Беларусь, Минская область «Музей старинных народных ремесел и технологий »

Создано 05.12.2011
Редактир. 17.06.2013
Просмотров 4698
Суммарная оценка 5
Средняя оценка 5.00
Экскурсии пользователя Турменеджер
Туркаталог Добавить новую публикацию
В музейном комплексе старинных народных ремёсел и технологий «Дудутки» встречаются прошлое и настоящее, размеренный быт старинной шляхетской усадьбы прошлых веков и удобство современного туристического центра, белорусские народные ремесла и все необходимое для комфортного отдыха.
Млын
В "Дудутках" Вам всегда рады предложить знакомство с укладом панского двора, работой мастеров, воссоздающих старинные технологии в действии, кулинарным наследием наших предков, чарующей природой минского края, удивительным животным миром.
Путешествие в «Дудутки» живое прикосновение к культуре и секретам старинного ремесла белорусской земли. Множество ремесел и промыслов обрело свое второе рождение в руках дудутковских мастеров хранителей древних белорусских традиций.
В музейном комплексе «Дудутки» Вас ждут: ремесленные мастерские (кузница, гончарная мастерская, мастерские деревообработки, соломоплетения, лозоплетения, ткачества); сыроварня, бровар (винокурня), выставка ретро-автомобилей; кафе «Дудутки» и «Корчма», где можно попробовать блюда белорусской кухни; бар «Шынок», где вы сможете перекусить и отведать панской «гарэлкi»; зоосад (лошади, пони, ишак, страусы, павлины, фазаны и др. животные); баня на берегу реки; комфортабельная гостиница «Птичь» на шесть номеров.
Также недалеко от музея находятся церковь св. Иоанна Крестителя, построенная 2008 году и освященная митрополитом Филаретом, и деревянная шатровая мельница начала XX века - ветряк высотой 14 метров.
История музея
Музей "Дудутки" находится в 40 километрах от г. Минска, в Пуховичском районе, расположен в живописном месте рядом с рекою Птичь в полутора километрах от д. Дудичи. Дудутки впервые упоминаются в летописях в XI в. Предположительно в этих местах проходила сухопутная дорога, ведущая к Полоцку, по которой по мнению исследователей и согласно "Слова о полку Игореве", полоцкий князь Всеслав Чародей проскакал "волком до Немиги с Дудудок, узнав об осаде древнего Минска...".
Шляхецкое имение в Дудичах известно с 1600 г. В 1621 г. оно перешло от Рафаила Одаховского Янушу Быховцу, владельцу многочисленных владений в Минском, Гродненском и Виленском воеводствах. Во второй четверти XVII в. Дудичи под залог отходят Заранкам-Гробовским. Здесь осел Бронислав, затем его сын Казимир, подчаший волковысский. В 1760 г. (по другим данным, 1748 г.) судья волковысский Владислав Быховец передал права на вечное пользование Дудичами вместе с фольварками Ковалевичи, Сергеевичи и Кобыличи дочери Казимира Александре Заранок-Гробовской, которая вместе с сестрой Альжбетой жила в Толкачевичах.
В 1767 г. Дудичи в качестве приданого Александры переходят Юзефу Прозору (1723-1788), ковенскому каштеляну, затем витебскому воеводе. В 1785 г. имение унаследовала его дочь Роза, став женой Станислава Ельского, полковника лёгкой кавалерии, финансового комиссара государственной казны ВКЛ, кавалера ордена Св. Станислава, игуменского маршалка. От Станислава Ельского имение перешло сыну Каролю, игуменскому хорунжему. Кароль закончил Виленский университет, был учеником Андрея Снядецкого, стал доктором медицины. жителей).
Об имении этого времени свидетельствует Инвентарь за 1844 г. имение Дудичи насчитывалось 818 крепостных. Всей земли в имении было 9175 моргов. Имению принадлежали два фольварка – Козловичи и Белькевичи, а также местечко Дудичи и деревни Дудичи, Теребля, Распут, Белькевичи, Гребень и Козловый Борск. В деревне Гребень располагалась мельница.
Дудичами владел сын Кароля – Михаил (1831-1904), известный скрипач и композитор. Единственная дочь Михаила и Марии Баранович Софья была в браке с Янушем Униховским, и имение, согласно завещанию Михаила, перешло в наследство по мужской линии рода к брату Александру из Замостья, а после его смерти в 1916 г – его сыну Яну, адвокату в Минске.
Развитию имения содействовал также привелей на торги по понедельникам и на три ярмарки в год, который пожаловал в 1766 г. король Станислав Понятовский. Дудичи становятся известным в местном крае центром ремёсел, торговли и ярмарок. Вопреки королевскому привилею ярмарки проводились каждый месяц в новолуние. Торговали здесь не традиционно хлебом и скотом, а больше всего разными сельскохозяйственными продуктами, изделиями ремёсел и местных промыслов.
С Дудичской усадьбой связаны жизнь и творчество последних владельцев этих мест - рода Ельских. Любил музыку и музицировал Станислав. Он хорошо знал известного музыканта гетмана Михаила Казимира Огинского, которому принадлежало соседние имение Дукора, и состоял с ним в дальнем родстве. Гетман посвятил «G-dur полонез для скрипки и фортепиано» «уважаемому брату Станиславу Ельскому и его жене Розе, урождённой Прозор». Музыкальные способности отца передались сыну Каролю, который получил профессиональную подготовку у известных музыкантов Киферлинга и Дещинского и превратил Дудичи в «усадьбу муз». Известным скрипачом был и его сын – Михаил.
Первая и вторая мировые войны, Октябрьская революция 1917 г. уничтожили наследие Ельских в Дудичах. Их потомки покинули «родовое гнездо» и разъехались кто куда (Польша, Украина, Германия, Франция). В 40-80-е гг. XX в. от имения Ельских в Дудичах остались лишь парк с остатками водяной мельницы и системой обводных каналов. К началу 90-х гг. XX в. даже старожилы этих мест весьма смутно помнили историю этих мест.
Не подозревал об исторически недавней известности Дудичей и новый хозяин этих мест – председатель ТПЦ "Полифакта" Будинас Е. Д., которому решением Пуховичского райисполкома было в 1992 году выделено в этих местах 162 гектара земли "для ведения подсобного хозяйства". За деньги, заработанные в городе частное издательство, типография - "Полифакт", отсыпала грунтовые дороги построила высоковольтную линию электропередач, провела телефон, возвела свинарник, коровник, закупила скот, сельскохозяйственную технику и начали хозяйствовать.
С октября 1994 г. на базе подсобного хозяйства «Полифакт» создаётся и принимает своих первых гостей Музейный комплекс старинных народных ремёсел и технологий «Дудутки». С 1998 г. музейный комплекс «Дудутки» входит в состав холдинга «Трастбанка», постепенно обновляя и развивая свою базу, что позволяет нам популяризировать не только белорусские народные ремёсла, но также жизнь шляхецкой усадьбы. Отправляясь в "Дудутки", Вы должны быть готовы к историческому путешествию... в наши дни.
Мельница
Хозяйка мельницы и хаты завозника:
Багель С.Г.
Из истории ветряных мельниц
Одни из первых ветряных мельниц появились на Ближнем Востоке в VII в. Начиная с XII в. ветряки получают распространение в Западной Европе, в начале в Испании, с XIV в.- в Голландии, а с XV в. – в Германии. Первые известия о ветряных мельницах («вежах млыновых») на территории Беларуси относят к XVI в. В Минской губернии в 1840 году было уже 315 ветряков. В начале 60-х годов XIX в. в Гродненской губернии из 1123 мельниц 347 были ветряными, 592 - водяными, 157 — конными.
Типы ветряных мельниц
Наибольшее распространение в Беларуси имели мельницы столбовой конструкции – козловки, высотой 8-12 м. Вся конструкция которых опиралась на козлы (отсюда и название мельницы - козловка), состоящие из мощных горизонтальных брусьев, в которые врубался осевой вертикальный столб и поддерживающие его подкосы.Крепящиеся на столбе горизонтальные балки поддерживали снизу корпус мельницы и являлись основой первого яруса. К этим же балкам снизу прикреплялся брус, которым поворачивали мельницу по направлению ветра. Крылья устанавливались на горизонтальном валу под крышей. Укреплённое на этом же валу деревянное, зубчатое колесо передавало вращательное движение на верхний жёрнов (нижний, лежак был неподвижен).У ветряной мельницы шатрового (голландского) типа основная часть была неподвижной, вместе с крыльями поворачивалась только верхняя часть – «шапка».Сама шапка покоилась на горизонтальном колесе, которым завершался корпус. Именно по этому колесу и осуществлялся поворот шапки с крыльями. В самой шапке на валу под крышей укреплялось колесо, которое передавало вращение на вертикальный вал.В нижней части этого вала, через систему зубчатых колёс вращение передавалось на верхний жёрнов.Такие мельницы были выше козловок. Чаще всего их делали 3-х ярусными и высотой до 18 м.
Однако двумя этими типами всё разнообразие ветряных мельниц, строившихся в Беларуси, не исчерпывалось. На севере Беларуси известны ветряки, сочетавшие в себе конструктивные особенности «козловок» и «голанок». Мельница-пальтрак основная особенность которой состояла в том, что она покоилась не только на осевом столбе, но и на лежащем на камнях деревянном колесе, по которому (точнее по вмонтированному в него кольцевому металлическому полозу) поворачивался корпус мельницы. Действовал механизм по несложной схеме: горизонтальный вал, получив вращение от крыльев, передавал его через укреплённое на нём колесо на зубчатый барабан и далее на металлический шкворень, который приводил в движение верхний жёрнов.
Наш ветряк
Наша мельница была построена в 1903-05гг. братьями Михаилом и Иваном Ивановичами Поляковыми в д. Березовка, Кормянского р-на Гомельской области и относится к сооружениям шатрового (голландского типа). Её высота составляет 14 метров, сооружение 5–ти ярусное. При проведении коллективизации мельница стала колхозной, а ее хозяева были сосланы в Сибирь.
Мельница работала до начала 70-х годов XX в., потом находилась в заброшенном состоянии и постепенно разрушалась. По инициативе основателя музея Евгения Будинаса, в июне 1992 года мельница была вывезена на территорию музея “Дудутки”, восстановлена бригадой плотников Виктора Карачуна под руководством архитектора Сергея Сергачева и художника Бориса Цитовича. Справа от мельницы находится «хата-завознiка», в которой крестьяне, привозившие зерно на мельницу и не успевавшие в этот день его помолоть, могли поужинать и переночевать.
Мельник
Мельник был связан со стихиями воды и воздуха, жил на границе освоенного людьми жилого пространства (за пределами села). Поэтому крестьяне его наделяли сверхъестественными, в том числе колдовскими способностями. Люди верили, что мельник может определить по зерну, привезенному на помол, колдуна или ведьму, которые «пережали» чужое поле и забрали чужой хлеб. Вознаграждение за свою работу мельник получал зерном, как правило, от одной десятой до одной третьей с каждого помолотого мешка. Поэтому мельник был зажиточным человеком и имел довольно значимый социальный статус в рамках деревенского общества. Часто от его мнения зависела репутация того или иного крестьянина. 25 октября (12 октября по старому стилю) отмечали день мельника. Скорее всего, это связано с датой рождения Виктора Марсельского, в католицизме святого-покровителя мельников. О мельниках в народе ходила такая пословица: «Мельнікава карова, дзеўка папова і эканомава кабыла ніколі галоднымі не былі.»
Гончарство
Мастера:
Прокопович А.В.
Гром Д.В.
Титов К.А.
Торчило Л.С.
Истоки ремесла
Гончарство известно в Беларуси еще со времен неолита, т.е. порядка 10 000 лет до н.э. Само название ремесла происходит от слова «горн» («горан», «гарно»), означавшего печь для обжига. Изначально изделия лепили вручную без последующей термической обработки. Постепенно основным компонентом формовочной массы стала глина, в которую для увеличения прочности добавляли сухую траву, лубяные волокна, толченые раковины, песок. Как самостоятельное ремесло гончарство существует в Беларуси с X в., когда появляются первые гончарные круги.
О профессионализме белорусских гончаров свидетельствует тот факт, что на протяжении многих столетий их изделия массово вывозились на продажу за границу. В 17 веке наши мастера были приглашены в Московское государство и принимали участие в отделке Покровского собора в Измайлове, надвратной церкви Андреевского монастыря, Теремного дворца и церкви Спаса в Московском Кремле.
Заготовка глины
Глина - основное сырье в гончарном деле. В Беларуси выявлено около 400 месторождений глины. В старину сырье добывали открытым способом, при помощи лопаты в глинищах, расположенных по берегам водоемов, на склонах возвышенностей, как правило, на расстоянии не более 2-4 км от места, где была расположена гончарная мастерская. Добытый материал свозили на двор и складывали кучей ("гурбай", "грудай") прямо на землю или в сооружённое из жердей хранилище под открытым небом. После этого сырье заливали водой и оставляли киснуть и перемерзать до весны или даже следующей осени. Затем глину заносили в помещение и укладывали в специально отведенном месте, именовавшемся "глiннiк", "катух" или "коцак".
Добавляли воду и отощающий компонент дресву (пережженные и перемолотые камни) или песок. Эти компоненты повышали огнеупорность глины, делали ее менее "жирной". Затем ее начинали месить, разминать ногами, руками и разнообразными приспособлениями (долбни, струги, толкачи). Глина считалась готовой к работе, когда превращалась в однородное тесто, щелкавшее под ногами.
Формовка глиняной посуды
Мастер помещает в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивает руки водой и точно центрирует заготовку, поскольку даже небольшое боковое биение способно разрушить будущий сосуд. Далее в середине глиняной заготовки нажатием больших пальцев делается углубление-прокол и формируется донышко .
На следующем этапе заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работают, как правило, обеими руками - одна внутри, другая снаружи. Руки, между которыми находится стенка цилиндра, перемещаются от дна вверх. При этом мастер добивается одновременно как увеличения высоты цилиндра, так и постепенного утончения его стенок. Традиционно толщина стенок для бытовой посуды составляет около 5 миллиметров. В процессе формовки руки необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.
Из полученного цилиндра формуется задуманный сосуд. Сначала уточняется форма основания, затем, мягко надавливая на стенки цилиндра с внутренней стороны, мастер расширяет центральную часть. Далее надавливанием с внешней стороны формируется плечо и шейка (горлышко). Завершают изготовление емкости формовкой слегка утолщенного венчика, завершающего изделие.
Все работы выполняются плавно и в несколько проходок, чем гарантируется достаточная крепость готовой посуды.
Сушка и обжиг
Сырую керамику сушат на протяжении 2-3 дней в мастерской (для этого сооружают под потолком дощатые полки), а летом в сухую погоду - на улице. В конце XIX века изделия из глины обжигали в обыкновенных домашних печах или специальных горнах разнообразной конструкции. Такой обжиг был трудоёмким и требовал высокого мастерства и сноровки. Значительная часть продукции нередко уходила в брак.
Способы обработки керамики
Для придания обожженным изделиям особых свойств их подвергают дополнительной обработке. Традиционно наиболее распространенными были вощение, обвар, дымление и покрытие стеклянной глазурью.
Вощеная керамика в горячем состоянии покрывается слоем пчелиного воска. Воск закрывает поры, что делает такую посуду пригодной для длительного хранения самых различных жидкостей и продуктов.
Обварная ("рябая", "гартаваная") керамика в раскаленном состоянии погружается на короткое время в кислый раствор ржаной муки, что приводит к появлению неповторимого узора на поверхности и увеличению крепости. В старину такую керамику чаще всего использовали для приготовления пищи в печи.
Чернозадымленная керамика получается при создании в обжиговой печи дымной безвоздушной среды, приводящей к восстановлению железа и приданию керамике иссиня-черного цвета и особой прочности.
Глазурованная керамика производится путем покрытия поверхности уже обожженного изделия "палiвай" на основе кварцевого песка с последующим повторным обжигом, во время которого песок плавится до состояния стекла.
Пекарня
Мастера:
Кудимова Е.М.
Сачок М.А.
Хлеб в культуре белорусов
Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком, являлся символом достатка и благополучия. Без хлеба любая другая пища не признавалась полноценной, поэтому отсутствие хлеба на столе считалось признаком крайней нищеты.
С детства у белорусов воспитывалось чувство уважения, бережливости в отношении к хлебу. Большим грехом считалось уронить на пол хотя бы одну крошку, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Остатки хлеба никогда не отдавали домашним животным и не выбрасывали, их высушивали и делали из сухарей квас.
С хлебом связано множество традиций. Перед выпечкой на первой сделанной булке рукой делали крест, освящая тем самым всю партию хлеба, а съедали эту булку всегда последней. Согласно народному обычаю, целый бохан хлеба нельзя было ломать руками, его нужно было перекрестить и отрезать ножом. Нежелательно было начинать новую булку хлеба вечером, считалось, что в таком случае в доме не будет достатка. Хлеб играл важную роль во многих семейных обрядах и торжествах. С хлебом и солью встречали и провожали дорогих гостей, с ним отправлялись в сваты, играли свадьбу, шли навещать роженицу, по хлебу даже предсказывали судьбу семьи.
Приготовление теста
С давних времен приготовление хлеба в Беларуси считалось женской привилегией. Хозяйка, которая пекла хлеб, пользовалась особым уважением как родных, так и односельчан.
Выпекали хлеб чаще всего один раз в неделю.
Хозяйка, прежде чем начинать замес теста, должна была чисто умыться, встать перед образами, перекреститься и испросить благословения, чтобы хлеб получился и хорошо подошел.
Не допускалось «расчыняць» хлеб в плохом настроении, так как считалось, что это напрямую влияло на его качество («цеста будзе вадзяное i хлеб у печы расплывецца»).
Жидкое тесто (опару) замешивали вечером в специальной бондарной посуде, которая называлась дежой. Дежа всегда стояла в самом почетном месте дома – «на покуцi» («красный угол»). Ее нельзя было никому одалживать и даже выносить из дома. При замесе дежа должна была стоять на подстилке из теплой одежды и сверху для поднятия теста также накрываться одеждой. Если снизу подстилалась женская одежда, то сверху обязательно должна была быть мужская, и наоборот.
Выпечка хлеба
Квасили тесто с помощью «расчыны» -небольшого кусочка сырого теста, оставшегося на дне дежи от предыдущей выпечки.
Утром в день выпечки в опару добавляли муку и вымешивали крутое тесто. Месили тесто на выскобленном столе при помощи кулаков.
Когда тесто подходило, печь хорошо протапливали и тщательно выметали помелом. Далее, на глаз, из дежи брали кусочек теста на одну булку, приглаживали его руками и клали на деревянную хлебную лопату, которую предварительно посыпали мукой или застилали листьями капусты, клена, аира, хрена. С лопаты тесто садили в печь. Выпечка хлеба длилась 1-2 часа в зависимости от теплоемкости печи. За одну выпечку пекли от 4 до 7 булок в зависимости от величины семьи.
Готовность хлеба проверяли разными способами. Смотрели, если пар из хлеба идет в гору ровно – значит, испекся. Клали на одну руку и стучали снизу другой: если буханка подпрыгнет на ладони, то готов. Скатывали из хлебного мякиша "галочку" и бросали в стакан с водой: если "галочка" всплывет – хлеб испечен. Протыкали хлеб ножом или палочкой, если тесто не приставало, то испекся. Стучали средними суставами пальцев о нижнюю корку – готовый хлеб «звучит». Прикладывали булку к носу: если не печет, значит влага из него уже достаточно испарилась и хлеб готов.
Готовый хлеб вынимали из печи, очищали от листьев, укладывали на застланную лавку, слегка смачивали водой, чтобы корка не черствела, и накрывали рушником.
Виды хлеба
В старину белорусам не всегда доводилось есть «чистый», т.е. приготовленный из одной только ржаной муки хлеб. Часто неурожаи, войны, стихийные бедствия заставляли употреблять в пищу ржаной хлеб с различными примесями.
Так, «градовый» хлеб выпекался из непросеянной ржаной муки. Если же зерно после обмолота не просеивалась совсем, а только очищалась от крупного мусора и пустых колосьев, то мука из такой ржи шла на приготовление «пушного» хлеба. «Половый» хлеб состоял из ржаной муки только наполовину. Другую половину составляли взятые по отдельности или смешанные друг с другом ячмень, овес, гречиха, пшеница.
В годы плохого урожая злаковых выпекали «бульбяной» хлеб из ржаной муки и мятого вареного или перетертого на терке сырого картофеля. Несмотря на приятный вкус и белизну, такой хлеб довольно быстро черствел и приедался.
Весной или в годы неурожая часто употребляли «мякинный» хлеб. Основой такого хлеба была овсяная, ячменная, пшеничная или ржаная мякина, а мука использовалась лишь как связывающий компонент. Про такой хлеб говорили: «З мякiнаю лёгка хадзiць, ды цяжка ногi валачыць».
Бывало, что и такого хлеба не хватало, тогда к ржаной муке добавляли листья щавеля, лебеды, желуди, мерзлый картофель. О таком хлебе говорили: «Не бяда, калi ў хлебе лебяда, тады бяда, калi хлеба няма!»
Деревообработка
Мастера:
Петрущенкова А.Н.
Шеремет А.А.
Истоки ремесла
Искусство обработки дерева пришло к нам из глубокой старины. Уже пещерные люди много тысяч лет назад обладали первичными навыками деревообработки. Инструментами служили раковины, зубы животных, кости и камни. Родиной развитого деревообрабатывающего ремесла называют Древний Египет, где сложились ключевые технологии обработки древесины, были созданы основные инструменты, виды мебели и домашней утвари. Со временем из простого ремесла деревообработка превратилась в настоящее искусство.
Обработка дерева в Беларуси
Обработка дерева занимала важное место среди ремесленных занятий белорусов. Уже к ХI–ХIII векам белорусы владели всеми способами обработки дерева – резьбой, столярным и бондарным ремеслом, знали токарный станок.
Из древесины строили не только хозяйственные постройки и жилые здания, но и культовые сооружения (часовни, храмы), городские стены, ворота и фортификационные сооружения. В каждом доме были предметы домашнего обихода и орудия труда, изготовленные из древесины – лодки, сани, телеги, повозки и кареты; веретена, прялки, мотовила; всевозможные виды посуды; столы, лавки и другие виды мебели.
Исследователи предполагают, что в X-XII веках в белорусских городах деревянные предметы бытового назначения изготовляли не ремесленники, а сами местные жители, с детства владевшие необходимыми навыками.
Чаще всего в рядовом хозяйстве не было специальной мастерской для работы с деревом. Местом для занятия деревообработкой чаще всего служили сени, где у противоположной от входа в избу стены стоял верстак.
На верстаке, или на полке, или в специальных петлях, закрепленных у стены, были расставлены либо развешены разнообразные инструменты – рубанки, коловороты, угольники, рейсмусы и многие другие.
Деревообрабатывающие ремесла
Плотничество - возведение капитальных построек на основе бревенчатого сруба - было повсеместным занятием. Практически каждый взрослый мужчина мог сам построить (или же, по-старинному, "срубить") хату и хозяйственные постройки. В этой трудоемкой работе ему помогали родственники и односельчане. Профессиональные плотники зачастую уходили на заработки или, как говорили, "в отходники". Артели профессиональных плотников, помимо жилых построек, возводили мосты и плотины, мельницы, сооружали деревянные церкви.
Обычно в деревнях опытный плотник был одновременно и столяром. Столяр мастерил разнообразную мебель, предметы домашнего обихода, сельскохозяйственный инвентарь, отдельные мелкие элементы жилья и хозяйственных построек - двери, окна, лестницы и т.д.
Стельмах занимался изготовлением гужевых транспортных средств различных видов - телег, бричек, двуколок, шарабанов, саней - а также самых главных их элементов - колес и полозьев. Телеги и сани делали в каждой деревне, а изготовление колес, как требующее специальных навыков, приспособлений и опыта, чаще всего осуществлялось специальными мастерами-колесниками.
Бондарь изготавливал бочки и посуду из "клепки" – узких, длинных, тщательно выструганных дощечек сложной формы. Ведро, маслобойку, кадку, балею, дежу – все это заказывал хозяин бондарю.
Токарь изготавливал точеную посуду, прялки-точенки, веретена, детали мебели, игрушки и т. д. Токарный станок был известен в Беларуси с ХI века.
Долбление. Точеным предметам предшествовали долбленые из цельного куска дерева изделия. Таким способом изготавливались ложки, блюда, миски, чаши, ковши, фляги («баклаги»), кружки, пчелиные ульи и даже мебель.
Резьба по дереву
Резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда и дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки. В старину любой орнамент являлся не столько декоративным элементом, сколько воплощал в себе целую систему символов и своеобразных кодов. Так, одними из самых распространенных были так называемые солярные знаки или символы Солнца. Солнце олицетворяло начало жизни и чистоту человеческих помыслов. Известны и другие знаки. Так, дерево является символом взаимосвязи всего в мире, жизни рода: корни дерева – предки, ствол – живущие, крона – будущие поколения. Изображение коня приносит счастье, плодородие. Гусь, лебедь и утка являются символом доброго начала. Петух, павлин, курица оберегают от дурного глаза.
Бровар
Мастера:
Анейчик Ю.В.
Что такое бровар?
Бровар или винокурня - традиционный кустарный цех по производству пива или выгону водки. В Беларуси строились с 16 века при замках, шляхетских имениях и корчмах (трактирах). Как правило, бровары размещались возле рек и прудов, иногда - в самих имениях. Первоначально строились из дерева, позднее - из камня. Часто комплекс бровара помимо основных построек включал и дополнительные здания - солодовню с сушильней и кладовой, а часто даже баню и жилые помещения.
Кто изобрел водку?
Прототип водки изготовил в IX веке арабский врач Ар-Рази. В Европе первая перегонка спиртосодержащей жидкости была сделана итальянским монахом-алхимиком Валентиусом. Алхимики Прованса приспособили изобретенный арабами перегонный куб для превращения виноградного сусла в спирт. Получаемая летучая жидкость воспринималась как «дух» вина (по-латыни «spiritus vini»), откуда и происходит современное название этой субстанции во многих языках, в том числе в русском — «спирт».
Водка на Руси
Согласно преданию, около 1430 года монах Исидор из Чудова монастыря создал рецепт первой русской водки. Официальный термин «водка» впервые появляется в указе императрицы Елизаветы Петровны в 1751 г.
В Беларусь водка пришла в конце XV - начале XVI веков из Германии. Первоначально ее использовали как лекарство и продавали в аптеках. Однако вскоре водка становится популярным напитком, постепенно вытесняя пиво и медовуху.
В то время крепость колебалась от 15-20% (так называемая простая) до 70% («аквавита»). Популярными алкогольными напитками белорусской шляхты становятся различные настойки (кардамоновка, малиновка, мятная, кменная, кофейная) и наливки на основе водки с добавлением трав, меда, специй, ягод или сахара.
Наиболее распространенной в XIXв. была ржаная водка «жытнёўка». Со второй половины XIX века начали производить картофельную водку -«бульбянку». Производство «бульбянкi« резко снизило не только себестоимость водки, но и ее качество, так как водку из картофеля тяжело очистить от сивушных масел.
В конце XIX в. бровары-винокурни существовали почти в каждом шляхецком имении.
Из истории сыроварения
В письменной истории человечества нет точных сведений о том, когда и где впервые был сделан сыр. Большинство исследователей полагают, что история сыра насчитывает 7 тысячелетий. Его родиной является Ближний Восток: кочевники использовали кожаные мешки из овечьих желудков для перевозки молока, а тряска, жара и ферменты превращали его в сыр.
Однако и в Европе сыр известен с древнейших времен. В "Одиссее" Гомера (VIII век до н.э.) есть описание приготовления сыра: «Полифем коз и овец подоил, как у всех это принято. Белого взял молока половину, мгновенно заквасил, тут же отжал и сложил в сплетенные прочно корзины...»
Расцвет сыроварения пришелся на Средние века, когда на этот удивительный продукт обратили внимание монахи. Именно благодаря им видовое разнообразие сыров неимоверно возросло. Они придумали сыр солить, коптить, сдабривать специями и сажать на него благородную плесень. Первыми начали производить огромные круги твердого сыра голландцы – это произошло в XIV веке.
Самому древнему в мире рецепту изготовления сыра 2000 лет. Он принадлежит персам. В нем говорится, что сыр надо готовить из молока «овечьего или коровьего, просушенного на солнце и сдобренного благовонными кореньями».
В мире существует более 2000 сортов сыра.
Сыроварение в Беларуси
Еще в дохристианские времена славяне-язычники приносили сыр в жертву своим божествам. Известно, что в X-XII веках славяне выплачивали дань германцам сыром. Да и само слово «сыр» имеет древнее и исконно
славянское происхождение. Оно произошло от слова «сырой»: раньше молоко не нагревали для свертывания, оно свертывалось естественным, «сырым» способом.
Выработка сыров по классическим западноевропейским технологиям началась в Беларуси с ХIХ в. Так, в 20-х гг. ХIХ в. из Швейцарии пригласили для работы в Гомельском имении графа Н.П.Румянцева сыровара Кубли. Он мог делать швейцарские сыры до полпуда весом (примерно 8 кг). А в имении Вишнево помещицы Брохоцкой (Ошмянский уезд) производили по собственному рецепту сыр, не уступающий швейцарскому, и получивший название брохоцкого. В имении Филипповичи Слуцкого уезда готовили эдамский сыр. На сыроварне помещика Канторовича в Кобринском уезде изготавливали голландский сыр, отправлявшийся в Варшаву. В конце ХIХ в. в Беларуси насчитывалось не менее 200 маслоделен и сыроварен.
В д. Дудичи Игуменского повета, в имении Ельских, также существовала маслосыродельня. Сохранились воспоминания старожилов этой местности, которые унаследовали рецепты изготовления масла и сыра.
Ткачество
Мастера:
Камлюк (Матеша) Е.В.
Камлюк С.Н.
Истоки ремесла
Люди освоили первые элементы ткачества еще в каменном веке (XIII-VII тыс. до н.э). Первыми ткацкими изделиями были плетеные из растительного волокна одежда, обувь, подстилки. Одним из первых растений, использовавшихся для получения ткани, была обычная крапива. Однако ткань из нее получалась очень грубой, поэтому со временем крапиву заменил лен, шерсть и хлопок.
У белорусов ткачество было домашним занятием женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Любая девушка с малых лет умела ткать пояса, рушники, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы каждой вещи несли довольно глубокий сакральный смысл и часто выполняли не просто декоративную функцию, но были проявлением забытых либо завуалированных обрядов и ритуалов.
Приспособления для ткачества
Первые ткацкие станки (VI-V тыс. до н. э.) имели вертикально расположенную основу, которая подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. Внизу нити прикреплялись к стволам поваленных деревьев или зажимались камнями. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, так как нити надо было последовательно перебирать руками, они часто рвались, ткань получалась толстой.
Наиболее ранние сведения о ткацком станке горизонтального типа, который с незначительными изменениями дошел до наших дней, относятся ко II тысячелетию до н. э. Основу закрепляли на двух параллельных брусках, установленных невысоко над землей, нити утк‚ пробрасывали с помощью челнока и прибивали бердом.
Подготовка материала
Основным сырьем для изготовления тканей в домашних условиях у белорусов был лен. В конце лета его выдергивали из земли с корнями и расстилали на земле "мокнуть". По прошествии одного-полутора месяцев стебли собирали, оббивали головки с семенами при помощи валька («пранiка», «пральнiка»), высушивали и мяли при помощи мялки («мялiцы», «цернiцы»). Для очищения волокна от мелких кусочков костры использовали похожее на меч или лопату деревянное трепало («трапло», «трапушку»).
После трепания лен чесали при помощи металлического или деревянного гребня или щетки, сделанной из щетины кабана. Полученное после чесания чистое волокно – кужель («кужаль») сплетали в косы и в таком виде хранили до прядения.
Орудием прядения служили прялка («праснiца»), веретено и самопрялка («кала?рот»). Для лучшего скручивания нитей, пряха смачивала волокно слюной, поэтому пряжа становилась влажной и требовала просушки, для чего использовали мотовило («вiтушка»). Только после этого приступали к трудоемкому и требующему особого внимания процессу ткачества.
Процесс ткачества
Создание ткани на "кроснах" (ручном горизонтальном ткацком станке) - это переплетение бесцветных продольных нитей основы и цветных поперечных "ут‹чных" нитей. Во время наиболее трудоемкой операции - заправки станка, каждая из нитей основы пропускается через узелки одного из "нитов" - сетчатых рамок, предназначенных для приподнимания либо опускания нитей основы. Распределение нитей по нитам определяет рисунок будущей ткани. Заправка "кросен" производится вдвоем и требует высокого мастерства.
Собственно ткать или, как говорили в старину, "затыкать кросны" намного проще. Ткачиха ногой нажимает на педали ("поножи"). При этом одна часть нитов опускается, другая поднимается, а в образовавшийся между нитями основы зев пробрасывается челнок с уточной нитью.
Белорусский рушник
Богато украшенное полотенце (рушник) служило не только для бытовых нужд человека, но и являлось непременным атрибутом в различных обрядах, с ним связанно множество примет, берущих начало еще с дохристианских времен.
Рушник сопровождал человека от рождения и до смерти. "Баба" принимала младенца, обернув руки куском нового полотна, чтобы "не жил с голыми руками". На крестины дарили полотенце куму и "бабке". В знак траура на сорок дней вывешивали на окно рушник с узкими полосами узора – каймами. Его повязывали на шею умершего, покрывали гроб, и на рушниках же опускали его в могилу. В течение сорока дней рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мертвых. Во время бедствий, засухи, эпидемий ткали всем селом особое льняное полотенце "обыденник".
Самыми нарядными, щедро украшенными, яркими были свадебные рушники. Вышивка на ткани по поверьям должна была оберегать молодоженов от дурной судьбы. Рушниками украшали свадебный поезд - лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стояли жених и невеста во время венчания в церкви.
Конюшня и зоосад
Как и любая шляхецкая усадьба, музейный комплекс «Дудутки» располагает своей собственной конюшней с породистыми лошадями, на которых вы можете не только посмотреть, но ещё и покататься. Ферма, где живут наши домашние животные: коровы, овцы, свиньи и кролики. Рядом с сажелкой (небольшим водоёмом) разместился птичник с водоплавующими и не только пернатыми: гуси, утки, куры, цесарки, фазаны и совсем уж экзотические для наших широт павлины.
Также в нашем зоосаде есть необычные питомцы страусы, косуля, полудикие кабаны ну и конечно же любимцы всех детей пони и ослик «Вжик». Всех этих животных вы сможете увидеть, посетив наш зоосад, а некоторых из
них можно даже покормить!
Музей старинных народных ремесел и технологий
Музей старинных народных ремесел и технологий
Тел: 8(903)221-05-07
E-mail: aba7@yandex.ru
Web: www.aparusa.com
 











Автор: Турменеджер (Москва) Отправить сообщение Компания Турагентство «Алые паруса»  Создано 05.12.2011 | Редактир. 17.06.2013 | Просмотров 4698 | Комментариев 0 | Суммарная оценка 5 | Средняя оценка 5.00
Оценки пользователей: Всего оценок 1, Сумма 5, Средняя 5   
Турменеджер

Отзывы туристов, бывших на этой экскурсии

Отзывы   Добавить новый отзыв

Фото туристов, бывших на этой экскурсии

Фото   Добавить новую фотогалерею

Видео туристов, бывших на этой экскурсии

Видео   Добавить новое видео

Смотрите также

Туркаталог   Добавить новую публикацию
Беларусь, Слуцк   Автовокзал Слуцк   ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ -> Автовокзалы
Приказом Главного Управления автомобильного транспорта при Совете Министров БССР от 19 мая 1956 года в городке Слуцке было организовано самостоятельное пассажирское автохозяйство (автотранспортная контора № 1 – пассажирская). Размещалось автохозяйство по улице Покровского, 13. В городе Слуцк было организовано четыре маршрута, на которых работало 8-10 автобусов ПАЗ-651, пять междугородных и семь пригородных маршрутов. Все эти маршруты обслуживала одна касса, которая находилась в административном здании... Прочитать
Автор: Отправить сообщение | 13.08.2014 11:40 | Просмотров: 633
Период действия: постоянно
Режим работы: ежедневно
Беларусь, Гродно (Рованичский с/с)   Аквацентр в Гродно   ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ -> Аквапарки, Спорт
"Аквацентр" расположен всего в 20 минутах ходьбы от центральной части города Гродно и действует в основное время как оздоровительный комплекс. 50-метровый плавательный бассейн, бани, тренажерный и большой спортивный залы - доступны в течение дня. А вот аквапарк открыт в будние дни только с 17:00. Сеанс заканчивается в 20:45. В субботу аквапарк открыт с 12:00 до 20:45, а в воскресенье с 12:00 до 19:45. “Аквацентр” предлагает более 30 видов услуг для всех возрастов посетителей. Здесь организован... Прочитать
Автор: Отправить сообщение | 18.02.2014 11:55 | Просмотров: 758
Режим работы: Ежедневно:
Понедельни...
Если вы не можете жить без неба, отправляйтесь в поселок Боровая в 2-х километрах от Минска. Здесь находится старейший белорусский аэроклуб имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца. Вас ждут платные парашютные прыжки, обзорные полеты на самолетах Як-52, Ан-2 и вертолете Ми-2, соревнования областного, республиканского и международного уровня по вертолетному, парашютному и авиамодельному спорту. Все инструкторы аэроклуба - мастера спорта. Услуги: Аренда парашютных систем для парашютистов, Дополнительные... Прочитать
Автор: Алёна Нестерович (Минск) Отправить сообщение | 08.04.2015 11:54 | Просмотров: 2933
Период действия: ежегодно -
Режим работы: Сезон работы аэроклуба...
Стоимость: Первый прыжок:само..
Беларусь, Батуринка   Батуринка - край трёх озёр   ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ -> Поселения
Батуринка - деревня, расположенная между тремя озёрами. Лучшее место для летнего отдыха: свежий воздух, тишина, чистая вода, прекрасный пляж, великолепный пейзаж вокруг. Любители рыбалки также не останутся равнодушными! Прочитать
Автор: Дмитрий Отправить сообщение | 07.02.2014 19:02 | Просмотров: 1189
Период действия: постоянно
 
Автор: Отправить сообщение | | Просмотров: Ожидает модерацию...
 
Автор: Отправить сообщение | | Просмотров: Ожидает модерацию...
Музей основан в 1946 году. В фондах объединенного музея находится более 48 тыс. экспонатов. Наиболее значительные коллекции: клад монет 16 века. Экспозиция музея размещена в шести залах. Ее открывает раздел «Древнейшие поселения в крае», где представлены каменные топоры, долото, предметы быта: гребешки из лосиного рога, бронзовые пряжки, перстни и стеклянные бусы. О событиях войны 1812 года рассказывают находки с поля сражения: ядра, картечные и ружейные пули, а также образцы обмундирования и снаряжения... Прочитать
Автор: Отправить сообщение | 14.03.2014 12:01 | Просмотров: 1038
Период действия: постоянно
Режим работы: Вторник - четверг — 9:...
 
Автор: Отправить сообщение | | Просмотров: Ожидает модерацию...
Беларусь, Вилейка город   Вилейский краеведческий музей   ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ -> Здания и сооружения, Музеи
Музей располагается в здании, которое является памятником гражданской архитектуры начала ХХ века. Экспозиция построена по тематико-коллекционному методу и включает в себя такие разделы как: "Время", "Истоки", "Вилия", "Народные ремесла и промыслы Вилейщины", "Дом", "Война", "Страсти", "Вилейка", "Константин Тышкевич и его экспедиция по Вилии". Такой способ показа позволяет периодически менять темы или коллекции,... Прочитать
Автор: Отправить сообщение | 14.03.2014 13:00 | Просмотров: 711
Период действия: постоянно
Режим работы: Ежедневно: с 9.00 до 1...
Музей был основан в 2000 году. Для посетителей работает с февраля 2010 г. На данный момент демонстрационная площадь музейных залов составляет 282 м2, общее количество музейных предметов 5 625 экспонатов, из них основного фонда 2 424, научно-вспомогательного 3 201. Среди экспонатов музея граммофон 1952 года выпуска, весы напольные с комплектом гирь, датированные 1899 годом, молитвенник конца XIX века, а также литературно-научный журнал «Колосья», изданный в Вильнюсе в 1937 году. Наиболее значимыми... Прочитать
Автор: Отправить сообщение | 14.03.2014 12:34 | Просмотров: 625
Период действия: постоянно
Режим работы: Администрация: 08:00 -...
Мы принимаем к оплате!

Яндекс.Метрика
яндекс цитировани€ Рейтинг@Mail.ru