“Стоит как будто неприметный
Обычный город на холмах,
Поэтами не раз воспетый,
Смоленск, прославленный в веках”.
Любовь Чумаченко.
Майские автопутешествия уже вошли у нас в традицию. Несколько лет подряд бороздим мы просторы соседних с Москвой областей в поисках новых ярких впечатлений и интересных достопримечательностей! На 2024 год мы запланировали аж целых два весенних путешествия – в Смоленск и Владимир. С 28 апреля по 1 мая мы съездили в Смоленск! На поезде! Решили раздвинуть границы и временно променять нашу четырёхколёсную ласточку на “Ласточку” уже от РЖД. А что, как оказалось, очень даже комфортно и недорого (1200 руб. с человека в один конец) получилось! Всего четыре часа пути, и вот мы уже на Смоленском вокзале, нежимся в ожидании такси в лучах тёплого майского солнышка! Время зря не теряем – супруга, мило улыбаясь, эффектно позирует на фоне монументального салатового здания местного вокзала, которое было построено в 1949—1951 годах по проекту архитекторов Б. С. Мезенцева и М. А. Шпотова взамен старого, разрушенного во время войны. Вокзал получился очень большим, он второй по размеру в России. А ещё он реально красивый – и снаружи, и внутри. Его пронизанный светом интерьер построен в виде анфилады и напоминает сказочный дворец! Гигантские окна! Люстры! Всё отделано камнем, лепниной, бронзой! В общем, роскошь достойная столицы советского периода. О, а вот и такси подъехало! Итак, встретимся в отеле!
Мегаполис Гранд отель 5*.
Отель мы себе выбрали новый, 2023 года выпуска, и очень крутой! Это единственный в Смоленске отель категории пять звёзд! Его внешний вид впечатляет с первого взгляда – современный футуристический небоскрёб из стекла, металла и бетона! Смело пройдя сквозь тяжёлую хромированную дверь-вертушку, быстро пересекаем оригинально отделанное в стиле хай-тек фойе и оказываемся у стойки регистрации, удивительно похожую на дорогой бар, чем на ресепшен… Оформляемся. Заезд здесь начинается с 14:00, поэтому нас с извинениями просят подождать пару часов. Что ж делать, оставляем чемоданы в багажной комнате и идём осматривать окрестности отеля, да и позавтракать было бы неплохо! Отель расположен на пересечении проспекта Гагарина с улицей Раевского. В центр города, который примерно в двух кварталах к северу от нас, мы решили пока не ходить и занялись местной разведкой. Сперва погуляли в сквере Гагарина, названному так по установленному в нём бюсту Первого космонавта, подаренного своему городу уроженцем Смоленска скульптором Л. Кербелем. Углубившись в городскую застройку, вышли к Римско-католическому костёлу Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (1884 – 1896 гг.), построенному в неоготическом стиле. Недействующий храм давно заброшен, однако по-прежнему производит весьма презентабельное впечатление. Костёлу в своё время досталось от властей: после революции его закрыли, сняли колокола, арестовали настоятеля, а помещения передали архиву НКВД. В 1950-е годы новые напасти – демонтирован недействующий духовой орган костёла, а само здание перешло фондохранилищу Государственного архива Смоленской области. Сейчас чудесный образец немецкой неоготики в аварийном состоянии… Правда говорят, что ведутся переговоры об открытии в здании костёла органного концертного зала, что ж, будем надеяться, что так оно и будет… А пока переходим на другую сторону Гагаринского проспекта к большому универмагу с пафосным названием ЦУМ! Тут в KFC мы наскоро то ли позавтракали, то ли пообедали и двинули на заселение в отель…
Ну а теперь, наконец, про номер. Вот это я понимаю уровень! У нас классический двухместный стандарт на девятом этаже, и он просто прекрасен! Его площадь – около 30 кв.м. В нём использован самый современный дизайн, в котором преобладают стальные цвета разных оттенков и фактур. В центре номера - эффектно оформленная колонна. Панорамные окна в пол открывают вид на город, но не просто, а с изюминкой, а именно - на проспект Гагарина и расположенный прямо напротив отеля, обнесённый мощной стеной с колючей проволокой, Следственный изолятор №1 УФСИН по Смоленской области! Забавненько, однако!
Начинка номера отвечает самым высоким международным стандартам! Бесплатный сейф немецкой компании HÄFELE. Холодильник-мини-бар (стоимость напитков и лёгких закусок оплачиваются отдельно). Входная дверь имеет дополнительную шумоизоляцию. На полу специальное мягкое покрытие с высоким звукопоглощением. Шторы “блэкаут” из плотной ткани обеспечивают комфортный отдых и тишину. А большая удобная кровать с ортопедическим матрасом и шириной 1,8 м подарит ещё и отличный сон! Большой SMART-телевизор с выходом в интернет предлагает 150 каналов цифрового телевидения. Электрический чайник с ежедневно пополняемым набором чая, кофе, сахара, шоколада и негазированной водой. В номере установлена отличная сплит-система с климат-контролем. В номере предусмотрена каждая мелочь: банный халат и тапочки, фен, полотенца, набор ежедневно пополняемых умывальных принадлежностей, утюг, гладильная доска, штопор и открывашка, ложка и щётка для обуви и даже швейный набор! Хочу сразу отметить и ванную комнату: отличный дизайн, удобная современная сантехника, большое зеркало с подсветкой и просторная душевая кабина! На всей территории отеля, включая и номера, работает высокоскоростной Wi-Fi. Ежедневная уборка номеров. И за все эти радости отель просит всего 5 750 рублей в сутки!
Кроме того, “Мегаполис” предлагает ещё и целый ряд дополнительных полезных услуг: бесплатную парковку, круглосуточный лобби-бар с хорошим выбором напитков и лёгких закусок, бизнес-стойку с двумя компьютерами и доступом к принтеру и интернету, свою прачечную и детскую игровую комнату. Но самое главное – это, конечно же, оздоровительный комплекс с тренажёрным залом, большим бассейном, сауной и хаммамом. Комплекс расположен на минус 1 этаже гранд-отеля. Режим работы: с 7:00 до 23:00. Для гостей, проживающих в отеле, предусмотрено бесплатное его посещение! Надо ли говорить, что мы не пропустили ни одного дня, чтоб с комфортом не поплавать в красивом бассейне!
Ну а теперь плавно переходим к завтраку, включённому у нас в стоимость проживания. Проводится он не где-нибудь, а в ресторане авторской кухни “Честер”, расположенном на втором этаже гранд-отеля “Мегаполис”! Рулит здесь бренд-шеф Семён Колесников — победитель первого русского сезона «Адской кухни», серебряный призер международного Кремлевского кулинарного кубка, действительный член Национальной гильдии шеф-поваров России и обладатель диплома кулинарной школы города Турина (Италия)!
Завтрак проходит в формате “шведский стол”, по будням – с 7:00 до 10:00, а в выходные – с 8:00 до 11:00. В большом красивом зале с панорамными окнами предлагается отличный выбор блюд! По известной русской традиции начать можно с большого бокала игристого вина марки Шато Тамань Эритаж Брют белое и блинчиками с красной икрой! Затем можно отведать блюда и покалорийней: вкуснейший омлет, варёные яйца, жареный бекон, куриные сосиски, тушёные колбаски, дольки картофеля по-деревенски, спагетти, каши, фасоль и цветную капусту! На закуску предлагаются мясная и сырная нарезки, свежие овощи и зелень, зелёный горошек, консервированная кукуруза, салат из капусты с куркумой, сыр фета, сухарики, тёртый пармезан, богатый выбор маринованных овощей, оливок и соусов! К чаю или кофе можно взять традиционных русских блинов со сметаной или нежнейших сырников по-смоленски! А ещё всевозможная выпечка. Сладости. Йогурты. Пудинги. Разнообразные фрукты, включая лимон, нарезанный красивыми дольками. Соки и минеральная вода!
А знаете где можно изысканно поужинать, находясь вблизи исторического центра Смоленска и попутно наслаждаясь потрясающим 360-ти градусным обзором на весь город с высоты 38 метров? Знакомьтесь – первый и единственный панорамный ресторан авторской кухни Смоленска “ИКРА”! Находится он на 15 этаже нашего отеля “Мегаполис” 5*. Режим работы: ежедневно с 12:00 до 00:00. Проект ориентирован на морскую тематику. Его “конёк” – свежие морепродукты на льду: устрицы, морские ежи, гребешки и осьминоги, а ещё суши-роллы и разнообразные рыбные блюда из хека, морского чёрта, сибаса и других обитателей морских глубин… Любители мяса не спешите расстраиваться. Стейки, шашлыки, бефстроганов здесь тоже готовят отлично! Моей Ольге очень понравилась утиная грудка с брокколи и вишнёвым соусом, мне же пришлась по вкусу паста с морепродуктами и тунцом… На десерт рекомендую моти с кокосовым кремом и сезонными ягодами!
Мы прекрасно провели здесь свой первый вечер в Смоленске, наслаждаясь вкусной едой, лёгкой музыкой, приятной атмосферой и тёплым общением друг с другом! К месту пришёлся и вечерний наряд супруги, взятый ей на удачу из дома, как раз для такого случая! Дизайн ресторана виртуозно разработал, воплотив неповторимую морскую стихию в его интерьерах, модный брянский архитектор Антон Яремиека. Его работа сделала «ИКРУ» не просто рестораном, а настоящей городской достопримечательностью, ощутить уникальную атмосферу которого рекомендую не только опытным гурманам, но и любознательным путешественникам!
К себе в номер мы вернулись буквально за две минуты, эффектно спустившись на шесть этажей вниз на скоростном пятизвёздочном лифте!!!
Подводя итог, отмечу, что на наш вкус “Мегаполис Гранд отель” 5* - это самый лучший отель России, из тех что нам когда-либо доводилось видеть! Вообще не вижу у него ни одного слабого места, только плюсы! До этого путешествия нашим единоличным фаворитом был швейцарский “Novotel Basel City” 4*. А вот теперь, со всей ответственностью объявляю, – наш лидер сменился!
Крепость.
“Смотрю в бойницы крепостной стены,
Я вижу – растворяется пространство
И проступают годы старины.
И медленно, как будто, испаряясь,
Стекает времени защитное крыло…
Ключ-город возникает распускаясь:
Вот церкви белые и крепости кольцо”.
Марианна Никульникова.
План у нас был простой, но интересный – обойти вдоль стен всю смоленскую крепость! Где стены не сохранились, пройти по возможности ближе к месту их исторического расположения. Общая протяжённость крепостной стены, построенной в 1595—1602 годах под руководством зодчего Фёдора Коня, составляет 6,5 км, что делает её одной из крупнейших сохранившихся кирпичных крепостей мира!!! К сравнению, длина стен Московского кремля составляет 2,5 км.
Заложить первый кирпич в основание новой смоленской крепости царь Фёдор Михайлович отправил “боярина своего и слугу, и конюшего Бориса Фёдоровича Годунова”. Масштаб строительства для того времени был невиданный! Подсчитано, что на постройку стен и башен пошло около 320 тыс. дубовых свай, 100 миллионов штук кирпича, миллион возов песка и огромное количество других стройматериалов… Летопись отмечает невиданное напряжение всех сил Московского государства! Строительство длилось всего 7 лет! Это очень быстро! А результат и вовсе превзошёл все ожидания! На зависть врагам крепость получилась качественной, большой и очень мощной – в Европе XVII века ей почти не было равных!!! Её краткие характеристики: длина – “три тысячи тридцать восемь сажень с аршином и с полуседьмым вершком”, что равняется 6575 м, толщина от 5 до 7,5 м, высота от 8,5 до 12,8 м. Цоколь высотой 1,5 м выложен из белого камня. Остальная стена из обожжённого крупноформатного красного кирпича, известного как «государев большой кирпич». Такой материал отличался повышенной прочностью. В Смоленской крепости этот кирпич использован для наружной облицовки стен. Внутри же они заполнялись уже бутовым камнем и щебнем и, в дополнение всего, заливались известковым раствором! На самом деле стена не была монолитом, местами в ней были устроены ходы для сообщения с башнями и кладовыми боеприпасов, пробиты многочисленные ружейные и пушечные бойницы, а ещё устроено 11 водостоков… В дополнение к самой стене, где это было возможно, Фёдор Конь заложил рвы, заполненные водой, валы и равелины. И всё-таки основная мощь крепости - это её башни! В Смоленской цитадели их было 38, причём ни одной одинаковой. Форма и высота башен были обусловлены рельефом и характером их использования. В основном, это круглые и прямоугольные, но есть и экзотические шестнадцатигранные! Среднее расстояние между башнями составляло около 158 метров, что позволяло вести перекрёстный огонь по всем направлениям. Девять из них имели проезжие ворота. Главная проезжая башня — пятиярусная Фроловская (Днепровская), через которую проходил путь к Москве. Второй по значимости была Молоховская башня, открывавшая дорогу на Киев и Рославль. Обе не сохранились… Стены и башни Смоленской крепости были по московской традиции завершены машикулями и зубцами типа «ласточкин хвост» высотой около 3 метров. Несмотря на невероятные темпы строительства, зодчий Федор Конь творил не только по законам фортификации, но и по законам высокого искусства, украсив некоторые бойницы крепости изысканными наличниками, какими в старину украшали на Руси окна жилых домов…
"...красотой неизглаголенной, подобно которой нет во всей поднебесной, ибо как на важной боярине, красовито лежит многоценное ожерелье, прибавляя ей красоты и горделивости, так Смоленская стена станет теперь ожерельем всея Руси Православной на зависть врагам и на гордость Московского государства".
Борис Годунов, летопись начала XVII века.
Стоим на площади Победы! Именно отсюда мы и решили начать свой поход в обход 400-летней крепостной стены Смоленска. Пойдём с внешней стороны, в сторону Шеинова бастиона, названного так в честь воеводы Михаила Шеина, возглавлявшего эпическую 20-ти месячную оборону города от войск польского короля Сигизмунда III в 1609 – 11 годах. Он прошёл здесь всё: блокаду и ночные штурмы, подкопы и контр-подкопы, подземные бои и тайные вылазки. Надолго задержав шляхов под стенами Смоленска, защитники крепости не позволили врагам начать движение на Москву! Последующая судьба русского воеводы и настоящего богатыря сложилась трагически: восьмилетний польский плен, неудачная попытка вернуть Смоленск с 20-ти тысячным русским войском и в итоге казнь по возвращении в Москву по необоснованному обвинению в государственной измене... Следующий участок стены от Никольских ворот до башни Веселуха показался нам самым живописным! Место это известно абсолютно всем горожанам. Здесь можно в полной мере понять и ощутить всю мощь и величие Смоленской крепости. Эффект неприступности усиливается здесь холмистым рельефом и крутыми тридцатиметровыми оврагами. Кроме того, что этот участок стены самый атмосферный, он ещё и самый длинный среди всех сохранившихся!!! Дополняют картину прекрасные панорамные виды на северо-западную часть города!
Вдоль русла Днепра стена сохранилась очень плохо, исключением, пожалуй, будет одиноко стоящая круглая Костыревская башня с неплохо сохранившимся фрагментом восстановленной стены. В 1611 году при очередном штурме Смоленска поляки при помощи мины, заложенной вблизи башни в трубе, по которой протекал Георгиевский ручей, взорвали этот участок стены и ворвались в город… В 1833 году из-за ветхости башня была разобрана. Кирпич башни и части прилегавших к ней прясел были использованы для строительства моста через Днепр. Свой современный вид башня получила благодаря личному распоряжению императора Николая I, который в 1837 году выделил около 200 тысяч рублей на её воссоздание. В итоге Костыревская башня получилась меньших размеров по сравнению с оригиналом, да и архитектурно изрядно от него отличалась. Пройдя ещё метров триста по улице Соболева, доходим до следующего участка стены, начинающегося башней Волкова. В годы Великой Отечественной войны, итак находящаяся в аварийном состоянии, башня сильно пострадала от воздушных налётов немецкой авиации. В послевоенные годы для укрепления башни её стены были усилены металлическими стяжками. Однако её естественное разрушение неумолимо продолжилось, и в настоящее время она считается наиболее аварийной из всех сохранившихся… Следующая башня и не башня вовсе, тут в стену встроен объект явно необоронительного назначения. Это надвратная церковь Одигитрии, выполненная в формах классицизма с портиками и звонницами по обеим сторонам. Расположена она на месте бывших Днепровских ворот, разобранных в 1787 году за ветхостью... Через сто метров путь стены прерывается, чтоб пропустить Большую Советскую улицу к Успенскому мосту через Днепр. А стена тем временем тянется дальше, идя по берегу реки, мы же, как заколдованные, идём за стеной, не в силах остановиться… У новой Владимировской набережной стена обрывается Пятницкой башней, перестроенной ещё в 1808 году в Никольскую Острожную церковь в стиле ампир и стилизованную под оригинальные башни! В ночь с 4 на 5 ноября (по новому стилю 17 ноября) 1812 года отступающие французские войска по приказу императора Наполеона взорвали 9 башен Смоленской крепости. В их числе были и почти все башни этого угла крепости, начиная с Пятницкой, или как её тогда называли Пятницкие водяные ворота… Следующий участок стены нас ждал уже в районе Лопатинского сада и Королевского бастиона. Тут у Литовского оборонительного вала появляется и очередная башня – Копытинская! Во времена правления императрицы Екатерины II ворота в Копытенской башне были заделаны, а сама она приспособлена под архив Смоленской губернии… Отсюда начинается самый интересный участок стены, насыщенный мощными башнями и интересными достопримечательностями разных эпох: Громовая башня, озеро Собачка, сквер имени Пушкина, фонтан Каскад, башни Бублейка и Донец, памятник зодчему Фёдору Коню и Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», построенный на месте взорванной французами Кассандаловской башни! А вот впереди и Парк Победы со знаменитым памятником поэту А.Т. Твардовскому и его литературному герою Василию Тёркину. Значит, мы у цели! Наша Смоленская крепостная кругосветка подошла к финишу…
В заключение, по просьбе супруги Ольги, – бонус: несколько интересных фактов и легенд о крепости Смоленска, героически накопанных мною в интернете:
Первые упоминания о Смоленской крепости датируются 1152 годом!
Как это неудивительно, но о Федоре Коне ничего вообще неизвестно. Нет исторических данных о том, где и когда он родился, где рос, где обучался ремеслу, где, когда и как покинул этот мир и даже как он выглядел внешне.
Фёдор Конь построил не только Смоленскую крепость, а также в 1585—1593 годах каменные стены и башни «Белого города» в Москве, снесённые в XVIII веке за ветхостью...
В 1812 году крепость помогла на два дня задержать армию Наполеона, что позволило русским армиям объединиться и отступить.
Один из главных разыскиваемых кладов Смоленска - обоз наполеоновской армии, наполненный золотом. Он пропал в этих краях осенью 1812 года…
Отступая из Москвы, французы бросали всё, что мешало им двигаться. В Смоленске эта участь постигла и золотую карету Наполеона. Её, по некоторым данным, затопили в Днепре. По другой версии, карету из чистого золота спрятали в тайном проходе под рекой, однако найти её так и не удалось…
По легенде, во время строительства крепости Борис Годунов наложил на неё заклятие и в толщу стены замуровал череп коня покровителя города святого воина Меркурия Смоленского, спасшего когда-то город от нашествия татаро-монголов. Если вдруг когда-нибудь наступит тревожное время, то из толщи стены послышится конское ржание, которое и должно будет предупредить защитников города об опасности!
С крепостью связано и множество других мифов, среди которых истории о призраках, обитающих в её стенах и подземельях, о загадочном золотом клыке, спрятанном внутри одной из башен…
Старики рассказывали, что будто бы по доносу местной колдуньи и в качестве наказания за неправедную и распутную жизнь в стенах Лучинской башни была заживо замурована дочь одного из местных смоленских помещиков. Обреченная на погибель красавица не плакала о своей судьбе, а громко смеялась, наводя ужас на всех своих палачей. В память об этом смоляне и стали называть башню, доселе носившую название Лучинской, Веселуха.
В соседней башне Орёл есть своя леденящая душу история, возникшая ещё в середине XVIII века. Припозднившиеся прохожие уверяли, что видели на башне некую фигуру в белом, раз за разом разражавшуюся поистине дьявольским хохотом. Оказалось, что возле небольшого кирпичного заводика, расположенного рядом с башней, скрывался ход в подземную галерею, где была оборудована мастерская фальшивомонетчиков. Чтобы отпугнуть любопытных, жулики и устраивали это сатанинское представление. Кстати, именно эта история про смоленских фальшивомонетчиков, говорят, и вдохновила Алексея Толстого к написанию повести «Граф Калиостро».
В разных исторических описаниях про подземные ходы под крепостной стеной говорили очень много, но доподлинно никто ничего найти так и не смог. Однако, описанные случаи серьезных провалов грунта на восточном участке крепостной стены, в Сквере памяти героев, на набережной и в некоторых других местах позволяют представить масштабы подземных смоленских коммуникаций!
Свою задумку мы выполнили. Когда на Смоленск стали опускаться сумерки, мы подошли к началу нашего квеста – площади Победы! Реально пройдя вдоль всех 3,3 км прясел, сохранившихся к настоящему времени, и полюбовавшись боевой мощью 14 оригинальных башен и 4 перестроенных в более поздние периоды времени, мы получили огромное удовольствие, попутно почувствовав себя ещё и настоящими исследователями… У нас не было ни одного отклонения от маршрута. Где не было стен, мы шли вдоль земляных валов, пробираясь узкими заросшими кустарником тропинками, где требовалось, переходили с наружней стороны стены на внутреннюю, и обратно, потом возвращались назад и снова шли вперёд по следам древней крепости, бросая вызов не только времени, но и истории…
Смоленск: Плащаница, Ключ и Щит.
«...кривичи, иже седять на верхъ Волги, и на верхъ Двины и на верхъ Днепра, их же градъ есть Смоленск; туда бо седять кривичи».
Отрывок Радзивиловской летописи («Град Смоленск», IX век).
Ну а теперь, как говорится, не крепостью единой! Давайте немного поговорим о самом Смоленске! На основании летописных источников за дату основания Смоленска условно был принят 863 год. На протяжении всех последующих веков его история изобилует многочисленными интригами, чередой кровопролитных войн, осад и бунтов! Город переходил из рук в руки словно горячий пирожок…, пока, наконец, не был съеден русским царём Алексеем Михайловичем Тишайшим в 1654 году, навсегда став надёжным щитом и ключом Российского государства!
Помимо легендарной крепости, посмотреть на которую приезжает народ со всего мира, Смоленск знаменит ещё и Архитектурным ансамблем Соборной горы с грандиозным Смоленским Успенским кафедральным собором во главе! Тот вид, в котором гора существует сегодня, сложился в основном к середине XVIII века. Мы много раз видели этот собор на фотографиях и видео, но когда оказались у его подножия, то просто остолбенели от его красоты и величия! Недаром ни Наполеон в 1812, ни советская армия при обороне и последующем отступлении из города, ни пришедшие следом фашисты не решились его взорвать! Иначе как чудом и не назовёшь то, что командующий танковой группой армии «Центр» генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан, осмотрев собор, отдал распоряжение о его охране. Однако, главную святыню собора - первообраз иконы Смоленской Божией матери Одигитрии, привезённую в Смоленск ещё самим Великим князем Владимиром Мономахом немцы, всё же украли… Но, к счастью, сохранился список начала XVII века, сделанный с первообраза по повелению Бориса Годунова. В 2015 году именно он и вернулся в собор после трёхлетней реставрации. Ныне помолиться на него можно на возвышении у правого опорного столба храма!
Представляете, а мы всё стоим перед собором, не в силах оправиться от этого чудесного наваждения! Удивительно, откуда такой потрясающий эффект? Может всему виной столетняя история его строительства, полная ошибок, переделок и частой смены архитекторов? А может всё дело тут в огромных размерах храма? Да нет… Высота Смоленского Успенского собора 69 м. Для сравнения есть на Руси соборы и побольше: храм Христа Спасителя в Москве — 103 м высотой, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга – 101,5 м, Троицкий собор в Пскове — 78 м и ещё много других! Однако ни один из них не парит над городом так, как возвышается Свято-Успенский собор над Смоленском! А цвет? Бело-бирюзовый храм под пятью небольшими золотыми куполами на фоне насыщенной синевы весеннего неба! Незабываемое зрелище! Удивили меня и необычные круглые окна верхнего света, вблизи оказавшиеся просто фантастически огромными! Изначально храм строился по образцу Троицкого собора в Александровской слободе, на что из казны отпустили 2 тыс. рублей серебром! В итоге получился храм, вобравший в себя архитектурные особенности нескольких стилей: традиционной архитектуры Древней Руси, а также украинского и европейского барокко! Последним достраивал собор талантливый киевский архитектор А.И. Шедель, который и придал собору декоративные черты характерные украинскому зодчеству XVII-XVIII веков, которыми мы и любуемся прямо сейчас!!!
Не буду дальше гадать, пусть у читателя появится стимул собрать чемодан, да и отправиться в Смоленск на поиски решения этой историко-архитектурной загадки!
Не спеша зайдя в храм, мы поняли, что чудеса оказывается только начинаются! Перед нами зал потрясающего объёма! Его сказочно пышное внутреннее убранство меркнет, когда твоему взору открывается гигантский пятиярусный тридцатиметровый ажурный позолоченный иконостас в стиле украинского барокко, над которым целых 10 лет трудились православные украинские мастера! Мне просто не хватает слов, чтоб описать всю эту торжественную красоту! Деревянные ангелы, листья дуба и клёна, подсолнухи и виноград, в большом количестве украшающие иконостас, выполнены с такой ювелирной точностью, что аж дух захватывает. Уникальны и самые большие в Европе Царские врата. Они венчаются гнездом с птицей, а не традиционными в православии аллегориями Святого духа - голубем или чашей.
Мы стоим в мерцающем свете свечей, словно заворожённые, кажется, что время вокруг нас остановилось… Плащаница, чуть было не вскрикнул я! Как можно было забыть об одном из самых главных пунктов моего плана по изучению Смоленска! У левого опорного столба в центре зала небольшая группа верующих. Подходим. Вот же она! Одна из самых значимых святынь Смоленского кафедрального собора — плащаница "Погребение Господа Иисуса Христа"! Это настоящий шедевр древнерусского лицевого шитья, выполненный в мастерской княгини Ефросиньи Старицкой, тётки Ивана Грозного, в 1561 году по заказу соловецкого духовенства. Изначально плащаница находилась в Москве, но в 1812 году была вывезена французами. По пути к Смоленску на обоз с московскими трофеями напали партизаны и отбили его. Спасённую плащаницу, учитывая важную роль и выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, а также следуя единодушному пожеланию императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено передать на вечное хранение в смоленский Свято-Успенский собор. Кроме этой плащаницы сохранились еще две из мастерских Старицкой: одна - в Троице-Сергиевом монастыре (1561г.), вторая - в русском музее (1560г.). А так описал смоленскую плащаницу её первый владелец игумен Иосифо-Волоцкого монастыря:
«Корм большей по князе Владимире Андреевиче Городецком и Старицком, дачи его и матери его княгини инокини Евдокеи 300 рублев денег, да воздух большей шит златом и сребром, а венцы у Спаса нашего и Господа Иисуса Христа и у Пречистыя Его Матери обнизаны жемчугом и камение многоценное. По смете, опричь дела божественнаго, жемчюгу и злата и сребра 500 рублев».
Раз уж я проговорился про свой смоленский план, то будет правильным скоренько пробежаться по нему, сильно не углубляясь в исторические детали! Из всех наших хотелок мы не попали только в сад Блонье – он был огорожен и закрыт на реставрацию. В остальном посмотрели всё, что задумали!
Понравилось здание Музея скульптуры С.Т. Конёнкова, оно словно ёлочная игрушка, такое же красочное и затейливое. Наверное, стиль рококо - наша тема…
Лопатинский сад. Хорошее место, не в каждом парке отдыха есть такая насыщенная историческая локация, включающая в себя фрагмент крепостной стены, королевский бастион, боевые валы, подземелья и памятники воинской славы. Традиционные зоны отдыха здесь тоже отличные: и пруды с лебедями и утками, и каналы с ажурными мостиками и водными «гейзерами», и поющие фонтаны, и даже аттракционы! Вообще, про этот сад можно рассказывать много и долго, но лучше всё-таки просто прогуляться по его тенистым дорожкам!
Все пешеходные улицы Смоленска мы тоже прошли от и до! Небольшая, но аутентичная и колоритная улица Ленина напомнила московский Арбат, а длиннющая и утопающая в пышной зелени лип улица Октябрьской Революции, называвшаяся в прошлом Ильинской, удивила обилием исторических зданий, магазинов и ресторанов! К ней мы тоже подобрали свой интересный аналог – Унтер-ден-Линден в Берлине! Есть в Смоленске и свой Кутузовский проспект - это парадная Большая Советская улица, делящая исторический центр города почти пополам!
Ну и раз уж мы коснулись смоленских улиц, то самое время вспомнить и главную площадь города – площадь Ленина! Здесь проходит Парад Победы! Здесь горожане отмечают все праздники и торжества! Её архитектурный ансамбль впечатляет! Солируют монументальные здания эпохи сталинского неоклассицизма и ампира: Смоленский Государственный драматический театр им. А.С. Грибоедова, Здание дома Советов с колоннами и эффектный жилой дом с башней! Стоишь в центре площади, и кажется, что сейчас зазвучит легендарное советское:
“Не спи, вставай, кудрявая!
В цехах звеня,
Страна встаёт со славою
На встречу дня”.
А мимо девятиметрового памятника В. Ленину, установленного прямо в центре площади, бодро маршируют колонны советских трудящихся под кумачовыми флагами, разноцветными шариками и транспарантами!!! А кто это там во главе колонны? Ух ты, да это же председатель Совнаркома СССР товарищ Молотов в окружении пионеров в красных галстуках! «– Слава КПСС!» - доносится из репродуктора за моей спиной! Поднимаю руку в пионерском салюте… и просыпаюсь… Приснится же такое! Не иначе наши вчерашние смоленские приключения навеяли! Бужу супругу нежным поцелуем… Сегодня у нас тоже насыщенная программа! В планах поездка за город – в знаменитую усадьбу Флёново!
Флёново.
“Недалеко от будущей церкви, на склоне горы, на фоне елей и сосен, мне захотелось построить себе особый домик в русском стиле, и по рисунку Малютина был выстроен хорошенький, уютный «теремок», с красным резным фронтоном, исполненным в наших мастерских, с гармоничной раскраской. Из окон его расстилался чудный вид, а у подножия горы раскинут был школьный фруктовый сад, дальше шли поля, окаймленные лесами. В этом теремке поместилась учительская читальня, пианино, а в нижнем этаже читальня для учеников”.
«Впечатления моей жизни», княгиня М.К. Тенишева.
Маршрут мы знали наизусть. Остановка недалеко от отеля. Ждали, ждали, только время потеряли. Рейсовый автобус не ходил, в маршрутку мы не влезли, но отчаиваться мы не стали и заказали такси на известном всем приложении. Какая красота, не прошло и тридцати минут, а мы уже на месте! Погода - прекрасная! Настроение - отличное! Идём осматривать Музей-заповедник историко-архитектурный комплекс «Теремок», основанный во Флёново в далёком 1946 году! История этого места тесно связана с женщиной, посвятившей всю свою жизнь бескорыстному служению искусству! Это княгиня Мария Клавдиевна Тенишева — русская дворянка, общественная деятельница, художница-эмальерка, преподавательница, меценатка и коллекционерка. Приобретя в 1893 году у своей подруги княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской её родовое имение Талашкино, Тенишева начала с энтузиазмом воплощать свою концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и передовых теорий развития сельского хозяйства. Ей удалось создать здесь со временем крупную промышленно-экономическую усадьбу с огромным комплексом хозяйственных построек и мастерских. Сегодня на месте этой богатой усадьбы в Талашкино, кроме старого парка с прудами, ничего не осталось... Зато, к счастью, неплохо сохранился находящийся неподалёку от неё хутор Флёново, приобретённый княгиней и её мужем в 1894 году. Здесь Тенишева открыла уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Неподалёку, на склоне высокого холма стоит построенный в 1901 году трудами друга семьи, художника-портретиста С.В. Малютина, необычный сказочный терем в неорусском стиле! С удовольствием любуемся с супругой на его нарядный западный фасад! Он очень колоритный! Богато украшенный стилизованными цветастыми резными ставнями и яркими многоцветными панно с изображенными на них сказочными растениями и животными – глаз не оторвать! И это ещё не всё, главное чудо музея ждало нас на вершине холма – храм Святого Духа!
«Мы долго искали место для церкви. Ездили и ходили вокруг Флёнова, обсуждали этот вопрос со всех сторон и наконец нашли. Это было восхитительное место, лучше которого вряд ли возможно найти для церкви. Оно точно для того и было предназначено. Здесь, рядом со школой, на высокой красивой горе, поросшей соснами, елями и липами, с необозримым кругозором, положено было основание храму во имя Св. Духа», так писала княгиня в своих позднейших воспоминаниях!
Храм возводили пять лет — с 1900 до 1905 года. Роспись и вовсе велась до 1915 года. Деньги на строительство, после долгих уговоров, дал супруг княгини - крупный промышленник и делец князь Вячеслав Николаевич Тенишев, до этого всегда и во всём потакавший супруге. До сих пор идут споры и о создателе архитектурного проекта храма, но мы не будем углубляться в этот вопрос… Скажем так – у церкви Святого Духа три автора: Мария Тенишева, уже известный нам Сергей Малютин и основатель российской архитектурной фотографии Иван Барщевский. А автором плохо сохранившихся росписей интерьера храма и мозаики на его фасаде над входом является российский философ, художник, путешественник и большой друг княгини - Николай Рерих! Мозаика называется «Спас Нерукотворный». Она создавалась по эскизам Рериха в мастерской Владимира Фролова. В исхудавшем лице и глазах Христа - боль и страдание… Созданная в мрачной цветовой гамме, она стала символическим олицетворением своей эпохи! Экспрессия цвета, огненное свечение и вспышки на плоскости мозаики должны восприниматься как драматические предвестники будущего Судного Дня! Художник самозабвенно трудился и над внутреннем интерьером храма, но закончить работу до Первой мировой войны так и не успел… Интересно, что концепция церкви полностью не отражает православное мировоззрение, в следствии чего она так и не была освящена…
Николай Рерих так писал о своей мозаике, ставшей одним из лучших его произведений в карьере: «Мозаика стоит как осколок вечности. В конце концов, и вся наша жизнь является своего рода мозаикой. Не будем думать, что можно сложить повествование или жизнеописание, которое бы не было мозаичным».
Любоваться храмом можно вечно, однако, время немилосердно! Музей-заповедник работает до 17:00, а нам ещё столько всего нужно посмотреть! Тут и элегантная бронзовая скульптура княгини Марии Тенишевой изображенной в полный рост, с зонтиком и шляпкой в руках. Памятник открыли в 2008 году, приурочив к 150-летию со дня рождения известной художницы и меценатки. Автор проекта — заслуженный художник России скульптор Людмила Ельчанинова. Ещё одна интересная локация музея – стилизованная под XIX век кузня с настоящим кузнечным горном, наковальней, молотом и щипцами! В придачу даётся живой кузнец-аниматор, обучающий туристов и детвору своему замысловатому ремеслу! Купить на память отчеканенную собственноручно монетку, как и оригинальные фотозоны - отличная идея музея! Какие фотозоны? Не скажу! Приезжайте, увидите сами!
Природа! Берёзовые рощи! Ёлки! Дубы! Живописный лес, виднеющийся за цепью прудов! Ажурные мостики и беседки! Пристань-смотровая площадка с удобными скамейками! Прогулки здесь подарят отличное настроение и много интересных фоторабот, а если вы умеете рисовать, то и картин! Ведь не даром творческая атмосфера Флёнова и Талашкино влекла сюда многих выдающихся деятелей русской культуры. Здесь, в гостях у княгини, или, как метко назвал её Николай Рерих, «Настоящей Марфой Посадницей», работали и отдыхали художники Илья Репин, Михаил Врубель, Александр и Альберт Бенуа, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Илья Репин, Сергей Малютин, скульптор Павел Трубецкой, композиторы Василий Андреев и Игорь Стравинский, а ещё здесь бывал и сам Федор Шаляпин!
“По вечерам над ресторанами…”
На самом деле ходить по ресторанам и времени-то у нас не было. Всё забрала крепость и прекрасная смоленская княгиня! И тем не менее эту традиционную рубрику в своих отзывах я пропускать не хочу, тем более, что поделиться-то, в общем-то, есть чем! Про рестораны нашего отеля “Мегаполис” 5* я уже рассказал ранее, а теперь представляю раковарню «Клешни и хвосты» (Смоленск, просп. Гагарина 8, smolensk.kleshnihvosti.ru, ежедневно – 12:00 - 00:00). Находится она недалеко от нашего гранд-отеля и заглянули мы сюда чисто перекусить! Место оказалось крутым и вкусным, но дорогим, что, впрочем, и не удивительно, ведь главная фишка заведения – раки! Правда, есть мы их не стали: во-первых, не хотелось с ними возиться, а во-вторых, цена в 2000 руб. за 500 гр показалась нам завышенной, знаем места и повыгодней... В итоге решили взять себе по супчику: Рыбацкий томатный суп (720 руб.) из шейки раков, мидий, томатов и сельдерея – мой выбор, Ольга остановилась на Камчатском супе (700 руб.) из мяса камчатского краба, картофеля, соуса шрирача, лука порея, кинзы и копчёной сметаной в придачу! В коллаборации с хорошим тёмным пивом вышло просто замечательно! Вкусно и сытно! Интерьер интересный, сервис отличный, есть несколько столиков на улице. Однако, отмечу, что заведение в целом на любителя, и второй раз мы бы, наверное, не пошли бы…
“Маруся” – ещё одно интересное смоленское заведение, которое удалось нам протестировать, случайно забредя сюда на ужин! Очень уютный миниатюрный ресторанчик с домашней атмосферой и таким же интерьером находится в самом центре города на первом этаже жилого дома по ул. Пржевальского, 2. Изучили, вроде бы, небольшое, но разнообразное меню. Выбор пал на салат цезарь, борщ, сборную солянку и классические пельмени. Принесли быстро, приготовили вкусно, порции приличные, стоят недорого. Что ещё усталым туристам, целый день гуляющим пешком по Смоленску, желать?
Гамаюн - птица вещая!
В целом, Смоленск нас очень порадовал, оказавшись туристически вкусным городом! Он словно мифическая райская птица Гамаюн, изображённая на его гербе, вобрал в себя всю силу и красоту Русской земли! Нет никаких данных, как она туда попала, приземлившись на вполне логичную геральдическую пушку. Можно предположить, что Гамаюн — это не случайная птица для Смоленска… Чаще всего её изображают мощной птицей с разноцветным оперением и головой красивой молодой женщины. В славянской мифологии она считается посланницей богов и олицетворяет божественного посредника между миром людей и существ высшего порядка. Одно из воплощений бога мудрости Велеса. Может превращаться в прекрасную деву и обладает колоссальным объёмом знаний во всех аспектах мироздания! Волшебная Гамаюн знает всё о прошлом, настоящем и будущем, приносит людям счастье, избавляет от бед и дарит тайные знания. Мне кажется, все эти четыре дня в Смоленске мы были именно под её незримым покровительством и защитой! Уже в поезде, немного задремав, убаюканный тихим ходом и плавным покачиванием “рждешной Ласточки”, мне показалось, что про эту загадочную птицу я где-то читал ещё:
“На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..”
“Гамаюн, птица вещая”, Александр Блок, 1899 г.
И да, “Восславлен крепостью” - это не я придумал, это девиз на гербе Смоленска и, мне кажется, что он гармонично отражает всю суть города-щита для всей России…