«Casa Gran» Эль-Кастель-де-Гуадалест или «Casa Orduña» был построен после великого землетрясения 1644 года, которое опустошило регион и разрушило окрестности замка.
Он был построен семьей Ордунья баскского происхождения. Они прибыли в Королевство Валенсия с инфантом Фортуной де Наварра; позже они перешли на службу к Кардоне, адмиралам Арагона. Д. Санчо де Кардона получил в 1543 г. титул маркиза Гуадалеста. Поскольку Ордунья пользовались полным доверием маркизов, они были отправлены в Гуадалест и в течение почти трехсот лет действовали как надзиратели крепости и губернаторы маркизата.
Дом был сожжен и разграблен во время Войны за престолонаследие (1708 г.). В 1756 году Д. Педро Антонио Буэнавентура де Ордунья-и-Гарсия вступил в Военный орден Сантьяго, получив доступ к дворянскому поместью.
Семья давала своим членам не только экономические отношения или социальное влияние, но и самое лучшее и прочное культурное образование, какое только можно было приобрести во второй половине XVIII и на протяжении XIX веков. Среди его членов мы находим, в основном, юристов и солдат.
Нынешнее убранство дома соответствуют моменту максимального расцвета и влияния семьи Ордунья через Д. Хоакина Мª де Ордунья. Убранство приспособлено к эстетическим вкусам буржуазии, испытавшей на себе политические изменения второй половины XIX в.. Это здание было большим домом в маленьком городке и, следовательно, погруженным в сельскую и природную среду, географически удаленную от влияния крупных городов.
Дом занимает неравномерный участок. С востока он опирается на скалы и превышает их, с запада граничит с приходской церковью, занимая места над часовнями в части эпистола. Здание поддерживается каменными несущими стенами. Дерево, гипс и керамический кирпич являются частью его конструкции. Оно имеет четыре уровня и подвал, все они доступны по различным лестницам.
ПРИХОЖАЯ. Переступая входную дверь, обрамленную строгой полукруглой каменной аркой, мы удивляемся простоте стрельчатых сводов помещения. Она украшена религиозными картинами маслом: «Непорочное зачатие», «Святая Троица», «Сан-Паскуаль Байлон», «Санта-Барбара», «Вирхен-де-ла-Роса» и «Нуэстра-Сеньора-дель-Кармен».
КОМНАТА АРОК. Поднявшись по небольшой лестнице, мы попадаем в комнату, где выставлены работы победителей ежегодного конкурса живописи «Вилла де Гуадалест».
ПРИХОЖАЯ И КОМНАТА БОГОРОДИЦЫ. В этих комнатах мы можем видеть небольшой холст, а также свидетельства о семейной традиции получения «Письма Братства» из Сан-Буэнавентуры. Благодаря этой привилегии семья была связана с духовной жизнью францисканцев.
Самый интересный предмет в этой комнате — холст, расписанный с двух сторон. В его передней части изображен «Ecce Homo» (автор неизвестен) с тростью в переплетенных руках и красной мантией, накинутой на плечи. Особенность его в том, что он окрашен с двух сторон. На оборотной стороне (видимой в зеркале) изображена «Раны на спине Спасителя», редкая тема в религиозном искусстве. Предполагается, что это была занавеска бокапорте, превращенная в знамя.
В соседней комнате в урне хранится образ Успения Пресвятой Богородицы. Это современная резьба, копия той, что была уничтожена в 1936 году. Она была собственностью семьи; Её одолжили городу Гуадалест на августовские торжества, и она всегда хранилась в доме.
Панно, помещенное перед залом, посвящено теме «Перехода или Успения Богородицы»: конца земной жизни Марии, рассказанной в апокрифах.
Эта деталь XVI в., без сомнения, лучшая часть дома. Это мог быть алтарь примитивной церкви Гуадалеста. Он приписывается «Мастеру Альсиры» и хронологически оформлен между 1527 и 1550 годами.
Дароносица, хранящаяся в стеклянном футляре (18 век), задумана как сияющее солнце, а ее стержень представляет собой фигуру с евхаристическим символом в правой руке и крестом в левой. Мы также нашли картину маслом «Непорочное зачатие».
КУХНЯ и КЛАДОВАЯ. Они сохранили первоначальную планировку и большую часть традиционной посуды. Во внутреннем дворе есть цистерна. С примитивной северной стены крепости открывается великолепный панорамный вид на водохранилище Гуадалест и горные хребты Хорта и Серрелла.
СТОЛОВАЯ. Она содержит прекрасную коллекцию глиняной посуды. Стоит отметить два валенсийских предмета с металлическими отблесками (16 век), два кувшина (конец 19 века) и в витрине изделия французской, немецкой и валенсийской керамики (18-19 века).
КОМНАТА КАРТ. Первая комната, которую нужно посетить на этом этаже, — небольшая комната карт. В ней можно полюбоваться тремя настенными картами, напечатанными в Париже в 1706 году.
БЛАГОРОДНЫЕ НОМЕРА. На этом этаже сохранено традиционное расположение комнат и спален. Они показывают нам, как представлялась частная жизнь в прошлые века. Мебель, картины, фотографии и обстановка в целом типичны для этих комнат.
В первой комнате мы находим великолепную коллекцию крупноформатных фотографий членов семьи Ордунья XIX в.; старый стол, урна с остатками распятия, к которому семья испытывала большую преданность, и небольшой шкаф со вставками из слоновой кости и старинными рисунками каталонского происхождения (17 век). Во второй комнате нас удивляет еще один шкаф со вставками из слоновой кости и черепахового панциря, элементами маркетри и небольшой, но интересной картиной маслом, украшающей дверь. Убранство этой комнаты завершают оружейник, набор резных деревянных кресел и коллекция семейных фотографий. В последней из этих трех комнат мы находим полный комплект стульев, кресел и дивана елизаветинского периода (ок. 1850 г.), витрину с мелкими предметами декора, две гравюры.
Перед входом в библиотеку видим лестницу со святой купелью с правой стороны. Это говорит нам, что оттуда вы можете получить доступ к трибунному залу, расположенному над пресвитерием приходской церкви. Ордунья могли занять это место в силу древней привилегии, предоставленной архиепископами Валенсии.
БИБЛИОТЕКА. Несомненно, самая привлекательная коллекция дома. Всего в ней 1265 томов. Каталог Старого фонда (1500-1800 гг.) состоит из 589 карт. Книги имеют различные форматы и формы переплета. Это семейная библиотека с тремя основными моментами в ее формировании:
Первое собрание: последняя треть XVIII в., будучи адвокатом Д. Франсиско де Паула Ордунья, человеком, который предоставил ему больше книг (согласно экслибрисам), он представил традиционные правовые и другие вопросы, отражающие политический подъем в Испании и Европе между созывом Генеральных штатов во Франции (8 августа 1788 г.) и восстанием Риего (1 января 1820 г.). Во второе собрание вошли различные книги религиозного, философского и латинского классического характера, пришедшие из монастыря капуцинов Каллоса д'Эн Сарриа. В третье собрание (1850-1890 гг.) записывается юридическая литература, положения, правовые положения и т. д.
Выйдя из библиотеки, мы находим комнату, украшенную изделиями с гербом семьи Ордунья, генеалогическими деревьями, старинными работами и вышивкой, а также шкаф с традиционными осветительными приборами: масляными лампами, подсвечниками и т. д. Картина маслом, тема которой Битва при Альмансе (1707 г.) напоминает нам об участии дона Хуана де Ордунья-и-Андреса в пользу дела Бурбонов.
После посещения благородного этажа мы поднимаемся на третий этаж.
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ. «Casa Orduña» предлагает посетителю помещение для временных выставок живописи и скульптуры, которые периодически обновляются.
По старой лестнице дома вы спускаетесь на первый этаж, откуда вы можете попасть в замок Сан-Хосе.
38.6772, -0.19757