Железнодорожный вокзал Лунинец
Беларусь, Лунинец

Первое упоминание о Лунинце относится к 1540 году. В 1588 году в Лунинце насчитывалось 74 дома и 484 жителя. Веками это поселение в пойме реки Припяти было глухой деревней. Только железная дорога, проложенная через Полесье во второй половине XIX века, принесла сюда заметное оживление. 30 декабря 1884 года из Пинска в Лунинец и далее на Барановичи и Лиду проследовал первый товарно-пассажирский поезд. Тогда в небольшом селе Лунинец появился железнодорожный остановочный пункт, будка стрелочника. В 1885 году было закончено строительство линии Лунинец–Ровно, а в 1886 году закончено строительство линии Лунинец–Гомель. Станция Лунинец стала крупным железнодорожным узлом из четырех направлений, таким остается и в настоящее время. Пока доподлинно неизвестно, когда был построен вокзал в городе Лунинец. Это было после открытия железнодорожной ветки Барановичи–Лунинец–Пинск в 1884–1886 годах. Вокзал был одноэтажным, общая площадь его составляла 185 м². В тридцатые годы архитектура вокзала была модернизована. В истории нет сведений о развитии почтового сообщения в Лунинце, но с развитием железной дороги появились сообщения о развитии местной почты. Тогда через Лунинец пошли пассажирские поезда с почтовыми вагонами, появилась необходимость перегруза и приема почты и багажа. Для хранения обменной почты недалеко от станции было построено здание. На вокзале в Лунинце работало небольшое почтовое отделение, где для гашения корреспонденции применялся штамп овальной формы «Лунинец-Вокзал». Кроме почтового отделения на вокзале имелся буфет. Уже в 1889 году через Лунинец, согласно расписанию, следовали скорый поезд № 1(2), почтовый № 3 (4) и товарно-пассажирский № 7 (8) поезда. В октябрьские и декабрьские дни 1905 года в Лунинце особенно бурно протекали выступления рабочих. Тогда революционно настроенные железнодорожники полностью взяли контроль за движением поездов в свои руки. Когда карательная экспедиция из Баранович прибыла в Лунинец рабочие паровозного депо перевернули несколько паровозов перед входом в депо, заблокировав тем самым стоящие там 14 паровозов и не дав возможности использовать их царским властям. В память о тех бурных днях на фасаде вокзала установлена мемориальная доска. В годы Первой мировой войны Лунинец стал крупной тыловой базой Западного фронта. Поэт А. Блок, проходящий военную службу в 13-й инженерно-железнодорожной дружине в Лунинце, писал в Петроград: «утром и вечером нас навещает аэроплан, который бросает бомбы, главным образом, на мост в Парахонске и на станцию Лунинец, где 90 путей». По Рижскому договору 1921 года Лунинец вместе с Западной Белоруссией отходит Польше. Останавливается промышленное производство, в том числе шпалопропиточный завод, здание которого было разобрано, а кирпич был передан на постройку костела. В 1939 году Лунинец в составе Западной Белоруссии вошел в состав БССР. В конце этого года была организована Брест-Литовская железная дорога. Значение Лунинца как крупной узловой станции возросло. Район вокзала и привокзальной площади пострадал в годы Великой Отечественной войны. Именно сюда попали первые немецкие бомбы 23 июня 1941 года. Одна из них разрушила здание станции, а другая попала на перрон. В 1944 году здание вокзала, как и все строения на привокзальной площади, были целиком разрушены, осталось целым только здание станции. Построенное в начале столетия, оно стоит и сегодня. После освобождения на месте вокзала, депо, водонапорной башни и других хозяйственных построек лежали груды развалин. Длительное время на месте вокзала стоял снятый с колес трофейный пассажирский вагон, в котором размещались в разное время билетные кассы и станционный буфет. Этот вагон просуществовал до 1953 года. Тогда же был построен вокзал. Современный вокзал был построен в 1967 году. Сегодня Лунинецкий вокзал предоставляет своим пассажирам следующие виды услуг:
•выдача проездных документов по предварительному перечислению, продажа проездных документов на проезд «туда» от 45 суток, продажа проездных документов на проезд «обратно» от станции формирования или оборота состава;
•прием групповых заявок от предприятий, организаций и учреждений на резервирование мест, переоформление билета на ранее отправляемые поезда; справочно-информационные услуги;
•предварительный прием багажа и грузобагажа, оформление возврата платежей в случае отказа отправления багажа или грузобагажа, хранение прибывшего багажа и грузобагажа, погрузка и выгрузка багажа и грузобагажа на автотранспорт, упаковка багажа и грузобагажа;
•переноска носильщиком багажа и грузобагажа из вагона (в вагон) в пределах Привокзальной площади, нанесение отправительской маркировки, предоставление бланка-заказа бирки, уведомление получателя о прибытии багажа и грузобагажа по телефону, почте, доставка багажа и грузобагажа на дом, рынок, предприятие;
•контрольное взвешивание ручной клади в случае возникновения конфликтной ситуации с поездной бригадой, пользование багажными тележками;
•справочно-информационные услуги, пользование комнатой длительного отдыха, объявление по громкоговорящей связи вокзала по заявкам граждан;
•сдача в аренду площадей в зданиях и сооружениях вокзала, добровольное страхование пассажиров.

Расположение
Железнодорожный вокзал Лунинец

ТурОбъекты рядом
Ледовая арена Олимп
Ледовая арена Олимп
Лунинецкий Районный Краеведческий Музей
Лунинецкий Районный Краеведческий Музей