«Восемь дней, которые потрясли. Рим. Часть V.»

    ПОМПЕИ

       Помню, как в раннем школьном возрасте услышал о трагической судьбе
    города Помпеи и долго разглядывал репродукцию картины Брюллова. Тогда эта
    история произвела на меня сильное впечатление мощью стихии, невозможностью
    противостоять ей  и бесследностью  исчезновения целой цивилизации. Поэтому,
    попав в Италию, я просто не мог не побывать в этом месте.

       Помпеи находятся на расстоянии 3,5 часов езды на поезде от Рима, т.е. на
    таком же, как и до Москвы, но уже на самолете. В зимний период комплекс открыт
    с 8:30 до 17:00, подробности можно посмотреть на сайте www.pompeiisites.org .
    Осмотр займет не менее 4-5 часов, поэтому 
    выезд нужно планировать как можно раньше. Прямого поезда нет. Мы ехали с
    пересадкой в Салермо. Поскольку поезд идет через Неаполь, был соблазн посетить
    и осмотреть этот город, но по трезвому размышлению понял, что так толком не
    увидим ни Помпеи, ни Неаполь.

       Хочу предупредить! Существует станция Помпеи и станция Помпей. И это две
    разные станции. Билеты на поезд с учетом пересадки заказали заранее в Москве на
    сайте www.trenitalia.com . Вагоны очень удобные с мягкими креслами, откидными

    столиками и возможностью подзарядки телефонов. От вокзала Термини поезд

    отходил в 8:49, прибывал в Салермо в 11:18, отправление из Салермо на электричке

    в 11:24 и прибытие в Помпеи в 12:12. Обращаю внимание на то, что время на пересадку

    очень ограниченное-6 минут, поэтому сразу на перроне смотрите на электронном табло

    нужную платформу. Можно еще в поезде на подъезде к станции спросить у кондуктора,

    проверяющего билеты. Он по своему карманному устройству может проверить и подсказать

    номер платформы. Если вдруг опоздаете, не переживайте, в течение 1,5 часов вы можете
    уехать на ближайшей  электричке.

       Что понравилось - так это то, что перрон разграфлен  и пронумерован в соответствии с нумерацией
    вагонов, и можно заранее подойти к нужному месту и ждать, а не бежать вдоль
    поезда в поисках вагона.

       Найти дорогу к музею просто.  От станции нужно идти прямо, а перед церковью повернуть

    налево, а там идти вдоль забора по указателям. По дороге вас будут соблазнять экскурсиями

    или покупками путеводителей. Думаю, о том и другом лучше позаботиться заранее, потому что
    русскоязычного гида там найти будет сложно, а разбираться на ходу по
    путеводителю в маршруте  и  достопримечательностях малоэффективно. Билет
    стоит 11 евро. Перед входом находятся два застекленных павильона, в которых
    лежат гипсовые отливки  тел нескольких несчастных помпейцев, ставшие музейными экспонатами.

       История возникновения Помпеев связывается либо с именем Геракла,
    победившего великана, и с помпой, т.е. триумфом прошедшего по этим местам, либо
    со слиянием пяти (т.е.- pumpe) небольших поселений в один город. В VI в. до н.э.
    город уже существовал. Долина Везувия была плодородной, удобренной минералами
    от прошлых извержений. Здесь  обильно росли оливки и виноград. Везувий давно затих,

    а рядом был морской порт (тогда город стоял на берегу моря). В таком удобном месте жизнь

    процветала. К началу I века в Помпеях проживало не менее 20 000 человек. Это был огромный

    по тем временам город. По функциональности он был чем-то вроде Сочи – в курортный сезон

    население города сильно увеличивалось за счет отдыхающих, которым сдавались комнаты.

    Этим объясняется развитая инфраструктура.  В городе были свой амфитеатр, наподобие римского

    Колизея, театр, казармы для гладиаторов, термы, Форум, храмы, муниципальные здания,

    таверны, пекарни, прачечная, гостиницы  и даже несколько десятков публичных домов,
    магазины, склады, рынок, стадион и около 900 жилых домов. На настоящий момент
    раскопано около 75% территории города и трудно судить о том, чем еще были
    богаты Помпеи.

       Гибель города произошла не мгновенно. Везувий предупредил Помпеи в 62
    году сильнейшим землетрясением, разрушившим множество домов. Однако, жители не
    сочли это угрозой и начали активное восстановление зданий. Новые мощные толчки
    город ощутил в 79 г. Из жерла вулкана с грохотом и пламенем вырвался столб
    раскаленных пепла, газов и камней, приобретший форму пинии  или, пользуясь современными понятиями, форму
    гриба ядерного взрыва. Три дня город сотрясался, бомбардировался камнями,  покрывался пеплом, пемзой с выделявшимися
    ядовитыми испарениями. Большинство жителей, напуганных  первыми толчками, бежали к морю, пытаясь
    спастись на кораблях. Первым это, возможно, удалось, но потом море значительно
    отступило и возникшее цунами не оставило никому шансов. На помощь Помпеям из
    Миссен на нескольких кораблях направилась спасательная экспедиция под
    руководством адмирала Плиния Старшего. Многие были спасены, но сам Плиний,
    занимавшийся на берегу эвакуацией, задохнулся в пыли и сернистых газах. Эта
    участь постигла всех, кто не успел выбраться из Помпеев, из частных вилл и близ
    расположенных городов Стабии и Геркуланума. 

       Бродя по улицам Помпеев, не трудно представить трагическую гибель
    города.  
    Тучи пыли и пепла заволокли небо, солнечный свет почти не пробивался
    сквозь эту завесу. Смрадный раскаленный воздух, отравленный сернистыми газами,
    заполнил все улицы и дома, убивая все живое. Мертвенная тишина неожиданно
    взрывалась грохотом вулканического выброса, и тогда дома буквально подскакивали
    и обрушались, с неба сыпался град камней, земля мелко дрожала и гудела. В почти
    полной темноте, озаряемой кровавыми вспышками выбросов вулкана и начавшихся
    пожаров, на улицах лежали неподвижные тела задохнувшихся людей и животных, медленно
    засыпавшихся хлопьями вулканического пепла. Пепел заваливал дома по самые крыши
    и продолжал падать.  

       Частицы пепла, поднявшиеся до облаков, привели к конденсации влаги и
    дождям. Молнии сверкали не переставая. Вода, смешанная с пеплом, образовала
    густую жижу, заполнившую все вокруг и превратившуюся со временем в твердую
    корку на телах и предметах. Это сохранило их формы. Помпеи были на 6-7 метров
    засыпаны пемзой и пеплом. Геркуланум был залит селевым и лавовым потоком
    толщиной до 23 метров, затвердевшим как камень.

        Ни смотря на всю трагичность гибели города, он является бесценным подарком

    для археологов, поскольку сохранил в первозданном виде многие предметы интерьера,

    облицовки зданий, архитектуры, планировки,…

       Город был найден случайно в 1592 г. при рытье канала. Тогда посчитали,
    что наткнулись на Стабии. Раскопки особо никого не заинтересовали. В 1748 г.
    раскопки были продолжены военными инженерами. Один из них Карл Вебер с
    солдафонской прямотой откапывал богатые виллы, изымал все ценное, уничтожал все
    на его взгляд не ценное  и …зарывал. О том, что найдены именно Помпеи однозначно

    указал пограничный столб с надписью.

       По настоящему научные раскопки начали производиться только в 1860 г. с
    назначением на должность директора музея Помпей Джузеппе Фиорелли. Он стремился
    максимально сохранить все, что удавалось обнаружить. Это он предложил заливать
    гипс в пустоты, оставшиеся от истлевших тел, закованных в грязевой панцирь, и
    тем самым, получать посмертные слепки тел погибших.  Это позволило лучше узнать о

    происходившем в городе в его последние часы.

       Город не был разграблен мародерами, но его разграбили музейщики,
    растащив все, что возможно из сохранившегося, включая мозаику и фрески и не
    удосужившись заменить все их копиями. Многое, например, известная мозаика битвы
    Македонского и Дария,  находится в Национальном археологическом музее Неаполя. С

     другой стороны власти Италии были не в состоянии обеспечить надежной охраны

    ценностей, извлеченных из-под завалов.  Перед музейщиками сейчас стоит
    задача не раскопать новые участки города, а сохранить уже восстановленные.
    Поэтому,  неисследованная часть Помпеев остается законсервированной до лучших времен.

       По периметру Помпеев у городских стен были расположены некрополи. Они
    представляют собой не просто привычные нам могилки, а семейные склепы из камня
    и кирпича, где захоронения производились в горизонтальных нишах. В эти ниши
    иногда устанавливали бюсты усопших, а в более богатых захоронениях
    устанавливались скульптуры. Склепы были оштукатурены и, думаю, расписаны.

       В городе множество прямых улиц, выложенных крупным булыжником. По
    сторонам дорог возвышаются тротуары. Такая организация улиц позволяла воде
    стекать по дорогам, как по желобам, при этом жители могли передвигаться, минуя
    лужи. На некоторых дорогах сделаны колеи для колес повозок, а на перекрестках
    поперек дороги сделаны возвышения, сквозь которые проходит колея, и могут
    проходить сточные воды. Такие возвышения, не препятствуя движению
    транспорта,  позволяли переходить дорогу во время обильных дождей, не замочив ног.

    Во время извержения камни на некоторых участках дорог были выдавлены из своих

    мест сотрясающейся землей.  Ходить по таким участкам крайне неудобно.

       Многие помещения сильно разрушены, но часть из них восстановлена так,
    что выглядят практически  целыми. Видно, что все дома были оштукатурены изнутри

    и снаружи. Нумерации домов не было, но на них писали имена владельцев, поэтому,

    те дома, где надписи сохранились, называются теперь их именами. Те же дома, где

    надписей нет, имеют условные названия.

       В вулканическом пепле хорошо отпечатались листья и цветы. Поэтому,
    реставраторы стараются воссоздать не только помещения, но и сады, высаживая
    именно те растения, что там росли изначально. 

       Дома богатых горожан отделаны роскошно даже по современным меркам.
    Мраморные колонны поддерживают портики, а стены и полы украшены фресками и
    мозаикой.  Часто на стенах рисовались ниши, колонны, ложные окна с панорамными

    видами или сцены из жизни и литературы. Например, дом Октавия Квартио имеет

    огромный сад с каналами, стены вокруг которого расписаны отлично сохранившимися

    фресками, в частности,  Нарцисса или смерти Пирама и Фисбы (прообразы  Ромео и

    Джульетты).  А за порогом Дома Трагического Поэта  можно увидеть натуралистичную 

    черно-белую мозаику собаки на цепи и надписью «Осторожно, злая собака!».

       Большинство домов в Помпеях не имело своих кухонь. Готовая еда
    приносилась из харчевен, которых было не меньше, чем ресторанов в Сочи. В таких
    харчевнях стояли длинные печи с вмурованными горшками, где на пару сохранялась
    готовая пища, и  варились новые блюда.

       В городе производили оливковое масло, вино, ткани. При производстве
    шерстяных тканей требовалось отмыть шерсть от грязи и жиров. Для этого использовали…
    мочу, простоявшую пару недель. Для сбора постоянно требовавшейся мочи в
    общественных местах устанавливали специальные сосуды  (возможно у них даже выдавали

    специальные значки - «Почетный донор мочи»). 

       Конечно, придется упомянуть и о пресловутых лупанариях (как уже отмечалось «лупа»-

    «волчица», а в переносном смысле женщина легкого поведения). Почти при каждой харчевне была
    отдельная комната, где работала местная «лупа». Но были и специализированные
    заведения. Крупнейшее из них, состояло из 10 номеров и располагается  между форумом и

    термами на боковой, слегка поднимающейся  улочке. Попали мы туда случайно. Правда! Просто

    поперлись за толпой (а это заведение оказалось самым посещаемым в Помпеях), а поняли,

    куда попали только когда стали рассматривать фрески на стенах.  Фрески более чем
    откровенные, с массой вариаций и буйной фантазией. Помпеи разрушились, все
    погибли, а этот лупанарий сохранился практически невредимым и пережил века!
    Комфортность номеров, конечно, никакая. Крошечные клетки метра полтора на
    полтора с одинокой каменной кроватью, покрываемой матрасом. А что вы еще
    хотите? Вы сюда что, в шахматы пришли играть, ночевать или чаи распивать?
    Сделал свое дело и иди! Билет на одно лицо стоил от 1 до 8 сестерциев. Работали
    там,  в основном, рабыни - девочки из ближнего зарубежья. Стоила такая на рынке 600

    сестерциев, т.е. отбивалась за 100 сеансов, грубо за месяц с учетом издержек. Ясно,

    что этот бизнес процветал.

       На самой восточной оконечности города располагался внушительный
    амфитеатр, рассчитанный на 20 000 человек. Здесь проводились представления с
    гладиаторами и дикими животными. Некоторые гладиаторы свободно гастролировали,
    переезжая из города в город. Казарма гладиаторов находилась западнее, рядом с
    Большим Театром. Входили они в амфитеатр, скорее всего, через южный вход.

       С внешней стороны амфитеатр образован цепью глухих арок, сложенных из
    кирпичей. По трапециевидным лестницам можно подняться наверх. По верху
    арок  вокруг амфитеатра идет невысокое кольцо с арочными проходами к трибунам.

    По этим радиальным проходам можно спуститься к зрительским местам. Каменные

    сидения поднимаются тремя ярусами вокруг эллиптической  арены. Высота чаши
    манежа не больше  2 метров, что странно, для многих диких животных высота 2 метра –

    не препятствие. Возможно, манеж еще не до конца разрыт? Попасть в амфитеатр можно

    с северного входа, пройдя под толщей его стен по наклонному проходу. С южной стороны

    есть выход, который ведет в Палестру – что – то типа спортивного стадиона для жителей города.

       Еще одним общественным местом были термы, расположенные рядом с Форумом.
    Помещения терм неплохо сохранились и были когда-то украшены лепниной, фресками
    и статуями. Термы состояли из ряда комнат с горячей, теплой и холодной водой,
    раздевалками, комнатами отдыха. Это было место, где жители расслаблялись,
    общались и могли провести весь день. Тут можно было даже пообедать.

       Расположенный рядом Форум занимает приличное пространство. Раньше он был
    базарной площадью, но со временем превратился в официальное место. Вокруг него
    располагались суд, городской совет, присутственные места, школа, рынок, здесь
    проводились торжества, принимались важные решения, чествовались победители.
    Въезд на Форум был запрещен, через Триумфальные арки проходили пешком. На
    Форуме устанавливались статуи людей, сделавших что-то значимое для города. Это
    могли быть доблестные защитники, меценаты и даже те, кто добросовестно исполнял
    свои обязанности. Многие из них устанавливали статуи за свой счет. Бывали
    случаи, когда кто-то устанавливал их тайком, без соответствующего разрешения.
    Большинство статуй исчезло во время первых варварских раскопок.

       Зато сейчас туда статуи добавляют. Как раз в наш визит по всему Форуму
    были разбросаны и расставлены работы польского скульптора Миторая. Видимо его
    девиз: «Если делать, то делать по - большому!». Он создает крупные бронзовые
    фигуры или фрагменты огромных скульптур в античном стиле. Все бы хорошо, но об
    этом нигде ни слова, посетители искренне думают, что видят остатки статуй из
    Помпеев и будут пересказывать эту небылицу детям и внукам. Зачем это сделано так
    – не понятно. Я сам чуть не купился, но что-то насторожило – то ли тонкий слой
    патины и хорошее состояние бронзы, то ли какие-то прямоугольные вырезы в
    неподходящих местах. Стал рассматривать внимательнее и обнаружил заводские
    клейма на внутренних поверхностях. Потом долго копался в интернете, пока не
    разобрался. С 8 января Форум должны были, наконец, освободить от гениальных
    польских шедевров.

       На Форум выходили склады и торговые лавки. Это место сейчас отгорожено
    от рук туристов, жадных до сувениров, и там складируются малоценные находки
    типа кувшинов, жаровень, питьевых фонтанчиков. Там же можно увидеть копии
    гипсовых отливок человеческих тел и даже собаки. Хоть это и копии слепков, а не
    тела погибших, но как-то коробит безразличие, с которым они там свалены вперемешку

    с горшками. Могли бы проявить и уважение к их памяти, выделить отдельное помещение,

     создать соответствующую обстановку. В остальном музейщики видно, что стараются. Все
    улицы чистые, дома ухожены, за деревьями и достопримечательностями следят.

       В западной части есть еще один выход, который раньше вел к морскому
    порту. Здесь мы и закончили осмотр погибшего города. До отхода электрички
    оставалось время. Мы поужинали в каком-то ресторанчике, вернулись на станцию,
    осмотрели все сувенирные лавки, и все равно оставалось еще полчаса. Электрички
    на Солерно подходили постоянно. В кассе нам сказали, что ехать мы можем только
    на той, на которую у нас куплен электронный билет. Эта противоестественность не
    укладывалась в голове. Поэтому, я подошел к проводнику очередной электрички,
    показал билет, и он сказал, что мы можем ехать и сейчас. Мы тут же вскочили в
    вагон и поехали в Солерно. В интернете пугают штрафами в электричках. Не знаю,
    оштрафовали бы нас в этом случае, но мы благополучно добрались до Солерно, не
    спеша пересели на нужный поезд и вернулись в Рим.

    МЕЛОЧИ ЖИЗНИ В РИМЕ

       Жаль, но наше путешествие в Италию было таким коротким. Перебираю в

    памяти моменты, о которых не сказал, или сказал вскользь. Вот фото различных

    итальянских солдат (секретная информация, добытая скрытой камерой). Тут и

    альпийские стрелки, и армейские войска и карабинеры. По идее они должны внушать

    спокойствие, но рождают смутные подозрения.

       Нас уверили, что это часть сохранившегося акведука, где временно
    хранятся эти лошади. Только возникают какие-то сомнения. Мелковат акведук,
    вымощен зачем-то булыжниками и ворота-то там зачем?

       А вот сохранившаяся часть здания, где открывается подноготная
    древнеримского строительства. Снаружи все гладко, а внутрь между стенами сыпали
    сикось-накось  всякий мусор, обломки старых зданий, битые горшки. Неудивительно,

    что иногда все разваливалось.

        Потакая своему хобби, не удержался, зашел в
    один из магазинов, торгующих ножами (их не много в городе) и прикупил к
    коллекции традиционный итальянский нож с выкидным лезвием типа стилета. 

       Вот продавец каштанов с походной жаровней. Каштаны в Риме на каждом
    углу. Но, имейте в виду,  есть можно только определенный сорт.

       А это знаменитое мороженое джелато. Жена хотела съесть обязательно. Я
    пытался взывать к разуму:

    - Зима, холодно, слопаешь мороженое на улице и будешь потом в номере
    кашлять.

    - Ничего не будет, вон все едят.

    - Мне всех не жалко, мне тебя жалко!

    - Нет, быть в Риме и не съесть мороженое - я не согласна.

       В итоге, была куплена порция, оказавшаяся огромной. Мы с дочкой откусили
    понемногу, действительно очень вкусно, а жена съела остальное. Пошморгала всего
    один день. Болеть было некогда.

       Вот сенсационное фото - найден папа Карло, производитель Буратин, точнее
    Пиноккио. Кстати, Пиноккио- это от слова «пиния», т.е. «сосна». Шишкин, короче.

    Просто Карло Шишкин.

       В Риме мы встретили и папу Жигуля. Жив еще курилка!

       А это – мы заскочили перекусить в какую-то кафешку. Жена с дочкой заказали
    по кофе и круассану. Я не помню что ел, потому что когда жене принесли кофе с
    сердечком и припиской «Красивая», а дочке с надписью «Marry me!», мое внимание

    было полностью поглощено официантом.

       На одной из улочек в центре наткнулись на местную разновидность лимонов
    величиной с грейпфрут.

       А еще зашли в шоколадный магазин. Запах шоколада учуяли еще на улице.
    Вошли и увидели огромную стену, по которой горячий шоколад стекал сплошным
    потоком. Силой воли удержали себя от того, чтобы не перемахнуть через прилавок.
    В зале много народа, можно купить шоколад различных сортов и по разной цене.
    Надышались по полной.

       Добивая тему еды, привожу фото очень вкусной пиццы, что очевидно. И
    очень вкусного ликера, что видно из расфокусированного фото.

       Да, как мало времени мы пробыли в Италии, как много здесь интересного, сколько

    ускользнуло от наших глаз в Риме, не говоря уже о других городах. Италию нужно

    изучать с книгой, подробно от улицы к улице от города к городу. Рим нам

    понравился и сразу стал родным, как будто мы жили здесь сто лет. Но и за сто

    лет не перебрать сокровища, хранящиеся в этом городе-шкатулке. Очень хочется

    снова очутиться на его старинных улочках и площадях. И мы ждем этой встречи.



    5
    О стране «Италия»

    5
    Соотношение стоимость/качество

    5
    Природа

    5
    Наличие интересных экскурсионных объектов

    5
    О курорте «Рим»

    5
    Природа

    5
    Наличие интересных экскурсионных объектов

    5
    Питание (рестораны, кафе)

    5
    Ночная жизнь

    5
    Шопинг (магазины, рынки)

    4
    Соотношение стоимость/качество

    4
    Об отеле «Esposizione 3*»

    5
    Расположение отеля (удаленность от аэропорта, моря, гор и т.п.)

    3
    Территория отеля (размер, обустройство)

    4
    Здание отеля (состояние)

    4
    Номера (размер, комфорт)

    3
    Сервис в отеле (ассортимент и качество услуг)

    5
    Персонал (услужливость, отношение к гостям)

    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (13)

    Эллен (Москва) (04.04.2017 23:24)
    Прочитала с удовольствием, потому что была в Неаполе, но в Помпеи так и не доехала! Почему-то думала, что от Рима ехать гораздо более 3,5 часов... Тоже люблю картины Карла Брюллова на эту тему... Про "лупанарии" было интересно почитать!
    Sonya (Одесса) (04.04.2017 23:27)
    Я тоже была в Помпеях. Очень двоякие ощущения. Город, несмотря на столь тяжелые потрясения, местами прекрасно сохранился (благодаря слою лавы и пепла). А вот гипсовые слепки человеческий и животных тел удручили. Очень тяжело это зрелище воспринимается, особенно людьми с богатым воображением! Да ещё и картина Брюллова "Гибель Помпеи" постоянно стояла перед глазами! Но не поехать туда я никак не могла, особенно из Неаполя, в котором я останавливалась, путешествуя по Кампании.
    Rust (04.04.2017 23:57)
    [quote][b]Эллен[/b]
    Прочитала с удовольствием, потому что была в Неаполе, но в Помпеи так и не доехала! Почему-то думала, что от Рима ехать гораздо более 3,5 часов... Тоже люблю картины Карла Брюллова на эту тему... Про "лупанарии" было интересно почитать![/quote]

    Спасибо, Эллен. Мы на экспрессе ехали, время экономили...
    Rust (05.04.2017 00:00)
    [quote][b]Sonya[/b]
    Я тоже была в Помпеях. Очень двоякие ощущения. Город, несмотря на столь тяжелые потрясения, местами прекрасно сохранился (благодаря слою лавы и пепла). А вот гипсовые слепки человеческий и животных тел удручили. Очень тяжело это зрелище воспринимается, особенно людьми с богатым воображением! Да ещё и картина Брюллова "Гибель Помпеи" постоянно стояла перед глазами! Но не поехать туда я никак не могла, особенно из Неаполя, в котором я останавливалась, путешествуя по Кампании.[/quote]

    Вот-вот. С одной стороны могила какая-то, а с другой стороны как на машине времени переносишься в прошлое города и отказаться невозможно!
    Irina (Москва) (05.04.2017 10:53)
    Капитальный труд! В школе по нему можно Помпеи изучать, а то и реферат написать) Надо, кстати, учесть, вдруг ребенку понадобится;) Помню мы тоже были в Помпеях (ехали, правда, из Неаполя). Дааа, место навевает многие мысли...Обязательно стоит побывать. Мы кстати тогда заодно и на Везувий поднялись - вот это было супер! Глядя оттуда сверху на Помпеи и другие города, вживую представляешь, как все тогда было...
    Rust (05.04.2017 21:26)
    [quote][b]Irina[/b]
    Капитальный труд! В школе по нему можно Помпеи изучать, а то и реферат написать) Надо, кстати, учесть, вдруг ребенку понадобится;) Помню мы тоже были в Помпеях (ехали, правда, из Неаполя). Дааа, место навевает многие мысли...Обязательно стоит побывать. Мы кстати тогда заодно и на Везувий поднялись - вот это было супер! Глядя оттуда сверху на Помпеи и другие города, вживую представляешь, как все тогда было...[/quote]

    Ирина, спасибо! Буду рад, если кто-то воспользуется написанным
    Андрэ (Москва) (06.04.2017 10:46)
    Димыч (Москва) (06.04.2017 14:49)
    [quote][b]Irina[/b]
    "Капитальный труд! В школе по нему можно Помпеи изучать, а то и реферат написать) Надо, кстати, учесть, вдруг ребенку понадобится;)" - О, блин, классная идея!!! Возьму на заметку. Отзыв - класс!!!
    Rust (11.04.2017 23:42)
    [quote][b]Димыч[/b]
    [quote][b]Irina[/b]"Капитальный труд! В школе по нему можно Помпеи изучать, а то и реферат написать) Надо, кстати, учесть, вдруг ребенку понадобится;)" - О, блин, классная идея!!! Возьму на заметку. Отзыв - класс!!! Ответить[/quote]

    Спасибо, Димыч!
    irinus (н.новгород) (13.04.2017 19:09)
    Спасибо!
    Здорово! А я вот в Помпеях не была
    Надо будет посетить. тличный рассказ. И познавательный. Респект!
    Rust (22.04.2017 21:15)
    [quote][b]Ольга( Тропиканка)[/b]
    Здорово! А я вот в Помпеях не была Надо будет посетить. тличный рассказ. И познавательный. Респект![/quote]

    Ольга, спасибо за оценку . В Помпеи, хоть и далековато, но доволен, что съездили. Оставляет щемящий отпечаток. Все равно, что в Чернобыль съездить. И узнал много о реальном быте того времени. Обязательно езжайте!
    [quote][b]Rust[/b]
    [quote][b]Ольга( Тропиканка)[/b]Здорово! А я вот в Помпеях не была Надо будет посетить. тличный рассказ. И познавательный. Респект![/quote]
    Ольга, спасибо за оценку . В Помпеи, хоть и далековато, но доволен, что съездили. Оставляет щемящий отпечаток. Все равно, что в Чернобыль съездить. И узнал много о реальном быте того времени. Обязательно езжайте! [/quote]

    Фото соблазняют. Понимаю эмоции от увиденного. Это очень необычно... Интересное сравнение с Чернобылем.

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться

    Найти ближайшее турагентство: Москва, Подмосковье, Санк-Петербург, Россия