УзбекистанОтзыв
Золотой фонд
Ем оптом. Шахрисабзские фрукты
Октябрь 2022
дата поездки
13.04.2024
написано
Ем оптом.  Шахрисабзские фрукты

Как уже отмечалось, основные здешние достопримечательности относятся ко времени Тимура и Тимуридов, золотой эпохе Самарканда. Почему же тогда, задаст вопрос продвинутый читатель, мы до сих пор не посетили мавзолей Гур-Эмир, место, где Тимур, тот ещё фрукт, закончил свой жизненный путь. В самом деле, с этого объекта гиды обычно начинают экскурсию по Самарканду. Мы поступим иначе, у нас есть возможность начать знакомство с эпохой Тимура не с конца, а с начала, отправившись в Кеш, родной город Великого эмира, получивший в тимуридскую эпоху более цветистое имя Шахрисабз, «город-сад» или, если переводить с таджикского буквально Зелёный город. Тем более, что это читателю ничего не будет стоить, в отличие от нас, экскурсия в Шахрисабз из разряда дополнительных. 

         Расстояние небольшое, меньше 100 км на юг, но поскольку дорога горная, особо не разгонишься, есть время обсудить личность Тимура обстоятельно, не спеша. Первое, что бросается в глаза, удивительная схожесть судьбы Тимура и Чингисхана, создаётся впечатление, что Тимур, если верить в переселение душ, одна из реинкарнаций  Чингисхана, либо, если верить в Фоменко-Носовского просто один и тот же человек. В самом деле, оба, всё таки будем эти личности разделять, из борджигинов, оба дети местных князьков, отец Тимура Тарагай - вождь отпочковавшегося от борджигинов племени барласов. Тот и другой верили в своё великое предназначение и начинали покорение мира с набора небольшой ватаги, точнее банды единомышленников. Много работали над военной организацией своих отрядов, грамотно сражались, умело пользовались распрями местных элит, разделяя и властвуя. Оба начинали с неудач и томились в плену у своих противников. Тимур провёл там 62 дня. Каждый получил по заклятому другу-врагу, у Чингисхана это был Джамуха. В истории Тимура роль Джамухи досталась Эмиру Хусейну, их дружба была настолько тесной, что Тимур женился на сестре Хусейна, а когда их дорожки окончательно разошлись, то и на трёх его женах. Черная кошка между друзьями проскочила во время «Битвы в грязи» 1365 г., Тимур тогда командовал левым флангом, Хусейн правым, им противостояли превосходящие силы хана Моголистана Ильяса-Ходжи. Во время боя начался ливень, поле сражения мгновенно превратилось в глиняное месиво, где «смешались в кучу кони, люди», но Тимур продолжал наступление, а Хусейн не помог, не поддержал, и после подобного смерти промедления пришлось уносить ноги. Кстати, Тимур уже тогда хромал, результат более ранней (1362 г.) стычки с туркменами, где Тимур был ранен вражескими стрелами не только в правую ногу, но и в правую руку, лишившись пары пальцев. Отсюда и известное в Европе прозвание Тимура Тамерлан, от персидского «Тимур ленг» - «Тимур хромой». Имя Тимур с персидского мы переводить не стали, оно «из стали» не переводится, переводится с тюркского – железо, «железный хромец» - так эту личность называли наши отечественные источники. Нельзя не отметить, что смысл имени Чингисхан примерно тот же  - сильный, крепкий. И если бы наши герои имели фамилии, у обоих она была бы – Сталин, но вернёмся к отношениям Тимура и Хусейна. После «Битвы в грязи», когда Тимур поостыл и почистился, Хусейн предложил забыть разногласия и по-дружески встретиться. Тимур согласился, но на всякий случай прихватил на встречу 200 всадников, а Хусейн с собой захватил тысячу. После этого примирение стало невозможным, Тимур со своими войсками двинул на Балх, где укрылся Хусейн, и после непродолжительной осады 10 апреля 1370 г. Балх был взят, Хусейн пленён и казнён. В том же Балхе собрался курултай, провозгласивший Тамерлана «Великим эмиром Турана», ханом, увы, его провозгласить не могли, он не был прямым потомком Чингисхана по мужской линии, выбранного при помощи той же процедуры «Великим ханом Монгольской империи». Отметим, что в случае с Тамерланом на курултай было оказано давление, его оказал будущий духовный наставник Тимура Мир Сеид Барака, арабский шейх, поведавший о своём видении: Аллах открыл, что Тимур станет великим правителем, после чего Мир Сеид вручил Тимуру знамя и барабан, как символы высшей воинской власти. Великим эмиром или амиром себя Тимур и именовал, хотя после того, как женился на вдове Хусейна Сарай-мульк ханум, ставшей его старшей, не по возрасту – по значению, и любимой женой, мог бы именоваться Гурганом, зятем хана, поскольку его любимая жена была дочерью чингизида Казан-хана. В войне, как и в бизнесе, тяжелее всего даются первые победы, дальше идёт легче, по накатанной, хотя случаются и осечки. Нашим великим предкам удалось совладать с Тимуром при помощи Владимирской иконы божьей матери. Летописи сообщают, что начав наступление на Москву, встречавшую помянутую икону, 26 августа 1395 г. Тимур неожиданно повернул назад.  Скорее всего, Тамерлан, выражаясь современным языком, не считал Московское царство субъектным, а всего лишь орудием Золотой Орды, и бодался с Тохтамышем, перемещая свои войска в зависимости от его действий. Кроме Золотой Орды Тамерлан воевал с Хорезмом, Ираном, захватив Исфахан и Шираз, так что мог именоваться «Великим эмиром Турана и Ирана» одновременно, Османской Турцией, пленив Баязида I, Индией, а вот на Китае, как и Чингисхан, споткнулся. 

         Тимура называют последним великим кочевником, саблей и луком завоевавшим целую Вселенную. Более поздние империи Великих моголов, Османская и другие создавались уже под гром пушек и ружей, их так и принято называть «пороховыми». Это, понятно, в Старом свете, а в Новом ещё не одну сотню лет носились по прерии полуобнажённые воины, размахивая томагавками  и пуская стрелы друг в друга. Так что «последним из могикан» Тимура назвать нельзя, так можно назвать только Гойко Митича, сыгравшим на студии ДЕФА Чингачгука, Зоркого Сокола, Оцеолу, Ульзану и ряд других ярких персонажей, если быть точным, он сыграл ровно десять вождей девяти племён. Побывал и в местах от нас не столь отдалённых, более того в тех, которые мы сейчас проезжаем. Не верите, давайте выйдем, посмотрим. Именно тут снимался фильм «Апачи», нет не  «Виннету вождь апачей», это ФРГ-вский фильм по книге К. Мая, там Гойко Митич участвовал только в массовке, именно «Апачи», вышедшие в 1973, после «Чингачгука – Большого Змея», «Следа Сокола» и «Оцеолы». В «Апачах» Гойко Митич сыграл их вождя Ульзану, а в массовке снялись местные мужчины. Режиссёру пришлось их долго уговаривать обнажиться по пояс. А вот местные женщины, похоже, не снимались, их поменьше и требовалось, и уговорить было бы сложнее. Жену Ульзаны, например, играла румынка Елена Альбу. Часто они встречались у большого камня с отверстием отдалённо похожим на сердце. Фанаты Гойко Митича и просто проезжающие встречаются у этого камня и сегодня, о чём свидетельствуют разноцветные надписи и сердечки, совершенно испохабившие камень. Подойдём и мы, рисовать ничего не станем, обозрим окрестности, изображающие в кинокартине мексиканскую пустыню Чиуауа. Вроде похоже, и даже в небе, расправив крылья реет, нет не гриф-стервятник, который «знает в мире что почём», и не буревестник «чёрной молнии подобный», но тоже какая-то крупная хищная птица.   

         Вот, наконец, и Шахрисабз, частично окружённый стенами на манер хивинских. Первый осматриваемый объект – входной портал «белого дворца» по-узбекски Аксарая. Собственно только он и уцелел, и то частично, и именно по его размеру мы можем судить о размере всего дворца – огромный, вполне соответствующий размеру тимуровой державы и его представлениям о собственном величии. Строительство дворца началось в 1380, сколько велось – есть разные мнения, кто-то говорит, что через 6 лет там уже можно было жить, кто-то сообщает, мастера трудились два десятилетия, а отделочные работы продолжались чуть не до 1405 – года смерти Тимура. Иными словами, проект вполне сравнимый с возведением пирамиды Хеопса и по масштабам, и по задействованным ресурсам. В самом деле, источники утверждают, что Великую пирамиду возводили 40 лет 20 тысяч рабов, дворец Тимура в два раза быстрее, но и работников, в основном это были пленные, как раз в те годы Тамерлан расправился с Хорезмом, было в два раза больше. Глядя сегодня на «остатки былой роскоши» можем констатировать, что с одной стороны «от трудов праведных не наживешь палат каменных», а с другой, и неправедные богатства обращаются в пыль и тлен, всё суета сует и томление духа. Когда был разрушен Аксарай доподлинно неизвестно, создаётся такое впечатление, что он и не был никогда построен, за входным порталом нас встречает пустота, если, конечно, не считать памятника Тамерлану  1997-го года, возведённого по инициативе Ислама Каримова, да небольшой фрагмент кафельного пола, защищённый противоударным стеклом. Как это обычно бывает, печальная судьба сооружению была предначертана изначально, об этом умеющим читать сообщала расположенная на самом видном месте надпись. На левой стороне входного портала было выведено арабской  вязью, нет, не «мене, текел, фарес», но не менее прозрачный намёк «Эмир – тень на Земле». Говорят, Тимур или же главный архитектор проекта повелел начертать надпись, имеющую совсем другой смысл, «Эмир – тень Аллаха на Земле» с толстым намёком на легитимность великого правителя. Однако места на колонне было маловато и Аллах, мы то с вами понимаем, что он и водил рукой каллиграфа, не поместился. Последовал большой скандал, и на симметричной правой колонне надпись с чуть стиснутыми буквами, но в полной версии. То, что дворец действительно был построен и достроен следует из записок Гонсалеса де Клавихо, посла Кастильского короля Энрике III, побывавшего в Шахрисабзе с дипломатической миссией: «Во дворце очень длинный вход и очень высокие ворота... за ними большой двор, вымощенный белыми плитами и окруженный богато отделанными галереями… золотом, лазурью и изразцами… а среди двора большой водоем, и этот двор занимает в ширину шагов триста… очень искусной работы».  Разрушило Аксарай только время или ему активно помогали, тоже есть разные точки зрения. Некоторые утверждают, что дворец разрушили по приказу бухарского правителя шейбанида Абдулла-хана II, чтобы стереть память о Тимуре и тимуридах, скорее всего поклёп, Абдулла-хан больше строил, чем разрушал. Тем более, есть сведения, что правивший Бухарой на сотню лет позже джанид Убайдулла-хан II в Аксарае останавливался и там некоторое время жил. Так или иначе, к началу XIX Аксарай представлял собой руины, последней ушла в небытиё входная арка, уменьшив высоту портала - 70 метров практически вдвое. Говорят, что свой дворец Тимур посвятил памяти матери Такина-хатун, а вот возведённую в том же стиле и столь же гипертрофированных размеров мечеть в Самарканде любимой жене Сарай-мульк ханум. Эту мечеть, самую большую в Средней Азии, так обычно и называют Биби-ханум (старшая жена), до нашего времени она дошла не без потерь, но всё-таки в гораздо лучшем чем Аксарай состоянии, можем, чтобы второй раз к теме не обращаться, тут её и обсудить. Если Аксарай начали строить после победоносного похода на Хорезм, то мечеть Биби-ханум после столь же победоносного похода на Индию, это на 20 лет позже, 1399 г., в котором Тимур взял Дели и дошёл до Ганга 

…Но мы еще дойдем до Ганга,

Но мы еще умрем в боях,

Чтоб от Китая до Антальи

Сияла Родина моя!

Строили мечеть ударными темпами, за 5 лет была готова, так что за 20 лет могли реально создать нечто вчетверо большее. Правда при возведении мечети использовали передовые технологии и тяжёлую строительную технику – взятых в походе 99 индийских слонов. Самому Тимуру наблюдать за ходом строительства было некогда, подчинив Индию, он сразу отправился  выяснять отношения с Османской империей, потому эта обязанность легла на плечи Сарай-мульк ханум. Когда Тамерлан, разделавшись с молниеносным Баязидом, вернулся в Самарканд и осмотрел почти готовенькую мечеть, то остался недоволен входным порталом – недостаточно величественен, в сравнении с Аксараем всё меркнет. Велел архитектора казнить, а портал разрушить и выстроить новый. Строители прямо у фундамента вырыли глубокие ямы, и входной айван обрушился. Прошли годы, и этот не красящий Великого эмира эпизод трансформировался в более подходящую к данному происшествию легенду. Строительством прекрасной мечети руководил молодой зодчий. Вдохновляясь неписанной красотой Сарай-мульк творил в камне чудеса и по форме, и по цвету, вот только не спешил заканчивать входной портал, ведь конец строительства означал бы конец встречам зодчего с его любимой. Сарай-мульк была в ярости, вот-вот должен был вернуться из похода грозный муж, и когда она в ультимативной форме потребовала завершить работу, осмелевший юноша выдвинул ответные требования: царица должна позволить её поцеловать. Поскольку на востоке, как мы знаем из творчества одного поэта, «поцелуй названья не имеет», ответ Сарай-мульк был витиеват. Зодчему поднесли целое блюдо разноцветных крашеных яиц. Посмотри – сказала царица – с виду все яйца разные, но сними скорлупу с любого, внутри один и тот же желток и белок, так и женщины по сути все одинаковые. Хочешь – продолжала она – выбери любую из моих служанок или иноземных рабынь. Нет – ответил юноша – вот два одинаковых стеклянных бокала. Давай в один нальём воду, а в другой белое вино (водку тогда ещё не изобрели, а то аргумент был бы просто убийственным). С виду эти два бокала одинаковы, но выпив из одного, ты почти ничего не почувствуешь, другой же обожжёт и опьянит тебя. Такова любовь. После этих слов зодчий обнял замешкавшуюся, возможно после выпитого бокала, Сарай-мульк и страстно поцеловал. Поцелуй был настолько силён, что «лепестком» не растаял, а несколько дней «красной розой» веял и реял, чего не мог не заметить вернувшийся Тимур. По одной версии зодчего сбросили с недостроенной арки, по другой, рассказываемой детям, мастер успел сделать себе крылья, и, планируя с арки, улетел, причём довольно далеко. Легенда занимательная, но поверки алгеброй, а точнее арифметикой не выдерживает. В момент строительства Сарай-мульк исполнилось 60 и, поскольку пластической хирургии тогда не существовало, вряд ли она могла увлечь молодого архитектора, хотя… если вспомнить историю отношений Владимира Красно Солнышко и Шамаханской царицы… Кстати, дословно Биби-ханум означает «старшая женщина», так в Узбекистане уважительно называют бабушек.

         Несмотря на жесткие административные методы, используемые тимуровой администрацией, возведённая мечеть отличалась красотой, но не прочностью. Большой купол почти сразу начал трескаться и периодически ронять кирпичи на головы верующих, для постройки таких гигантских сооружений ещё не было ни подходящих материалов, ни подходящих технологий, а тут ещё высокая сейсмическая активность. Короче, в двадцатый век мечеть вступила в сильно повреждённом виде, больше всего досталось злополучной арке входного портала – обрушилась до половины, и главному куполу, его пришлось реконструировать. Восстанавливали мечеть Биби-ханум, видимо, одновременно с площадью Регистан, во всяком случае её изразцовое убранство напоминает медресе Улугбека и по цвету, и по узорам. Заглянем внутрь, тут есть ещё одна «циклопическая» достопримечательность, каменный стол-пюпитр с гигантским Кораном на нём. Сегодня от особо любопытных и слишком суеверных этот артефакт закрыт стеклом, поскольку существует поверье, что женщине, которая хочет забеременеть, нужно дотронуться до этой подставки рукой, а ещё лучше под ней проползти, вот от соблазна, с демографией в Узбекистане и так всё хорошо, достопримечательность и укрыли, зато положили вновь изготовленный по такому случаю нужных размеров Коран. 

         Как-будто бы этот гигантский пюпитр появился уже после смерти Тимура, при его внуках. Хотя сама Биби-ханум детей не имела, недостатка в наследниках Тимур не испытывал, вот только смертность среди них была довольно высокой. Потому, прежде чем в Шахрисабзе строить дворец, Тимур занялся строительством фамильного мавзолея, туда мы и направляемся. Место называется Дорус-Саодат – «вместилище власти». Первым здесь лёг старший сын Тимура Джахангир, именно его видел Великий Эмир своим наследником и имя подобрал соответствующее – «владыка мира», но не сложилось. Джахангир с ранней юности участвовал в отцовых походах на Моголистан и Хорезм, был храбр и решителен, умер двадцатилетним в 1376, говорят, подвело сердце, хорошо хоть успел оставить наследников – двух сыновей: Мухаммад Султана, ставшего любимцем Тимура и Пир-Мухаммеда, родившегося уже после смерти отца. Над могилой Джахангира мавзолей возвели не сразу, четыре года Тамерлан был плотно занят борьбой с непокорным Хорезмом и только потом отдал соответствующее распоряжение. Вторым «вместилище власти» вместило, что естественно, второго сына Тимура Умар-шейха, павшего в 1394  в бою с непокорными курдами. Когда сооружали мавзолей для Умар-шейха, Тимур, серьёзно задумавшийся над бренностью земного существования, приказал заодно сработать гробницу и для себя. В 1404, за год до смерти, как знал, осмотрел работу, остался недоволен – вход слишком низкий, на коне он что ли туда въезжать собирался, приказал переделать и отбыл на покорение Китая. До Китая не добрался, застрял где-то в верховьях Сыр-Дарьи, город Отрар, зима в тот год оказалась необычайно ранней и суровой, подцепил неизвестную болезнь, неужели ковид, и скоропостижно скончался, шёл февраль 1405. Как-будто бы попытались тело Великого эмира доставить в Шахрисабз, да не смогли преодолеть заснеженные перевалы и тогда повернули на Самарканд, впрочем, возможно, наплевав на волю покойного, повезли его в столицу империи сразу, за ослушание наказать он уже никак не мог. Похороны организовывал третий сын третьего сына Тимура Миран-шаха Халиль-султан, а как мы знаем из нашей новейшей истории, кто возглавит похоронную комиссию, тот потом и правит в государстве. Именно поэтому Халиль-султану нужно было побыстрее оказаться в Самарканде. Тем более хоронить было куда, несколько ранее в 1403 умер любимый внук Тамерлана, его официальный престолонаследник Мухаммад Султан, хоронить которого решили не рядом с папой в Дорус-Саодате, наверное, свободного места там уже не было, а в Самарканде в мавзолее, строить который поручили персиянину Махмуду Исфахани, туда же положили и Тамерлана, не смотря на то, что мавзолей на тот момент был ещё не достроен. Так возник Гур-Эмир, могила эмира, архитектурный шедевр эпохи тимуридов, ставший их главной фамильной усыпальницей. У нас ещё будет возможность не торопясь это сооружение осмотреть, а пока продолжим осмотр Дорус-Саодат. По мне так Тамерлану логичнее лежать тут – грубо, просто, но и величественно, а-ля «здесь лежит Суворов». В том смысле, что напоминает минимализм могилы российского военного гения, надписи слева и справа от грубого каменного саркофага, понятно, другие. Слева более короткая, один в один история с надписями у входа в Аксарай, «Аллаху слава», справа расширенная «Я славлю Аллаха». Кроме могил комплекс включает мечеть Хазрат Имам, «хазрат» на узбекском это просто уважительное обращение вроде «ваша светлость», так что установить, в честь кого мечеть выстроена затруднительно, сведения об этом сохранились хуже самой мечети, от которой остался купол, стены, надписи типа «Умный полагается на свои старания, глупый – на свои деньги». Несколько перекликается с надписью у могилы Джахангира «Умный действует с добрыми помыслами, невежда с добрыми помыслами ждёт». Особо пытливым туристам, желающим обязательно знать в чью честь воздвигнута мечеть, информационный стенд даёт имя - Абу Мухаммад Абдал Кеши. Более точную информацию мог бы дать живой свидетель тех времён – чинара, она же платан, растущий во дворе, но он только шелестит листвой.

         В Шахрисабзе нам осталось осмотреть только комплекс Дорут-Тиловат – ещё одну усыпальницу тимуридов в Шахрисабзе, но давайте сначала, так мне кажется логичнее, посетим самаркандский Гур-Эмир. Поскольку слова и мысли умеют летать самостоятельно, нам даже нет необходимости седлать крылатого Бурака того самого, который помог Мухаммеду за мгновенье переместиться из Мекки в Иерусалим. Конечно после посещения площади Регистан, мечети Биби-ханум при виде Гур-Эмир эстетического шока не происходит, это всего лишь ещё один добротно сработанный достойный памятник той великой, во всяком случае с архитектурной точки зрения, эпохи. Образец, который копировали, пример – мечеть 1913 г. в Санкт-Петербурге, творчески осмысляли и развивали – мавзолей Хумаюна в Дели и Тадж-Махал в Агре, выстроенные через сотню другую лет, великими моголами, потомками всё того же Тимура. Если шока при осмотре мавзолея снаружи, купол в бирюзовой майолике, в тех же тонах узорчатый айван, да пара колон-минаретов по бокам, нет, то он может вполне вас накрыть, когда вы войдёте внутрь. Как там у группы Аквариум: «Если бы я умел это… нарисовал бы тебя… и золото на голубом». Вот похоже древние мастера умели, золото на голубом получилось самой высокой пробы, понятно, что внутренний свод мавзолея по мысли создателей символизировал рай, горний мир, тот самый «над небом голубым есть город золотой», именно так звучали первоначально строки поэта Анри Волохонского, пока до них не добрался БГ. Осмотрев с восторгом, что над небом, опустим глаза долу, исследуем и то, что под ним. Увидим огороженные каменной резной оградкой прямоугольные саркофаги, «тимуровский» узнаётся сразу, он тёмный нефритовый. Появился не сразу, вроде бы, история с надгробием тоже тёмная, камень, а точнее два, из дальних походов в 1425 году привёз и установил самый знаменитый внук Тимура Улугбек, и как будто бы даже это бывший трон одного из Чингизидов. Так что надгробие у Тамерлана самое «зачётное», а вот место – нет. Он лежит в ногах у Мир Сеид Барака того, кто провозгласил его Великим эмиром и напророчил великое будущее, говорят, это было желание самого Тимура, вроде так в мусульманский рай попасть легче. Чтобы похоронить Мир Сеид Барака в Гур-Эмире, его, умершего в 1405 в Андхое, Северный Афганистан, пришлось выкапывать из могилы и везти в Самарканд. После Сеид Барака Гур-Эмиру не пришлось долго ждать очередного покойника. Халиль-султан, похоронивший деда и возглавивший империю, в 1408 похоронил отца – Миран-шаха, павшего от рук туркоманских огузов, теснивших тимуридов со стороны Азербайджана. Потеряв отца, Халиль-султан вскоре потерял и власть в 1409, сместил его дядя, младший брат отца Шахрух. Через два года двадцатисемилетний Халиль-султан скончался, наверное от тоски и унижения, но чести быть похороненным в Гур-Эмире не удостоился. Следующими новосёлами стали внуки Шахруха, дети Улугбека, которого папа, перенеся столицу империи в Герат, оставил в Самарканде править Мавераннахром. Таким образом, в Гур-Эмире упокоились, кроме проводника в лучший из миров Мир Сеид Барака, сам Тимур, два его правнука, один внук и один сын. Для симметрии не хватало одного сына и одного внука. Аллах, любящий гармонию, допустить этого не мог и в  1447 прибрал 69-летнего Шахруха, умер, несмотря на многочисленные покушения, в своей постели, а в 1449 и Улугбека. Тут история более драматичная, убит по заказу своего старшего сына Абд аль-Латифа, не на жизнь а на смерть боровшегося с отцом за дедушкино наследство. Абд аль-Латиф на убийстве отца не остановился, убрал, опасаясь конкуренции, заодно и брата Абд ал-Азиза. Не смотря на все предосторожности, долго править у Абд аль-Латифа не получилось, всего шесть месяцев, после чего сам стал жертвой убийцы – одного из верных бойцов Улугбека, отомстившего за смерть своего патрона. После Абд аль-Латифа Самаркандский трон занял его двоюродный брат Абдуллах ибн Ибрахим, который и похоронил своего дядю с подобающими почестями, тело Улугбека, как великомученика, одели в роскошные шёлковые одежды. Ему пришлось лечь у ног Тимура, другие места были уже заняты, по левую руку Тимура любимый внук Мухаммад, по правую сын Шахрух, пара маленьких надгробий – малолетние правнуки, и правее всех Миран-шах, ещё один сын Тимура. 

         Камни осмотрены, осталось поведать о легендах с ними связанных. Звезда тимуридов, ярко воссиявшая при Тимуре и Улугбеке, постепенно закатилась, их стали теснить более пассионарные соседи, империя Тимура съёжилась до размеров Бухарского ханства, которое в 1737-40 было захвачено всесильным иранским правителем Надир-шахом. Гуляя по поверженному Самарканду, Надир-шах заглянул в Гур-Эмир, восхитился надгробием  на могиле Тимура и решил прихватить с собой, не прочитав якобы имевшегося на надгробии предупреждения «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет», по другой версии предупреждение содержалось в одной древней книге. Пророчество, естественно, сбылось, понятно не сразу, через семь лет Надир-шах, сам проливший немало крови, был зарезан и обезглавлен. Надгробие вернулось на своё место, каким образом доподлинно неизвестно, всё таки легенда, само ли чудесным образом, по повелению ли Надир-шаха, почувствовавшего, что в него вселился дух, а точнее бес, Тамерлана, или по инициативе одного из сменщиков иранского владыки. Следующее «нарушение покоя» привело к ещё более катастрофическим последствиям. Исследовать покойников Гур-Эмира было решено в начале 1941 года, повод 500-летие Алишера Навои, поэта творившего в эпоху тимуридов. Как связано одно с другим не совсем ясно, якобы надеялись найти в могилах какие-нибудь артефакты, проливающие свет на тёмные пятна той запутанной эпохи. Раскопки начались 16 июня, первыми на свет божий достали сыновей Улугбека, затем сыновей Тимура. 18 июня потревожили останки Улугбека, 19 июня сдвинули надгробную плиту, а 20 вскрыли гроб Тамерлана, сразу явственно запахло жареным, смесь смол, камфоры, розы, ладана, тот самый запах проклятия египетских мумий, напомним, что Тимура, умершего в дали от родных пенатов, пришлось, как и фараонов, для лучшей сохранности крепко забальзамировать. 21 июня об этой очередной победе Советской исторической науки сообщили газеты, что случилось 22 июня 1941 читателю напоминать не надо – «А в это время бонапарт переходил границу». Дух войны вылетел, и началась невиданная доселе кровавая жатва. Не связав свою деятельность с происходящими событиями, глава самаркандской экспедиции антрополог Герасимов отделил черепа от остальных костей скелета и стал не торопясь восстанавливать по своей собственной методике облик наших героев: Тамерлана, Шахруха, Миран-шаха, Улугбека, Мухаммад Султана, а в это время Красная армия, неся страшные потери, отступала и отступала. Легенда утверждает, когда скульптурные портреты были готовы, все черепа из Гур-Эмира были возвращены на место, яко бы по личному указанию Сталина, по другой версии Жукова, и вновь захоронены по всем мусульманским канонам, это случилось 19 ноября 1942, аккурат в день начала операции Уран по окружению немецкой группировки под Сталинградом. 

         После столь драматических событий археологи оставили Гур-Эмир в покое, но в Самарканде ещё остались интересные места для раскопок, например, обсерватория Улугбека. После трагической гибели этого правителя-просветителя, учёного-поэта Тимуридский ренессанс сменили тёмные времена религиозного фанатизма, отстроенную Улугбеком обсерваторию забросили, а в конце XVI века разобрали на кирпичи. Сведения о местонахождении обсерватории канули в лету, но к счастью не навсегда, Российско-советскому археологу В.Л. Вяткину удалось точно установить место и начать раскопки. В 1948 г. экспедиция под руководством В.А.Шишкина раскопки завершила, так что сегодня мы можем видеть и восстановленное здание обсерватории, и внушительных размеров подлинный секстант, при помощи которого Улугбек с помощниками определяли положение звёзд относительно горизонта. Этот секстант, шестая часть окружности, вкопанная в землю и точно ориентированная по меридиану, наша гид почему-то считала, что по нулевому, имеет радиус 40,2 метра, позволял определять угловые координаты звёзд, расположенных над горизонтом в диапазоне  от  20 до 80 градусов, причём очень точно, поскольку при таких размерах каждому угловому градусу соответствует 70 с хвостиком сантиметров дуги секстанта. Результатов многолетних наблюдений стал каталог звёздного неба «Гурганский зидж», изданный Улугбеком в 1437 г. и содержащий сведения о 1018 звёздах. Это не больше чем у Птолемея (1022 звёзд), но точнее, к тому же звёздам со временем свойственно несколько менять своё положение. Если судить «по гамбургскому счёту», то нужно отметить, что сведения о 27 звёздах Улугбек списал у жившего в Х веке Абдуррахмана ас-Суфи, поскольку это звёзды Южного полушария, и их из Самарканда наблюдать невозможно. Экспозиция в Обсерватории-музее не очень большая, кроме подлинного секстанта, всё остальное модели, реконструкции, чертежи, рисунки, книги, так что осмотреть можно быстро и удалиться, помахав ручкой статуе Улугбека, гордо сидящей на троне с картой звёздного неба в руках.

         Кроме обсерватории, как читатель знает, Улугбек построил аж три медресе в Самарканде, Бухаре и Гиждуване, а также реконструировал погребальный комплекс Дорут-Тиловат в Шахрисабзе, заложенный ещё его всесильным дедом. Его следующим и осмотрим. Название, если переводить буквально, значит «место чтения», читали в те далёкие годы, можно сказать, только одну Книгу – Коран, потому гиды обычно этот туробъект так и называют «Qurʼon oʻqiladigan, tilovat qilinadigan joy» - место, где читают и читают коран. Самый знаменитый покойник осматриваемого комплекса – отец Тимура Мухаммад Тарагай, умерший в 1361. До курултая, провозгласившего Тамерлана «Великим эмиром Турана», было ещё долгих десять лет, потому Тарагая поначалу похоронили скромно, а достойный мавзолей возвели несколько позже в 1373-74. Тут как раз подходящий суфий представился Шамседдин Куляль, духовный наставник Тарагая, который похороненный с ним рядом мог оказывать отцу великого эмира важные услуги и после физической кончины, или хотя бы провести к райским гуриям. Куляль – дословно горшечник, указывающий или на родовое происхождение шейха или на его хобби. В 1435 озаботился состоянием могилы своего прадеда Улугбек. Напротив реконструированного мавзолея, старый добрый метод кош, возводит мечеть Кок Гумбоз – Голубой купол, ставшую главной или «пятничной» мечетью Шахрисабза. Заглянем внутрь мавзолея – мраморные саркофаги, сплошь покрытые арабскими письменами, нежно бежевая отделка стен и купола, ничего кричащего, бьющего в глаза, всё камерно, мило, гармонично. С тем же чувством внутренней гармонии восприняли положенный по программе обед, причём фруктов было так много, что оставшиеся после трапезы взяли с собой в дорогу до Самарканда.

Оцените отзыв
5.0
3 оценки
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(3)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет
Андрэ (Москва)
15.04.2024 14:37

Приветствую! Рад снова почитать о ваших путешествиях! Как всегда увлекательно и информативно! Большое спасибо за интересный и глубокий рассказ! 🤝🤝🤝

[quote][b]Андрэ[/b]


Приветствую! Рад снова почитать о ваших путешествиях! Как всегда увлекательно и информативно! Большое спасибо за интересный и глубокий рассказ! 🤝🤝🤝


[/quote]

Спасибо большое! Всё не мог на сайт зайти - выкидывали со старым паролем. А вот благодаря ссылке на Ваши материалы теперь получилось!

Андрэ (Москва)
16.04.2024 14:25

[quote][b]С.Серый[/b]


 


[quote][b]Андрэ[/b]

 




Приветствую! Рад снова почитать о ваших путешествиях! Как всегда увлекательно и информативно! Большое спасибо за интересный и глубокий рассказ! 🤝🤝🤝




[/quote]



Спасибо большое! Всё не мог на сайт зайти - выкидывали со старым паролем. А вот благодаря ссылке на Ваши материалы теперь получилось!


 


[/quote]

Ооооо, это замечательно!