три четверти Рима. Верные ученики предупредили Петра об
опасности, и тот бросился из города. Но на дороге он вдруг увидел идущего на
встречу Христа. На вопрос: куда он идет, Иисус ответил: «В Рим, что бы быть там
распятым». Такой неожиданный ответ заставил Петра задуматься: правильно ли он
поступает, оставляя своих учеников в городе в момент, когда на христианство
начались гонения. Видимо Петр вспомнил и то, что он в свое время трижды отрекся
от Христа, о чем впоследствии искренне раскаялся и был прощен Богом.
Как бы там ни было, Петр развернулся и пошел
к своим ученикам, чтобы разделить их участь. Естественно, он был тут же брошен
в темницу. Когда Петра повели на казнь, он попросил распять его вниз головой,
поскольку считал, что не достоин принять смерть так же как Иисус (помните
картину Караваджо в церкви Santa Maria
del Popolo?). На месте его смерти впоследствии построен Собор Святого
Петра. Под собором найдено старинное кладбище, одна из могил которого считается
могилой святого. Некоторые ученые сомневаются, что именно это место и именно
эти останки принадлежат Петру. Но это теперь не так важно.
Павел сначала звался Савл, имел
иудейские корни по матери, но по отцу имел гражданство Рима. Как и все убежденные
иудеи, он был беспощаден к тем, кто не чтил Моисея. Он даже участвовал в
побиении камнями человека, не разделявшего идей иудаизма. Однако, после встречи
с воскресшим Иисусом, он сделался столь же рьяным христианином. За пропаганду
христианства он мог быть казнен на родине, но римское гражданство спасло его, правда,
Павел вынужден был уехать в Рим.
В Риме он активно продолжил дело Петра,
обращая в христианство жителей города. Своими речами он убедил двух наложниц
императора Нерона ступить на праведный путь. Девушки начали вести
благопристойный образ жизни, что не понравилось Нерону. Взбешенный император
приказал арестовать и казнить Павла. Как римскому гражданину ему даровалась
менее мучительная смерть, чем распятие на кресте - отсечение головы.
Казнь была произведена за тогдашней чертой
города, в районе современного метро «Маркони». Отсеченная голова Павла упала,
три раза ударившись о землю. Из этих мест по легенде тут же забили три
источника. Поэтому, современная улица, проходящая здесь, носит название Via
delle Tre Fontane. Ученики перенесли тело Павла на три километра ближе к стенам
Рима. Впоследствии над местом его погребения был воздвигнут Собор San Paolo fuori le Mura.
ХРАМ АДРИАНА
В трех минутах на юг от колонны Марка
Аврелия можно увидеть остатки храма Адриана. Время сохранило только 11 колонн и
стену храма. В XVII в. эти детали
были встроены в здание таможни, в котором сейчас находится
торгово-промышленная палата.
Первоначальный вид храма мы
смогли рассмотреть на макете за стеклянной
витриной.
Колонны обнесены решеткой. Если подойти к ней поближе, то станет понятно
для чего она нужна. Между ограждением и колоннами имеется достаточно
внушительный ров, обнажающий стену здания и старинную мостовую, оказавшиеся за
прошедшие века на насколько метров ниже современной площади. Удивительно, но этот ров становится виден только вблизи.
Кому же был посвящен этот храм? Адриан родился в 76 г. и в раннем
детстве остался сиротой. Бездетный император Траян приходился ему дядей. Он усыновил
Адриана и сделал из него прекрасного военного и государственного деятеля. Став
императором после смерти Траяна, Адриан вел миролюбивую политику,
сосредоточившись на внутренних делах империи. Он старался проявлять заботу обо
всех – армии, сенате, народе и даже рабах. При нем уже, например, нельзя стало
безосновательно убивать рабов. Он простил народу огромную сумму долгов в казну.
Неплохо разбираясь в архитектуре, он широко занимался градостроительной
деятельностью, построил много театров и общественных зданий, в том числе
современный Пантеон, но из скромности нигде не указывал свое имя.
Адриан очень любил путешествовать и побывал практически во всех
доступных ему странах. Поскольку фотографии тогда еще не было, Адриан решил
воспроизвести все увиденные достопримечательности в уменьшенном виде на своей вилле под Тиволи.
Сейчас там ведутся раскопки, но большая часть площади еще не тронута
археологами.
В этом человеке, как мне кажется, соединялись две противоположные
личности – справедливого и мудрого правителя, радеющего за народ и империю,
науки и искусство и злобного, мстительного параноика, способного убить за малейшую критику или
несогласие. Пока первый побеждал, римляне были им довольны. Но Адриан был бездетным,
и настало время подумать о наследнике. Он рассматривал многих, но что-то не так
замкнуло в его сознании и он, видимо, опасаясь быть убитым преемником,
возненавидел всех и всех кандидатов погубил. Это вызвало бурю недовольства в
Риме. Ранее любимый император стал ненавистным. Кроме того, по проекту Адриана
был построен храм Венеры и Ромы, раскритикованный знаменитым архитектором
Апполодором Дамасским, построившим Пантеон. За эту критику Адриан его казнил.
Как утверждают христианские хроники, Адриан казнил также святых Веру, Надежду,
Любовь и Софию. Для полноты портрета остается еще капнуть немного дегтя,
упомянув о его большой любви к своему рабу Антиною, утонувшему в Ниле и
обожествленному Адрианом.
Под конец жизни Адриан начал строительство собственного огромного
мавзолея на берегу Тибра. В 135 г. он, наконец, усыновил 49 – летнего Тита
Аврелия Антонина, проконсула Азии и в 138 г. после долгой болезни умер от
передозировки лекарства. Сенат был настроен плохо по отношению к
терроризировавшему всех Адриану, но Антонин, став императором, приложил все
силы и убедил сенат в необходимости обожествления Адриана. После этого его
стали называть Антонин Пий. В некоторых источниках утверждается, что Пий
переводится как Благочестивый. Однако,
написание слова «благочестивый»- «pie»,
а в литературе и на монетах Антонин указан как «Pius»
или «Pivs», что переводится как «Любопытный» и «Большой».
Здесь для меня остается неясность.
Как бы он не переводился, но благодарность в нем жила, и Антонин
отстроил храм в честь Адриана. Колонны
этого храма мы и видели. А мавзолей
Адриана со временем был перестроен в
католическую крепость, названную замком Святого Ангела, но об этом позже. А
самое главное для нас, что Адриан создал Пантеон в том виде, который существует
сегодня. Пантеон всего в нескольких шагах от этого места.
ПАНТЕОН
Пантеон - переводится с греческого как
Пан (Все) + Теон (Божественный) , т.е. Всебожественный. Он задумывался консулом
(вроде как мэром Рима) Марком Агриппой в 27 г. до н.э. как храм всех богов.
Агриппа был хорошим мэром, разбирался в архитектуре и сделал много для развития
Рима. Но он был еще и зятем правившего императора Августа. После очередной
военной победы императора Агриппа (на
свои деньги) преподнес Августу подарок – Пантеон, построенный на Марсовом поле.
По замыслу Агриппы в Пантеоне должны были обосноваться статуи всех основных
богов: Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна, а также
(чмоки-чмоки) императора Августа. Август то ли проявил скромность, то ли счел
преждевременным вознесение на небеса, но предложил вместо себя изваять
обожествленного Юлия Цезаря.
Агриппа все схватывал на лету. И
установил скромную статую Августа (а заодно и свою) у входа в Пантеон.
Однако, боги видимо никак не могли договориться о соседстве, и Пантеону
не везло. Сначала он сгорел во время пожара, потом в 22 г. до н.э. в него
попала молния так, что копье выпало из рук статуи Августа. Поскольку Пантеон
включал в себя много бронзовых и деревянных элементов, то удары молний и пожары
были неизбежны. В 110 г. очередная молния вызвала пожар и разрушение здания.
Остатки этой постройки были обнаружены на глубине 2,5 м.
Но все же идея Пантеона оказалась востребованной. Суть в том, что в него
войти мог любой желающий, в отличие от всех предыдущих храмов, куда вход
разрешался только жрецам. Возможно поэтому в 126 г. император Адриан повелел
возвести новую версию Пантеона на том же месте. Предполагают, что архитектором
был Аполлодор Дамасский, построивший многое в Риме. Новое здание было абсолютно
не похоже на агрипповское. Адриан имел полное право назвать постройку в свою
честь, но благородно оставил на здании надпись, с указанием имени Агриппа, как
первого автора идеи.
После того, как христианство стало общегосударственной религией, в 608 г
Пантеон был передан Папе Бонифацию IV и переименован в Церковь Святой Марии и
мучеников. Все статуи богов, стоявших в нишах, были тут же переплавлены и
впоследствии заменены на статуи святых. Что-нибудь вырвать из старинного здания
для украшения новостройки было, похоже, любимым развлечением Пап и императоров.
Так Пантеон лишился позолоченной черепицы, деталей бронзового и мраморного
декора. По приказу Папы Урбана VIII (Маффео Барберини) часть бронзовых
украшений была переплавлена и использована при строительстве балдахина в Соборе
Святого Петра, часть переплавлена для пушки в замке Святого Ангела. Пытаясь
загладить вину, Барберини поручает архитектору Бернини возвести две колокольни
на Пантеоне, мало его украсившие и получившие в народе название «Ослиные уши».
Про самого Папу стали говорить: «Что не разрушили варвары, разрушил Варварини»,
а «Уши» демонтировали в XIX веке.
Пантеон претерпел много трансформаций, даже становился крепостью, но в
целом он хорошо сохранился именно благодаря защите церкви. Это огромное здание,
оставшееся практически неизменным со II века, состоит из двух частей. Передняя
часть - традиционный портик с треугольной крышей и колоннами. Сзади к нему
примыкает цилиндрическое здание с полукруглой крышей, похожее на водонапорную
башню. Внешне это сочетание мне показалось нелепым, не сочетаемым. Однако,
внутри все, оказалось, выглядело иначе. Пространство храма кажется огромным. Глядя на
потолок, задумываешься, на чем он держится. Нижний ярус стен имеет
шестиметровую толщину, а купол сделан из легкого пористого материала (кажется,
пемзы). По периметру здания расположены колонны, а в нишах стоят статуи святых.
Все очень внушительно. Потолок образует полусферу. Из 9 м отверстия в центре
потолка, называемого окулюс, т.е. небесный глаз (что схоже со словом око), проникает
солнечный свет (а также дождь). Дождевая вода самотеком стекает со слегка
выпуклого пола в небольшие отверстия, под которыми устроены сливы. Солнечный
свет, проходящий сквозь окулюс, в разные месяцы освещает статуи различных
святых. Над входом установлена позолоченная решетка. В дни весеннего и осеннего
равноденствия в полдень солнечный свет падает точно на нее, и вход озаряется золотым сиянием.
Как нам удалось заметить, стены Пантеона двойные. Выше колонн
расположены зарешеченные окна, через которые видна галерея, проходящая по
периметру здания.
В Пантеоне был захоронен Рафаэль, умерший в день своего рождения. Версий
его смерти много, в их числе лихорадка, отравление любовницей (и постоянной
натурщицей Маргаритой Лути) или ее
любовником (и последним заказчиком Рафаэля) Агостино Киджи, физическое истощение от любовного угара с
Маргаритой (что сомнительно) и смерть из-за хронического стресса, связанного с
постоянными изменами горячо любимой Маргариты. Как бы там ни было, Рафаэль
заранее хотел быть похороненным в Пантеоне, и даже завещал своему другу Лоренцо
Лотти изготовить надгробную скульптуру Девы Марии с лицом Маргариты.
Над саркофагом с останками Рафаэля целуется пара
бронзовых голубей, символизирующих его любовь к Маргарите и после смерти. В
нише слева от скульптуры Девы Марии находится бюст великого художника, а ниша
справа пуста. Там должен был быть установлен бюст супруги Рафаэля. Но в этом
вопросе масса загадок. Успел ли Рафаэль жениться на Маргарите или нет - ответов
много и они разные. Под нишей установлена мраморная доска в честь Марии
Довицци- одной из племянниц кардинала Бернарда Бибиены, мечтавшего соединить ее
узами брака с Рафаэлем. Рафаэль зависел от кардинала и не мог ему отказать, но любовь к
Маргарите не давала этого сделать. В
результате Рафаэль посватался к Марии, но всячески оттягивал свадьбу. Неожиданно
Мария умерла, и помолвка оказалась расстроенной.
Рядом в нише между колоннами можно видеть гробницу Умберто I, который на самом деле был вторым королем Италии.
Народ его не любил, Умберто отвечал взаимностью и постреливал в народ. За это в
1900 г. его самого застрелили анархисты. Тогда это было модно. Но его супругу
Маргариту Савойскую народ обожал. Она покровительствовала множеству
благотворительных организаций, художникам, писателям, артистам, была матерью
народа. В 1889 г. был придуман рецепт новой пиццы, где были использованы цвета
итальянского флага - красные помидоры, зеленый базилик и белый сыр пармезан.
Этот сорт пиццы был назван в ее честь и является одним из самых популярных в
мире. Маргарита была очень скромной, не выпячивала себя при жизни. И после смерти плита с ее именем
скромно выглядывает из-за гробницы супруга.
Здесь же похоронен отец нации Виктор Эммануил II.
У его надгробья всегда стоит почетный караул.
На колоннах у входа снаружи виден четкий
темный след, оставшийся от разлива Тибра. Удивительно, что Тибр мог так сильно
разливаться и уровень воды мог подниматься на такую значительную высоту. Самый
высокий уровень затопления выше человеческого роста. Постоянные разливы Тибра
заставили все же заковать его в гранитные берега, но весной его уровень порой
достигает критических значений, поднимаясь до мостов.
Напротив Пантеона в конце площади находится фонтан, украшенный египетским обелиском.
Отсюда мы направились к одной из самых знаменитых площадей Рима.
Про Рим можно читать бесконечно! Спасибо, очень интересно
Рад, что отзыв заинтересовал Вас
Люблю такие живые, с юмором рассказы! А дочке вторую монетку почему не дали у фонтана Треви? Маленькая еще?
Она себя считает взрослой, а я все еще надеюсь, что она маленькая. Отсюда и порой чрезмерная опека.
Рим - мой самый любимый город! Там столько всего, что ещё изучать и изучать!
Вот это труд! Вот это отчёт! За грандиозный труд!Рим - мой самый любимый город! Там столько всего, что ещё изучать и изучать!
Спасибо большое! Одной недели-это точно- для Рима -очень мало. А есть ведь еще и другие города! Нам Рим очень понравился. Находясь в нем чувствуешь одновременно и груз веков и быстротечность времени, понимаешь, что люди за 20 веков по сути не изменились. Многие пороки и достоинства актуальны и сегодня
Ждём продолжение!
Спасибо, очень интересно написано ! Буду в Риме летом всего 10 часов, как путеводитель выберу из вашего произведения МААА-ленький кусочек
Света, рад, что Вам понравилось
Замечательный рассказ. Было приятно почитать и вспомнить свои прогулки по Риму. До и после поездки специально перечитывала "Ангелов и Демонов", Вы судя о частых упоминаниях Бернини тоже. Жду продолжения.
Спасибо, Римма! Частые упоминания Бернини скорее не моя прихоть, а римская реальность. Он действительно создал очень много шедевров. После поездки я стал его фанатом, так же как и фанатом Караваджо
И как же хочется снова в Рим... особенно после таких вот рассказов! Даже не задумывалась никогда, как устроена лодочка-Баркачча, а оказывается вон так как хитро все!
Кстати, 10 часов для Рима (я так думаю, имеется в виду "длинная стыковка") это очень даже хорошо! Успеть можно немало, тем более, если в Рим попадаешь не в первый раз и точно знаешь, что именно собираешься посмотреть.
ох, вот это подход! фундаментально! Спасибо!И как же хочется снова в Рим... особенно после таких вот рассказов! Даже не задумывалась никогда, как устроена лодочка-Баркачча, а оказывается вон так как хитро все!Кстати, 10 часов для Рима (я так думаю, имеется в виду "длинная стыковка") это очень даже хорошо! Успеть можно немало, тем более, если в Рим попадаешь не в первый раз и точно знаешь, что именно собираешься посмотреть.
Спасибо, Елена. Особенно приятно слышать высокую оценку от такого интересного автора как Вы. С удовольствием читаю Ваши отзывы