Церковь Спаса на Песках в Ростове возвышается рядом с Яковлевским монастырем. Пятиглавый храм Спаса на Песках - в прошлом соборный храм существовавшего здесь Спасо-Песоцкого (Княгинина) монастыря, основанного во второй половине XIII века княгиней Марией – дочерью тверского князя Михаила и женой князя Василька Ростовского. Каменное строительство в обители началось в конце XVI или в начале XVII века, тогда и была построена соборная церковь Спаса Преображения (Спаса на Песках). В главном помещении этого храма, слева от входа, имеется надпись XIX века, рассказывающая о том, что Спасская церковь была освящена митрополитом ростовским Кириллом 1 июля 1603 года. В 1764 году монастырь по указу Екатерины II был упразднен, а в 1765 году все его храмы были приписаны к соседнему Яковлевскому монастырю. В XIX веке не приносившие доход храмы бывшего Спасо-Песоцкого монастыря были разрушены. Сохранилась лишь Спасская церковь. С тех пор храм неоднократно перестраивался. В дошедшем до нас виде Спасская церковь – пятиглавое, двухсветное на подклете сооружение с двухсторонней галереей, тремя пониженными апсидами и прекрасными маковицами, близкими по форме к маковицам XVI века. Верхняя часть фасадов главного четверика церкви и нижние части барабанов ее глав снабжены аркатурными поясами, каждое звено которых имеет шлемовидное завершение. Стены фасадов разделены по вертикали гладкими лопатками. Некоторые окна храма обрамлены фигурными наличниками, выложенными из тесаного кирпича. Фасады галереи украшены керамическими вставками с изображениями всадников, цветов и схематических картин строительных работ. В конце XVII века помещения церкви и галерей были оштукатурены, а восточная стена ниже иконостаса расписана фресками, характерными для ростовских стенописей того времени. Проемы алтарных дверей богато украшены орнаментами. Промежутки между иконами нижнего ряда и иконостасом заполнены фризами с изображениями летящих в облаках ангелов. Фигуры ангелов в белых одеждах украшают и колонки перед алтарными вратами. Живопись исполнена в лазурно-бирюзовых и золотистых тонах. Роспись на стенах храма и галереи выполнена в XIX веке по штукатурке XVII века.
57.1975, 39.408