Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала обновлённый анализ текущих узких мест в аэрокосмической цепочке поставок, подтвердив, что нехватка новых самолётов остаётся главным препятствием для роста отрасли.
Хотя поставки новых самолётов начали восстанавливаться в конце 2025 года, а производство должно ускориться в 2026 году, спрос, по прогнозам, будет превышать доступные поставки воздушных судов и двигателей ещё несколько лет. Дисбаланс между потребностями авиакомпаний и производственными мощностями вряд ли будет устранён до 2031‑2034 гг., учитывая совокупные потери поставок за последние пять лет и рекордный объём заказов.
Ключевые цифры
- Недостача поставок превышает 5 300 самолётов.
- Объём заказов превысил 17 000 единиц – около 60 % от текущего мирового флота, тогда как исторически этот показатель составлял 30‑40 %.
- Средний возраст флота вырос до 15,1 года (12,8 года для пассажирских, 19,6 года для грузовых и 14,5 года для широкофюзеляжных судов).
- Более 5 000 самолётов находятся в хранении – один из самых высоких уровней в истории.
Директор-генерал IATA Уилли Уолш отметил, что авиакомпании ощущают влияние этих проблем во всех сферах: рост расходов на лизинг, снижение гибкости расписаний, задержки в реализации программ устойчивого развития и необходимость эксплуатации менее оптимальных типов воздушных судов.
Пассажиры, в свою очередь, сталкиваются с повышением тарифов из‑за более жёсткого соотношения спроса и предложения.
Причины задержек
- Производство фюзеляжей опережает выпуск двигателей, из‑за чего готовые корпуса ждут установки силовых агрегатов.
- Сроки сертификации удлинились с 12‑24 месяцев до четырёх‑пяти лет, что замедляет ввод новых моделей в эксплуатацию.
- Тарифы на металлы и электронику, вызванные торговыми напряжённостями между США и Китаем, усиливают нехватку материалов и повышают затраты на обслуживание.
- Недостаток квалифицированных специалистов, особенно в производстве двигателей и компонентов, ограничивает планы по наращиванию мощностей.
- Узкая специализация поставщиков делает цепочку уязвимой к сбоям, экономической неопределённости и изменениям тарифных режимов.
- Улучшения топливной эффективности замедлились из‑за старения флота; ежегодный прирост эффективности упал до 0,3 % в 2025 году.
- Для грузового сегмента наблюдаются проблемы: нехватка преобразованных пассажирских самолетов, задержки в поставках новых широкофюзеляжных моделей и приближение к концу службы старых грузовых аппаратов.
Финансовый эффект
Согласно совместному исследованию IATA и Oliver Wymann, ограничения в цепочке поставок обойдутся отрасли авиаперевозок более чем в 11 млрд USD в 2025 году. Расходы распределены следующим образом:
- Избыточные затраты на топливо – около 4,2 млрд USD, вызванные эксплуатацией более старых, менее экономичных самолётов.
- Дополнительные расходы на техническое обслуживание – 3,1 млрд USD, связанные с ростом износа стареющего флота.
- Увеличение расходов на лизинг двигателей – 2,6 млрд USD, поскольку двигатели дольше находятся в простое, а ставки лизинга выросли на 20‑30 % с 2019 года.
- Рост затрат на хранение запасных частей – 1,4 млрд USD, обусловленный увеличением запасов для снижения риска перебоев в поставках.
Рекомендации
- Расширить практики послепродажного обслуживания, поддерживая МРО, позволяющие работать независимо от лицензий OEM, и облегчить доступ к альтернативным материалам и услугам.
- Повысить прозрачность цепочки поставок за счёт полной видимости всех уровней поставщиков, что позволит раннее выявление рисков и более эффективное использование данных.
- Активнее использовать данные для предиктивного обслуживания, совместного использования запасных частей и создания общих платформ технического обслуживания, сокращая простои и издержки.
- Увеличить мощности по ремонту и внедрять передовые производственные технологии, ускоряя одобрения деталей и поддерживая решения на основе использованных сервисных материалов (USM).
Для получения дополнительной информации обращайтесь в отдел корпоративных коммуникаций IATA по телефону +41 22 770 2967 или по электронной почте corpcomms@iata.org.
Источник: www.iata.org
Читайте также: Преимущества и недостатки дебетовых карт разных банков