«Мелодия «Jardin Majorelle»»

    Вот уже много лет, как я нахожу в cаду Мажорель

    неиссякаемый источник вдохновения,

    и мне часто снятся его неповторимые цвета и краски.

    Ив Сен-Лоран



    В сад Мажорель мы попали в первый день нашей двухдневной экскурсии «Марракеш-Эс-Сувэйра». Термометры на улице показывали +50, а в автобусе было так комфортно, что покидать его не хотелось.

    Но наш гид Юнес произнёс свою коронную фразу:  «Если Вы не видели Сад Мажорель, значит Вы не были в Марракеш, а если Вы не были в Марракеш, значит Вы не видели Марокко». Ну как после такого оставаться в автобусе?

    ***

    Сад находится за высокой стеной по адресу: Rue Yves Saint Laurent, Marrakesh 40090, Маrоcco. Открыт ежедневно: зимой с 8:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00, летом с 8:00 до 12:00 и с 15:00 до 19:00, в период Рамадана - с 09:00 до 17:00. Добраться сюда проще всего на такси. Этот великолепный оазис раскинулся между старинными мусульманскими кварталами и новым городом, представляя собой настоящий образец садово-паркового искусства. Его даже называют одним из чудес света. Основатель сада – французский художник Жак Мажорель.


    I

    На северо-востоке Франции в Нанси, в семье знаменитого в те времена краснодеревщика эпохи «арт-нуво» Луи Мажореля, в 1886 году родился мальчик, которого назвали Жак. Мальчик вырос, закончил школу изящных искусств, а потом переехал в Париж. Там поступил в Академию живописи, где проникся культурой юга и перебрался из Франции в Испанию.

    В 1910 г. Мажорель отправился в путешествие по Египту,  и с тех пор художник навсегда посвятил себя культуре арабского и африканского мира.

    Шло время. И вот словно гром среди ясного неба - молодой художник Жак Мажорель подхватил в окопах Первой мировой войны туберкулез. Врачи порекомендовали сменить климат. Именно поэтому в 1919 году он перебрался в Марокко и обосновался в Марракеше. Хотя бытует мнение, что Жак приехал в Марокко по делам. Но размеренная жизнь и ярко выраженный колорит местного населения настолько пришёлся по душе художнику, а  город и страна пленили его, что он решил остаться здесь навсегда.

    В 1924 (в некоторых источниках - 1922) году художник купил землю (пальмовую рощу), на которой выстроил дом, разбил сад и обосновал свою студию. Сегодня этот сад стал всемирно известной жемчужиной Марракеша.

    Мажорель, как и Клод Моне, был увлечен коллекционированием растений. Будучи страстным ботаником он финансировал экспедиции, а так же поддерживал деловые отношения с ботаниками всего мира, обменивался с ними редкими экземплярами растений. Из поездок Можарель привозил азиатские лотосы, североамериканские и мексиканские кактусы, диковинные растения из Южной Африки.

    Уход за садом высасывал из художника не только материальные, но и духовные силы.  Жак ласково называл свое детище «ненасытным огром». В 1947 году, чтобы окупить затраты на содержание растений, Мажорель открыл сад для общественности. Но денег всё равно катастрофически не хватало. И Жак принимает решение продать часть своей виллы…

    Дела же идут все хуже и хуже, а после трагической смерти художника в 1962 году сад приходит в запустение…

    II

    Сад занимает всего 1 гектар площади. Ежегодно его посещают более 600 000 человек. 350 видов уникальных растений и цветов, интереснейшая коллекция кактусов (1800 видов), 400 видов и подвидов пальм, бамбук, папоротники, лотосы, душистый жасмин, бугенвиллея, юкка, лавр, герани, гибискусы, кипарисы, суккуленты, опунции, эуфорбии, вашингтонии, трихоцереусы, алоэ и агава делают тот сад неотразимым. Для удобства посетителей все растения снабжены табличками с названиями.

    На входе туристов встречают фонтан и небольшая бамбуковая аллея с лавочками. Это тихое и тенистое местечко в Маракеше, где поют птицы (в саду живут порядка 15 видов птиц-эндемиков Северной Африки),  цветут цветы, а цвета и краски радуют глаз.

    Кстати о красках, идея Мажореля заключалась в том, чтобы выкрасить дом в ярко синий цвет (цвет одежды туарегов), который бы резко контрастировал с пышной растительностью сада. Впоследствии, этот цвет назвали "синий мажорель". Этой идее подчинён весь ансамбль сада.

    На главной аллее, ведущей к вилле, которую Мажорель назвал «Бу Сафсаф», расположен длинный водоем с рыбками, черепашками и лотосами. Обилие воды в саду поддерживает высокую влажность и тропический климат для растений. В конце водоёма находится маленькая беседка в марокканском стиле, утопающая в зелени экзотических растений. А ещё здесь представлены вазоны из обожженной глины желтого, зеленого и "живого" синего цвета. Они очень резко контрастируют между собой, поэтому цвета становятся ещё насыщеннее. Говорят, что зимой «особенный» синий цвет  приобретает тот же оттенок, что и небо над садом. Сама же вилла построена в мавританском стиле по проекту архитектора Поля Синуара. Жак сам расписал парадную дверь и придумал узоры для изразцов зеллидж (вид марокканского декоративного искусства; покрытая эмалью марокканская терракотовая мозаика из кусочков разной формы, вмонтированных в цемент и образующих сложные геометрические узоры). Так же он задумал и воплотил в жизнь весь интерьер. А вот краски использовал преимущественно синего, зеленого и темно-красного цветов.

    III

    …Сад некоторое время был заброшен, а дом хотели снести, чтобы на этом месте построить одну из современных гостиниц Марракеша. Но в 1980 году известный французский кутюрье Ив Сен-Лоран и его спутник жизни Пьер Берже выкупили территорию сада и занялись реставрацией. Немало сил и средств было потрачено на восстановление дома. Из старой студии художника был сделан небольшой музей исламского искусства. Там  можно видеть акварели Мажореля, посвященные природе и ландшафтам южного Марокко. Коллекция музея так же включает в себя экспонаты, посвященные берберской культуре: изделия ручной работы из керамики, дерева и кожи, тканые изделия, одежду, украшения и ювелирные изделия. Здесь же находятся и частные коллекции Ив Сен-Лорана. К сожалению, времени на осмотр сада нам дали 40 минут, а народу было тьма-тьмущая, хотя и не сезон, поэтому в музей мы не попали. Жаль :(

    Сен-Лоран и Берже сами не ухаживали за садом. Для этих целей они наняли ботаника Абдерразака Бен Шаабана и пейзажиста Мэдисона Кокса, которым удалось за несколько лет не только возродить оазис, но и расширить его коллекцию.

    Оба владельца сделали Сад Мажорель достоянием всего человечества. Когда в 2008 году скончался великий французский кутюрье, его прах был частично развеян в этом саду. Правда это или нет, но его бывший возлюбленный Пьер Берже, с которым накануне смерти Лоран заключил гражданский брак, сказал: «Однажды я присоединюсь к тебе под марокканскими пальмами»…

    ***

    При входе в сад установлен почтовый ящик. Говорят, что кроме корреспонденции оттуда каждый день вынимают монеты и купюры. Вот такая благотворительная помощь от туристов:)  

    Нам понравилось в саду, этакий тропический рай в пустыне. Мы даже представить не могли, что там за высокой стеной совсем иной микроклимат, а температура градусов 30, не выше. Но всё же сад лучше посещать с утра, когда совсем мало туристов. И желательно самостоятельно, а не в составе экскурсионной группы. Вот тогда можно будет всё основательно рассмотреть. Неторопливо пройтись по узким тропинкам, ширина которых примерно полметра. Полюбоваться растениями, деревьями, зайти в музей, послушать пение птиц.  А ещё можно услышать, как журчит вода в фонтанах, создавая свою мелодию, мелодию под названием «Jardin Majorelle».



    5
    О стране «Марокко»

    О курорте «Марракеш»

    5
    Наличие интересных экскурсионных объектов

    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (33)

    Андрэ (Москва) (11.08.2017 22:12)
    Красивое место! Богатая интересная история!
    Darsi (Дарсия) (11.08.2017 22:38)
    [quote][b]Андрэ[/b]
    Красивое место! Богатая интересная история! [/quote]

    Да, красивое. Но лучше всё посмотреть воочию.
    Дарсия, спасибо, очень интересная информация и великолепные фото!
    Darsi (Дарсия) (11.08.2017 23:23)
    [quote][b]Simha Sheli[/b]
    Дарсия, спасибо, очень интересная информация и великолепные фото! [/quote]

    И Вам ! Вообще, гид настоятельно советовал фото из сада пропустить через фоторедактор, но мы с мужем решили фотошопом не пользоваться. Хотя одно всё же попробовали - действительно оно того стоит.
    Нелли (Москва) (11.08.2017 23:47)
    Изумительное место! Интересный рассказ, Дарсия!
    Sonya (Одесса) (12.08.2017 00:01)
    Волшебный сад! Я была там два раза и оба раза зимой!Даже не представляю, как можно наслаждаться красотами в 50-градусную жару. Марракеш летом невыносим, часто слышала от туристов, что не понравился. Оно и понятно. Не могу сказать, что это город моей мечты, всё же Фес красивее в разы! А самое прекрасное в Марракеше, на мой взгляд - сад Мажорель. И в музее я была, как раз попала на выставку одежды Лорана "Марокканское вдохновение". Я бы мечтала хотя бы примерить такую роскошь, не говоря уже о том, чтобы носить! Конечно, гулять по саду лучше самостоятельно! Я вообще по возможности предпочитаю исследовать достопримечательности без посторонней помощи. И с трудом понимаю, как можно уложиться в 40 минут? Даже жаль.
    Если я когда-нибудь вернусь в Марокко, то обязательно возьму экскурсию в этот сад.
    Есть места куда хочется возвращаться.
    Эллен (Москва) (12.08.2017 12:54)
    Прекрасный, нежный, романтичный и в то же время, информативный рассказ! Я тоже была здесь самостоятельно, но утром, а главное - весной, а не летом. Всё было прекрасно!!!
    Sonya (Одесса) (12.08.2017 15:47)
    [quote][b]Елена (Норильск)[/b]
    Если я когда-нибудь вернусь в Марокко, то обязательно возьму экскурсию в этот сад. Есть места куда хочется возвращаться.[/quote]

    А зачем экскурсию. Туда любой таксист за 2 Евро отвезёт и входной билет недорого. И гуляем в саду, сколько душе заблагорассудится!
    Darsi (Дарсия) (12.08.2017 18:58)
    [quote][b]Нелли[/b]
    Изумительное место! Интересный рассказ, Дарсия! [/quote]

    Согласна, место изумительное. Диву даёшься, как такое возможно, чтоб среди пустыни такие джунгли раскинулись.
    Очень интересно, Наташа, спасибо!
    И да - экскурсии, да еще в толпе народа, это зло))) Я бы просто плакала, если бы меня из такого сада всего лишь через сорок минут "извлекли".
    irinus (н.новгород) (13.08.2017 08:37)
    Спасибо!!! Изумительное место!
    Интересно и познавательно!!!
    Darsi (Дарсия) (13.08.2017 12:10)
    [quote][b]Elena Lark[/b]
    Интересно и познавательно!!! [/quote]

    Darsi (Дарсия) (13.08.2017 12:48)
    [quote][b]Sonya[/b]
    Волшебный сад! Я была там два раза и оба раза зимой!Даже не представляю, как можно наслаждаться красотами в 50-градусную жару. Марракеш летом невыносим, часто слышала от туристов, что не понравился. Оно и понятно. Не могу сказать, что это город моей мечты, всё же Фес красивее в разы! А самое прекрасное в Марракеше, на мой взгляд - сад Мажорель. И в музее я была, как раз попала на выставку одежды Лорана "Марокканское вдохновение". Я бы мечтала хотя бы примерить такую роскошь, не говоря уже о том, чтобы носить! Конечно, гулять по саду лучше самостоятельно! Я вообще по возможности предпочитаю исследовать достопримечательности без посторонней помощи. И с трудом понимаю, как можно уложиться в 40 минут? Даже жаль.[/quote]

    40 минут - это галопом по Европе, точнее, по саду. Большинство из нашей группы так и остались сидеть на лавочках в бамбуковой аллее, они то и диктовали условия - 30 минут и баста. Мы же, кто пошёл осматривать сад, еле-еле сторговались с ними на 40 минут, хотя во всех путеводителях рекомендуемое время осмотра от 1 часа и более.
    Честно говоря, поведение большинства из нашей тургруппы отставляло желать лучшего. Если им что-то не нравилось или было не интересным для них, то начинался шантаж гида, угрозы написать жалобу и т.д.
    Darsi (Дарсия) (13.08.2017 12:55)
    [quote][b]Елена (Норильск)[/b]
    Если я когда-нибудь вернусь в Марокко, то обязательно возьму экскурсию в этот сад. Есть места куда хочется возвращаться.[/quote]

    У нас тоже в планах повторить Марокко, т.к. не всё успели посмотреть и не везде побывать, либо пронеслись, как ураган. Неохваченными остались Фес, Рабат, Касабланка и мн.др. Неделя для такой интереснейшей страны это ОЧЕНЬ мало :-(
    Darsi (Дарсия) (13.08.2017 13:01)
    [quote][b]irinus[/b]
    Спасибо!!! Изумительное место! [/quote]

    И Вам
    Darsi (Дарсия) (13.08.2017 13:14)
    [quote][b]Эллен[/b]
    Прекрасный, нежный, романтичный и в то же время, информативный рассказ! Я тоже была здесь самостоятельно, но утром, а главное - весной, а не летом. Всё было прекрасно!!! [/quote]


    Да и мы весной были (10.06), лето в Марокко начинается с 15 июня. Даже гид сказал, что для конца весны такая жара несвойственна, обычно в это время +27..31. Мало того, мы даже марроканской грозой насладились вдоволь во время вечерней экскурсии по Марракешу
    [quote][b]Darsi (Дарсия)[/b]
    [quote][b]Елена (Норильск)[/b]Если я когда-нибудь вернусь в Марокко, то обязательно возьму экскурсию в этот сад. Есть места куда хочется возвращаться.[/quote]
    У нас тоже в планах повторить Марокко, т.к. не всё успели посмотреть и не везде побывать, либо пронеслись, как ураган. Неохваченными остались Фес, Рабат, Касабланка и мн.др. Неделя для такой интереснейшей страны это ОЧЕНЬ мало :-([/quote]

    Согласна. Я отдыхала в Агадире 12 дней, оттуда и брала экскурсии. Оптимальный вариант: неделя по стране, 12 дней на побережье океана.
    [quote][b]Sonya[/b]
    [quote][b]Елена (Норильск)[/b]Если я когда-нибудь вернусь в Марокко, то обязательно возьму экскурсию в этот сад. Есть места куда хочется возвращаться.[/quote]
    А зачем экскурсию. Туда любой таксист за 2 Евро отвезёт и входной билет недорого. И гуляем в саду, сколько душе заблагорассудится! [/quote]

    Соня,вряд ли за 2 евро повезут из Агадира в Маракеш.
    Дарсия, очень интересно! Спасибо! Марокко для меня пока вообще что-то далекое и недосягаемое
    [quote][b]Марина[/b]
    Дарсия, очень интересно! Спасибо! Марокко для меня пока вообще что-то далекое и недосягаемое [/quote]

    Все зависит только от ваших желаний!!!!))))))
    Отличная прогулка! Фото и рассказ - зачётные! Как всегда...
    Римма (Вязьма) (13.08.2017 22:11)
    Sonya (Одесса) (13.08.2017 22:46)
    [quote][b]Елена (Норильск)[/b]
    [quote][b]Sonya[/b]
    [quote][b]Елена (Норильск)[/b]Если я когда-нибудь вернусь в Марокко, то обязательно возьму экскурсию в этот сад. Есть места куда хочется возвращаться.[/quote]
    А зачем экскурсию. Туда любой таксист за 2 Евро отвезёт и входной билет недорого. И гуляем в саду, сколько душе заблагорассудится! [/quote]
    Соня,вряд ли за 2 евро повезут из Агадира в Маракеш.[/quote]

    Хе-хе, за 2 евро только по Марракешу, я это имела в виду. У нас многие на длинные выходные в Марракеш летают, особенно зимой - погреться и погулять.
    Sonya (Одесса) (13.08.2017 22:48)
    [quote][b]Darsi (Дарсия)[/b]
    [quote][b]Sonya[/b]Волшебный сад! Я была там два раза и оба раза зимой!Даже не представляю, как можно наслаждаться красотами в 50-градусную жару. Марракеш летом невыносим, часто слышала от туристов, что не понравился. Оно и понятно. Не могу сказать, что это город моей мечты, всё же Фес красивее в разы! А самое прекрасное в Марракеше, на мой взгляд - сад Мажорель. И в музее я была, как раз попала на выставку одежды Лорана "Марокканское вдохновение". Я бы мечтала хотя бы примерить такую роскошь, не говоря уже о том, чтобы носить! Конечно, гулять по саду лучше самостоятельно! Я вообще по возможности предпочитаю исследовать достопримечательности без посторонней помощи. И с трудом понимаю, как можно уложиться в 40 минут? Даже жаль.[/quote]
    40 минут - это галопом по Европе, точнее, по саду. Большинство из нашей группы так и остались сидеть на лавочках в бамбуковой аллее, они то и диктовали условия - 30 минут и баста. Мы же, кто пошёл осматривать сад, еле-еле сторговались с ними на 40 минут, хотя во всех путеводителях рекомендуемое время осмотра от 1 часа и более.Честно говоря, поведение большинства из нашей тургруппы отставляло желать лучшего. Если им что-то не нравилось или было не интересным для них, то начинался шантаж гида, угрозы написать жалобу и т.д.[/quote]

    Вот за это и ненавижу групповой туризм. В Марракеш, кстати, из Агадира прямые автобусы ходят. Очень дешево и ничего сложного. Это если в будущем захочется повторить, без придурков в составе группы!
    Darsi (Дарсия) (13.08.2017 22:52)
    [quote][b]Марина[/b]
    Дарсия, очень интересно! Спасибо! Марокко для меня пока вообще что-то далекое и недосягаемое [/quote]

    Спасибо, Мариночка. Это только так кажется, туда даже визу не надо. Честно говоря, после Египта я и вся моя семья были категоричны, и на каждом углу утверждали, что в Африку мы больше не ногой. Даже Тунис не рассматривали для отдыха, а Марокко в планах никогда не было. Но это совсем другая Африка, там обязательно стоит побывать.
    Darsi (Дарсия) (13.08.2017 23:05)
    [quote][b]Римма[/b]
    [/quote]

    И Вам, Римма,
    Darsi (Дарсия) (13.08.2017 23:09)
    [quote][b]Игорь Алексеев[/b]
    Отличная прогулка! Фото и рассказ - зачётные! Как всегда... [/quote]

    Сады всегда интересны, а в теплом климате....
    Darsi (Дарсия) (14.08.2017 22:06)
    [quote][b]Т а т ь я н а :)[/b]
    Сады всегда интересны, а в теплом климате.... [/quote]

    Вам обязательно нужно там побывать. Думаю, что после посещения сада Вы напишите оду. У Вас так хорошо это получается.
    Darsi (Дарсия) (15.08.2017 22:00)
    [quote][b]Sonya[/b]
    [quote][b]Елена (Норильск)[/b]
    [quote][b]Sonya[/b]
    [quote][b]Елена (Норильск)[/b]Если я когда-нибудь вернусь в Марокко, то обязательно возьму экскурсию в этот сад. Есть места куда хочется возвращаться.[/quote]
    А зачем экскурсию. Туда любой таксист за 2 Евро отвезёт и входной билет недорого. И гуляем в саду, сколько душе заблагорассудится! [/quote]
    Соня,вряд ли за 2 евро повезут из Агадира в Маракеш.[/quote]
    Хе-хе, за 2 евро только по Марракешу, я это имела в виду. У нас многие на длинные выходные в Марракеш летают, особенно зимой - погреться и погулять.[/quote]

    Счастливчики
    Darsi (Дарсия) (15.08.2017 22:07)
    [quote][b]Елена (Норильск)[/b]
    [quote][b]Darsi (Дарсия)[/b]
    [quote][b]Елена (Норильск)[/b]Если я когда-нибудь вернусь в Марокко, то обязательно возьму экскурсию в этот сад. Есть места куда хочется возвращаться.[/quote]
    У нас тоже в планах повторить Марокко, т.к. не всё успели посмотреть и не везде побывать, либо пронеслись, как ураган. Неохваченными остались Фес, Рабат, Касабланка и мн.др. Неделя для такой интереснейшей страны это ОЧЕНЬ мало :-([/quote]
    Согласна. Я отдыхала в Агадире 12 дней, оттуда и брала экскурсии. Оптимальный вариант: неделя по стране, 12 дней на побережье океана.[/quote]

    Неее, моя семья 12 дней пляжного отдыха не выдержит, нам постоянно нужно куда-то идти, что-то смотреть. Вот на 12 дней по стране и неделю на побережье я согласна

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться