«Париж… как много в этом звуке…Часть II»

    Вандомская площадь


       Сколько могли мы не отрывали взгляда от Оперы Гарнье, но нам все же нужно было идти. Юго-западнее здания Оперы расположена Вандомская площадь. Название свое она получила от дворца адмирала де Вандома, располагавшегося там в XVII веке. История получилась такая. Риэлторы того времени решили выкупить земли на берегу Сены в районе дворца Вандома и втридорога их потом продать. Первая часть плана удалась. А с продажей земель втридорога получилась какая-то заминка. Ну не хотел народ вкладываться в эту недвижимость. Денег видать не было. А у кого денег куры не клюют? Так у нашего дорогого отца-батюшки «короля-солнца» Людовика XIV, да сияет он во веки веков!!! Оставалось только убедить Людовика, что это ему надо. Но тут уж маклеры постарались. Через задний кирильцо, через туваровед давили на самое любимое – на гордыню:

       - Уважаемый Людовик XIV, представляете, все здесь снесем к чертям, замостим площадь, вокруг никого, а посередине - Вы, на белом коне в камне!

       И король сдался, выделил денег, тут все завертелось, через год площадь построили, а дома вокруг только наметили фасадами. Понятно теперь у кого научился плохому Потемкин.

       В таком виде площадь просуществовала недолго. Во время Французской Революции суровая рука Народа смела статую ненавистного тирана. На этом энтузиазм угас. Строить - не ломать. Но свято место, как известно,… В 1805 году Наполеон одержал победу под Аустерлицем над союзными армиями. Он захватил 133 русских и 25 союзнических орудий. В ознаменование своей победы император в 1807 г. приказал использовать эти пушки для изготовления триумфальной колонны. За образец он взял римскую колонну Траяна. В ней также имелась внутренняя винтовая лестница, ведущая к статуе Наполеона, облаченного в императорскую тогу. Вокруг каменной колонны обвивалась бронзовая лента с 425 барельефами эпизодов Аустерлицкого сражения.

       Парижане восторгались колонной и императором. До 1814 года. После разгрома Наполеона в войне 1812 года его любили уже меньше. Статую скинули и переплавили в Генриха IV. Когда все немного поостыли, Луи-Филипп I, пришедший к власти в 1833 г., смекнул, что народу нужен объединяющий символ и приказал установить на Аустерлицкой колонне новую статую Наполеона, но не в простыне, а в мундире.

       Через 30 лет Наполеон III, решил, что статую лучше хранить в Доме Инвалидов, а на колонну поставить ее копию. И как в воду глядел - в дни Парижской Коммуны с подачи художника Курбе колонна была разрушена. И вот ведь, художник, вроде культурный человек, а рушит произведение искусства, пусть даже и идеологически чуждое… После падения Коммуны колонну с первоначальным вариантом статуи восстановили, а Курьбе обязали оплатить все расходы. Колонна стала называться Вандомской.

       Сегодня в зданиях вокруг площади размещаются самые влиятельные правительственные структуры, дорогие бутики и отели. С 1898 г. здесь располагается отель «Риц», носящий имя своего первого владельца - Цезаря Рица. Сейчас он принадлежит Мохаммеду аль-Файеду, сын которого трагически погиб вместе с принцессой Дианой в 1997 г. в туннеле под мостом Альма.

       Сам мост Альма получил свое название в честь победы французов в 1854 г. в составе войск коалиции над русскими войсками в битве на реке Альме в Крыму. На выезде из этого туннеля на набережной Сены установлен бронзовый памятник в виде вечного огня. Это копия факела Статуи Свободы, подаренной французами Соединенным Штатам. У подножия этого памятника почитатели Дианы оставляют цветы, записки и подарки. Но особого впечатления на нас факел не произвел.

       Если от Вандомской площади пройти к Сене, то справа увидите огромную площадь с обелиском и удивительными фонтанами.


    Площадь Согласия и Египетский обелиск

       Площадь Согласия (Сoncorde) до революции называлась Площадью Людовика XV. В ее середине стояла конная статуя монарха. Коммунисты площадь переименовали в Площадь Революции, снесли неправильную статую, установили на ее месте статую Свободы, а неподалеку гильотину, как знак равенства всех сословий, и в 1793 г. отрубили головы тогдашнему королю Людовику XVI и позже его жене Марии-Антуанетте. По сути, монархи сами породили революцию, убившую их. С одной стороны, война в Северной Америке заставляла народ задуматься о свободе и необходимости королевской власти, с другой стороны, непомерные траты королевского дворца стали неподъемными, плюс возмутившая народ отмена Национального Собрания и попытка бегства монарха из страны привели к тому, что королевская семья была арестована и казнена. Король и королева достойно встретили смерть, не уронив своего достоинства.

       После подавления революции ее лидеры также окончили свой путь на гильотине. Кстати, гильотину изобрел вовсе не врач Жозеф Гильотен, друг Робеспьера. Он только порекомендовал давно известный механизм, слегка его усовершенствовав. Площадь же решили переименовать в честь достижения консенсуса между сословиями в Площадь Согласия (хотя concorde – это все же взаимопонимание).

       Вслед за гидом мы, озираясь, вышли на площадь, и стали послушно поворачивать головы направо и налево. Оказалось, что площадь имеет форму очень вытянутого восьмиугольника, в углах которого в 1836 г. установлены на постаментах скульптуры, символизирующие крупнейшие города Франции: Бордо, Брест, Лион, Лилль, Марсель, Нант, Руан, Страсбург. Внутри постаментов есть помещения, которые раньше использовались, кажется, как караульные, а позже как жилые. Сейчас, естественно, там никто не живет. Наверно прикольно звучал такой диалог:

       - Где Вы живете?

       - В Бордо.

       - А где конкретно в Бордо?

       - Конкретно внутри Бордо, но мне в нем тесновато.

       В центре площади в 1836 г. установлен 23 метровый обелиск из города Луксора. Два таких обелиска подарил Франции тогдашний правитель Египта в благодарность за расшифровку египетских иероглифов французским ученым Шампольоном. Три года один из них доставляли в Париж и умучились с ним. Поэтому на другой махнули рукой, и он так и остался в Луксоре к счастью для египтян. Для установки 230 тонного обелиска инженер Аполлинер Леба построил специальный подъемный механизм. За три часа работы завершились и 200 тысячная толпа зевак возликовала. Обелиск закрепили на пьедестале, на котором высекли и позолотили чертежи, поясняющие процесс демонтажа обелиска в Луксоре, перевозки его морем и установки в Париже.

       На самом же обелиске высечены восхваления в адрес Рамзеса II, поясняющие, что он сын Солнца, любимец Амона, меч Бога Ра, укротитель диких народов, властитель Египта и вообще очень умный, красивый и самый скромный из повелителей. Вот такой простой египетский парень.

       При Рамзесе II макушка обелиска была позолоченной, но за прошедшие более 3600 лет золото куда-то бесследно исчезло. Поэтому, в 1999 г. пришлось потратить 1,5 кг золота на повторное покрытие.

       Рядом с обелиском в 1840 г. были установлены Фонтан Четырех Рек и Фонтан Морей - копии фонтанов на Площади Св. Петра в Риме, но высотой 9 метров. К сожалению, зимой фонтаны не работают, и насладиться их видом в полной мере не удалось.

       По всей площади расставлены очень красивые колонны с фонарями и множество фонарных столбов. Фонтаны, колонны и столбы выполнены в одном зеленовато-позолоченном стиле и выглядят очень роскошно.

       Общий вид площади, к сожалению, уродует огромное нелепое колесо обозрения, которое можно было бы разместить и в другом месте.


    Сад Тюильри

       От Площади согласия мы прошли через парк Тюильри, появившийся в 1564 г. по указанию Екатерины Медичи на месте старого карьера по добыче глины для производства черепицы (tuiles), давшей название месту, дворцу и парку. Позже в 1873 г. братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье отсюда запустили в полет первых аэронавтов: барана, петуха и утку (в прямом, а не переносном смысле).

       В настоящее время парк раскинулся почти на километр в длину и треть километра в ширину. Это место отдыха парижан. Что удивило - это зеленые металлические кресла, стоящие под деревьями. Т.е. можно прийти, сесть с газеткой в тени, отдохнуть, написать пару писем и пойти дальше. И никто эти стулья не ворует… Удивительно.

       Мне захотелось почувствовать себя немножко парижанином, и я предложил моим дамам присесть на пустующие кресла. Через минуту дочка поинтересовалась:

       - А долго мы еще будем здесь сидеть?

       - Мы не сидим, а исследуем жизнь Парижа,- поправил я.

       - И это надолго?- уточнила нетерпеливая дочь.

       - Тихо. Замри,- сказал я голосом Николая Дроздова. - Из нашего укрытия мы следим вон за той интересной парой. И ждем, когда местные менты их заберут.

       Недалеко от нас мы наблюдали неожиданную картину - пара среднего возраста сидела на аллее на таких же креслах, третье кресло играло роль столика, на котором стояла бутылка шампанского, пара стаканов и, кажется, виноград. В центре Москвы такое, вроде, уже невозможно. Меня интересовало - это были парижане или туристы, и как долго им нужно ждать полицейских с вопросом: «Распиваем?».

       Через пять минут я понял, что никаких полицейских не будет, шоу не состоится, а поскольку пикник стал переходить в активную фазу, то, как человек, болеющий за нравственный облик подрастающего поколения, посчитал необходимым срочно продолжить движение.

       На площади парка расположены широкие прямые аллеи, фонтаны, прямоугольные лужайки с подстриженной травой (даже в январе), вдоль боковых аллей тянутся ряды деревьев, по саду расставлено множество копий знаменитых скульптур. Одна скульптурная группа «Дета Каина» привлекла наше внимание. Оказалось, что выполнена она в 1906 г. Полем Ландовски, тем самым, что создал в 1931 г. знаменитую статую Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро. Это довольно интересная скульптурная группа, особенно, если разобраться в ее сути. Скульптор изобразил фигуры трех человек. Кто они?

       Всем известно, что, согласно Библии, у Адама и Евы было два сына Авель и Каин (правда потом появились и другие дети Сиф, Шета,…). Каин, видя, что его дары оказались менее угодны Богу, из ревности убил Авеля (по некоторым данным ослиной челюстью), за что был изгнан родными. Каин пошел в землю Нод, где женился и родил детей. На ком женился? На своей сестре или племяннице. Как это возможно? В соответствующей литературе объясняется, что люди в то время жили намного дольше. Адам, например, прожил 930 лет и успел, конечно, нарожать массу детей. Все в одном месте уместиться они, естественно, не могли и расселялись по всему миру. Так что, если трагический конфликт между братьями произошел в зрелом возрасте, то Каин вполне мог найти себе пару в другом городе.

       Среди потомства Каина в разных поколениях родилось много талантов. Бронзовая скульптура посвящена седьмому колену потомков Каина. Одним из самых молодых был скотовод Иавал (Явал). Он изображен слева. В центре стоит Ювал, игравший на арфе и свирели. В его руках музыкальный инструмент, сделанный на основе черепа буйвола. Его двоюродный брат Тувалкаин, крайний справа, был первым кузнецом и хранителем огня.

       Согласно легенде отец Тувалкаина, Лемех, в старости стал плохо видеть. Поэтому на охоту его повел Тувалкаин. Почему ему понадобилось тащить на охоту полуслепого старика, а не пойти самому, не ясно. Может Лемех от скуки попросил устроить сафари, но сослепу, и по подсказке Тувалкаина он послал стрелу в шевелящиеся кусты и убил, как оказалось, Каина. Так с подачи своего седьмого колена погиб первый преступник земли Каин. А потом все эти семь колен были стерты всемирным потопом, оставившим в живых другого сына Лемеха - благочестивого Ноя.

       Вот какая философская композиция получилась у Поля Ландовски. Это памятник первым ремесленникам, животноводам и творческой интеллигенции.

       Сад Тюильри окружен металлическим забором с позолоченными окончаниями. Открывают его в 7-7:30 утра, а закрывают по-разному: летом с 23 часов, с октября по март- с 19:30, а в остальное время – с 21 часа. Сразу за воротами сада начинается Лувр.


    Лувр


       В Лувр мы купили билеты заранее еще в Москве и ни свет ни заря были уже у входа. Народу с утра было мало, а мы, имея интернет-билеты, вообще пролетели пулей. В вестибюле стеклянной пирамиды есть три лестницы в разные крылья музея. Но перед встречей с прекрасным рекомендую найти гардероб и сдать в него одежду и сумки, чтобы не таскать их с собой. Гардероб находится под одной из лестниц и представляет собой помещение с рядами ячеек из стекла со стеклянными дверцами и кодовыми замками. Ячейки бесплатные. Только сфотографируйте ее номер, чтобы потом отыскать.

       Конечно, обойти весь Лувр за день невозможно. Мы выбрали для себя стандартный вариант - Египетский зал в крыле Сюлли и залы греческой античности и европейского искусства в крыле Денон. Ключевыми точками должны были стать Мона Лиза и Венера Милосская. По дороге к Моне Лизе мы встретили много менее известных картин, которыми с удовольствием полюбовались.

       Одна из них «Плот «Медузы» Теодора Жерико повествует о крушении фрегата «Медуза» в 40 лье от берегов Сенегала. На плот 20х7 метров перешли 147 человек с минимальным запасом еды и воды, и лодки (где сидели капитан и губернатор) стали буксировать его к берегу. Начавшийся шторм затруднил движение, на лодках поняли, что до берега с плотом они не дойдут и обрезали веревки. Неуправляемый плот понесло в открытое море. Во время шторма многих смыло за борт. Оставшиеся разделились на враждующие лагери, боровшиеся за воду, еду и безопасное место. На плоту разыгрались нешуточные драмы, показавшие истинное лицо каждого. Ближе к концу дошло до людоедства. Через 13 дней в живых осталось только 15 человек, подобранных бригом «Аргус». В общем, триллер какой-то.

       Но нам нужно было двигаться дальше к Моне Лизе. Учитывая, что мы пришли рано, народа у Моны Лизы было немного, удалось даже пройти через кордон вездесущих китайских туристов в первый ряд. Особого трепета и желания ее видеть у меня не было, не легла она мне на сердце.

       Залы живописи пролетели достаточно быстро, а вот на античных скульптурах мы притормозили.

       Поразило множество отлично сохранившихся скульптур, некоторые из которых сохранили первородную раскраску. В Греческом зале первое, что привлекает внимание - толпа возле Венеры Милосской. Ее случайно в 1820 г. откопал французский моряк на острове Милос, контролируемом турками. Статуя, оказывается, на тот момент была с руками. В левой руке она держала яблоко, а правой придерживала тогу. Стояла она на постаменте, на котором было указано имя скульптора Александра, сына Менида, из Антиохии. При погрузке статуи на корабль, турки пытались этому помешать (что естественно - ведь вывозятся ценности из контролируемой ими области) и в суете обе руки откололи. Как приблизительно Венера должна была выглядеть с руками, можно представить, взглянув на соседние статуи. Впечатление, что они сделаны одним мастером. В любом случае становится яснее загадка с руками Венеры - что она ими делала, пока их не отбили.

       Честно сказать, есть там статуи и интереснее Венеры, но принято считать шедевром ее. Очень понравился бюст Марии Барберини работы Джулиано Финелли. Точнее ее кружевной воротник. Не верится, что он сделан из мрамора - настолько тонкая и изящная работа. Кажется, что это накрахмаленная ткань складками легла на шею Марии.

       Очень понравилось мраморное изваяние XVII в. «Голова Иоанна Крестителя на блюде». Очень тонкая работа, очень натуралистично. Как известно, Иоанн, родственник Иисуса, был не намного его старше, был также спасен во время «избиения младенцев», устроенного царем Иродом Великим, и в 28 г. н.э. начал проповедовать пришествие мессии. После смерти Ирода Великого в 4 г. н.э. к власти пришел его сын Ирод Антипа (получается Ирод Иродович), и отобрал жену у своего брата (их общую племянницу) Иродиаду. Иоанн публично осуждал их за это. В 30 г. на дне рождения Ирода перед гостями танцевала дочь Иродиады Соломея. Эти две женщины ненавидели Иоанна за его осуждения, и когда Ирод, довольный танцем, сказал, что исполнит любое желание Соломеи, та потребовала голову Иоанна. Отсеченную голову Соломея преподнесла матери на блюде и та долгое время со злобой протыкала булавками язык Иоанна, а потом приказала закопать ее на свалке. Спасла голову их служанка, вынесшая ее в глиняном горшке.

       Есть в Лувре одна нетрадиционная статуя, вызывающая повышенный интерес – это «Спящий Гермафродит». По легенде сын Гермеса и Афродиты пошел купаться в озере, в котором жила нимфа Салмакида. Та влюбилась в парня, но не нашла взаимности. Тогда нимфа бросилась к богам и упросила их сделать ее и Гермафродита неразлучными. Видимо она что-то не так объяснила богам и те чисто механически соединили два их тела. В результате получился Гермафродит с полным набором женских и мужских признаков. Если смотреть на статую сзади, то видишь прелестную девушку, но обойдя с другой стороны, обнаруживаешь, что был не прав.

       Но вот что интересно, бронзовый оригинал был создан, вероятно, Поликсом во II в. до н.э. Позднее было сделано много мраморных копий, первая из которых была найдена в 1608 г. и куплена кардиналом Боргезе. В 1620 г. великий Бернини создал удивительно реалистичный мраморный матрас, на который уложил статую. Позже в 1781 и 1880 годах были найдены еще две копии. Так вот, та скульптура, которую видели мы, лежит не на Берниниевском матрасе, а на каком-то тюфяке. При этом, в интернете есть фото Гермафродита из Лувра именно на матрасе Бернини. Сравнивая мелкие детали, убеждаешься, что Федот явно не тот и качествам похуже. «Царя-то подменили!». Так что нельзя даже сказать, что только матрас на ремонте.

       Далее мы прошли в Египетский зал. Среди изобилия саркофагов всех размеров, фасонов, материалов и окрасок, выделились несколько хорошо сохранившихся и расписанных даже изнутри. Интересно было посмотреть на солдатиков, которыми играли фараоны. Также оказались очень натуралистичными рыбки, выставленные в одной из витрин. Обратил внимание, что на плитах, повествующих о жизнях египетских фараонов, изображены картинки типа комиксов. Эти картинки, оказывается, были еще и разукрашены. Следы красок сохранились до сих пор.

       Уйти из Лувра трудно, кажется, что за следующим поворотом увидишь самое интересное и хочется увидеть все. Но пришлось заставить себя направиться к выходу.


    Антиквариат в Париже


       После осмотра Лувра по набережной Сены пошли в сторону к площади Согласия. Вдоль гранитного ограждения тянутся ряды зеленых ящиков, которые их владельцами легко раскладываются в подобия прилавков. В них продают букинистическую литературу. Очень много недорогих антикварных книг с замечательными иллюстрациями. Антиквариат на русском языке разбирают в первую очередь. За место продавцы не платят, но стремятся перейти в магазины. Букинистических магазинов в городе множество, но на аренду помещений большая очередь. Нам удалось за 5 евро!!! купить энциклопедию 1911 г. по естествознанию с подробными иллюстрациями. Для тщательного копания любителям лучше ехать на специализированные букинистические рынки. Любители старины могут в выходные (часам к 7 утра) поехать на антикварные рынки, например, Клянкур, на северной окраине города. Но часам к 2-м дня продавцы начинают расходиться.

       На одной из улочек на внутренней стороне Сены недалеко от Лувра мы нашли антикварный магазин оружия. Там в навал лежали патронные сумки, фуражки, ордена, седла, сабли, ружья, поломанные и целые с виду револьверы. Цены, как мне кажется, небольшие.

       Увидев широкий выбор шпаг и сабель, во мне проснулись школьные воспоминания. Тогда еще до занятий дзюдо я занимался фехтованием и даже был призером городских соревнований.

       - Можно попробовать?- спросил я седого хозяина магазина.

       - Конечно, - согласился он.

       И хотя «давненько я не держал в руках шашек», но «профессионализм не пропьешь». Под свист шпаги я сделал пару движений рукой достаточно далеко от хозяина. Но тот все же немножко побледнел. Видимо решил, что он меня не так понял, и я спрашивал о возможности попробовать его убить его же товаром.

        - Ой, осторожно, месье,- попросил он.

        - Не волнуйтесь. Мы надеемся с Вашей помощью поразить врага. Я дам Вам парабеллум, - ответил я.

        Конечно же, француз не понял отсылки к знаменитой книге. Он просто подумал, что перед ним сумасшедший с семьей. Может быть, поэтому за шпагу времен Наполеона с ножнами он попросили всего 150 евро. Поскольку я собираю холодное оружие стран, где доводится побывать, то очень жалею, что не приобрел ее. Остановила мысль - а как я это повезу, влезет ли в чемодан и не отберут ли на таможне. Зато купил всего за 30 евро четырехгранный штык-стилет к винтовкам Лебеля и Бертье 1915 г. с латунной рукояткой. В придачу за 10 евро получил компас и две монеты начала прошлого века. Такой же штык на сайте в Москве стоил 450 евро. Ох и дурят нашего брата!


    Сент Шапель


       Совсем рядом с Нотр-Дамом на острове Сите стоит королевский дворец, который теперь называется Дворцом правосудия. Слева от дворца имеется пристройка - это Святая Капелла, что на картаво-шепелявом французском языке произносится как Сент-Шапель. Перед воротами обычно вьется большая толпа. Но не бойтесь - это посетители Дворца правосудия. Вход в Сент-Шапель левее. Пройдя за ворота, за углом здания мы увидели небольшую очередь, втекающую под арку цоколя. Это была очередь на обыск на предмет наличия недозволенного. Такие очереди есть практически во всех музеях. Проверки, наверно нужны, но работают на досмотре обычно флегматичные афро-французы, которым, как нам объяснили, поручают такую работу, чтобы они хоть что-то делали, а не тупо получали пособия.

       После поверхностной проверки мы купили билеты по 10 евро и взяли аудиогид на русском за 3 евро. На входе можно взять буклеты на русском языке и приобрести оригинальные сувениры в виде маленьких фрагментов витражей. Пояснения аудиогида несколько запутаны, поэтому нужно либо заранее через интернет изучить расположение достопримечательностей, либо на месте разбираться с пояснениями гида. Чем же знаменита эта капелла?

       Капелла была построена в 1248 г. после того, как коллекция христианских святынь Людовика IX, добытая в крестовых походах (например, покров с головы Св. Иоанна, молоко Богородицы, икона «Спас Нерукотворный», мощи святых), пополнилась новыми реликвиями и составила 22 единицы. В 1239 г. Людовик IX приобрел у венецианских ростовщиков обломки креста, гвозди, копье, чашу для сбора крови и саван Христа, которые как подлинные им заложил император Константинополя Балдуин II. Надеюсь, что Людовика не обманули.

       Все, кроме копья, я могу предположить, что является подлинным. Но копье Лонгина?! Штатное оружие солдата, за которое он, если не расписывался, то, по крайней мере, отвечал, и должен был иметь на ежедневных построениях. Лонгин не мог отдать или продать его. Как же тогда гонимые христиане могли завладеть им? Не выкрасть же из расположения легиона. В отношении молока меня также мучат смутные сомнения. Давайте будем логичны. У Марии родился ребенок, она кормит Иисуса, но никто, даже она, не могут представить в полной мере, кем станет этот младенец, и что предметы его быта могут стать очень важными для будущих поколений. Она просто живет и растит сына. Будет ли она собирать и хранить молоко? А окружающие ее простые пастухи? Так откуда же потом, когда Иисус стал всем известен, взялось это молоко? Что-то, кажется, что этот Балдуин II де Куртене не до конца был честен с Людовиком IX.

       Такое расширенное именование - Балдуин II де Куртене - императора Латинской империи оправдано, поскольку императоров с таким смешным именем в те времена было как грязи, а грязи тогда было… Этот Балдуин вообще был крайне невезучим. В детстве его женили на дочери его регента - бывшего короля Иерусалима. Тот не только профукал Иерусалим, но и почти всю Латинскую империю. К моменту вступления в права императора несчастному Балдуину оставались крохи от империи. Война за возвращение утраченных земель стала его навязчивой идеей. Но на это не было денег. Он заложил все, что мог - владения во Франции, своего собственного сына, христианские реликвии, но ничего у него не получалось, и он в итоге бежал в Рим.

       За сколько он заложил реликвии венецианским купцам неизвестно, но те их продали Людовику IX за 135 000 ливров – бюджет целой страны. Хранить такую ценность нужно было в подобающем месте, и Людовик IX строит специальное здание для хранения и молитв рядом с дворцом.

       Здание обошлось ему втрое дешевле реликвий и получилось скорее похожим на башню – его размер 35х11 м при высоте 43 м, а со шпилем 75 м. Из-за того, что на шпиле были изображены королевские лилии, шпиль уничтожили во время Французской Революции. Восстановлен он был только в 1850 г. По периметру основания шпиля стоят фигуры 12 Апостолов. В средней части шпиля размещены фигуры ангелов. На передней стороне крыши установлена фигура ангела - Св. Мишеля, поворачивавшегося часовым механизмом вслед за солнцем. По периметру крыши по самому краю расселись злобные горгульи, вытягивающие шеи и скалящие ядовитые зубы.

       Я начал рассматривать, как же собрано это здание. Как я понял, несущими являются стены капеллы, представляющие собой колонны из песчаника, чередующиеся с высокими стрельчатыми витражными окнами. Потом я вычитал, что для большей прочности при строительстве были использованы металлоконструкции.

       Капелла разделена на 2 этажа, соединенных крутой винтовой лестницей. Нижняя капелла посвящена Деве Марии. Ее фигура стоит в торце капеллы. На первый этаж было разрешено входить страже и придворным. Верхняя капелла посвящена Иисусу и предназначалась только для королевского семейства и высшего духовенства. Изначально она даже соединялась с покоями короля.

       Внутри перекрытия поддерживаются колоннами. Есть пурпурные колонны с позолоченными выпуклыми изображениями крепости в честь Бланки Кастильской – матери Людовика IX. Есть синие колонны с позолоченными королевскими лилиями. Это, видимо, в честь отца. Есть и сине-пурпурные колонны, где двойной спиралью идут изображения лилии и крепости. Это уже, понятно, в честь себя.

       Витражи в окнах действительно впечатляют. На нижнем этаже высота витражей небольшая. Существует мнение, что до Французской революции они были на много выше, но опьяненная безнаказанностью толпа перебила нижние 2 метра витражей, которые потом были заложены камнем. Подтверждения про эти 2 метра я нигде не нашел, но то, что капелла была разграбила и многие уникальные шедевры сломаны и уничтожены, а часть витражей продана - это факт. В 1803 г. капеллу вообще превратили в архив. Реставраторы приложили колоссальные усилия для спасения этого чуда.

      Поднявшись по винтовой лестнице на верхний этаж, мы очутились в левом углу капеллы. Все помещение было залито сине-красно-желтым светом, проходящим через витражи. Стены этого этажа состоят из 15 окон, в которые вмонтированы витражи 1113 сцен из Библии. В простенках окон расположены фигуры 12 Апостолов. Если двигаться от лестницы слева направо и рассматривать витражи в каждом окне снизу вверх, то можно увидеть картины всех событий с Сотворения мира до Воскрешения Христа.

       Для тех, кому это интересно, указываю последовательность сюжетов витражей: Книга бытия, Исход, Книга чисел, Книга Иисуса Навина, Книга Судей Израилевых, Книга Исайи и Древо Иессея, Иоанн Богослов и детство Христа. Далее идет центральное окно с изображением Страстей Христовых. По правой стороне расположены: Иоанн Креститель и Книга Даниила, Книга Иезекииля, Книги Иеремии и Тобии, Книга Руфь и Иова, Книга Есфирь, Книга Царств. Последнее окно особенное. Рассматривать его следует бустрофедоном, т.е. рядами слева направо, потом справа налево, поднимаясь снизу вверх. Здесь рассказывается об истории обретения реликвий Святой Еленой и о том, как они попали в Париж. Рядом с этим окном расположена вторая винтовая лестница, по которой можно спуститься вниз.

       Между двумя лестницами на торце здания есть огромная запертая дверь, которая вела в покои короля. Над дверью изображен Иисус, судящий людей в Конце Света. Над ним расположен огромный круглый витраж, посвященный Откровению Иоанна Богослова, т.е. Апокалипсису.

       Напротив, под центральным окном на возвышении, опирающемся на столбы, под витиеватым балдахином стоит ларец. В таком же, не сохранившемся до нашего времени, ларце раньше находились все 22 реликвии Людовика IX.

       Спустившись вниз и выйдя из капеллы, мы очутились во дворе Дворца Правосудия перед парадной лестницей. У ее подножья установлены большие красивые фонари. Путь к лестнице был отгорожен и охранялся полицией. Сам двор от улицы отделяют очень красивые позолоченные ворота с решеткой.


    Консьержери


        Мы вышли из ворот и повернули к Сене. Слева от нас до самой Сены, а потом и вдоль набережной тянулся бывший королевский дворец, называемый теперь Консьержери. Это название появилось после того, как в XIV в. Карл V перенес свою резиденцию с острова Сите. Для присмотра за зданием в нем оставался за главного консьерж из числа высокородных приближенных короля. Чтобы здание не пустовало, в нем устроили тюрьму.

       Одним из первых ее узников стал Ангерран де Мариньи - советник и камергер короля Филиппа IV, курировавший строительство этого дворца. Мариньи активно уничтожал орден тамплиеров, а когда большинство епископов уклонилось от осуждения членов ордена, он добился звания епископа для своего брата, доведшего дело до конца. К его сожалению смерть короля привела и его к краху - камергера бросили в Консьержери и потом повесили. А может это было проклятье тамплиеров?...

       Мы вышли на набережную, чтобы лучше рассмотреть Консьержери. С моста все хорошо видно, и в глаза сразу бросаются четыре его башни - три круглые с конусообразными крышами и одна квадратная с пирамидальной крышей с надстройкой. На дальнем от нас углу находится самая зловещая из них - Башня Бонбек, служившая пыточной. Бонбек в переводе Хороший клюв, а вернее сказать Луженый клюв, названная так от того, что крики истязуемых не смолкали, как вороний грай. Видимо и остроконечный шпиль башни навевал ассоциации с хищным клювом.

       Рядом с ней высится Серебряная Башня, в которой хранилась королевская казна и архивы гражданских дел. Ближе к нам стоит ее близнец Башня Цезаря, в которой выносились приговоры по уголовным делам и хранились их архивы.

       На углу комплекса находится прямоугольная башня, построенная в 1353 г. В одной из ее стен имеется большая ниша. В ней в 1371 г. были установлены первые городские часы. Поэтому башня называется Часовой. Слева от часов установлена фигура олицетворяющая Закон, а справа – Правосудие. Над часами два ангела гербом подпирают королевскую корону. В башне раньше был колокол. В 1572 г. накануне дня Св. Варфоломея его звон оповестил о начале истребления гугенотов. За это в 1793 г. в дни Парижской коммуны колокол был наказан - расплавлен.

       Рассмотрев башни, мы повернули назад, и пошли по противоположной стороне Дворцового Бульвара (Boulevard du Palais). За одной из витрин наше внимание привлекли красно-черные мантии с горностаевыми оторочками и круглые красные шапочки с помпонами. Мы нерешительно приоткрыли дверь и с любопытством заглянули вовнутрь. Дверь тут же предательски отозвалась колокольчиком, и из глубины помещения к нам вышел высокий любезный месье в очках.

    - Что Вам угодно, господа?- улыбаясь, спросил он.

    - Э-э-э, нам собственно стало интересно, что находится в таком необычном магазине, как Ваш, - ответили мы, смущаясь.

    - О-о-о, мы продаем и сдаем в аренду судейские мантии, - ответил Месье В Очках. – Когда судьям в здании напротив нужны эти атрибуты, они идут к нам.

      - Во как!- подумали мы, а не открыть ли нам в Москве такую же контору: если кому нужны полицейская, гаишная, таможенная, врачебная и другая форма, пусть заходят, примеряют,…


    Сена


       Мы дошли до противоположной стороны острова, перешли через другой проток Сены и пошли теперь уже по внутренней ее стороне в сторону музея Орсе. С набережной хорошо было видно, как высоко поднялась вода в реке. Деревья на окончании острова Сите были затоплены. Затоплены были и нижние набережные. На Сене вдоль берегов стояли пришвартованные разнокалиберные суда. Многие из них - это дома на воде. Аренда парковки, как мне объяснили, стоит около 600 евро в месяц. Приблизительно столько же стоит снять однокомнатную квартиру. Но в случае корабля площадь намного больше. На палубах стоят столики, кресла, барбекюшницы, есть даже сады в кадках. Романтика!

        Бесцельно бродя по улочкам, наткнулись неожиданно на Высшую Национальную школу изящных искусств. Школа знаменита тем, что сюда после Французской революции свозили скульптуры из разрушенных сооружений, на основе которых был создан Музей французских памятников. По бокам школьных ворот на столбах установлены бюсты скульптора Пьера Пюже и живописца Николы Пуссена (похож на д`Артаньяна в исполнении Боярского) работы Мерсье.

       Темнело, с реки дул промозглый ветер, и мы стали понемногу отклоняться левее по лабиринту старинных улочек, помнящих шаги мушкетеров, периодически заходили в ресторанчики и кафе под предлогом погреться, выпить по чашке кофе с пирожным или по стакану глинтвейна. Скоро погода уже не казалась такой паршивой, и стало значительно теплее.


    5
    О стране «Франция»

    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (26)

    БРАВО, БРАВО,БРАВО
    Я зачиталась...Смеялась над тем, как вы наблюдали за романтичной парочкой распивающей шампусик в саду, вальяжно сидящих на железных, зеленых стульях..
    Rust, вашей семье очень многое удалось увидеть в столице Франции, спасибо за ВАШ на этот колоритный город Франции
    За ВАШ ВЗГЛЯД на Париж
    gabi33 (Галина) (01.03.2018 21:53)
    Ух ты!Вот это труд...скажу честно,все не осилила Но многие моменты порадовали..Насчет распития в Париже..да,там все просто..Я вот тожев свой ДР с бутылочкой шампанского и нехитрой шоколадно фруктовой закуской,сидели на скамейке возле башни и отмечали...и были там не одни такие,распивающие..
    Rust (01.03.2018 22:48)
    [quote][b]Лорочка[/b]
    БРАВО, БРАВО,БРАВОЯ зачиталась...Смеялась над тем, как вы наблюдали за романтичной парочкой распивающей шампусик в саду, вальяжно сидящих на железных, зеленых стульях..Rust, вашей семье очень многое удалось увидеть в столице Франции, спасибо за ВАШ на этот колоритный город Франции [/quote]

    Лорочка, спасибо! Рад, что Вам понравилось!
    Rust (01.03.2018 22:51)
    [quote][b]gabi33 (Галина)[/b]
    Ух ты!Вот это труд...скажу честно,все не осилила Но многие моменты порадовали..Насчет распития в Париже..да,там все просто..Я вот тожев свой ДР с бутылочкой шампанского и нехитрой шоколадно фруктовой закуской,сидели на скамейке возле башни и отмечали...и были там не одни такие,распивающие.. [/quote]

    Галина, спасибо за высокую оценку!
    Андрэ (Москва) (02.03.2018 00:56)
    Светлана (02.03.2018 08:49)
    Какой, вы чудесный рассказчик !!! Античные скульптуры во всех музеях всегда западают в душу, с живописью у меня отношения проще....Была в Париже неделю, многое конечно не охвачено, после вашего отчета, так потянуло в этот город, но все как в том Анекдоте -ТАК ТЯНЕТ В ПАРИЖ, НО САД...ХОЗЯЙСТВО...ДОЛБАНЫЕ КУРЫ...
    Rust (02.03.2018 10:20)
    [quote][b]Андрэ[/b]
    [/quote]

    Римма (Вязьма) (02.03.2018 10:22)
    [quote][b]Светлана[/b]
    Какой, вы чудесный рассказчик !!! Античные скульптуры во всех музеях всегда западают в душу, с живописью у меня отношения проще....Была в Париже неделю, многое конечно не охвачено, после вашего отчета, так потянуло в этот город, но все как в том Анекдоте -ТАК ТЯНЕТ В ПАРИЖ, НО САД...ХОЗЯЙСТВО...ДОЛБАНЫЕ КУРЫ... [/quote]

    Про кур это вы сильно!!!!
    Rust (02.03.2018 10:23)
    [quote][b]Светлана[/b]
    Какой, вы чудесный рассказчик !!! Античные скульптуры во всех музеях всегда западают в душу, с живописью у меня отношения проще....Была в Париже неделю, многое конечно не охвачено, после вашего отчета, так потянуло в этот город, но все как в том Анекдоте -ТАК ТЯНЕТ В ПАРИЖ, НО САД...ХОЗЯЙСТВО...ДОЛБАНЫЕ КУРЫ... [/quote]

    Спасибо, Светлана!
    Римма (Вязьма) (02.03.2018 10:25)
    И я тоже опять хочу в Париж!!! Мне и вправду город очень понравился, и несмотря на то, что в первую пятёрку моих любимых городов он не входит, всё же при каждом упоминании Парижа я испытываю желание посмотреть на него ещё раз! Спасибо, хороший отзыв
    Rust (02.03.2018 10:35)
    [quote][b]Римма[/b]
    И я тоже опять хочу в Париж!!! Мне и вправду город очень понравился, и несмотря на то, что в первую пятёрку моих любимых городов он не входит, всё же при каждом упоминании Парижа я испытываю желание посмотреть на него ещё раз! Спасибо, хороший отзыв[/quote]

    Римма, спасибо! А раз хочется - надо ехать обязательно!
    Продолжение парижской саги и мне очень понравилось! Спасибо за интересный рассказ
    Эллен (Москва) (02.03.2018 16:56)
    Всегда хочу в Париж! Обожаю Францию до глубины души!!! Очень хороший рассказ!!! Сколько раз с подругами пили шампанское в разных скверах и садах и даже не думали о том, что кто-то из жандармерии может подойти. Да никогда! Это же Франция! А потому и дух свободы! А у меня Париж - один из самых любимых городов... Чувствую, что надо бы повторить, если уж не Париж (ну, 8 раз там была!), то саму Францию непременно! Так здОрово всё рассказали!!! Спасибо!!!
    natasha (москва) (02.03.2018 19:10)
    Очень интересный и информативный отзыв! Очень полезный для первой поездки в Париж! Мы были там недавно осенью. До сих пор перевариваем и находимся в эйфории. Желаем вам посетить Париж в теплое время года, и увидеть то что не успели! Спасибо за отзыв.
    Очень прекрасный у Вас Париж! Ну так всё подробненько, аж потянуло, мочи нет! Всегда хочу в Париж, причём при любой погоде, готова даже в проливной дождь бродить по его улочкам. Ах, Париж, Париж! Как много в этом слове!!!
    Rust (02.03.2018 21:53)
    [quote][b]Марина[/b]
    Продолжение парижской саги и мне очень понравилось! Спасибо за интересный рассказ [/quote]

    Марина, спасибо, что читаете, рад, что Вам понравилось!
    Rust (02.03.2018 21:56)
    [quote][b]Эллен[/b]
    Всегда хочу в Париж! Обожаю Францию до глубины души!!! Очень хороший рассказ!!! Сколько раз с подругами пили шампанское в разных скверах и садах и даже не думали о том, что кто-то из жандармерии может подойти. Да никогда! Это же Франция! А потому и дух свободы! А у меня Париж - один из самых любимых городов... Чувствую, что надо бы повторить, если уж не Париж (ну, 8 раз там была!), то саму Францию непременно! Так здОрово всё рассказали!!! Спасибо!!! [/quote]

    Элен, спасибо за оценку! Но Вы и сами пишете очень интересно. Так что ждем от Вас новых впечатлений от Парижа!
    Rust (02.03.2018 22:00)
    [quote][b]natasha[/b]
    Очень интересный и информативный отзыв! Очень полезный для первой поездки в Париж! Мы были там недавно осенью. До сих пор перевариваем и находимся в эйфории. Желаем вам посетить Париж в теплое время года, и увидеть то что не успели! Спасибо за отзыв. [/quote]

    Наташа, спасибо! Постараюсь выбраться в яркие сезоны и сравнить ощущения. Но ведь еще столько мест, где вообще не были!
    Rust (02.03.2018 22:04)
    [quote][b]ирина[/b]
    Очень прекрасный у Вас Париж! Ну так всё подробненько, аж потянуло, мочи нет! Всегда хочу в Париж, причём при любой погоде, готова даже в проливной дождь бродить по его улочкам. Ах, Париж, Париж! Как много в этом слове!!![/quote]

    Спасибо, Ирина! Рад, что Вам понравилось! Желаю Вам снова оказаться в этом городе!
    Димыч (Москва) (03.03.2018 14:52)
    Отличный рассказ-путеводитель!!! Легко, познавательно, с юмором! Смотрю, уже и третья часть появилась, будет время - почитаю!!!
    Вот вроде и без беготни, но увидали ого как много! И немало интересного об увиденном рассказали!
    Кстати о стульях: тут хоть металлические, а в Аликанте на набережной деревянные складные, и тоже ведь никто никуда не тащит!
    Rust (03.03.2018 22:18)
    [quote][b]Димыч[/b]
    Отличный рассказ-путеводитель!!! Легко, познавательно, с юмором! Смотрю, уже и третья часть появилась, будет время - почитаю!!! [/quote]

    Димыч, спасибо!!!
    Rust (03.03.2018 22:32)
    [quote][b]Елена April[/b]
    Вот вроде и без беготни, но увидали ого как много! И немало интересного об увиденном рассказали! Кстати о стульях: тут хоть металлические, а в Аликанте на набережной деревянные складные, и тоже ведь никто никуда не тащит![/quote]

    Да, менталитет немного другой. Там и горшки с цветами на улицах никто не ворует. А у нас от бедности тащат все. Могут украсть этот горшок, а за углом разбить, потому что по зрелому размышлению он не нужен, а тащить тяжело. Но, мне кажется, это исправляется ростом благосостояния. Но, что-то в среднем по стране он как-то попритух.
    А то, что много увидели, так заранее же старались все спланировать и мотались целыми днями
    Svetlana (04.03.2018 07:14)
    Отличное продолжение! Спасибо!
    Rust (04.03.2018 11:15)
    [quote][b]Svetlana[/b]
    Отличное продолжение! Спасибо![/quote]

    И Вам спасибо, что читаете!

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться

    Найти ближайшее турагентство: Москва, Подмосковье, Санк-Петербург, Россия