 
				Храм-Музей Чойджин Ламын Сум расположен в центре Улан-Батора, столицы Монголии. Чойджин Ламын Сум был построен в 1904-1908 годах как резиденция государственного оракула Лувсанхайдава, родного брата главы буддистов и монарха Монголии с ограниченными правами Богдо-гэгэна VIII. Храмовый комплекс состоит из пяти отдельных храмов, выполненных по проекту монгольского архитектора Омбогийна, в архитектуре зданий прослеживается влияние китайского зодчества. Над оформлением интерьеров трудился будущий основатель современной монгольской живописи Балдугийн Шарав. Для украшения комплекса были израсходованы около двух тонн чистого серебра. Храм Махараджи посвящён четырём махараджам, на входе в него установлены 4 статуи великих царей - охранников буддийского пантеона, выполненные из папье-маше монгольскими мастерами. В Главном храме, расположенном в центре комплекса, находятся статуи Будды Шакьямуни, Лувсанхайдава и Балданчоймболона, учителя Богдо-гэгэна VIII (внутри статуи хранятся его мумифицированные останки). В часовне Гонгханг, расположенной позади Главного храма, установлены трон оракула и статуя Яб-юм, олицетворяющая единение двух противоположных начал - мужского и женского. В храм Ядам посетители не допускались, его мог посещать исключительно оракул Лувсанхайдав, здесь он проводил тайные тантрические медитации, читал мантры и составлял свои пророчества. В храме хранятся буддийские реликвии, в том числе медная статуя Mahasiddha Krishnapada, одного из 84 индийских махасиддхов. Храм Великого Собрания Блаженства и Добродетели посвящён Ундуру Занабазару, религиозному лидеру Монголии начала XVII века. В центре храма на высоком троне "сидит" статуя Занабазара, выполненная из папье-маше, рядом стоит маленькая ступа, привезенная им в Улан-Батор из Тибета. Также в храме хранятся картины и скульптуры, выполненные самим Занабазаром, в том числе статуи Будд Ратнасамбхава, Амитаюса, Ваджрасаттва и Майтрейи. Храм Зуу посвящён Будде Шакьямуни, здесь проходили службы для простых верующих. В храме размещены скульптуры 16 архатов и 3 статуи Будды Шакьямуни. До 1938 года Чойджин Ламын Сум был действующим храмом, во время религиозных репрессий в Монголии он был закрыт, и, скорей всего, был бы снесён, если бы в 1940 году не было принято решение сохранить храм как памятник архитектуры. В 1941 году Чойджин Ламын Сум был взят под защиту государства, а 1942 году в его помещениях был открыт антирелигиозный музей, позже превратившийся в Музей истории религии. Экстерьер и интерьер храма максимально приближен к тому виду, который он имел при жизни Лувсанхайдава. Экспозиция музея располагает большой коллекцией культовых принадлежностей тибетского буддизма, собранием шёлковых танок, масок для церемоний Цам и томов с буддийскими канонами и комментариями.
 
                   47.915, 106.918
 47.915, 106.918