Начало моего отзыва будет совсем незамысловатым и «банально банальным», как же давно я собиралась в Тарусу))))) и сколько же раз она, эта поездка, всё откладывалась и отменялась. И, счастье случилось, наконец-то едем, хотя не так, наконец-ТАКИ ЕДЕЕЕЕЕЕММММ!!!!
Ещё весной на Букинге забронировала несколько отелей в городах, желаемых к посещению, за неделю до даты заезда рассказала мужу «о наших планах» и он дал согласие.
Отель выбирала по принципу, чтобы точно в центре и до основных достопримечательностей рукой подать. Таких нашлось всего два, пансионат «Якорь» и отель «Таруса». На месте уже поняла, что в Тарусе всё в центре. Первый мне очень понравился на фото, но насторожила информация «Отель «Пансионат Якорь» с салоном красоты, сауной и принадлежностями для караоке», вот так и представила, что ложимся мы спать, а причёсанный и помытый народ хочет петь, и поёт народ «с принадлежностями» громко и красиво, как тот пёс из мультика. Желание жить в этом пансионате пропало. Потом неоднократно ходила мимо, расположен и вправду «центрее некуда», и сам отель, и территория очень даже симпатичные. Песнопений не доносилось)))
У отеля «Таруса» тоже была интересная характеристика «К услугам гостей помещение для хранения лыж и круглосуточная стойка регистрации». Я подумала, что «эти на лыжах» ночью менее опасны, чем те «с принадлежностями», и выбор пал на «Тарусу».
Поехали на машине через любимую Калугу, о чём много раз пожалели. На дороге, связывающей Калужскую и Смоленскую область, асфальт сошёл на участке километров так в сорок-пятьдесят. Обратно ехали через Московскую область, вот это государство в государстве, там все дороги в хорошем состоянии.
Приехали в Тарусу мы часов в 11, оставили вещи в гостинице до заселения и пошли «осмотреться на местности».
Город расположен у места впадения реки Таруски в Оку, на её крутом берегу. Годом образования принято считать 1246 год. Город прекрасно сохранился, основная застройка одноэтажные дома, построенные в 19 веке. Город имеет статус природно-архитектурного заповедника.
Если, стоя на крыльце гостиницы, повернуть голову направо, то видна центральная площадь Тарусы, это площадь Ленина с большим белоснежным Собором Петра и Павла, а сразу же за собором сквер и набережная, вот туда мы и пошли, а уж там памятники один за одним установлены, вот прямо памятниковый вернисаж.
На самой площади в 2011 году, напротив Петропавловского собора, установлен бюст героя России, командующего 33-й армией генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова, он уроженец Тарусы. Для многих это имя ни о чём не говорит, но не для вязьмичей. Одна из центральных площадей Вязьмы носит его имя, посреди площади насыпной холм, на холме бронзовая скульптура работы Вучетича, изображающая раненого генерала, продолжающего отстреливаться от врагов. В 1942 году советские войска попали в окружение под Вязьмой, за смертельно раненым Ефремовым ставка прислала вертолёт, улетать Ефремов отказался, отправил знамёна армии и раненых солдат. Сам же застрелился.
Собор Петра и Павла доминанта площади, построен на месте сгоревшего деревянного храма в 1789 году. В советское время в 30-е годы храм закрыли, отдали здание под Дом пионеров. Потом к нему пристроили здание Тарусской картинной галереи. В 2009 году храм восстановили и в нём проходят службы, были проекты по отделению галереи от храма, но не нашли технического решения, так и оставили.
Слева от собора памятник тарусянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, сам памятник выполнен в виде стелы-штыка, а сбоку установлены памятные плиты тарусянам Героям войны.
Стоя на высоком берегу Оки, любуемся заокскими далями. Красота разлилась до самого горизонта. Берега облеплены машинами и палатками, а с реки доносится детский визг и смех. Продолжаем прогулку, очень много экскурсионных групп, все они плотненько обступили памятники Марине Цветаевой и Белле Ахмадулиной. Стоят памятники поэтессам неподалеку друг от друга, одна склонив, а другая гордо подняв голову. Имя Цветаевых крепко связано с городом, семью Цветаевых называют первыми дачниками Тарусы.
Ориентироваться легко, берег просматривается, скопление туристов выдаёт местонахождение очередного памятника, а именно памятника Константину Паустовскому. Он такой милый и совсем не монументальный, а очень даже простой и трогательный, писатель и собака, стоящая на задних лапах и прижимающаяся к хозяину.
Тут же на набережной видим кафе «Парус», его мы выбрали местом нашего ужина, на всякий случай идём бронировать столик, ведь сегодня же пятница.
Вроде бы время заселения приближается, но так не хочется тратить время на пустые походы туда и обратно, мы без вещей, уже пообедали и самое время покататься по Оке.
Посетить усадьбу В.Д.Поленова мне хотелось даже больше, чем саму Тарусу. От главного причала отправляется прогулочный кораблик, точной информации так и не нашла, вроде туда в 12 часов и обратно в 15 часов, а на часах почти 14. Вдоль берега несколько стоянок частных катеров, за 3000 рублей вас доставят на другой берег Оки в Тульскую область и заберут обратно, мы договорились о звонке по телефону за 10-15 минут до выезда. На указателе на берегу в Тарусе написано «Поленово- 5 км», плыли минут семь, в жару очень приятно.
Неподалеку от усадьбы Поленова есть маленький посёлок Бёхово и там удивительной красоты церковь, расстояние между ними около 1,5 километров, вроде ерунда, но как бы правильно распределить силы, вот вопрос…. Капитан предложил нам доплыть до Бёхова, а заберёт он нас с пляжа в Поленово.
Высадились мы на берегу Оки, а церковь то на верху довольно-таки крутого холма. Вот хорошо, что с неё начали, после прогулки по реке, охлаждённые ветерком, мы взлетели на эту кручу. Раньше на верх вела деревянная лестница, в данный момент она на ремонте, для восхождения желательно иметь нормальную обувь, а не «сандальки-ремешки», я большую часть подъёма боялась остаться босой.
Церковь Святой Троицы построена для сельчан по проекту и на деньги В.Д.Поленова, строилась она с 1904 по 1906 годы. Церковь имеет интересную архитектуру, по периметру обнесена невысокой каменной стеной, мы идём со стороны реки и входим в ворота под аркой, обитые железом, с этой стороны церковь похожа на терем с высоким крыльцом, а со стороны села будто бы замок с остроконечной крышей. К сожалению, она была закрыта. Рядом с церковью погост, на нём и похоронен Поленов со своей женой.
Мы же спускаемся к реке и идём вдоль берега по тропинке, ведущей в Поленово. Жара жутчайшая, местами дорожка проходит в тени, местами идём по солнцепёку, ветерок от реки очень спасал. Всё же это правильное решение начать с Бёхова, пока силы свежи.
Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) родился в Петербурге в многодетной дворянской семье. Его отец Дмитрий Поленов — секретарь Русского археологического общества, увлекался искусством. Мать Мария Поленова брала уроки живописи у художника Карла Брюллова. Василий Дмитриевич окончил Академию художеств с Большой золотой медалью. Много путешествовал по Европе, изучая живопись, посещая музеи и картинные галереи. Известен, как пейзажист и мастер жанровой живописи. Самые известные картины: «Московский дворик», «Заросший пруд», «Золотая осень», «Осень в Абрамцево», а картину «Христос и грешница» приобрел для своей коллекции император Александр III.
Василий Дмитриевич купил земли в бывшей усадьбе Борок, на высоком берегу Оки в 1890 году. Все строения в усадьбе построены по его проектам. Поленов перевез семью из Москвы в усадьбу, сюда же приезжают многочисленные друзья и гости. Он хотел видеть усадьбу «гнездом художников», а со временем превратить её в общедоступный музей. На территории усадьбы построены Главный дом, мастерская художника «Аббатство», флигели, службы, в селе Бёхово Троицкая церковь и народный театр для крестьян, а также школы в селах Бёхово и Страхово.
Василий Дмитриевич умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. В 1926 году ему одному из первых присвоили почетное звание Народного художника России. В 1931 году в усадьбе открывается Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова. В 1939 году государство получило в дар от семьи Поленовых коллекции музея, сын Дмитрий Васильевич был первым директором музея, наверно благодаря этому усадьба сохранила свой первоначальный вид и планировку, так же сохранились все коллекции.
Попав в музей с реки, мы прошли его насквозь по сосновой аллее, главный вход в музей со стороны Тульской области. На входе в усадьбу построен новый дом, в нём расположены кассы, кафе, сувенирная лавка. Билеты в каждый объект продаются отдельно, стоимость в Большой дом – 350 рублей, в Аббатство – 250 рублей, в Фахверковый сарай- 250 рублей, в Адмиралтейство (Диорама) – 100 рублей. Но не всегда и не во все места можно попасть, так как просто посетителям ходить по дому нельзя, билеты продаются на определенное время, набирается группа и проводится экскурсия. Фотосъемка платная -200 рублей, забыла оплатить пока разбиралась со временем посещения, но мы снимали, нам никто не сделал замечаний и не спросил билет на съёмку. Билеты можно купить заранее через интернет на сайте усадьбы. Нам по времени подошла экскурсия в Аббатство, потом экскурсия в Большой дом.
Большой дом построен в 1892 году. В доме сохранились уникальные интерьеры, много мебели, сделанной по эскизам художника, коллекции декоративно-прикладного искусства, картины Поленова, Репина, Васнецова, Левитана. Экскурсия начинается с первого этажа, где расположены портретная, столовая, библиотека, кабинет. Затем по лестнице поднимаемся на второй этаж. Первоначально здесь была мастерская художника, потом он отдал это помещение под детскую, а рядом с главным домом построил мастерскую «Аббатство». Хочется рассказать про увиденные экспонаты, коллекции, но не буду вас утомлять, если кому интересно, то можно посмотреть на сайте http://www.polenovo.ru Экскурсия в Большом доме рассчитана на 45-55 минут.
На лужайке перед Большим домом разбита круглая клумба для подъезда экипажей. Рядом установлен мемориальный камень, на нём написано, что здесь в ноябре-декабре 1941 года были остановлены фашистские захватчики. Удивительное дело, усадьба за время войны совсем не пострадала.
«Аббатство» - мастерская художника. В мастерской стоит токарный станок, огромный стол с баночками с красками, бутылочки, разные коробки, стулья, изготовленные по чертежам Поленова, стол с фотоаппаратом художника и много-много чего. В дверном проёме мастерской расположены две колонны, на одной начертаны инициалы Поленова, а на другой фамильный герб, на котором изображён сухой пень дуба, из которого проросла нежная веточка.
Одна из комнат посвящена куклам и усадебному театру, в усадьбе был и кукольный, и обычный театр, в спектаклях были заняты дети художника и деревенские дети.
Справа от Главного дома располагается хозяйственная постройка в стиле фахверк, его так и называют Фахверковый домик. Во времена жизни художника в сарае было хранилище садового инвентаря, в самом большом помещении располагалась столярная мастерская Ивана Михайловича Никишина, который по чертежам Поленова делал лодки для поленовской флотилии, восточная часть была амбаром, там хранилось зерно для лошадей. Сарай так и назывался «дяди Иванов сарай». Сейчас в Фахверковом домике выставочный зал, в нём устраивают выставки из запасников и коллекций музея.
Домик «Адмиралтейства» служил сараем для зимовки лодок, построен по типу Фахверка. Поленов очень любил лес, реку, он с детьми много плавал по реке, ловили рыбу. У детей были свои лодки. В данный момент в нём расположена Диорама. Диорама — это нарисованные 80-летним Василием Поленовым слайды на бумаге, которые транслируются в фильм о путешествиях. Но мы не купили в неё билетов, очень большой перерыв получался между посещением разных домов.
Мы были совершенно очарованы этим местом, всё соединилось в нём, мощь и широта реки, лес с огромными тенистыми соснами, необыкновенной красоты усадьба и её необычная архитектура. Мы были поражены увиденным и услышанным во время экскурсий, никак не ожидали такого разнообразия и богатства коллекций.
Мы вернулись в Тарусу и наконец-таки заселились в отель. Третий раз к нему возвращаюсь))) В общем-то всё соответствует заявленному и обещанному, нормальный размер номера, всё функционирует, полотенца и постельное чистые. Самое главное работал кондиционер. Не понравилась уборка, она вроде как сделана, но свежим номер не выглядел. Я не придираюсь, под кровати я не лазила, это общее впечатление. Немного отдохнув, пошли на ужин.
Собираясь в поездку (в любую) всегда читаю о кафе и ресторанах и если в больших городах всегда удаётся найти много хороших мест, то в маленьких с кафе-ресторанами проблемы. Сама живу в городе с населением в 50000 человек, а в Тарусе всего-то 10000 населения. На моё счастье в сети нашлась куча отзывов и было отобрано несколько кафе.
КАФЕ «Тарусское время», расположено в центре города на ул. Луначарского, 13, в отдельно стоящем здании. Главная отличительная черта -это интерьер с коллекцией советских часов. В этом кафе мы обедали. Имеется летняя площадка. Симпатично, есть можно. В кафе не подают алкогольные напитки.
КАФЕ «The ТЕСТО», ул. Ленина, д.108. По отзывам хорошее место, кормят вкусно, интересный интерьер, но до кафе надо ехать на машине или такси, оно расположено на окраине города. Решили не заморачиваться.
Выбрали КАФЕ «Парус», удачно расположенное на набережной (улица Декабристов). По нему разноречивые отзывы от очень хороших, до «места не желаемое к посещению».
Здание кафе имитирует корабль, деревянная летняя веранда его палуба. Главное достоинство -это открывающиеся виды на Оку. Нам кафе показалось симпатичным, неплохой выбор блюд, интересные салатики, шашлык из баранины, нам даже Брют принесли холодный. Бонусом шли взмывший в небо воздушный шар и розовый закат.
Вечер заканчивали прогулкой вдоль берега Оки, догуляли до Воскресенской горы, на которой расположен красивейший Храм Воскресения Христова, храм строили с 1629 по 1654 год, это самое старое строение в городе.
Прямо у тропинки, под так называемым Мусатовским косогором, установлен Кенотаф Марины Цветаевой, памятный знак на месте, где хотела покоиться Марина Ивановна. На самом косогоре могила художника Мусатова-Борисова и несколько могил семьи Вульф.
На следующий день у нас были планы посетить два музея, если повезёт, и выехать домой пораньше.
Дом-музей Марины Цветаевой работает с 10 часов, а не с заявленных 9.30. Домик очень маленький и в него пускают по 5 человек. К 10 утра нас набралось как раз пять, дверь открыла смотрительница и безапелляционно заявила: «А у нас группа» и закрыла дверь. Я уже хотела пойти ругаться, ну если вы знаете, что группа, то ведь можно и объявление повесить, что бы мы под дверями не дожидались. Дверь открылась второй раз и нас пустили, так как группа опаздывала.
Музей был открыт к 100-летию Марины Цветаевой в 1992 году. Так как дача "Песочное" не сохранилась, музей располагается в маленьком одноэтажном доме, этот дом был куплен дедом Марины по материнской линии А.Д. Мейном, после его смерти в доме жила его вторая жена. Марина и Анастасия Цветаевы звали её «Тьо» и музей носит название «Домик Тьо». Девочки часто бывали в этом доме, в 1912 году Марина приезжала в этот дом вместе с мужем С.Эфроном. В 1903 году Тьо специально для Цветаевых построила дом или гостевой флигель, сейчас его выкупили у владельцев и скоро музей будет располагаться в двух домиках.
Экспозиции посвящены семье Цветаевых, дочерям Марине и Анастасии, их родственникам Добротворским, тарусским друзьям. Сохранились предметы меблировки, посуда, пианино семьи Цветаевых, много личных вещей, документов и фото, книги с автографами.
Дом-музей К.Паустовского работает с 11 часов и в него мы не попали, ну не могут маленькие домики музеи в выходные дни обслужить всех желающих. Так что пришлось ограничиться внешним осмотром и отправиться домой.
Прощай, Таруса!!! Маленькая, милая и трогательная! В моей памяти ты останешься местом покоя и красоты под голубым небом, ярким солнцем, с крошками домиками, выглядывающими из-за цветущего лилейника, с петляющей рекой под крутыми берегами.
Хорошо, что не сидите на месте. Я в прошлом году все собиралась в Плёс, да так и не доехала, а жаль.
Развлекаемся, как можем. Я бы больше ездила, я люблю всякие усадьбы, монастыри, а муж любит работать
Отличное путешествие Римма! Браво!
Спасибо, Андрэ.
Риммочка.это тебе!
Ирина, спасибо.
Дивные места! И кто бы что ни говорил, а природа России в разы живописнее многих заморских просторов
И места красивые и усадьба шикарная, вот всё в ней ОЧЕНЬ - очень красиво, очень интересно и очень богатая коллекция.
Хорошо, что не сидите на месте. Я в прошлом году все собиралась в Плёс, да так и не доехала, а жаль.
Натусик, так приезжай!
ЗдОрово! Красивые места! Отзыв шикарный, с вкраплениями исторических фактов. Очень люблю такие читать . Разделяю Вашу любовь к усадьбам и монастырям Спасибо, что поделились впечатлениями
Спасибо за оценки и комментарии.
Не знаю, получится ли в этом году.
Спасибо за свидание с Тарусой, которая и меня год назад совершенно очаровала!
О Поленово пока только мечтаю. Совсем уж было собралась, но напугали рассказы об обилии гадюк на территории. Ты там как - в сандаликах-ремешках - не видела эту пакость? Меня даже мелькнувшая где-то в траве змеюка может до обморока напугать...
Римма, ну до чего же хорошо написано! И как жаль, что так мало отзывов... Ну, ты знаешь, на что я намекаю...Спасибо за свидание с Тарусой, которая и меня год назад совершенно очаровала!О Поленово пока только мечтаю. Совсем уж было собралась, но напугали рассказы об обилии гадюк на территории. Ты там как - в сандаликах-ремешках - не видела эту пакость? Меня даже мелькнувшая где-то в траве змеюка может до обморока напугать...
Лена, спасибо. После твоего отзыва о Тарусе поняла, что хватит откладывать, ведь в те края собиралась давно. Что касаемо гадюк… я так поняла, что это шутки музейщиков, чтобы газоны не вытаптывали. Или не шутки??? Я сделала такой вывод и ходила спокойно
Красота!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Спасибо
Увы, это никакие не шутки. Читала в отзывах, что и на самом деле их там полно... Может быть в этом году жара как-то их утихомирила? Народ писал, что прямо никого не боясь, дорожки переползали - бррр!
В прошлом году беда была со змеями. Было очень дождливо, затопило низины, где обретают змеи и они поползли в поисках сухих мест. У нас в деревне их было очень много, я чуть на гадюку не наступила.