«Рим. Еще одна идея для длинной стыковки: Сан Паоло фуори ле Мура и Гарбателла»

    Наверное, в последний вечер в Кьюзе я бы, как и год назад, вздыхала «не хочу в Рим», сокрушаясь о расставании с безмятежностью Альто Адидже, если бы…


    …Если бы убирая в сумку паспорт и распечатку маршрутной квитанции, не обратила случайно (!!!!!) внимание на «boarding time» самолета из Вероны. А чего это так рано?.. Всматриваюсь во все прочие «времена» и холодею от ужаса: вылет не в 12, как я думала, а в 11! Когда изменили, и как  я умудрилась сей момент проморгать  - бог весть!  Вот теперь уже мне в Рим ой как хотелось! Голубой мечтой стал Рим и рейс из него до Москвы, который накроется медным тазом, если я опоздаю на самолет из Вероны!  У меня ведь маршрут был выверен с расчетом на 12-00…


    Слава всемирной Сети и вай-фаю…  Нашла альтернативный вариант, позволявший пусть не час, но минут 50 выиграть. Правда, изначально предполагала ехать на прямом трено реджионале из Кьюзы до Вероны, а теперь придется делать пересадку в Больцано на скоростную фреччу,  но тут уж не до удобств!  Благо до Больцано доехала, пользуясь своей бесплатной гостевой картой.  А фречча (тоже мне «стрела»!) умудрилась еще по пути из Больцано до Вероны опоздать на 10 минут!   К счастью, это оказалось не критично… И в аэропорту Вероны, в отличие от прошлого года, когда после дикого «хвоста» на сдачу багажа к гейту пришлось нестись во весь опор,  на внутренние рейсы никаких очередей не было, так что все успела… Ох, теперь уж всегда все буду по сто раз проверять, голова садовая, устроила себе форс-мажор!


    На подлете к Фьюмичино, окончательно придя в себя и успокоившись, оценила плюс переноса времени рейса – у меня ведь теперь не восемь часов в Риме, а девять! Правда, дополнять чем-то имевшийся план не собиралась, но зато можно будет не столь жестко «хронометража» придерживаться.


    Куда податься на период стыковки решала, разумеется, задолго. Поначалу собиралась воспользоваться прошлогодними «наработками» и поехать в район метро Policlinico – есть там одна интересная вилла, и чуть не целая улица симпатичных кондитерских, на которые я глаз положила, пробегая к кварталу Коппеде. Вроде все замечательно, но вот не WOW… Какое-то беспокойство терзало, заставляя  приставать и приставать к поисковикам с запросами «необычный Рим», «неизвестный Рим» и т.п. Много чего интересного в результате почитала,  посмотрела, на заметку взяла. И в один прекрасный момент WOW все же случилось.  На экране возникло яркое фото храма… Basilica San Paolo fuori le Mura…  Есть! Вот сюда мне точно надо!


    Да еще как удобно-то для «транзитников» с ограниченным запасом времени: из Фьюмичино на обычной электричке до Roma Ostiense, далее спускаемся в метро (станция Piramida) и едем в направлении Laurentina до остановки, которая так и называется  «San Paolo Basilica» (выходить всего лишь через одну!).


    Кстати вся дорога от Фьюмичино до Остьенсе в конце мая была в маках и колосьях каких-то злаков. Обалденно!


    Наверное, может показаться странным, почему это одна из ПАПСКИХ базилик Рима, вторая по величине (!)  была мне по сути совершенно не знакома, но не раз уже убеждалась, что так бывает! До поры будто кто-то прячет от тебя что-то всем известное. Название-то храма наверняка не раз попадалось,  хотя бы в перечне этих самых папских базилик, коих в мире насчитывается двенадцать, а в Вечном городе – четыре.  Но до определенного момента не существовало его для меня и все тут.  А теперь, по всему судя, пришло время «круг замкнуть» - Собор Святого Петра, Санта Мария Маджоре, Сан Джованни ин Латерано  и, наконец,  Сан Паоло фуори ле Мура…


    От метро до базилики  не больше пяти минут пешком.  Нужно пройти под мостом и идти прямо до второго перекрестка, потом повернуть направо. Рим, кстати, встретил немыслимой жарой… Даже не представляю, как бедные туристы по историческому центру в такую погоду бродят… И здесь-то, на окраине, было тяжко!  Пришлось срочно запасаться водой в ближайшем магазинчике.


    Храм на месте предполагаемого захоронения Апостола Павла, отмеченном плитой,  был заложен императором Константином  в 4-м веке. В раннехристианские времена район этот и в самом деле был «фуори ле Мура», то есть «за стеной», а именно за Аврелиановыми стенами, вне границ Рима. Сейчас, разумеется, никак не «вне границ», но тем не менее толп туристов тут не бывает.  Вот только, не знаю зачем, пресловутых китайцев даже и сюда привозят! Автобусами! Хотя им наверняка, что Святой Павел, что Святой Антоний, что Святая Клара  - без разницы… Но зато фоточки тут можно сделать эффектные! А уж это по их части несомненно… Правда,  даже на китайцев место это действует особым образом – почти не шумят и до откровенной дури со своими фотосессиями не доходят…


    Когда идешь от метро, сначала видишь восточный фасад базилики, и с этой стороны поражает она разве что габаритами. Но стоит только обогнуть храм, и вот она – та самая  чудесная «картинка», что  однажды явилась мне на экране ноута!  Обрамленный 146-ю колоннами двор, с идеально ухоженным газоном, четырьмя высоченными пальмами, скульптурой Святого Павла в центре и великолепным мозаичным портиком над входом в собор.


    Фасад этот, кстати, не так и стар. В отличие от остальных папских базилик, собор Св. Павла «за стеной» не претерпел существенных изменений ни во времена Возрождения, ни в эпоху барокко, однако 15 июля 1823 года выгорел почти дотла.  Восстановление храма шло при участии всего христианского мира, в том числе и России: малахит и лазурит для воссоздания боковых алтарей были присланы императором Николаем I. Повторное освящение храма состоялось в 1854 году, но работы по его реконструкции продолжались еще не одно десятилетие. Мозаики, украшающие фасад здания, появились в 1874-м,  выполнены они по мотивам «допожарной» мозаики X-го века. Внешний портик с колоннами был завершен лишь в первой половине XX века.


    Внутрь собора ведут три двери. Причем одна из них – Porta Santa – является непременным атрибутом  папской базилики, а открывают ее лишь  в годы так называемого Юбилея. Провозглашает Юбилейный или Святой год  Папа Римский. Раньше юбилей случался раз в 25 лет, но нынешний Папа Франциск сократил интервал до 15 лет. Последним таким годом был  2015-й. Считается, что прошедший через Святую дверь (после исповеди и причастия) получает индульгенцию. (Знать не знала, что оказывается исповедь для отпущения грехов недостаточна, а вот индульгенция – да! Хотя может это только у католиков так?)


    Сейчас же в храм можно войти через Porta Paolina, установленную  здесь в 2008 году, в честь двухтысячелетия со дня рождения Св.Павла.


    Не знаю, как в пасмурный день, но в солнечный все пространство базилики залито золотистым светом, такое ощущение, что вступаешь в какой-то сияющий поток и  несет он тебя к главному алтарю, и далее – к сводчатому завершению центрального нефа, великолепной мозаике арки Галлы Плацидии,   сестры императора Онофрия, по чьему заказу мозаика эта была исполнена.  Арка чудом уцелела в страшном пожаре 19-го века. Хорошо, что пол – ровный-ровный, мраморный, потому как идешь к алтарю, под ноги не глядя,  стараясь рассмотреть декор  золоченого резного потолка и фрески в вышине между окнами.


    Очень меня заинтересовала водосвятная чаша, с падшим ангелом у основания. Сначала даже не поняла, почему лица этого «персонажа» не видно ни с какой точки, потом дошло – крылья-крыльями, а на голове-то среди кудрей рожки пробились! И хвост имеется!


    На малахиты российские прям с гордостью смотрела – хороши!  И не менее хороши, хотя совсем иначе,   ангелы в капелле Сан Лоренцо. Жаль войти в нее нельзя, толком сфоткать не получилось, но – иллюзия того, что небесные создания в воздушных одеяниях не НА стене, а, отделившись от нее,  парят рядом – полнейшая!


    Главная святыня базилики – саркофаг с мощами Св.Павла. После пожара 1823 года саркофаг оказался погребён под застывшим слоем расплавленных камней и металла. Долгое время не предпринималось попыток извлечь ковчег, лишь в 2005 году начались осторожные раскопки, в результате которых саркофаг был обнаружен, извлечён, и открыт для поклонения. Над ним – великолепный табернакль тринадцатого века.


    Еще одна интересная (и мистическая!) особенность базилики  - галерея портретов Пап Римских, помещенных над колоннами главного нефа и трансепта. Предание гласит, что когда будет заполнен последний свободный круг, предназначенный для портрета, наступит конец света. Пустых осталось совсем немного…


    В Сан Паоло было так хорошо, так тихо, спокойно, прохладно, так легко дышалось, что я совсем забыла о времени… Кружила и кружила по храму, будто зачарованная золотистым его светом…


    Но, надо было все же возвращаться «на грешную землю», и двигаться к еще одной намеченной цели – очень необычному, совсем нестоличному близлежащему району Рима.   От базилики до него минут пять пешком,  как не прогуляться? Жара, правда, по-прежнему была убийственная!  Хорошо, что в Гарбателле, а именно так зовется этот район, ничто не напоминает о мегаполисе. Вовсю цветет жасмин и даже  петухи поют!


    Cтроительство Гарбателлы началось в  1920 году по указу короля объединенной Италии Виктора Эммануила III. В то время на этих землях зеленели виноградники и овечки паслись. Предполагалось возвести здесь новый речной порт и жилые кварталы для моряков и портового персонала. Было решено построить 40 вилл по модной в то время английской концепции города-сада. Каждый дом должен был иметь участок, где жители смогли бы выращивать овощи и фрукты. А перед домами предлагалось разбить цветущие палисадники. Увы, до конца этот план воплощен не был.


    С приходом к власти Муссолини проект застройки претерпел значительные изменения. Уже построенные виллы сносить не стали, но дальнейшие работы были ориентированы на возведение малосимпатичных многоэтажек. Зеленые насаждения частично вырубили, о речном порте благополучно забыли,  а вместо моряков и портовых рабочих в Гарбателлу начали переселять жителей из центра Рима, чьи дома сносились в соответствии с проектом Дуче по перестройке города.  


    Но все же кое-что от первоначального плана сохранилось, Гарбателла – район очень зеленый, со множеством великолепных обожаемых мною пиний, и симпатичных садиков перед не менее симпатичными, истинно римского, охристого, цвета виллами. Я бы сказала, что здесь погружаешься в Италию скорее провинциальную, где все друг друга знают, годами ходят в одну и ту же тратторию, почесать языками, обсуждая кто женился, кто родился, и чья дочь плохо себя ведет)))


    Одно из самых популярных мест для таких посиделок - площадь  Дамиано Саули (Piazza Damiano Sauli). К тому же на площади находится государственная начальная школа Чезаре Баттисти (la Scuola Pubblica Elementare Cesare Battisti),  я как раз оказалась там ко времени, когда родители встречали бамбини  после занятий. Очень оживленно было))). Вообще говоря, если не знаешь, в жизни не подумаешь, что столь претенциозное здание, украшенное четырьмя имперского вида орлами, это начальная школа! Но выглядит, конечно, внушительно, наверное, потому и «играет» в кино: якобы здесь происходит действие очень популярного в Италии сериала «Чезарони» (I Cesaroni).


    Киношники Гарбателлу просто обожают, причем издавна. Например, на улицах района снимались многие сцены фильма Пазолини «Мама Рома» с великолепной Анной Маньяни в главной роли. Фото- (и кино-) геничен он до невозможности. Здесь бы бродить и бродить, вообще без цели, просто заглядывая в каждый дворик… Увы, у меня времени на это не было… Потому пришлось в бодром темпе пронестись лишь  по знаковым местам. Да-да, в Гарбателле есть свои must-see!


    Например, на упомянутой уже Piazza Damiano Sauli находится титулярная церковь Сан Франческо Саверио (Chiesa di San Francesco Saverio). Жители квартала очень гордятся тем, что первой церковью, которую посетил Иоанн Павел II после своего избрания Папой Римским, была именно она. Дело в том, что с этим храмом у понтифика были связаны особые воспоминания: будучи студентом, он приходил сюда по воскресеньям и помогал проводить церковные службы.


    Мне Гарбателла показалась очень романтичной, потому куда интереснее церкви было отыскать пересечение   Via Giovanni da Capistrano и Via Roberto de Nobili, отсюда берет начало красивая лестница, у нижней ее ступени, слева, под «вазой», находится скромный фонтан Карлотта (Fontana Carlotta). Его еще называют фонтаном влюбленных. Перед войной у многих парочек было принято назначать здесь свидания.


    Кстати, Карлоттой звали обходительную (garbatta) и красивую (bella) хозяйку трактира, располагавшегося когда-то неподалеку от базилики San Paolo fuori le Mura. Говорят в память об этой приветливой синьоре квартал и получил свое название. Не в ее ли честь назван и фонтанчик? Во всяком случае, иных версий мне не встречалось.


    Сегодня «синьора Гарбателла» приветствует всех гостей района с фасада одного из домов на Piazza Geremia Bonomelli. Местные жители считают, что барельеф в виде женской головки, украшающий дом, именно той самой Карлотте и посвящен.


    Лестница с фонтаном приведет на Piazza Sapeto. На площадь выходят два ярких дома с арками, пройти сквозь которые категорически рекомендую, отсюда, с высоты, такие симпатичные виды открываются!


    Но и внизу гулять сплошное удовольствие, столько милых моему сердцу деталек! Причем, не «намеренно декоративных», а просто «из жизни». Непременное цветастое белье на веревках в том числе))) И даже традиционная итальянская обшарпанность душу греет… Вот разве что обилие машин, припаркованных сплошь и рядом, картинку портит, но что делать – Гарбателла строилась в те времена, когда о подземных парковках никто и не помышлял!


    Туристов здесь мне лично не встретилось вообще, хотя упоминания об этом районе не так и редки на просторах Сети. Понятно, что в Риме СТОЛЬКО всего, что где уж там до Гарбателлы добраться!  Но, мне кажется, прогулка здесь очень неплохой вариант с целью «голову переключить», когда голове этой начнет угрожать синдром Стендаля.  Ну, и для длинной стыковки хорошая идея!


    Казалось бы немалые девять часов пронеслись как один миг… И как всегда было грустно прощаться с Римом, в который можно возвращаться всю жизнь и каждый раз открывать что-то новое…





    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (61)

    Андрэ (Москва) (10.07.2018 20:12)
    Дааа, Рим неисчерпаем! Браво Елена! Фотогалерея шедевральна!
    Обожаю Рим!Спасибо за отзыв,Леночка!
    "Все хорошо, что хорошо кончается"! Началось с нестыковки по времени, завершилось очередной немаленькой порцией ярких впечатлений. Замечательно, Лена!!!
    [quote][b]Андрэ[/b]
    Дааа, Рим неисчерпаем! Браво Елена! Фотогалерея шедевральна! [/quote]

    Благодарю, Андрей! Беда с этим Римом! Каждый раз хоть разорвись. ..
    [quote][b]Ирина[/b]
    Обожаю Рим!Спасибо за отзыв,Леночка! [/quote]

    Ох, да, Ира! Вечная любовь к Вечному городу...
    [quote][b]Ирина К[/b]
    "Все хорошо, что хорошо кончается"! Началось с нестыковки по времени, завершилось очередной немаленькой порцией ярких впечатлений. Замечательно, Лена!!! [/quote]

    Да уж, Ира, устроила я себе "веселье" Но ничего- Рим вылечил)))
    Sonya (Одесса) (10.07.2018 23:20)
    А я всё короткие подстыковки выбираю. Так, чтобы из аэропорта вообще не выходить. Ни разу ещё дольше 3 часов между рейсами не брала. За Рим спасибо! Будет время - фоточками полюбуюсь! Краем глаза вижу - шедевральные!
    [quote][b]Sonya[/b]
    А я всё короткие подстыковки выбираю. Так, чтобы из аэропорта вообще не выходить. Ни разу ещё дольше 3 часов между рейсами не брала. За Рим спасибо! Будет время - фоточками полюбуюсь! Краем глаза вижу - шедевральные! [/quote]

    А почему? Стыковка- хорошая возможность что-то ещё посмотреть, попутно, так сказать. Благодаря им немало уже в том же Риме повидала...
    Sonya (Одесса) (10.07.2018 23:32)
    [quote][b]Елена April[/b]
    [quote][b]Sonya[/b]А я всё короткие подстыковки выбираю. Так, чтобы из аэропорта вообще не выходить. Ни разу ещё дольше 3 часов между рейсами не брала. За Рим спасибо! Будет время - фоточками полюбуюсь! Краем глаза вижу - шедевральные! [/quote]
    А почему? Стыковка- хорошая возможность что-то ещё посмотреть, попутно, так сказать. Благодаря им немало уже в том же Риме повидала...[/quote]

    Дак как-то хочется поскорей на месте оказаться.
    Для отличного Рима и девятичасовой стыковки немало! Рассказ и фото - класс! Как всегда...
    Лена, сплошное удовольствие виртуально прогуливаться с тобой по любимой Италии. Надеюсь, что когда-то непременно воспользуюсь твоими "наработками" и идеями. Спасибо за "нетуристический" Рим и прекрасный фотоотчёт
    Вздыхаю:"ХОЧУ в РИМ"
    Римма (Вязьма) (11.07.2018 10:41)
    Лена, про такую красоту не слышала и не видела!!!! Спасибо.
    Irina (Москва) (11.07.2018 11:41)
    Лен, всегда восхищаюсь твоим умением находить что-то необычное и, при этом, необыкновенно прекрасное. А уж в Риме то и необычного, и прекрасного - выше крыши, хоть всю жизнь можно возвращаться! Спасибо за интересные идеи, думаю, многим пригодятся!
    [quote][b]Игорь Алексеев[/b]
    Для отличного Рима и девятичасовой стыковки немало! Рассказ и фото - класс! Как всегда... [/quote]

    Благо и базилика и Гарбателла очень удобно расположены, добраться быстро и без проблем! Спасибо, Игорь!
    [quote][b]Sonya[/b]
    [quote][b]Елена April[/b]
    [quote][b]Sonya[/b]А я всё короткие подстыковки выбираю. Так, чтобы из аэропорта вообще не выходить. Ни разу ещё дольше 3 часов между рейсами не брала. За Рим спасибо! Будет время - фоточками полюбуюсь! Краем глаза вижу - шедевральные! [/quote]
    А почему? Стыковка- хорошая возможность что-то ещё посмотреть, попутно, так сказать. Благодаря им немало уже в том же Риме повидала...[/quote]
    Дак как-то хочется поскорей на месте оказаться.[/quote]

    По пути туда чаще именно короткие беру, а вот назад - чего бы и не прогуляться еще где-то? Но тут уж у каждого свои приоритеты, конечно
    [quote][b]Римма[/b]
    Лена, про такую красоту не слышала и не видела!!!! Спасибо.[/quote]

    Сама до недавнего времени понятия не имела, Римма! Да здравствует радость открытий!
    [quote][b]Лорочка[/b]
    Лена, сплошное удовольствие виртуально прогуливаться с тобой по любимой Италии. Надеюсь, что когда-то непременно воспользуюсь твоими "наработками" и идеями. Спасибо за "нетуристический" Рим и прекрасный фотоотчёт Вздыхаю:"ХОЧУ в РИМ" [/quote]

    Ой, не говори, Лора! И я хочу! Снова и всегда... Авось сбудется, чего всем, влюбленным в Рим, желаю...
    [quote][b]Irina[/b]
    Лен, всегда восхищаюсь твоим умением находить что-то необычное и, при этом, необыкновенно прекрасное. А уж в Риме то и необычного, и прекрасного - выше крыши, хоть всю жизнь можно возвращаться! Спасибо за интересные идеи, думаю, многим пригодятся! [/quote]

    Благодарю, Ира! Сама же знаешь, что такие вот "изыскания" - наиприятнейшая вещь! Столько всего узнаешь! Пусть не все удастся "живьем" увидеть, но даже и почитать интересно!
    Sonya (Одесса) (11.07.2018 14:26)
    [quote][b]Елена April[/b]
    [quote][b]Sonya[/b]
    [quote][b]Елена April[/b]
    [quote][b]Sonya[/b]А я всё короткие подстыковки выбираю. Так, чтобы из аэропорта вообще не выходить. Ни разу ещё дольше 3 часов между рейсами не брала. За Рим спасибо! Будет время - фоточками полюбуюсь! Краем глаза вижу - шедевральные! [/quote]
    А почему? Стыковка- хорошая возможность что-то ещё посмотреть, попутно, так сказать. Благодаря им немало уже в том же Риме повидала...[/quote]
    Дак как-то хочется поскорей на месте оказаться.[/quote]
    По пути туда чаще именно короткие беру, а вот назад - чего бы и не прогуляться еще где-то? Но тут уж у каждого свои приоритеты, конечно[/quote]

    Да какие там приоритеты, когда для вылазки всего 4 дня не до длинных подстыковок.
    Эх, был у меня соблазн взять длинную стыковку в Риме в этот раз (тем более, что вообще с этим синьором пока не знакома), но испугалась захода шариков за ролики от обилия информации и впечатлений Лена, твой "стыковочный" маршрут непременно беру на заметку, ведь Рим по-прежнему остается в мечтах! "И даже традиционная итальянская обшарпанность душу греет…" - теперь я тебя очень даже понимаю
    [quote][b]Марина[/b]
    Эх, был у меня соблазн взять длинную стыковку в Риме в этот раз (тем более, что вообще с этим синьором пока не знакома), но испугалась захода шариков за ролики от обилия информации и впечатлений Лена, твой "стыковочный" маршрут непременно беру на заметку, ведь Рим по-прежнему остается в мечтах! "И даже традиционная итальянская обшарпанность душу греет…" - теперь я тебя очень даже понимаю [/quote]

    В первый раз в Рим - никак не во время стыковки! Боже упаси! И летом не советую... Жара, духота, толпы... Прочувствовать его надо, вечерами погулять, когда уже никакой суеты! Обязательно у тебя еще будет Рим, Мариша, не переживай! И не торопись - "каждому овощу своё время", очень правильная поговорка
    [quote][b]Елена April[/b]
    [quote][b]Марина[/b]Эх, был у меня соблазн взять длинную стыковку в Риме в этот раз (тем более, что вообще с этим синьором пока не знакома), но испугалась захода шариков за ролики от обилия информации и впечатлений Лена, твой "стыковочный" маршрут непременно беру на заметку, ведь Рим по-прежнему остается в мечтах! "И даже традиционная итальянская обшарпанность душу греет…" - теперь я тебя очень даже понимаю [/quote]
    В первый раз в Рим - никак не во время стыковки! Боже упаси! И летом не советую... Жара, духота, толпы... Прочувствовать его надо, вечерами погулять, когда уже никакой суеты! Обязательно у тебя еще будет Рим, Мариша, не переживай! И не торопись - "каждому овощу своё время", очень правильная поговорка [/quote]

    Взвесив все "за" и "против", пришла к такому же выводу И продолжаю мечтать о встрече А нужное время придёт, это точно
    [quote][b]Марина[/b]
    [quote][b]Елена April[/b]
    [quote][b]Марина[/b]Эх, был у меня соблазн взять длинную стыковку в Риме в этот раз (тем более, что вообще с этим синьором пока не знакома), но испугалась захода шариков за ролики от обилия информации и впечатлений Лена, твой "стыковочный" маршрут непременно беру на заметку, ведь Рим по-прежнему остается в мечтах! "И даже традиционная итальянская обшарпанность душу греет…" - теперь я тебя очень даже понимаю [/quote]
    В первый раз в Рим - никак не во время стыковки! Боже упаси! И летом не советую... Жара, духота, толпы... Прочувствовать его надо, вечерами погулять, когда уже никакой суеты! Обязательно у тебя еще будет Рим, Мариша, не переживай! И не торопись - "каждому овощу своё время", очень правильная поговорка [/quote]
    Взвесив все "за" и "против", пришла к такому же выводу И продолжаю мечтать о встрече А нужное время придёт, это точно [/quote]

    Наверняка!
    "На стадии подготовки к поездке шквал, нет, лавина вопросов обрушилась на голову главной «итальяночки» сайта Леночки April. Дорогая, и как ты всё это выдержала?))) Спасибо тебе огромное за понимание, терпение и реальную неоценимую помощь!!!" - присоединяюсь к словам Марины. Спасибо, Лена, за помощь при подготовке к самостоятельным путешествиям. Вы не только красочные отзывы пишете, но РЕАЛЬНО помогаете! Каждый Ваш рассказ - кладезь достоверной информации. Все в избранное. Пригодится! Потому что все дороги ведут в Рим.
    Удивительный, многогранный, вкусный, атмосферный Roma Aeterna, где побывав однажды, оставляешь частичку своего сердца, и в который хочется возвращаться снова и снова Лена, читаю о твоих передвижениях и кажется всё так легко и просто, но сама наверное не решилась бы покинуть стены аэропорта :) А ты молодец, ни минуты простоя, путешествовать так путешествовать
    [quote][b]Наталья (Night Bird)[/b]
    "На стадии подготовки к поездке шквал, нет, лавина вопросов обрушилась на голову главной «итальяночки» сайта Леночки April. Дорогая, и как ты всё это выдержала?))) Спасибо тебе огромное за понимание, терпение и реальную неоценимую помощь!!!" - присоединяюсь к словам Марины. Спасибо, Лена, за помощь при подготовке к самостоятельным путешествиям. Вы не только красочные отзывы пишете, но РЕАЛЬНО помогаете! Каждый Ваш рассказ - кладезь достоверной информации. Все в избранное. Пригодится! Потому что все дороги ведут в Рим. [/quote]

    Наташа, спасибо! Стараюсь восторги сопровождать и полезной информацией тоже. Хотя как раз здесь все было до странности элементарно - в шаговой доступности от метро. Кстати возвращаться к вокзалу Рома Остьенсе удобнее от метро Гарбателла.
    [quote][b] Елена (ELENA)[/b]
    Удивительный, многогранный, вкусный, атмосферный Roma Aeterna, где побывав однажды, оставляешь частичку своего сердца, и в который хочется возвращаться снова и снова Лена, читаю о твоих передвижениях и кажется всё так легко и просто, но сама наверное не решилась бы покинуть стены аэропорта :) А ты молодец, ни минуты простоя, путешествовать так путешествовать [/quote]

    Лена, вот что касается этого уголка Рима, все ДЕЙСТВИТЕЛЬНО легко и просто! А в аэропорту девять часов болтаться, когда столько сокровищ под боком?! Неее, это прям смертный грех!
    Наталья (Natalina) (12.07.2018 23:12)
    Лена, я еще предыдущую твою галерею не до конца досмотрела, но отзыв про Рим не смогла пропустить, это и моя большая итальянская любовь! И да, такой длинной стыковкой грех не воспользоваться, тем более в Вечном городе, который манит с каждым разом всё сильнее и сильнее! Спасибо за новые римские открытия, интересно очень!!!
    Леночка, у меня мурашки в начале рассказа побежали... и холодный пот накрыл... представила про смену времени рейса... ДЛЯ меня это стресс ХОРОШО ,ЧТО ВСЕ ПРОШЛО УДАЧНО. СПАСИБО, ЗА новый прекрасный маршрут.
    В Италию надо собираться на полгода, чтобы все посмотреть)
    [quote][b]Наталья (Natalina)[/b]
    Лена, я еще предыдущую твою галерею не до конца досмотрела, но отзыв про Рим не смогла пропустить, это и моя большая итальянская любовь! И да, такой длинной стыковкой грех не воспользоваться, тем более в Вечном городе, который манит с каждым разом всё сильнее и сильнее! Спасибо за новые римские открытия, интересно очень!!! [/quote]

    Наташа, я даже их специально выискиваю, стыковки эти. К тому же эти билеты обычно бывают дешевле. Ну, да и ты и сама это знаешь. Так что масса преимуществ! Но главное, конечно же, возможность хотя бы вот так - набегами - продолжать знакомство с Римом. Или с новым каким-то городом встретиться.
    [quote][b]Т а т ь я н а :)[/b]
    Леночка, у меня мурашки в начале рассказа побежали... и холодный пот накрыл... представила про смену времени рейса... ДЛЯ меня это стресс ХОРОШО ,ЧТО ВСЕ ПРОШЛО УДАЧНО. СПАСИБО, ЗА новый прекрасный маршрут. В Италию надо собираться на полгода, чтобы все посмотреть) [/quote]

    Танечка, да уж... устроила я себе тот еще стресс!!!
    Для Италии и полгода будет мало, мне кажется... Но не отказалась бы, конечно!
    Дааа.....Рим неисчерпаем. Как. впрочем и сама Италия. Лена.,спасибо за очередной вкусный кусочек Вечного Города
    Димыч (Москва) (14.07.2018 09:35)
    [quote][b]Ольга( Тропиканка)[/b]
    Дааа.....Рим неисчерпаем. Как. впрочем и сама Италия. Лена.,спасибо за очередной вкусный кусочек Вечного Города [/quote]

    Оля, всегда приятно делиться открытиями с единомышленниками!
    [quote][b]Димыч[/b]
    [/quote]

    Сколько прекрасных уголков и мест можно найти в этом удивительном городе, хоть несколько часов (даже и не несколько, 9 часов это уже что-то), но с пользой для души!!!!!! Лена, спасибо за приятную и познавательную прогулку!
    [quote][b]Natalia & Alex[/b]
    Сколько прекрасных уголков и мест можно найти в этом удивительном городе, хоть несколько часов (даже и не несколько, 9 часов это уже что-то), но с пользой для души!!!!!! Лена, спасибо за приятную и познавательную прогулку! [/quote]

    Да, Наташа, девять часов это кое-что, вполне можно что-то замышлять!))) Очень рада Вашему вниманию!
    Simha Sheli (16.07.2018 16:12)
    Пусть всех дороги приводят в Рим! Лена, шалом и респект!
    [quote][b]Simha Sheli[/b]
    Пусть всех дороги приводят в Рим! Лена, шалом и респект![/quote]

    Спасибо, Наташа! И да - дороги пусть таки приводят! Желательно почаще)))
    Эллен (Москва) (18.07.2018 19:01)
    Леночка! Ну, какая же Вы любознательная туристка!!! И это здОрово!!! А я бы половину свободного времени походила, посмотрела, а потом - точно засела бы в ресторанчике! Лишь бы на стыковку успеть!!! Да здравствует вечный Рим!!!
    Irina (Москва) (19.07.2018 09:07)
    [quote][b]Эллен[/b]
    Леночка! Ну, какая же Вы любознательная туристка!!! И это здОрово!!! А я бы половину свободного времени походила, посмотрела, а потом - точно засела бы в ресторанчике! Лишь бы на стыковку успеть!!! Да здравствует вечный Рим!!! [/quote]

    Боюсь, и я так же бы поступила
    Sonya (Одесса) (19.07.2018 09:16)
    [quote][b]Irina[/b]
    [quote][b]Эллен[/b]Леночка! Ну, какая же Вы любознательная туристка!!! И это здОрово!!! А я бы половину свободного времени походила, посмотрела, а потом - точно засела бы в ресторанчике! Лишь бы на стыковку успеть!!! Да здравствует вечный Рим!!! [/quote]
    Боюсь, и я так же бы поступила [/quote]

    А я всегда думаю, что поесть и поспать можео и дома, да и кроме магазинов в мире есть куда более интересные вещи. Поэтому так разбазаривать драгоценное туристическое время я бы ни в жизнь не стала.
    Римма (Вязьма) (19.07.2018 10:30)
    [quote][b]Sonya[/b]
    [quote][b]Irina[/b]
    [quote][b]Эллен[/b]Леночка! Ну, какая же Вы любознательная туристка!!! И это здОрово!!! А я бы половину свободного времени походила, посмотрела, а потом - точно засела бы в ресторанчике! Лишь бы на стыковку успеть!!! Да здравствует вечный Рим!!! [/quote]
    Боюсь, и я так же бы поступила [/quote]
    А я всегда думаю, что поесть и поспать можео и дома, да и кроме магазинов в мире есть куда более интересные вещи. Поэтому так разбазаривать драгоценное туристическое время я бы ни в жизнь не стала. [/quote]

    Сонь, не у всех нервы железные, я бы тоже приехала глубоко заранее или бы сильно далеко не углублялась, в жизни всякое случается и опоздать на самолёт совсем бы не хотелось.... Мне бы никакие походы по достопримечательностям были бы не в радость, если бы в мозгу свербило "не опоздать на самолёт, не опоздать на самолёт..."
    [quote][b]Irina[/b]
    [quote][b]Эллен[/b]Леночка! Ну, какая же Вы любознательная туристка!!! И это здОрово!!! А я бы половину свободного времени походила, посмотрела, а потом - точно засела бы в ресторанчике! Лишь бы на стыковку успеть!!! Да здравствует вечный Рим!!! [/quote]
    Боюсь, и я так же бы поступила [/quote]

    Ира, ну я потом в самом Фьюмичино лазаньи навернула))) А в самом городе, конечно, у меня в приоритете "посмотреть", но это вот именно "у меня". Любителей вкусно посидеть в приятном месте очень даже понимаю, это тоже впечатления и память!
    [quote][b]Римма[/b]
    [quote][b]Sonya[/b]
    [quote][b]Irina[/b]
    [quote][b]Эллен[/b]Леночка! Ну, какая же Вы любознательная туристка!!! И это здОрово!!! А я бы половину свободного времени походила, посмотрела, а потом - точно засела бы в ресторанчике! Лишь бы на стыковку успеть!!! Да здравствует вечный Рим!!! [/quote]
    Боюсь, и я так же бы поступила [/quote]
    А я всегда думаю, что поесть и поспать можео и дома, да и кроме магазинов в мире есть куда более интересные вещи. Поэтому так разбазаривать драгоценное туристическое время я бы ни в жизнь не стала. [/quote]
    Сонь, не у всех нервы железные, я бы тоже приехала глубоко заранее или бы сильно далеко не углублялась, в жизни всякое случается и опоздать на самолёт совсем бы не хотелось.... Мне бы никакие походы по достопримечательностям были бы не в радость, если бы в мозгу свербило "не опоздать на самолёт, не опоздать на самолёт..."[/quote]

    Римма, девять часов стыковки это МНОГО! Ну, конечно, если заранее все продумать, а не метаться бесцельно по городу. Хотя на самом деле за 9 часов вполне можно и просто пошататься, без всякой цели. Но у меня, что ни Рим, так целей целый список))) А по времени - помнится я однажды и за шесть часов немало успела. Это реально! И без всяких нервов. Нервы я и сама ненавижу, мне бы никакой радости не доставила прогулка по городу с постоянной оглядкой на часы.
    Римма (Вязьма) (19.07.2018 14:00)
    [quote][b]Елена April[/b]
    [quote][b]Римма[/b]
    [quote][b]Sonya[/b]
    [quote][b]Irina[/b]
    [quote][b]Эллен[/b]Леночка! Ну, какая же Вы любознательная туристка!!! И это здОрово!!! А я бы половину свободного времени походила, посмотрела, а потом - точно засела бы в ресторанчике! Лишь бы на стыковку успеть!!! Да здравствует вечный Рим!!! [/quote]
    Боюсь, и я так же бы поступила [/quote]
    А я всегда думаю, что поесть и поспать можео и дома, да и кроме магазинов в мире есть куда более интересные вещи. Поэтому так разбазаривать драгоценное туристическое время я бы ни в жизнь не стала. [/quote]
    Сонь, не у всех нервы железные, я бы тоже приехала глубоко заранее или бы сильно далеко не углублялась, в жизни всякое случается и опоздать на самолёт совсем бы не хотелось.... Мне бы никакие походы по достопримечательностям были бы не в радость, если бы в мозгу свербило "не опоздать на самолёт, не опоздать на самолёт..."[/quote]
    Римма, девять часов стыковки это МНОГО! Ну, конечно, если заранее все продумать, а не метаться бесцельно по городу. Хотя на самом деле за 9 часов вполне можно и просто пошататься, без всякой цели. Но у меня, что ни Рим, так целей целый список))) А по времени - помнится я однажды и за шесть часов немало успела. Это реально! И без всяких нервов. Нервы я и сама ненавижу, мне бы никакой радости не доставила прогулка по городу с постоянной оглядкой на часы.[/quote]

    С девятью часами соглашусь, а с 4-5 часами я бы очень боялась и переживала
    [quote][b]Римма[/b]
    [quote][b]Елена April[/b]
    [quote][b]Римма[/b]
    [quote][b]Sonya[/b]
    [quote][b]Irina[/b]
    [quote][b]Эллен[/b]Леночка! Ну, какая же Вы любознательная туристка!!! И это здОрово!!! А я бы половину свободного времени походила, посмотрела, а потом - точно засела бы в ресторанчике! Лишь бы на стыковку успеть!!! Да здравствует вечный Рим!!! [/quote]
    Боюсь, и я так же бы поступила [/quote]
    А я всегда думаю, что поесть и поспать можео и дома, да и кроме магазинов в мире есть куда более интересные вещи. Поэтому так разбазаривать драгоценное туристическое время я бы ни в жизнь не стала. [/quote]
    Сонь, не у всех нервы железные, я бы тоже приехала глубоко заранее или бы сильно далеко не углублялась, в жизни всякое случается и опоздать на самолёт совсем бы не хотелось.... Мне бы никакие походы по достопримечательностям были бы не в радость, если бы в мозгу свербило "не опоздать на самолёт, не опоздать на самолёт..."[/quote]
    Римма, девять часов стыковки это МНОГО! Ну, конечно, если заранее все продумать, а не метаться бесцельно по городу. Хотя на самом деле за 9 часов вполне можно и просто пошататься, без всякой цели. Но у меня, что ни Рим, так целей целый список))) А по времени - помнится я однажды и за шесть часов немало успела. Это реально! И без всяких нервов. Нервы я и сама ненавижу, мне бы никакой радости не доставила прогулка по городу с постоянной оглядкой на часы.[/quote]
    С девятью часами соглашусь, а с 4-5 часами я бы очень боялась и переживала[/quote]

    4-5 - это самый "бестолковый " интервал: для вылазки в город мало, а в аэропорту болтаться тоскливо, таких лучше вообще не надо
    Лена, за Рим спасибо! Мой любимый город! В него можно возвращаться до бесконечности!
    [quote][b]ирина[/b]
    Лена, за Рим спасибо! Мой любимый город! В него можно возвращаться до бесконечности![/quote]

    Что да, то да... Рада, что заглянула, Ира!
    Лада (Пермь) (25.07.2018 18:13)
    Лена, Вы, безусловно, талантливая рассказчица и искусный фотограф, замечающая все детали вокруг. Получила огромное удовольствие и от увиденного и от прочитанного, спасибо! Боюсь открыть для себя Италию и утонуть в ней... А пора бы! Жизнь летит с бешеным темпом.....
    [quote][b]Лада[/b]
    Лена, Вы, безусловно, талантливая рассказчица и искусный фотограф, замечающая все детали вокруг. Получила огромное удовольствие и от увиденного и от прочитанного, спасибо! Боюсь открыть для себя Италию и утонуть в ней... А пора бы! Жизнь летит с бешеным темпом..... [/quote]

    Благодарю, Лада! Да, Италия это опасно))) Но попробовать все же стоит, жизнь и правда летит...
    Sonya (Одесса) (26.07.2018 10:32)
    [quote][b]Елена April[/b]
    [quote][b]Лада[/b]Лена, Вы, безусловно, талантливая рассказчица и искусный фотограф, замечающая все детали вокруг. Получила огромное удовольствие и от увиденного и от прочитанного, спасибо! Боюсь открыть для себя Италию и утонуть в ней... А пора бы! Жизнь летит с бешеным темпом..... [/quote]
    Благодарю, Лада! Да, Италия это опасно))) Но попробовать все же стоит, жизнь и правда летит...[/quote]

    Но ведь какой прекрасный полёт!
    [quote][b]Sonya[/b]
    [quote][b]Елена April[/b]
    [quote][b]Лада[/b]Лена, Вы, безусловно, талантливая рассказчица и искусный фотограф, замечающая все детали вокруг. Получила огромное удовольствие и от увиденного и от прочитанного, спасибо! Боюсь открыть для себя Италию и утонуть в ней... А пора бы! Жизнь летит с бешеным темпом..... [/quote]
    Благодарю, Лада! Да, Италия это опасно))) Но попробовать все же стоит, жизнь и правда летит...[/quote]
    Но ведь какой прекрасный полёт! [/quote]

    irinus (н.новгород) (28.07.2018 19:52)
    Браво Лена!!!!!!!!!!!! Но, для меня, все же, лучше короткие стыковки.Все мы разные, вот не люблю я так... А уж для первого знакомства, тут я с вами согласна полностью, тем более с Римом, нельзя использовать стыковку.Этот город достоин, чтобы в нем пожить и не торопясь познакомиться. А там уж можно и набегами посещать знакомый и притягательный город ! Но, однозначно не летом!!!
    Ира, Вы так часто летаете, что Вам стыковки для свидания с городом (с любым, не только с Римом) ни к чему))).
    Летом - ни боже мой! А то потом пишут, что грязно, душно, что толпы... И ведь в самом деле и грязно (от тех же толп), и душно! В общем, экскурсионка всегда куда приятнее в более прохладное время года.
    Irina (Москва) (29.07.2018 06:50)
    [quote][b]Елена April[/b]
    Ира, Вы так часто летаете, что Вам стыковки для свидания с городом (с любым, не только с Римом) ни к чему))). Летом - ни боже мой! А то потом пишут, что грязно, душно, что толпы... И ведь в самом деле и грязно (от тех же толп), и душно! В общем, экскурсионка всегда куда приятнее в более прохладное время года. [/quote]

    А я все свои два раза в Риме летом была. Мне все понравилось) особенно то, что тепло)))
    [quote][b]Irina[/b]
    [quote][b]Елена April[/b]Ира, Вы так часто летаете, что Вам стыковки для свидания с городом (с любым, не только с Римом) ни к чему))). Летом - ни боже мой! А то потом пишут, что грязно, душно, что толпы... И ведь в самом деле и грязно (от тех же толп), и душно! В общем, экскурсионка всегда куда приятнее в более прохладное время года. [/quote]
    А я все свои два раза в Риме летом была. Мне все понравилось) особенно то, что тепло)))[/quote]

    Ира, у тебя формат постижения города для лета подходящий - неспешно, куда глаза глядят!
    Наталья (Natalina) (30.07.2018 21:51)
    [quote][b]Irina[/b]
    [quote][b]Елена April[/b]Ира, Вы так часто летаете, что Вам стыковки для свидания с городом (с любым, не только с Римом) ни к чему))). Летом - ни боже мой! А то потом пишут, что грязно, душно, что толпы... И ведь в самом деле и грязно (от тех же толп), и душно! В общем, экскурсионка всегда куда приятнее в более прохладное время года. [/quote]
    А я все свои два раза в Риме летом была. Мне все понравилось) особенно то, что тепло)))[/quote]
    Вот и я задумалась. У меня тоже оба свидания с Римом были именно летом, причем, июль и август, т.е. самая что ни на есть жарища. Но отчего-то это не помешало мне полюбить этот город... Он для меня самый-самый! Может, и правда дело в неспешных прогулках, благо, не ради стыковок его посещали, а жили по несколько дней.
    [quote][b]Наталья (Natalina)[/b]
    [quote][b]Irina[/b]
    [quote][b]Елена April[/b]Ира, Вы так часто летаете, что Вам стыковки для свидания с городом (с любым, не только с Римом) ни к чему))). Летом - ни боже мой! А то потом пишут, что грязно, душно, что толпы... И ведь в самом деле и грязно (от тех же толп), и душно! В общем, экскурсионка всегда куда приятнее в более прохладное время года. [/quote]
    А я все свои два раза в Риме летом была. Мне все понравилось) особенно то, что тепло)))[/quote]
    Вот и я задумалась. У меня тоже оба свидания с Римом были именно летом, причем, июль и август, т.е. самая что ни на есть жарища. Но отчего-то это не помешало мне полюбить этот город... Он для меня самый-самый! Может, и правда дело в неспешных прогулках, благо, не ради стыковок его посещали, а жили по несколько дней. [/quote]

    Наташа, ты вообще ас по составлению чрезвычайно сбалансированных поездок и прогулок, без беготни и "нанизывания" бесконечных достопримов один на другой, потому тебе никакая жара и никакие толпы и не мешали. А у меня во одна из мечт оказаться в Риме в какой-нибудь беспросветно дождливый зимний день и провести его весь в музеях Ватикана.... Чтоб на улицу ничто не тянуло)))
    Наталья (Natalina) (02.08.2018 22:40)
    [quote][b]Елена April[/b]
    [quote][b]Наталья (Natalina)[/b]
    [quote][b]Irina[/b]
    [quote][b]Елена April[/b]Ира, Вы так часто летаете, что Вам стыковки для свидания с городом (с любым, не только с Римом) ни к чему))). Летом - ни боже мой! А то потом пишут, что грязно, душно, что толпы... И ведь в самом деле и грязно (от тех же толп), и душно! В общем, экскурсионка всегда куда приятнее в более прохладное время года. [/quote]
    А я все свои два раза в Риме летом была. Мне все понравилось) особенно то, что тепло)))[/quote]
    Вот и я задумалась. У меня тоже оба свидания с Римом были именно летом, причем, июль и август, т.е. самая что ни на есть жарища. Но отчего-то это не помешало мне полюбить этот город... Он для меня самый-самый! Может, и правда дело в неспешных прогулках, благо, не ради стыковок его посещали, а жили по несколько дней. [/quote]
    Наташа, ты вообще ас по составлению чрезвычайно сбалансированных поездок и прогулок, без беготни и "нанизывания" бесконечных достопримов один на другой, потому тебе никакая жара и никакие толпы и не мешали. А у меня во одна из мечт оказаться в Риме в какой-нибудь беспросветно дождливый зимний день и провести его весь в музеях Ватикана.... Чтоб на улицу ничто не тянуло)))[/quote]
    О, Лена, это и моя мечта!;) Что Ватиканские музеи, что Лувр, что прочие крупные музеи однозначно не летом хочется исследовать, а вот именно в непогоду. С удовольствием бы погрузилась с головой, и вполне возможно, что даже и не один день, а как минимум два, подробно бы всё в них изучала. ))) А в хорошую погоду, конечно, куда приятнее бродить по городу.
    [quote][b]Наталья (Natalina)[/b]
    [quote][b]Елена April[/b]
    [quote][b]Наталья (Natalina)[/b]
    [quote][b]Irina[/b]
    [quote][b]Елена April[/b]Ира, Вы так часто летаете, что Вам стыковки для свидания с городом (с любым, не только с Римом) ни к чему))). Летом - ни боже мой! А то потом пишут, что грязно, душно, что толпы... И ведь в самом деле и грязно (от тех же толп), и душно! В общем, экскурсионка всегда куда приятнее в более прохладное время года. [/quote]
    А я все свои два раза в Риме летом была. Мне все понравилось) особенно то, что тепло)))[/quote]
    Вот и я задумалась. У меня тоже оба свидания с Римом были именно летом, причем, июль и август, т.е. самая что ни на есть жарища. Но отчего-то это не помешало мне полюбить этот город... Он для меня самый-самый! Может, и правда дело в неспешных прогулках, благо, не ради стыковок его посещали, а жили по несколько дней. [/quote]
    Наташа, ты вообще ас по составлению чрезвычайно сбалансированных поездок и прогулок, без беготни и "нанизывания" бесконечных достопримов один на другой, потому тебе никакая жара и никакие толпы и не мешали. А у меня во одна из мечт оказаться в Риме в какой-нибудь беспросветно дождливый зимний день и провести его весь в музеях Ватикана.... Чтоб на улицу ничто не тянуло)))[/quote]
    О, Лена, это и моя мечта!;) Что Ватиканские музеи, что Лувр, что прочие крупные музеи однозначно не летом хочется исследовать, а вот именно в непогоду. С удовольствием бы погрузилась с головой, и вполне возможно, что даже и не один день, а как минимум два, подробно бы всё в них изучала. ))) А в хорошую погоду, конечно, куда приятнее бродить по городу. [/quote]

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться

    Найти ближайшее турагентство: Москва, Подмосковье, Санк-Петербург, Россия