«Спасское не спаслось.»

    Субботним утром репортерская группа «Молодого коммунара» посетила место, где когда-то шумело процветающее село.

    Точка на карте, обозначенная как село Спасское, находится на реке Уперте (неподалеку от ее впадения в Упу) на границе двух районов — Щекинского и Киреевского. Это глухое место вдали от проезжих дорог знакомо только рыболовам, приезжающим на Уперту за щукой, водящейся в ней в изобилии. Единственная проходимая колея — это следы их «Нив» и «УАЗов» (после дождя здесь только на полноприводном джипе можно передвигаться). Кругом на многие версты ни одной живой души, в голову приходят кадры хроники, запечатлевшие руины русских деревушек с торчащими из бурьяна печами после того, как оттуда ушли фашисты.

    Центр композиции — заросшая травой, не маленькая по сельским меркам, церковь из красного кирпича с зияющими дырами вместо окон и березками на остатках купола. Вокруг разбросаны зубья фундаментов нескольких жилых домов, поодаль на пригорке — заброшенная колхозная ферма. И все это в зарослях крапивы, бурьяна и вихрастых плодовых деревьев.

    Между руинами домов и на полу в храме можно заметить совсем свежие небольшие ямки с какой-нибудь железякой на дне — кажется, этим местом интересовались не только мы. Такие следы оставляют самодеятельные «археологи», шастающие по заброшенным церквам и селам с металлоискателями: он срабатывает на металл, старатель с воодушевлением копает, но в девяти случаях из десяти извлекает не клад в виде нумизматического антиквариата или золотой/серебряной церковной утвари, а что-то типа консервной банки или дверной петли.

    Возле такого углубления в многолетнем мусоре на полу храма замечаем брошенную добычу «археолога» — использовавшиеся в богослужебных целях тарельце и корец: судя по всему, копатель не увидел ничего ценного в древней посуде и оставил ее там, где нашел.

    В советское время здесь, говорят, были и клуб, и зернохранилище. Сквозь оконные проемы в алтаре со свистом носятся стрижи, под куполом галдят голуби. В углу — столбик наломанных из стен храма прочнейших кирпичей: видно, приготовил к вывозу какой-то хозяйственный мужичок, но руки не дошли. Запах пыли и старой кладки.

    Но, удивительное дело, ощущения мертвости в храме нет, дышится легко, и грусть от этого зрелища какая-то все равно светлая: намоленные это камни, а они мертвыми не бывают.

    Было

    Век и более назад здесь можно было наблюдать совсем иную картину. Павел Малицкий в своей книге «Приходы и церкви Тульской епархии» писал о том, что в конце XIX века в Спасском были две каменные церкви, земская школа. Первый храм во имя Всемилостивого Спаса появился в селе в 1787 году. Он был построен на средства помещиков — прихожан Ивашкина, Бибиковой и Мясоедовой. Приход храма составлял около 1300 человек: это были не только жители Спасского, но еще и пяти соседних деревенек. Второй храм во имя Казанской иконы Божией Матери был устроен в 1824 году при кладбище. По преданию, село имело и второе название — Тихие Затоны: за рекой располагалось несколько стариц — «затонов».

    Путь к Спасскому лежит через село Пирогово. Там благодаря помощи сотрудников пироговского филиала музея «Ясная Поляна» нам удается найти бывшую жительницу ныне покойного Спасского.

    Сейчас там руины в крапиве, но вы не представляете, какой это был богатый колхоз! — делится Мария воспоминаниями уже о второй половине двадцатого века. — Свинарник, парники с огурцами и помидорами. А заливные луга! И народу было много: тогда, в 70-х, в селе стояло домов двадцать пять — бугорки только остались…

    Постепенно из-за оттока молодежи село стало хиреть, малочисленными оказались и другие деревушки в округе. Поэтому власти решили «подвести» четыре населенных пункта под один колхоз. В 80-х годах спасских добили следующей новостью: планировалось строительство водохранилища, и село должно было оказаться в зоне затопления. Селянам предстояло съезжать из Спасского: кому деньги давали на новое жилье, кому — дома в Пирогово. Но уехали не все, семей пять осталось, не захотели покинуть отеческие могилы. Тогда в основном все постройки снесли, лишь на века ставившуюся церковь так и не смогли разрушить. В памяти Марии остался только один храм, руины которого сохранились и поныне, но ее бабушка рассказывала ей, что второй храм Спасского «ушел в реку»: вместе с крутым берегом сполз в воду.

    после того как почти все жители из села разъехались, а дома были разрушены, власти, как это у нас водится, приняли другое решение: водохранилище не строить…

    — В общем, вот так все и развалилось, — с горечью подытожила Мария. — И таких пустующих деревень знаешь сколько? Молодые не хотят жить на селе: работы нет, а патриотизмом одним сыт не будешь…


    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться

     
    Найти ближайшее турагентство: Москва, Подмосковье, Санк-Петербург, Россия, Украина