Маркграфский Оперный Театр
Германия, Байройт

Маркграфский Оперный Театр в баварском городе Байройт является одним из наиболее хорошо сохранившихся немецких придворных театров XVIII века. Своим появлением он обязан принцессе Вильгельмине Прусской - старшей дочери "короля-солдата" Фридриха Вильгельма I, любимой сестре короля Фридриха Великого и супруге маркграфа Фридриха Бранденбург-Байрейтского. Принцесса Вильгельмина слыла одной из самых образованных женщин XVIII столетия - она писала музыку, великолепно играла на лютне, вела переписку с Вольтером, покровительствовала учёным, художникам и музыкантам. Переехав в тихий провинциальный Байройт, дочь короля "заскучала". Поначалу пылкие любовные отношения с мужем делали жизнь принцессы счастливой, но после рождения дочери Фридрих отдалился от супруги, завёл себе фаворитку, и Вильгельмина почувствовала себя очень одинокой. Чтобы отвлечься от семейных неприятностей, маркграфиня занялась созданием в Байройте оперного театра, строительство которого было начато в 1744 году. Здание театра по подобию дворцов Северной Италии построено по проекту французского архитектора Жозефа Сен-Пьера. Для оформления интерьера в стиле барокко был приглашён итальянец Джузеппе Галли да Бибьен, самый известный театральный декоратор своего времени, которому принцессой Вильгельминой была поставлена задача построить театр, превосходящий своим великолепием лучшие оперные театры Вены, Дрездена, Парижа и Венеции. В результате, всего за четыре года был построен один из красивейших в Европе оперных театров, на то время - самый большой в Германии. Его торжественное открытие состоялось в 1748 году и было приурочено к бракосочетанию дочери Вильгельмины и Фридриха Бранденбург-Байрейтских Елизаветы с герцогом Карлом Евгением Вюртембергским. Отличительной особенностью театра является то, что зрительный зал практически полностью выполнен из дерева. Его опоясывают три яруса лож, богато украшенных искусной резьбой по дереву, витыми колоннами, фресками и скульптурами. Для Фридриха и Вильгельмины была построена специальная ложа, украшенная короной и гербом маркграфа Бранденбург-Байрейтского, но её владельцы предпочитали смотреть спектакли из первого ряда, и ложа, как правило, пустовала. По центру резного потолка размещена большая фреска, на которой изображены Аполлон и девять муз (работа Иоганна Бенжамина Мюллера), по краям - медальоны со сценами из "Метаморфоз" Овидия. При свете люстр зрительный зал Маркграфского Оперного театра буквально сиял от обилия позолоты, покрывавшей резные декоративные детали, скульптуры амуров, ангелов и муз. Сцена театра на то время была самой большой в Германии - её глубина равняется 27 метрам. Спустя 150 лет после создания театра именно этот факт сыграл решающую роль при выборе Рихардом Вагнером места для проведения оперного фестиваля. И, хотя сцена показалась Вагнеру недостаточно большой для постановок его опер, тем не менее великий немецкий композитор остался жить в Байройте, где позже специально для него был построен Фестивальный театр. До наших дней зрительный зал Маркграфского театра практически полностью сохранился в первозданном виде, пропал лишь роскошный занавес сцены - он был похищен солдатами Наполеона в 1812 году. После Второй мировой войны здание театра было занято американским военным правительством и было возвращено театру только в июне 1947 года. А уже в августе театр провёл музыкальный фестиваль, в рамках которого на его сцене были показаны 24 оперных спектакля. С 1994 года Маркграфском театре ежегодно проводится Байройтский пасхальный фестиваль, а с 2000 года - Байройтский фестиваль барокко. В 2012 году Маркграфский Оперный театр внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом же году театр был закрыт на реставрацию, во всём своём великолепии зрительный зал снова примет любителей музыки в 2018 году.

Расположение
Маркграфский Оперный Театр