В любом портовом городе главным атрибутом берега является пристань. Севастополь не стал исключением. Приход в Севастопольский залив российского флота очень скоро кардинально изменил положение простой рыбацкой пристани, оказавшейся в самом сердце нового города. С началом строительства, неподалеку от дома начальника Черноморского флота России контр-адмирала Фомы Фомича Мекензи, в 1783 году, её берега облагораживаются тесаным камнем.
По приказанию наместника Таврической губернии светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина именоваться обновленная уже “парадная” пристань города стала Екатерининской. Деревянный настил заменили каменными плитами и именно отсюда Екатерина любовалась Черноморской эскадрой, демонстрируя многочисленной свите морскую мощь России. Правда название не прижилось и очень скоро пристань стали называть Графской, в честь дворянского титула правопреемника Мекензи на посту главнокомандующего российским флотом на Черном море Марко Ивановича Войновича, шлюпка которого именно здесь отчаливала и приставала во время смотров эскадры.
Уже в 1834 году Михаил Петрович Лазарев всерьез озаботился делом обустройства достойных парадных морских врат города — так спустя три года появился на свет проект английского инженера Джона Уптона. Сама же пристань, в её современном виде была построена лишь через семь лет. Роскошная колоннада, боковые террасы, мраморные статуи античных богов, мраморные стражи Графской пристани — львы резца каррарского мастера Фердинандо Пелличио, стали настоящим украшением города.
Годы и войны не щадили Графскую пристань, но каждый раз её восстанавливали, и сегодня она, как и много лет назад, одно из любимых мест севастопольцев и гостей города.
44.617, 33.5268