«Из древней Никеи в современный Изник»

    Запоздалый рассказ о моем весеннем посещении Стамбула начну с экскурса в маленький провинциальный городок Изник. Находясь всего в 70 км от Стамбула и имеющий значимое прошлое, он, по-моему, незаслуженно забыт путеводителями.

    А  это богатая на историю и сыгравшая значительную роль в становлении христианства древняя Никея – родина проведения Первого Вселенского Собора. Позднее завоеванная и превращенная турками в столицу Сельджукского султаната. Город который недолгое время был столицей Вифинии и даже столицей Византии. Город знаменитой изникская керамики, используемой в оформлении самых красивых мечетей Стамбула. А нынче излюбленное место отдыха любителей экотуризма.


    Часть 1. 

    Никея – по гречески означает “победа”. Красивое , лично для меня зачаровывающее какое-то наименование.

    История возникновения поселения на этом стратегически удобном месте уходит в глубокую древность. Первый город, на берегу озера Аскания в окружении высоких холмов, был основан аж в 8-5 веках до н.э. Затем неоднократно разрушаясь и возрождаясь вновь , он менял имена – Анкорэ, Гелигорэ, Антигония. Пока в 301 г. до н.э. , завоёванный фракийским военачальником Лисимахом, не получил свое историческое название - НИКЕЯ. В честь его победы и в честь его жены Никеи.

    С той поры Никея активно развивалась в торгово-экономическом и культурном плане. Фактически став столицей Вифинии. Позднее она еще более расцветает под властью Византии. Император Константин построил в ней великолепный дворец, который в последствии был любезно предоставлен им под проведение Первого Вселенского Собора в истории христианства.

    На Первом Никеком Соборе был принят Символ веры, определено равенство и единосущие Сына Божия и Отца, осуждены арианская и другие ереси , окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи.

    С интересом прочла в ФБ на страничке стамбульского гида Жанны Шабан:

    «В 325 году новой эры 20 мая начался первый Вселенский собор. Все 318 делегатов получили право проезда на государственных почтовых лошадях совершенно бесплатно, по дороге и во время заседаний вплоть до 29 июля их кормили и селили за счет государства. Почти все они получили увечья в ходе пыток и допросов еще недавно, при Диоклетиане и ненавидевшем христиан Галерии, который получил от последних прозвище Зверь. Были епископы, ослепленные, с вывернутыми руками и ногами. Были и такие, кто не смог дожить даже до окончания заседаний собора. Когда впервые для обсуждения важных церковных вопросов пришел Константин Великий в своих пышных императорских одеждах, украшенных драгоценными камнями, в жемчужной тиаре, высокий и красивый, огляделся вокруг и увидел этих людей, не предавших свои убеждения вопреки мучениям, он был смущен, покраснел ввиду епископов и долго не опускался на поставленный ему стул. Наконец, его об этом попросили священники . И он сел на пурпурный стульчик возле стола с евангелием.

    Это был день, когда из уст Константина впервые прозвучало словечко единосущный по отношению к природе Иисуса, примирившее делегатов, во-первых, и отрезавшее связь с иудеями окончательно, во-вторых.

    А роль христианства как государственной религии оформилась в ближайшие дни. Всех участников первого в истории христианской церкви Вселенского собора пригласили из Никеи в Никомедию на празднование двадцатилетия правления Константина. И одарили щедро.

    И только после этого Константин уехал в Рим, где ждали праздников жители номинальной столицы».

    Увы, землетрясение и войны уничтожили стены дворца. А остатки поглотило озеро Изник. И лишь Зал Сената, где проходили заседания утвердившие основы христианской веры , не ушел под воду, сохранившись в виде руин.

    И я стою на них! На руинах освященных стопами великих святых, которые не щадя своей жизни создавали и отстаивали православие.

    Стою и думаю...

    Как все относительно и одновременно важно.

    Когда-то здесь кипели словесные баталии. Утверждались основы христьянства.

    Сейчас это тихая турецкая глубинка... и никаких табличек на этом месте ...а такая история...

    И только вечное солнце опускается в воды озера Изник, как и 800 лет назад...

    Перед поездкой в Турцию зашла в прекрасный храм монастыря в Звенигороде, стены которого расписаны сценами различных Соборов. Спросила батюшку показать Первый Никейский, мол еду туда и мне интересно на какой фреске он изображён. Чем вызвала удивление священника : разве это место сейчас существует?

    Да куда ж оно делось! Существует !

    “Никейская вера», «Никейский Символ», «Никейские Отцы» - эти выражения превратились в синонимы православия, а о самой Никеи все позабыли.

    У нескольких верующих спросила про Никею, и не у кого Никейский Собор не ассоциируется с реально существующим городом

    Понятно что Никею турки превратили в Изник... но всеж...

    Город то реально существует поныне!

    И это город , где история буквально произрастает из под земли. По крайней мере так выглядит на 2,5 метра ушедший в землю Храм Святой Софии, тот самый в котором в 787 году прошло собрание VII-го Вселенского (II Никейского) Собора. На нем была осуждена иконоборческая ересь. Благодаря чему в наших церквях теперь существуют прекрасные иконы и фрески)))

    Собор Премудрости Божьей был построен св. императором Юстинианом Великим в 6 веке н.э. После чего здание пережило два крупных землетрясения, не раз подвергалось разрушению и отстраивалось вновь . Над одной из реконструкций даже трудился самый знаменитый архитектор Сулеймана Великолепного Синан.

    За время своего существования собор был и христианских храмом, и мечетью, и музеем, и снова мечетью.

    Интересное место, обладающее своей душой. С одной стороны вроде и действующая мечеть. С другой – музейный объект, лишь слегка тронутый реставрацией. Что придает ему еще большую древность и дает возможность абстрагироваться от современности. Можно с молитвой прикоснувшись к древним стенам . Походить по плитам, которые освящены стопами Святых Отцов Седьмого Вселенского Собора. Неспешно подумать о чем-то своем, но очень глубоком и важном. Здесь тихо и немноголюдно. Туристов вообще не видно, лишь немногие посетители мечети молятся на специально сооруженном для намаза месте .

    Кроме православных святынь в Изнике весьма интересны крепостные стены, которые трудно не заметить даже неискушенному туристу. Мощные, до 7 метров в толщину и до 13 в высоту, в два ряда опоясывающие Никею , они относительно хорошо сохранились. Хотя воздвигнуты были еще до нашего века . Позднее римляне соорудили перед ними ров, а уже византийцы занялись активной постройкой башен. Которых насчитывалось около 300. На некоторых башнях до сих пор можно увидеть греческие надписи.

    Но самое удивительное, что за все эти столетия , город не очень то далеко вышел за пределы этих самых стен. Оставшись маленьким и уютным городком с невысокими домиками.

    Никея была создана по форме четкой математической фигуры, и напоминает ромб с одним тупым углом. Внутри которого крест из пересечения улиц под прямыми углами. Дороги идут с севера на юг, и с запада на восток. Четверо ворот по сторонам света .Все четко распланировано, что весьма необычно для древнего города.

    Основными и самыми красивыми были Северные ворота. Разумеется дорога из них вела в Константинополь. Сейчас они закрыты на активную реставрацию. Близко не подойти, удалось только сфотографировать через ограждение. Как и древний амфитеатр. Тоже обнесен проволочным заграждением. Жаль.

    Этот город сплошной исторический объект. Артефакты на каждом углу и в каждом дворе. Будь то остатки крепостных стен , древние храмы или сооружения. Или ничем необозначенные гробницы христианских святых. Например я так и не нашла затерявшиеся средь городских построек руины монастыря св. Иакинфа, где покоятся мощи прп. Иоасафа, св. Иоанна Ватаксиса и саркофаг с частицей мощей прп. Неофита Затворника Кипрского.

    Большинство значимых мест просто ничем не обозначены, другие закрыты к доступу из-за реконструкции. Мало указок на Гугле и в путеводителях, мало удобной информации.

    Поэтому я с большим удовольствием посетила бы город в обществе профессионального гида. Так как он сколь интересен, столько же не организован в плане исторического туризма. Да и окрестности Изника красивы и занимательны.

    Например Киминские горы. Сам святой Афанасий Афонский, основавший Великую Лавру на горе Айфон был учеником Михаила Малеина - православного святого, основателя ряда монастырей на Киминских горах, которые окружали Никею. Получается что айфонское монашество, берет свое начало из Никеи Вифинской.

    Для православного человека этот город занимает пожалуй второе место после Стамбула по значимости христьянских святынь среди городов Турции.

    Перед поездкой в Стамбул наметила расширить круг православных святынь Византии, побывав в Никеи. Сбылось.

    Я постояла на месте проведения Первого Вселенского Собора, посетила Храм где прошел Седьмой Собор. Прошла где-то рядом со священными руинами монастыря святого Иакинфа.

    Увидела остатки крепостных стен и сооружений древнего города. Мечети и сооружения османского периода. И в придачу к истории наслаждалась  изникской керамикой, прекрасными видами на окрести озера Изник, и в целом неспешной и дружелюбной атмосферой городка.

    Думала умещусь в одном рассказе, не получилось. Повесть о Никеи захватила и заняла много пространства.

    Так что будет вторая часть. Про Изник


    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться