Вюрцбургская резиденция
Германия, Вюрцбург

Вюрцбургская Резиденция является одним из самых великолепных дворцов Европы, шедевром южного немецкого и позднего европейского барокко. В 1981 году бывшая Резиденция князей-епископов Вюрцбурга внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как "наиболее гармоничный и самый необыкновенный из дворцов в стиле барокко". Строительство дворцового ансамбля в Вюрцбурге было начато в 1720 году по инициативе князя-епископа Йоханна Филиппа Франца фон Шёнборна - светского и религиозного правителя Вюрцбургского княжества. Для придания политического веса небольшому княжеству Вюрцбург, входившему в состав Священной Римской империи, и отдавая дань куртуазному XVIII веку, вновь избранный князь-епископ Вюрцбурга решил перенести епископскую резиденцию из средневековой крепости Мариенберг в новый дворец, не уступающий роскошью и красотой парижскому Версалю и дворцу Шёнбрунн в Вене. Как раз в это время в епископскую казну поступили 600 000 гульденов, взысканные с Якоба Галлуса фон Холаха - влиятельного чиновника, пойманного на казнокрадстве. Эти деньги и были направлены на строительство новой епископской резиденции. В качестве главного архитектора Йоханн Филипп Франц фон Шёнборн пригласил тогда ещё никому неизвестного 33-летнего Бальтазара Неймана - в последствии выдающегося немецкого архитектора, работавшего в стилях барокко и рококо. В ходе подготовки проекта дворца Нейман посетил Мангейм, Брухзаль, Страсбург, Нанси и Париж, где изучал работы Робера де Котта - первого архитектора короля Людовика XIV, а также использовал для проекта дворца идеи и наработки архитекторов Жермена Боффрана, Максимилиана фон Вельша, Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта, Ансельма Франца Фрайхера фон Риттера и других известных европейских архитекторов. В 1724 году, через 4 года после начала строительства резиденции, неожиданно умер князь-епископ Иоганн Филипп Франц фон Шёнборн. Его преемник Кристоф Франц фон Хуттен, после завершения возведения северного крыла, решил прекратить строительство дворца. Работы были возобновлены в 1730 году, при епископе Фридрихе Карле фон Шёнборне, и завершены в 1744 году, оформление интерьеров продолжалось вплоть до 1780 года. Над декором внутренних помещений Вюрцбургской резиденции, оформленных в стилях барокко и рококо, трудились известные художники и ремесленники со всей Европы. Вюрцбургский дворец насчитывает 400 комнат, расположенных в северном и южном крыльях здания, в которые из центрального холла ведёт знаменитая двухмаршевая лестница - шедевр, созданный Бальтазаром Нейманом. Решение молодого архитектора перекрыть огромное, площадью 32 на 18 метров и высотой 5 метров, пространство парадной дворцовой лестницы мощным кирпичным сводом без использования дополнительных опор вызвало шквал критики со стороны его маститых коллег. Венский архитектор Иоганн Лукас фон Хильдебрандт утверждал, что свод непременно рухнет под собственной тяжестью, и советовал заказчику все расходы взыскать с Бальтазара Неймана. Хильдебрандт был настолько уверен в утопичности планов своего молодого коллеги, что обещал собственноручно вбить в потолок крюк и повеситься на нём, если свод не обрушится в течение первой же недели. Архитекторов рассудило время - парадная лестница и её свод существуют и поныне, мало того, спроектированный Нейманом потолок выдержал пожар, вспыхнувший в резиденции после массированных бомбёжек Вюрцбурга в 1945 году - деревянная крыша над парадной лестницей сгорела, а каменный свод практически не пострадал. Внутренняя поверхность свода парадной лестницы представляет собой огромную фреску, над созданием которой в течение 1752-1753 годов работал приглашённый из Венеции известный итальянский живописец Джованни Баттиста Тьеполо. Эта фреска считается самой большой картиной в мире. В центре фрески, на небесах, изображены боги-олимпийцы и аллегории четырёх континентов - Европы, Азии, Африки и Америки. В овальном медальоне - портрет Вюрцбургского князя-епископа Карла Филиппа фон Грайффенклау, которому трубят славу ангелы, есть на фреске и портрет создателя дворца - Бальтазара Неймана, не дожившего до завершения картины. Кисти Тьеполо принадлежат также фрески Императорского зала, изображающие важнейшие сюжеты из истории Вюрцбурга - дарование императором Фридрихом Барбароссой епископу Вюрцбурга княжеского титула и сцена бракосочетания Фридриха Барбароссы с Беатрисой Бургундской. Для декора Императорского зала были использованы белый, жёлтый и красный мрамор, витые колонны, богатая лепнина и позолота. Здесь принимали германских императоров, проходили балы и торжественные приёмы. Белый зал дворца оформлен в стиле рококо, богатая белая лепнина на светло-сером фоне стен выполнена художником Антонио Босси. Ещё одна достопримечательность резиденции - Зеркальный кабинет, стены которого полностью покрыты зеркалами в изящных золочёных рамах. Многократное отражение зеркал увеличивает пространство, множит число предметов, искажает реальность. Говорят, сама Мария Терезия, увидев Зеркальный кабинет, воскликнула: "Это, воистину, всем дворцам дворец!". Малый кабинет интересен настенной отделкой в виде стеклянных панелей, украшенных рисунками в азиатском стиле. Для оформления Зелёного лакового зала были использованы многослойные покрытия стен металлического зелёного цвета, украшенные картинами и золотым орнаментом. В юго-западной части резиденции расположена Дворцовая часовня Хофкирхе, пространство которой разделено колоннами на три ротонды с овальными куполами. Левая часть часовни лишена окон, на её стенах размещены большие зеркала, отражающие свет, проникающий из окон на противоположной стороне. Интерьер часовни оформлен в тёмно-розовом и золотом цветах, богато декорирован мраморными колоннами, статуями, богатой лепниной и фресками работы Антонио Босси. Вокруг дворца был разбит красивый парк с ухоженными клумбами, розариями, лестницами, фонтанами и статуями. В 1803 году Епископское княжество Вюрцбург было упразднено с секуляризацией (изъятием церковной собственности в пользу государства), в 1806-1814 годах в южном блоке дворца располагалась резиденция великого герцога Фердинанда Тосканского. В это время бывшую епископскую резиденцию трижды посещал император Наполеон Бонопарт, апартаменты, в которых он останавливался, были оформлены в стиле ампир. В 1814 году Вюрцбург стал частью Королевства Бавария, а дворец стал резиденцией монархов Баварии. В 1821 году в Резиденции родился принц-регент Баварии Луитпольд, во время правления которого было много сделано для украшения дворца, в частности, в 1894 году был построен Франконский фонтан. В 1921 году бывшая резиденция князей-епископов Вюрцбурга была открыта для общественности. В марте 1945 года дворец сильно пострадал во время массированных бомбардировок Вюрцюурга, реконструкция Вюрцбургской резиденции была начата в 1945 году и полностью завершена в 1987 году.

Расположение
Вюрцбургская резиденция