Картезианский Монастырь Павийская Чертоза расположен на территории коммуны Чертоза-ди-Павия, в 8 километрах к северу от города Павия и в 30 километрах от Милана. Монастырский комплекс был основан в 1396 году по указу Джана Галеаццо Висконти, первого герцога Миланского, во исполнения обета, данного его женой Екатериной Висконти. Под строительство монастыря были отведены обширные охотничьи угодья близ города Павия, принадлежавшие семейству Висконти. Первый камень в основание обители был заложен 27 августа 1396 года, первым архитектором, который руководил строительством, был Марко Солари. Первоначально обитель для ордена Картезианцев возводилась в готическом стиле, завершали её строительство уже в стиле Ренессанс архитекторы Джованни и Гвинифорте Солари. Свой окончательный вид Павийская Чертоза приобрела под руководством архитектора Джованни Антонио Амадео. Церковь монастыря, освящённая 3 мая 1497 года в честь Санта-Мария-делле-Грацие, по замыслу герцога, должна была стать усыпальницей для членов семьи Висконти, а затем - и Сфорца (после смерти последнего герцога Висконти в 1447 году, титул герцога Миланского получил Франческо Сфорца). Монастырский комплекс состоит из церкви Санта-Мария-делле-Грацие, двух клуатров (большого и малого), Герцогского дворца, монашеских келий и хозяйственных построек. В архитектурном плане Павийская Чертоза является шедевром ломбардийского зодчества XV века, в котором гармонично объединены готический и ренессансный архитектурные стили. Несомненно, красивейшим зданием ансамбля является церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Трёхнефный храм с апсидой, трансептом и боковыми часовнями в плане имеет форму латинского креста, крестообразный готический свод, расписанный под звёздное небо и украшенный геометрическим орнаментом, поддерживают мощные каменные колонны с капителями. Настоящим произведением искусства является мраморный фасад церкви, украшенный скульптурами, небольшими шпилями с контрофорсами, гербами, медальонами и барельефами с изображениями древнеримских императоров, философов и учёных, христианских пророков и апостолов. Над оформлением фасада работали лучшие мастера того времени - Амадео, Ломбардо, Бриоско, Пиольтелло, Алесси, делла Порто. Великолепный мраморный портал со сдвоенными колоннами, украшенными резными барельефами, был выполнен Бенедетто Бриоско по проекту Джованни Антонио Амадео. Оформление интерьера ничуть не уступает экстерьеру пышностью и богатством убранства. В церкви сохранились фрески, написанные Амброджо Бергоньоне, а также картины его кисти - "Святой Амвросий", "Святой Сир" и "Распятие". Кроме того, в храме можно увидеть скульптуры и полотна работы Перуджино, Черано, Луини, Мораццоне, Гверчино, Франческо Каиро и цикл фресок кисти Даниеле Креспи. Резные деревянные хоры, огромная бронзовая люстра и витражи на окнах храма были выполнены в XV веке лучшими мастерами Ломбардии. В старой ризнице находится резной триптих из слоновой кости, состоящий из 62 панелей с изображениями Иисуса Христа, Девы Марии и волхвов, изготовленный в 1400-1409 годах специально для Павийской Чертозы. В церкви Санта-Мария-делле-Грацие установлены мраморные гробницы Джана Галеаццо Висконти (в правой части трансепта) и Лодовико Сфорца (Лодовико иль Моро) и его жены Беатриче д'Эсте (в левой части трансепта). Надгробие Джана Галеаццо Висконти было выполнено скульпторами Джованни Кристофоро Романо и Бенедетто Бриоско, надгробие четы Сфорца - скульптором Кристофоро Солари. Большой и малый клуатры (монастырские дворы) по периметру окружают крытые аркадные галереи с пилястрами, украшенными орнаментом из терракоты и скульптурами святых, пророков и ангелов. На некоторых арках малого двора сохранились фрагменты фресок кисти Даниеле Креспи. В монастырской трапезной (одной из самых ранних построек обители) сохранилось полотно "Тайная вечеря" кисти Оттавио Семино и потолочная фреска "Богоматерь с младенцем", выполненная Амброджо Бергоньоне. Старый зал капитула (и одновременно библиотека), построенный в 1425 году, в конце XVI века был преобразован в новую ризницу. Её стены и сводчатый потолок были расписаны фресками Пьетро Сорри, запрестольный образ выполнен Андреа Соларио. В бывшем Герцогском дворце, построенном на территории монастыря в 1616-1667 годах по проекту Франческо Марии Рикино, в настоящее время размещается экспозиция Музея Павийской Чертозы. В 1782 году картезианский монастырь Павийская Чертоза был упразднён, обитель была передана цистерцианским монахам, прожившим в ней до 1798 года. В 1798-1810 годах монастырь принадлежал ордену Кармелитов, в 1846-1880 годах - снова ордену Картезианцев. В 1866 году монастырь Павийская Чертоза был объявлен Национальным памятником и стал собственностью Королевства Италия. В настоящее время на территории монастыря проживают цистерианские монахи.
45.2532, 9.12829