Свято-Введенский Макарьевский Жабынский монастырь
Россия, Белевский район

Введенская Макарьевская пустынь, которая имеет еще название "Жабынская пустынь" - монастырь, основанный в 1585 году, находится в селе Жабынь Тульской области.
Пустынь основана в 1585 году в царствование Федора Иоанновича по жалованной им грамоте, данной некоему благочестивому старцу Онуфрию за скрепою Белёвских писцов Никиты Григорьевича Ржевского со «товарищи». В этой грамоте сообщается, что «государевы царевы и великого князя Белёвских дворцовых сел писцы Никита Григорьевич Ржевский с товарищами дали старцу Онуфрию Жабынское городище под монастырь». Кроме Жабынского городища, на котором воздвигнут монастырь, старцу Онуфрию были отданы пахотные земли, луга для сенокоса и лесной бор. Но угодья эти во время запустения обители в XVII столетии отошли от монастыря.
В 1778 году в плане, выданном на землю обители землемером Василием Ладыгиным, по межеванию числилось всего 23 десятины 1570 сажень. В 1797 году монастырю добавили в Чернском уезде пахотной земле еще 13 десятин 1890 сажень. В 1909 году в обители числилось земельных угодий 45 десятин, в том числе пашенной 23 десятины, усадебной 3 десятины, луговой 5 десятин, под лесом 1 десятина, под церковью 1 десятина, под кладбищем 1 десятина, неудобной 11 десятин. Кроме того, Макариевская пустынь владела в Чернском уезде 148 десятинами, при селе Липицах 13 десятинами, в Белевском уезде возле деревни Боровны — 30 десятинами леса и, наконец, она имела также на реке Шивороне, Богородицкого уезда мукомольную мельницу. Денежные средства монастыря, заключенные в ценных бумагах, составляли 17000 рублей. В приходно–расходной книге монастыря за 1913 год, указано, что приход за данный год составлял: «билетных – 27160 руб. 73 коп., наличных – 8349 руб. 05 копеек». В той же книге за 1915 год указывается приход «билетными – 28971 руб. 60 коп., наличными – 8.777 рублей 58 копеек».
Среди основных исторических вех развития пустыни необходимо отметить следующие. Разорение пустыни в 1615 году шайкам под предводительством пана Лисовского, кои «избили» братию Жабынской пустыни, а монастырь сожгли до основания. Возрождение пустыни преподобным Макарием. Запустение обители к концу XVII столетия. Возобновление игуменом Тихоном (1707-1722) вверенной ему обители и построение Свято Введенского соборного храма в 1708 году. Перенесение из села Озерска в обитель чудотворного образа Божьей Матери «Знамение». Во исполнение указа императора Петра I в 1724 году об упразднении малобратных монастырей Жабынская пустынь была приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. Указ Императрицы Екатерины I в 1727 году, который отменил прежний указ об упразднении малобратных монастырей, позволил монахам вернуться в свою обитель. Упразднение обители в 1764 году. Восстановление пустыни в 1776 году силами переведенных в нее настоятеля и братии из сгоревшего Шаровского монастыря. В 1812 году освящены отремонтированный Введенский соборный храм и новый, установленный в нем, трехярусный иконостас. Построение Знаменской церкви при игумене Венедикте в 1825 году. Освящение церкви нижнего и верхнего этажей при Архиерейском доме в 1848 – 1849 г г. Издание архимандритом Леонидом (Кавелиным) историко — статистического описания Жабынской обители в 1865 году. Постановление игуменом Ионою деревянной раки с иконой Преподобного Макария над предполагаемым местом покоя его святых мощей в 1879 году. Указ Священного Синода о восстановлении чествования преподобного Макария в 1888 году. Указ Священного Синода о возвращении пустыни наименования «Макариевской» в 1889 году. Освящение Макариевского Собора в 1895 году. Возрождение Жабынской пустыни с 1991 года при архимандрите Никоне.
Планировка и застройка Введенской Жабынской Макарьевской пустыни
Историко-архитектурная записка
Пустынь расположена в пяти километрах от города Белёва, вниз по течению реки Оки, на правом берегу, на сравнительно ровном рельефе. Посетители второй половины XIX столетия отмечали её живописное расположение, мирный и уютный вид. Ограждённая белой стеной, с башенками по углам, со Святыми воротами с восточной стороны, она включала в себе сравнительно плотно стоящие друг к другу строения с четырьмя ухоженными храмами, с колокольней в центре, жилыми помещениями, прудом, садом, хозяйственными зданиями, часовнями, окружёнными большим количеством зелёных насаждений.
Сейчас целостный, естественный облик обители остался в прошлом, Послереволюционные десятилетия изменили вид пустыни. Отдельные объёмы частично ветшающих, и частично восстанавливаемых храмов и жилых зданий не способствуют пока их полноценному художественному восприятию, требуют их более полноценного восстановления, вместе с необходимой для каждой пустыни или монастыря оградой. Планировочная структура ансамбля настолько сильно нарушена, что для восстановления некоторых его частей необходимо произвести археологические раскопки.
В наши дни бывший центр композиции пустыни занимает стоящий без кровли и требующий первоочередной реставрации собор Введения. Слева от него, ближе к расположенной к востоку дороге, в недавнее время восстановлена тёплая Знаменская церковь, и вслед за ней заново отстроен жилой корпус. К югу от церкви, за пределами бывшей гостиницы, частично восстановлено, а частично достроено здание бывшей гостиницы. По другую сторону дороги хорошо сохранилась поздняя Макарьевская церковь, и к востоку от неё, наверху, восстановлена заново бывшая часовня над колодцем и купель. Основная же территория бывшей обители сейчас лишённая ограды, колокольни, архиерейского и келейного корпусов и других исторических сооружений, занята современными сараями со строительными материалам, захламлена мусором, стихийной растительностью.
Окончательно сложившийся к концу XIX столетия комплекс зданий с главенствующими объёмами храмов и святынями внутри имел огромное духовное воздействие на население и свидетельствовал о давней истории пустыни, о многовековой намоленности этой земли. Как и во многих древних монастырях, а именно монастырь напоминали строения пустыни здесь не уцелели первоначальные деревянные храмовые здания, со временем заменённые на каменные. Но и монументальные здания позднего времени дошли далеко не в первоначальном виде. Больше всего пострадал выстроенный ещё в древнерусских традициях центральный Введенский собор 1708-1723 гг. Прочие сооружения в основном возводились в XIX столетии и на них хорошо прослеживаются изменения в архитектурных вкусах этого времени — это поздняя классика с сильным налётом псевдорусского стиля, эклектика. стихийной растительностью.
По редким планам и описаниям ХVIII-ХIХ столетий всё же можно проследить эволюцию объёмно-пространственной структуры пустыни, её историческую планировку и застройку, определившую художественный облик удалённой, но по-своему выразительной и запоминающейся пустыни. Историко-архитектурные записки по каждому из важнейших архитектурных сооружений, необходимые для ведения реставрационных работ, будут представлены отдельными записками вслед за общими сведениями градостроительного характера.
Обращаясь к древности, отметим, что ещё в 1585 году грамотой царя Фёдора Иоанновича старцу Онуфрию отдали «старцу Анофрию Жабынского городища под монастырь в Карманьи, а стоит на городище на Дворцовой земле. К тому же городищу придали пашни в деревни Кузнецовой, да в деревни Упашинской, да Волошковой, да в деревне Селиховой,… и проч…. А старцу Анофрию на том городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятые Богородицы и монастырь строить».
В древней Руси городища — возвышенное место, как правило, недалеко от протекавшей речки, с укреплением в виде забора или тына если, оно заселено. Свободный план и живописная структура обжитого городища были тесно связаны с самой повседневной жизнью поселения. Жабынским городище и затем пустынь назвались из-за ручья с таким названием, наполненным чистой и вкусной водой, проистекавшей из расположенного здесь же родника.
Подлинно свидетельствовать о первоначальной планировке пустыни невозможно, но следует предположить, что по традиции организации русских обителей, она тяготела к прямоугольнику, в котором сочетание природных особенностей с практической целесообразностью имело идейно-символическую основу. За оградой, оберегавшей монахов от окружающего мира, в центре стояла скромная деревянная церковь и рубленная колоколенка, а по сторонам её несколько келий. Хозяйственные здания располагались или за жилыми срубами или за приделами ограды. Иерархичность архитектуры зримо утверждала извечную идею христианства — сопоставления «горнего и дольного» миров, согласующихся с духом своего времени и конкретными материальным возможностям устроителей.
В своей истории пустынь не раз была разорена, бедствовала, превращалась в приходской храм. Была она на редкость малоимущей, с небогатым приходом, почти не имела земель. После литовского разорения восстанавливал её «преподобный отец Макарий Белёвский чудотворец», и хотя об этом времени мало что известно, но молва и деяния этого подвижника дали позже одно из названий пустыни. Из поздних источников узнаём, что согласно межевых книг 1628 года было отмерено «из недвижимого Александрова имения Артемьева сына Возницына, что он отдал к церкви Введения Пресвятыя Богородицы, что ныне Жабыньская пустынь на прокормление попу Григорью Петрову… пахотные к перелогу добрые земли…».
Но земель было немного и едва хватало на прокормление иноков. К концу XVII столетия пустынь снова была разорена и запустела и только в 1707 году, по указу царя Петра Алексеевича и «за благославением преосвященного митрополита Иллариона Сарского и Подонского, оной монастырь паки обновился, и начали в нём вновь жить самые неимущие монахи, числом всех братов 23 человека, да трудников 10 человек, и кормятца трудом своим и подаянием, и государева хлебного и денежного жалованья не определено, токмо что от боголюбивых людей подаяния и строение чинят и сами питаютца».
И как ни странно в только возрождавшейся пустыни на месте прежней деревянной церкви возводится каменная. Деятельный игумен Тихон (правил 1710-1722 гг.), стремясь привлечь «усердствующих» перенёс в Жабынскую пустынь из села Озёрска Перемышлевского уезда Калужской губернии чудотворную икону Знамения Божией Матери, а в 1717 году по его челобитью разрешено было открыть недельную Ильинскую ярмарку, привлекавшую средства и в обитель.
И всё же строительство Введенского собора, несмотря на поддержку Крутицких архипастырей и многочисленные, но не очень богатые вклады, шло медленно, и после смерти игумена он ещё стоял без кирпичного свода. Помимо недостроенного собора на территории обители были две небольшие деревянные церкви — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и над колодцем близ Жабынского ручья — Никольская. К сожалению, древние архивные дела Крутицкого подворья, которому подчинялась пустынь до 1740-х годов, почти не сохранились, да и более поздние письменные источники крайне фрагментарны или ветхи, что не даёт возможности подробнее проследить начало каменного строительства.
В 1721 году игумен Тихон писал царю про соседние деревни и белёвский дровяной и строевой лес и указывал при этом, что ещё исстари построена была на устье речки Жабынки пустынь Жабынь «в которой церковь изстари Введения Пресвятой Богородицы Макарьева строения, и по старым писцовым книгам никаких земель к той пустыни не написано, а вышеписанных местах церкви нигде не построено, кроме онаго монастыря и земель церковных никаких нет, только из тех вышеписанных деревень во оной монастырь приходят мирские люди и кладутся у церкви, а ныне во оном монастыре три церкви, и под спудом мощи онаго Макария Строителя; владенья же было изстари к тому монастырю роща, которая и ныне во владеньи за тем монастырём, да колодезь из которого Жабынька речка вышла, на котором колодезе была часовня, а ныне церковь же, а в близости от монастыря на большой Московской дороге на белых священников два места, да дьяково, и пономарёво место, да несколько было бобылей, которых ныне уже нет; мерою всего монастыря с рощею и колодезем на котором церковь и церковных причетчиков с местами будет по старому владенью от реки Оки вверх по речки Жабынке до колодезя 130 сажень, а поперёг 510 сажень, а по мере под тем монастырём и присадкою рощею и с усадьбами, по старому владенью, будет десятин 30, а четвертной пашни за оным монастырём никаких угодий ничего нет, а питаются того монастыря братия мирским подаянием, которой братии в том монастыре человек с 40…»
В 1723 году «неимущая» пустынь была упразднена и приписана к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю, но часть храмов в ней и ограда сохранялись, и посещали её, видимо, местные прихожане. В записке о состоянии Жабынской пустыни за 1723 год написно, что «Белёва города и от того Преображенского монастыря в 5 верстах обретается, где бывало игуменство, а строений в нём одна церковь каменная не совершена, да две церкви деревянныя, а ограда и церкви деревянныя, и при совокуплении монахи выведены в оную степенно, а та Введенская упразднена. За тою Введенскою пустынею крестьян и бобылей, пашни, сенных покосов не имелось. А во время присовокупления той пустыни наличных денег, хлеба, не явилось, а питаются подаянием Христолюбцев».
В 1724 году через архиепископа Сарского и Подонского Леонида поступил указ Св. Синода о полном закрытии, уничтожении её построек и передаче храма в ведение приходского священника. Но бывший игумен Тихон вошел с прошением о сохранении пустыни, но полного успеха не имел. В это время в пустыни были каменная церковь с незавершёнными сводами, близ святых ворот деревянная церковь Николая, да Знаменская церковь с приделом Алексея человека Божия. И всё же в 1727 году монахам опять позволено было возвратиться из Белёвского монастыря в свою пустынь, здания которой были сохранены, но остались приписными к Преображенскому монастырю.
О планировке пустыни этого времени можно судить по хорошей копии (конца 1770-х годов) с чертежа 1736 года, обнаруженной в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Подлинный землемерный план был исполнен Белёвским служителем Алексеем Остаповым по старому правилу, то есть без масштабной линейки, условно, «на глаз» по природным ориентирам и врытым столбам. И всё же на нём видно, что ближе к реке Оке в прямоугольнике ограды в центре стоит Введенская церковь, к северу и югу от неё показаны жилые помещения — кельи монахов. За территорией собственно пустыни к востоку вплотную пристроен монастырский двор с деревянными хозяйственными строениями и к югу от него «попов» двор. С противоположной северной стороны также рядом с пустынью устроен «монастырский» огород. Далее к востоку, рядом с пустынью проходит «Большая» дорога из Белева в Лихвин. Иногда эта дорога называлась Калужскою или Московской. И уже сразу за ней рядом с Жабыньским ручьём стоит надкладезная церковь св. Николая. К югу от неё расположены постоялые дворы.
Следует заметить, что существование бедной пустыни в этих местах не только было связано с почитанием местных святынь и подвижников, но и с проходившей через неё дорогой, по которой проходили путники из зажиточного города Белёва, да постоялым дворам, в которых они останавливались, молясь и внося деньги на помин, во здравие и проч. Немаловажное значение для поддержания обители имел и колодец со святой водой, которую с надеждой и почтением употребляли паломники и пешеходы.
Ещё дальше к северо-востоку за речкой Каменкой и ручьём, в неё впадающим, на чертеже показаны деревни Волоткова и Горбунова, земли которых принадлежавших разным владельцам, время от времени передавались во владение пустыни, и жильцы которых были прихожанами монастырских церквей. Обратим внимание, что на плане не изображена вторая деревянная церковь на территории пустыни в честь Знамения Божей Матери. В целом же, если территория собственно пустыни, как образ божественного мироздания, выглядит построенной по замкнутой центрической схеме с иерархическим порядком находящихся в нём заданий, то за стенами обители мы видим свободно сложившуюся живописную планировку, органично слитую с ландшафтом, рельефом местности, удобством сообщений, наличием вод, леса и проч.
Некоторое представление о постройках в пустыне дают ведомости от 1739 года. Из них видно, что «Крутицкой епархии Жабынская Введенская пустынь в Белёвском уезде на берегу Оки реки, от города Белёва в 5 верстах. В той пустыни: церквей каменных 1 и деревянных две, в них 3 престола.
Деревянные строения: настоятельских и братских 5 келий, длинною 18 сажень 2 аршина, шириною 3 сажени и 3 четверти аршина. Ледник длины 4 сажени 1 аршин, шириною 3 сажени и 3 четверти. Магазеин длиною на 3 поперёг на 2 сажени и на 2-х четвертях. Поварня в длину и ширину на 2-х саженях и 1 аршине.
Около той пустыни ограда деревянная.
В той пустыни против древняго установления надлежит быть строителю. А ныне налицо: Иеромонах. Пономарь. Псаломщик. Конорхист. Хлебных — 2. Белых попов — 2 Диакон — 1. Трудников бельцов — 4. Одному иеромонаху и братиею, белым попам и дьякону, трудникам денежного и хлебного жалования не производится, а питаютца в обществе от мирского подаяния, ибо за тою пустынею крестьян и протчих людей нет, а токмо имеетца земли 10 четвертей, которою владеют объявленные белые попы и дьякон».
В ведомости, составленной для Коллегии Экономии, нет описания церквей, вместо них даны размеры жилых помещений и хозяйственных зданий. Характерно, что магазеин — амбар для продовольствия, ледник — как правило, подземный амбар для портящихся продуктов и поварня были отделены от жилых построек. Кельи настоятеля и братии, видимо, были объединены в один почти 40-метровый корпус или через интервал составляли единый фронт зданий вдоль южной ограды. Наличие белых попов свидетельствует о том, что церкви или одна из них были одновременно и приходскими.
В описании Белёвского Спасо-Преображенского монастыря 1755 года в Введенской пустыни показаны две церкви «первая во имя Введения Пресвятыя Богородицы каменная, вторая деревянная ветха; в той деревянной церкви образов и утвари церковной никакой нет, а в каменной церкви вверху Деисус и образа св. пророка Илии. Да чудотворца Николая -ветхи: строенья монастырского кельи, хлебная, братская с сеньми, три чулана, чердак, покрыто дранью, вокруг монастыря огорожа деревянная ветха ж». Архимандрит Преображенского монастыря, после желания белёвских купцов «наградить деньгами» ветшавшую пустынь, просил крутицкое начальство разрешить выдать ему книгу для записи людей, желающих сделать в неё вклады. Однако обновление пустыни затягивалось.
В 1763 году архимандрит Спасо-Преображенского монастыря сообщал, что «строение той пустыни как церковное, так и прочее обительство, всё пришло в крайнюю ветхость и священнослужение оной церкви за которым обветшанием исправляется с крайней опасностию». Московский купец, белёвский уроженец, пожелал обветшавшую каменную церковь разобрать и вместо неё построить новую с двумя приделами и исправить всё прочее строение. Осуществлению этих планов помешало утверждение новых духовных штатов, по которым Белёвская Жабынская пустынь (в числе многих других) была упразднена и из двух церквей одна оставлена приходской, а другая перевезена в село Петровкое Одоевского уезда.
Опись Спасо-Преображенского монастыря в г. Белёве 1764 года в Жабынской пустыни о постройках вообще ничего не сообщает — только о скромных её владениях. На следующий год в бумагах Крутицкой консистории находим «Дело об отдаче на хранение церковнослужителям упразднённой Жабынской пустыни Белёвского уезда Тульской губернии икон и утвари Введенской церкви пустыни; представлении ведомости упразднённого Кресторождественского женского монастыря и Жабынской пустыни и рассмотрении вопроса о передаче зданий этих монастырей в ведение Воронежского пехотного полка». Вопрос в пользу Воронежского полка духовной консисторией решён не был, но в деле записано, что при церкви Введения Прясвятыя Богородицы состояло 125 приходских дворов. И в дальнейшем, на протяжении нескольких лет, при приходской церкви служили священник, дьякон, дьячок и пономарь.
В 1776 году произошёл пожар в расположенном неподалёку Успенском Шаровкине монастыре, в котором сгорело всё деревянное строение, отчего он был упразднён, а братия вместе со строителем Исаакием перемещены в восстанавливаемую по этому случаю в Введенскую Жабынскую пустынь.
В 1778 году происходило межевание церковной земли, при этом был спор между приходскими служителями и строителем пустыни. Для нас интересны планы, составленные при этом споре, тем, что дают представление о характере поселения и его планировки. В экспликации плана записано:
«Геометрический специальный план Белевскому уезду Погорельского стану писцовой церковной земли погоста Жабыни церкви Введения во храм Пресвятыя Богородицы, что ныне пустошь, состоящая во владении той церкви священно и церковно служители, которую проспаривает помянутой пустоши строитель иеромонах Исаакий з братиею во владение по крепости себе, а владение не имеет межеванья учинённого в 1778 году сентября в 27 день второго класса землемер прапорщик Василей Лодыгин, а внутри того владения обмежевано от всея смежных владельцев одною окружною межою по нынешней меже явилось пашенной земли 9 декабря 766 саж., лесу строевого 6 десятин, дровяного 3 десятины, под поселением и огородами, гумениками и конопляником священно и церковнослужители, которые значит под литерой D) — 2 десятины, да на оной церковной земле поселение имеет бывшего монастыря бобыли, коих селение на плане значится под литерой Е — 2 десятины, под монастырём и кладбищем 792 сажени, под большой Анфимскою дорогою 4 дес. 1500 саж., под просёлочными дорогами 332 саж., под полуденною оной 2 дес. 152 саж., под бичевником 1 дес. 900 саж., всего 30 дес. 2042 кв. саж., и за исключением неудобных мест 22 дес. 559 саж., во оном погосте бобыльских 3 двора, в них по ревизии мужского полу 8, женского 6, ныне налицо мужеска 11, женска 9 душ.

Расположение
Свято-Введенский Макарьевский Жабынский монастырь

ТурОбъекты рядом
Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь
Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь