Железнодорожный вокзал Витебск
Беларусь, Витебск

Здание вокзала было возведено в 1866 году, с постройкой Двинско (Динабурго)-Витебской железной дороги (часть будущей Риго-Орловской железной дороги). В 1866 году была построена Динабурго-Витебская железная дорога, прошедшая по северу Беларуси. В Витебске был построен красивый 3-этажный вокзал с пешеходным переходным мостом закрытого типа на пассажирские платформы. В этом же году 5 октября из Полоцка в Витебск пришел первый поезд, спустя 2 года из Витебска поезда пошли на Смоленск и Орел, в 1902 году на Оршу, в 1904 году на Новосокольники. Ремесленный Витебск, который имел небольшие промышленные предприятия, с вводом железной дороги получил мощный толчок к развитию. В городе появляются крупные промышленные предприятия, такие как пивоваренный завод, табачная, льнопрядильная, бумажно-картонная фабрики, чугунно-литейные мастерские, и как следствие этого — растет население города, и увеличиваются перевозки пассажиров и грузов. Витебский вокзал становится мал для бурно развивающего города и в 1912 году вокзал был расширен за счет пристройки одноэтажного здания к основному трехэтажному зданию вокзала. В таком виде вокзал просуществовал до 1941 года. Внезапное нападение фашистской Германии на СССР потребовало от железнодорожников мобилизации всех сил для обеспечения эвакуации в тыл населения города и промышленных предприятий. До последней минуты под артиллерийским обстрелом отправляли из Витебска эшелоны в сторону Смоленска. В 12 часов 9 июля 1941 года ушел последний эшелон на восток. За годы оккупации Витебский вокзал, как и весь Витебск, был полностью разрушен. Освобожден Витебск был 26 июня 1944 года войсками 1 Прибалтийского и 3 Белорусского фронтов. После окончания Великой Отечественной войны требовалось восстановление вокзала. Послевоенный вокзал Витебск был сдан в эксплуатацию в 1953 году (архитектор Б. Мезенцев). Здание вокзала двухэтажное, состоящее из центрального и 2-х боковых четырехэтажных объемов. Главный фасад центрального корпуса выделен тремя широкими оконными арочными проемами, декорирован коринфскими колонками, лепными прямоугольными нишами, барельефами. В интерьере вокзала использовались мрамор, лепные детали, розетки в кессонах потолка. В здании вокзала располагались билетные кассы, буфет, телеграф, в боковых крыльях — служебные помещения и залы ожидания. Для обеспечения возрастающих потребностей города в доставке рабочей силы из деревень в 1953 году было построено деревянное здание пригородных касс, что предоставило людям более комфортные условия при осуществлении пригородных поездок. Новый облик вокзал приобрел в результате реконструкции, начатой в 2007 году, - обновлена внутренняя и внешняя отделка здания вокзала, смонтированы два лифта с панорамными кабинами. Рядом с главным корпусом возвели современное здание пригородных касс, в котором разместились также кафе, парикмахерская и другие объекты. В 2010–2011 годах проведена полная реконструкция Центральной части вокзала и кассового зала, построены навесы над платформами. На сегодняшний день интеллектуальная составляющая Витебского железнодорожного вокзала сегодня не уступает европейским аналогам. Здесь установлена современная система видеонаблюдения, работают платежно-справочные терминалы самообслуживания, при помощи которых можно приобрести билеты на поезда региональных линий эконом-класса. В центральной части вокзала - 7 билетных касс дальнего следования и бесплатное справочное бюро. На первом этаже также находятся магазины, киоски, кафе, камеры хранения, медпункт, помещение для сотрудников транспортной милиции, установлены два новых лифта с панорамными кабинами. На втором этаже - два зала ожидания. Один из них транзитный, где расположены аптека, банк, салон связи. К услугам пассажиров - ресторан "Витебский экспресс". Он работает с 11.00 до 23.00. Второй зал ожидания – платный. В этом зале пассажиры в основном собираются ночью, когда нужно ждать поезда дальнего следования - в частности, в Санкт-Петербург, Киев. Здесь есть интернет Wi-Fi и возможность зарядить мобильный телефон. Из развлечений в платном зале - кинотеатр-аттракцион 5D. Для инвалидов и ветеранов войны - вход бесплатный. Рядом с главным корпусом после реконструкции появилось современное здание билетных касс на поезда региональных линий. Здесь есть кафетерий, парикмахерская. На первой платформе железнодорожного вокзала установлена одна из примечательных скульптур Витебска – "Встречающие". Элегантная дама с цветком в руке и мужчина в годах, нетерпеливо посматривающий на карманные часы, ожидают гостей. Скульптура "Встречающие" по своей сути символична: ведь неспроста ее установили на первой платформе: именно сюда прибывает фирменный поезд Витебска под названием "Славянский базар".

Расположение
Железнодорожный вокзал Витебск

ТурОбъекты рядом
Музей Витебского народного художественного училища
Музей Витебского народного художественного училища
Свято-Покровский кафедральный собор
Свято-Покровский кафедральный собор
Костёл (Собор) Святой Варвары
Костёл (Собор) Святой Варвары
Кировский мост
Кировский мост
Губернаторский дворец
Губернаторский дворец
Витебский областной краеведческий музей
Витебский областной краеведческий музей
Парк Победителей
Парк Победителей
Народный молодёжный театр Колесо
Народный молодёжный театр Колесо
Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа
Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа
Ледовый дворец Витебск
Ледовый дворец Витебск