Новый Дворец - дворец в стиле позднего барокко, расположен в западной части парка Сан-Суси в Потсдаме. Строительство Нового дворца было инициировано Фридрихом II Великим в 1763 году, сразу после окончания Семилетней войны. Дворец строился 7 лет, по завершению работ в 1769 году, сам Фридрих II назвал его строительство "фанфаронадой" (хвастовством) - великолепие и богатство Нового дворца должны были продемонстрировать всему миру, что мощь и величие Прусского королевства нисколько не уменьшились после трёх Силезских войн, которые Пруссия вела с Австрией в 1740-1763 годах за право обладания Силезией. Несмотря на то, что в Европе в конце XVIII века вошёл в моду архитектурный стиль неоклассицизм, Фридрих II выбрал для Нового дворца стили барокко (внешний облик здания) и рококо - для оформления внутренних помещений. Авторами проекта дворца стали архитекторы Иоганн Готфрид Бюринг и Генрих Людвиг Мангер. Сначала ходом строительства руководил Иоганн Бюринг, к 1765 году внешние работы были практически завершены, и для оформления интерьеров дворца был приглашён берлинский архитектор Карл фон Гонтард. Длина здания (центрального корпуса с двумя боковыми флигелями, образующими парадный двор, и примыкающими к ним фронтонами) составляет 220 метров. Центральная часть дворца увенчана огромным 55-метровым куполом, на вершине которого размещены статуи трёх граций, несущих Прусскую королевскую корону. Купола меньших размеров, увенчанные золотыми орлами, высятся над боковыми пристройками дворца. Фасады здания богато украшены рифлёными коринфскими пилястрами, лепниной и декоративными окнами, перед фасадом и на балюстраде крыши установлены статуи, выполненные в мастерских скульпторов Хеймюллера, Бенкерта, Волера и братьев Ренц. На фронтоне центрального корпуса размещён барельеф с изображёнными на нём сценами обезглавливания Персеем Медузы Горгоны, рождения крылатого коня Пегаса и спасения от морского чудища Андромеды. Новый дворец предназначался для размещения в нём членов королевской семьи и высокопоставленных гостей короля, переезжавших вслед за монархом в Потсдам на лето. В то время как сам Фридрих II с апреля по октябрь постоянно жил в своей любимой летней резиденции - дворце Сан-Суси, своих гостей он селил в Новом дворце. Вместе с двумя подсобными зданиями (коммунами), расположенными напротив парадного двора, во дворце насчитывается около 400 жилых и парадных помещений - 200 номеров для королевских гостей, апартаменты принцев и принцесс, личные покои Фридриха II, а также четыре парадных зала и Дворцовый театр. Помещения богато декорированы лепниной и позолотой, для их оформления использовались мрамор, красная яшма, ценные породы дерева, шёлковые обои и гобелены. Обстановку комнат дополняли картины итальянских и голландских художников XVI-XVIII столетий, дорогая мебель, произведения искусства, изделия из фарфора и бронзы (вазы, статуэтки, напольные часы), хрустальные люстры. Самый большой зал Нового дворца - Мраморный зал, использовался для проведения балов и банкетов. Его изогнутый потолок украшен великолепными фресками со сценами из античной мифологии, позолоченной лепниной и гирляндами, стены и мозаика пола выполнены из мрамора, вдоль стен установлены двенадцать мраморных статуй (восьми курфюрстов (князей-епископов), избиравших императора Священной Римской империи, и четырёх императоров - Юлия Цезаря, Константина Великого, Карла Великого и Рудольфа II). Зал-грот, спроектированный Карлом фон Гонтардом, полностью отделан ракушками, морскими минералами, кораллами, кусочками смальты, белым мрамором, окаменелым деревом и полудрагоценными камнями. На потолке - картина "Венера и грации" кисти Иоганна Нидлиха, мозаика пола выполнена из разноцветного мрамора. Дворцовый театр занимает два верхних этажа южного крыла главного здания. В оформлении помещения театра доминируют красный и белый цвета. Ряды кресел расположены полукругом, по подобию античного амфитеатра, над которым расположены два балкона, опирающиеся на позолоченные колонны. Королевская ложа отсутствует - Фридрих Великий смотрел спектакли из третьего ряда партера. После смерти короля Новый дворец редко использовался его преемниками, а после отречения от трона в 1918 году Вильгельма II дворец был преобразован в музей, который ежегодно посещают более двух миллионов туристов со всего мира. В 1990 году Новый дворец был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси.
52.4011, 13.0159