Нехватка компонентов в аэрокосмической цепочке поставок продолжает ограничивать авиакомпании

Статьи и репортажи
Нехватка компонентов в аэрокосмической цепочке поставок продолжает ограничивать авиакомпании

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала обновлённый анализ текущих узких мест в аэрокосмической цепочке поставок, подтвердив, что нехватка новых самолётов остаётся главным препятствием для роста отрасли.


Хотя поставки новых самолётов начали восстанавливаться в конце 2025 года, а производство должно ускориться в 2026 году, спрос, по прогнозам, будет превышать доступные поставки воздушных судов и двигателей ещё несколько лет. Дисбаланс между потребностями авиакомпаний и производственными мощностями вряд ли будет устранён до 2031‑2034 гг., учитывая совокупные потери поставок за последние пять лет и рекордный объём заказов.


Ключевые цифры

  • Недостача поставок превышает 5 300 самолётов.
  • Объём заказов превысил 17 000 единиц – около 60 % от текущего мирового флота, тогда как исторически этот показатель составлял 30‑40 %.
  • Средний возраст флота вырос до 15,1 года (12,8 года для пассажирских, 19,6 года для грузовых и 14,5 года для широкофюзеляжных судов).
  • Более 5 000 самолётов находятся в хранении – один из самых высоких уровней в истории.

Директор-генерал IATA Уилли Уолш отметил, что авиакомпании ощущают влияние этих проблем во всех сферах: рост расходов на лизинг, снижение гибкости расписаний, задержки в реализации программ устойчивого развития и необходимость эксплуатации менее оптимальных типов воздушных судов. 


Пассажиры, в свою очередь, сталкиваются с повышением тарифов из‑за более жёсткого соотношения спроса и предложения.


Причины задержек

  • Производство фюзеляжей опережает выпуск двигателей, из‑за чего готовые корпуса ждут установки силовых агрегатов.
  • Сроки сертификации удлинились с 12‑24 месяцев до четырёх‑пяти лет, что замедляет ввод новых моделей в эксплуатацию.
  • Тарифы на металлы и электронику, вызванные торговыми напряжённостями между США и Китаем, усиливают нехватку материалов и повышают затраты на обслуживание.
  • Недостаток квалифицированных специалистов, особенно в производстве двигателей и компонентов, ограничивает планы по наращиванию мощностей.
  • Узкая специализация поставщиков делает цепочку уязвимой к сбоям, экономической неопределённости и изменениям тарифных режимов.
  • Улучшения топливной эффективности замедлились из‑за старения флота; ежегодный прирост эффективности упал до 0,3 % в 2025 году.
  • Для грузового сегмента наблюдаются проблемы: нехватка преобразованных пассажирских самолетов, задержки в поставках новых широкофюзеляжных моделей и приближение к концу службы старых грузовых аппаратов.

Финансовый эффект

Согласно совместному исследованию IATA и Oliver Wymann, ограничения в цепочке поставок обойдутся отрасли авиаперевозок более чем в 11 млрд USD в 2025 году. Расходы распределены следующим образом:

  • Избыточные затраты на топливо – около 4,2 млрд USD, вызванные эксплуатацией более старых, менее экономичных самолётов.
  • Дополнительные расходы на техническое обслуживание – 3,1 млрд USD, связанные с ростом износа стареющего флота.
  • Увеличение расходов на лизинг двигателей – 2,6 млрд USD, поскольку двигатели дольше находятся в простое, а ставки лизинга выросли на 20‑30 % с 2019 года.
  • Рост затрат на хранение запасных частей – 1,4 млрд USD, обусловленный увеличением запасов для снижения риска перебоев в поставках.

Рекомендации

  • Расширить практики послепродажного обслуживания, поддерживая МРО, позволяющие работать независимо от лицензий OEM, и облегчить доступ к альтернативным материалам и услугам.
  • Повысить прозрачность цепочки поставок за счёт полной видимости всех уровней поставщиков, что позволит раннее выявление рисков и более эффективное использование данных.
  • Активнее использовать данные для предиктивного обслуживания, совместного использования запасных частей и создания общих платформ технического обслуживания, сокращая простои и издержки.
  • Увеличить мощности по ремонту и внедрять передовые производственные технологии, ускоряя одобрения деталей и поддерживая решения на основе использованных сервисных материалов (USM).

Для получения дополнительной информации обращайтесь в отдел корпоративных коммуникаций IATA по телефону +41 22 770 2967 или по электронной почте corpcomms@iata.org.

Источник: www.iata.org

Читайте также: Преимущества и недостатки дебетовых карт разных банков