Железнодорожный вокзал Могилёв
Беларусь, Могилев

В 1900 году Николай II утвердил Положение Соединенного присутствия и департамента государственной экономики Государственного Совета, которое предусматривало постройку железнодорожного пути от Витебска до станции Жлобин Либаво-Роменской железной дороги. Станция Могилев задумывалась как пассажирская. Ведь в те годы в Могилеве не было и не предвиделось строительства предприятий. Поэтому в строительстве дороги был запланирован довольно крупный вокзал. Его проект предусматривал модную в то время коридорную систему планировки. Он решен в виде одноэтажного здания с вытянутой формой плана. Просторная структура здания имела строго симметричное решение с двумя небольшими пристройками в торцах. Центральное место в планировочной структуре занимал вестибюль восьмигранной формы, от которого вдоль удлиненной оси направо и налево идут небольшие коридоры, связывающие залы ожидания с вспомогательными службами – почтой, телеграфом, помещением начальника станции, технических работников, полиции. Билетные кассы и багажное отделение выходили непосредственно в вестибюль. Торжественный момент открытия настал для могилевчан в 1902 году. Под звуки музыки первый поезд отошел от перрона красивого Могилевского вокзала. Регулярное пассажирское и товарное движение началось по всей линии Витебск–Жлобин. Пропускная способность линии Орша–Жлобин составляла 2 пары пассажирских и 7 пар товарных поездов в сутки. Вокзал в Могилеве стал очень популярным среди жителей города и губернии. Не для всех, конечно, а для людей с определенным достатком. Билет до Петербурга стоил 20 рублей, а дешевый – около 11 рублей. Пассажиров на вокзал доставляли извозчики, была создана конка – первая в Беларуси, с 1911 года в Могилеве появились два первых таксомотора, владельцем которых был Самуил Сагал – дед известного художника Марка Шагала. В период с 1914 по 1915 годы на станции Могилев в должности военного санитара проходил воинскую службу будущий известный поэт Сергей Есенин. В августе 1915 года немецкие войска вторглись на территорию Беларуси, в связи с чем Ставка Верховного командования российской армии была перемещена в Могилев. На станции Могилев был сооружен специальный тупик для царского поезда. В 1931 году были проложены железнодорожные ветки, которые связали Могилев с Кричевом и Осиповичами. Таким образом, Могилев стал узловой станцией, связанной с крупными железнодорожными узлами Орша, Жлобин, Осиповичи, Кричев, а через них – со всей огромной страной. После Великой Отечественной войны вокзал Могилев был серьезно разрушен. Однако уже в 1945 году здание вокзала было капитально отремонтировано. В 1956 году был построен пешеходный мост над железнодорожными путями. В связи со значительно возросшими объемами пассажирских перевозок строится новое здание билетных касс, которое было введено в эксплуатацию в 1966 году. В 1978 году начата работа по реконструкции станции Могилев-I и вокзала. Были удлинены приемно-отправочные пути до 950 метров, построены 2 широкие промежуточные пассажирские платформы, удлинена береговая пассажирская платформа, для пригородных поездов уложены два тупиковых пути с платформами. В 1985 году было построено административно-хозяйственное здание для пассажирских работников станции и работников почты (багажное отделение). В здании, кроме администрации вокзала, были размещены автоматические камеры хранения, багажное отделение, комнаты отдыха для пассажиров. С 2000 по 2004 год произведена очередная реконструкция вокзального комплекса, которая придала нынешний, современный вид вокзалу Могилев. В ходе реконструкции выполнен капитальный ремонт зданий билетных касс, пассажирского здания, багажного отделения. Реконструированы перрон и платформы, наружное освещение, приведена в порядок привокзальная площадь, благоустроен привокзальный сквер. В 2009 году на железнодорожном вокзале Могилева появилась скульптура «Станционный смотритель», отлитая в бронзе минским скульптором Владимиром Жбановым. Скульптура в полный человеческий рост установлена прямо на перроне и полностью отвечает стилистике начала ХХ века. На голове железнодорожника красуется форменная фуражка с кокардой, плечи прикрывает длинный плащ-накидка, а в руках он держит станционный фонарь и старинные часы. Рядом на стене вокзала красуется небольшой бронзовый колокол, в который может позвонить любой желающий. Это собирательный образ старого железнодорожника, с помощью которого автору хотелось передать столь притягательный дух ушедшей эпохи, возникновения в 1902 году железнодорожной станции в Могилеве. Вокзальный комплекс Могилев состоит из трех отдельных зданий — здания билетных касс, пассажирского здания (зал ожидания) и здания багажного отделения. В здании билетных касс для обслуживания пассажиров имеется: 16 билетных касс, оборудованных билетопечатающими машинами «Интеграл БПМ», системой «Экспресс», платежными терминалами для расчета по банковским пластиковым карточкам, два рабочих места дежурного по выдаче справок, дежурный по вокзалу и пункт обмена валюты, а также установлены два аппаратно-программных комплекса автоматизированного информационно-справочного бюро регионального сообщения, электронное табло с бегущей строкой для визуальной информации, информационные стенды с расписанием пассажирских пригородных поездов, стенд о предоставляемых льготах при пользовании услугами железнодорожного транспорта. Вокзал оказывает следующие виды услуг для пассажиров: оформление проездных документов, предварительный заказ железнодорожных билетов, прием групповых заявок, заказ билета через глобальную компьютерную сеть Интернет на сайте Белорусской железной дороги (www.rw.by) по банковским пластиковым карточкам в международном сообщении, переноска носильщиком ручной клади или багажа из вагона (в вагон), хранение багажа, грузобагажа физических и юридических лиц, хранение забытых и найденных вещей, пользование автоматическими камерами хранения, упаковка багажа и грузобагажа, пользование багажной тележкой, проживание в комнатах отдыха и другие. В настоящее время вокзал станции Могилев обслуживает областной центр Республики Беларусь, город Могилев с населением около 400 тыс. человек и по объему выполняемой работы относится ко 2 классу. В среднем ежемесячно с вокзала станции Могилев отправляется 177 тысяч пассажиров, из них в пригородном сообщении 149 тысяч пассажиров, во внутриреспубликанском и международном сообщении 28 тысяч пассажиров.

Расположение
Железнодорожный вокзал Могилёв

ТурОбъекты рядом
Игорный клуб Максбет
Игорный клуб Максбет
Могилевский областной драматический театр
Могилевский областной драматический театр
Могилевский областной театр кукол
Могилевский областной театр кукол
Ледовый дворец Могилев
Ледовый дворец Могилев
Могилёвский областной краеведческий музей им. Е.Р.Романова
Могилёвский областной краеведческий музей им. Е.Р.Романова
Могилевский музей этнографии
Могилевский музей этнографии
Музей истории Могилева
Музей истории Могилева
Выставочный зал Музей истории Могилева
Выставочный зал Музей истории Могилева
Мемориальный комплекс Буйничское поле (филиал Музея истории Могилева)
Мемориальный комплекс Буйничское поле (филиал Музея истории Могилева)
Могилевский областной художественный музей имени П.В. Масленикова
Могилевский областной художественный музей имени П.В. Масленикова