Рост производства SAF замедляется, требуется корректировка перед вводом e‑SAF

Статьи и репортажи
Рост производства SAF замедляется, требуется корректировка перед вводом e‑SAF

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала пересмотренные прогнозы по объёмам производства устойчивого авиационного топлива (SAF), указав на замедление роста отрасли.


Ключевые цифры:

  • В 2025 году производство SAF прогнозируется на уровне 1,9 млн тонн (примерно 2,4 млрд литров), что вдвое больше, чем 1 млн тонн в 2024 году.
  • Ожидается замедление роста в 2026 году до около 2,4 млн тонн.
  • Доля SAF в общем потреблении реактивного топлива составит около 0,6 % в 2025 году и 0,8 % в 2026 году.
  • При текущих ценовых различиях премия за SAF добавит к расходам авиакомпаний в 2025 году примерно 3,6 млрд USD.

Снижение прогноза связано с недостаточной поддержкой со стороны политики, которая не позволила отрасли полностью использовать существующие мощности по производству SAF. Цены на SAF остаются в 2–5 раз выше, чем на традиционное реактивное топливо, особенно в странах с обязательным смешиванием.


«Плохой дизайн мандатов замедлил развитие только начинающего рынка SAF. Если цель состояла в том, чтобы замедлить прогресс и повысить цены, политики добились этого. Если же цель – увеличить производство SAF и способствовать декарбонизации авиации, им необходимо извлечь уроки из провала и совместно с авиакомпаниями разработать работающие стимулы», – сказал директор‑генерал IATA Уилли Уолш.


Неудачные мандаты в ЕС и Великобритании:

  • Схема ReFuelEU Aviation в ЕС привела к росту затрат, а ограниченные мощности SAF и олигополистическая цепочка поставок делают поставки ненадёжными.
  • В Великобритании мандат по SAF вызвал резкое увеличение цен, и авиакомпании вынуждены поглощать дополнительные расходы.

За 1,9 млн тонн SAF, доступных в 2025 году, авиакомпании заплатили премию в размере 2,9 млрд USD; из этой суммы 1,4 млрд USD – стандартный ценовой надбавка по сравнению с ископаемым топливом.


«Фрагментированная политика в Европе искажает рынок, замедляет инвестиции и препятствует масштабированию производства SAF. Регуляторы должны признать неэффективность текущей стратегии и действовать быстро. Недавнее объявление Европейской комиссии о STIP – шаг вперёд, но в нём нет чёткого графика. Нужны конкретные действия, а не слова», – добавил Уолш.


В связи с недостаточным объёмом многие авиакомпании, вероятно, пересмотрят свои обязательства использовать 10 % SAF к 2030 году, признавая, что доступные объёмы не позволяют выполнить эти цели.


Подготовка к мандатам e‑SAF:

Обязательства по e‑SAF ожидаются в Великобритании в 2028 году и в ЕС в 2030 году. Без надёжных стимулов для производства эти мандаты рискуют повторить ошибки текущих политик. Ожидается, что стоимость e‑SAF может быть до двенадцати раз выше, чем у традиционного топлива, а затраты на соблюдение могут достичь 29 млрд EUR к 2032 году, если объёмы производства не вырастут.


«Учитывая низкие объёмы SAF, очевидно, что текущие политики не дают желаемого результата. Регуляторы должны скорректировать курс, обеспечить долгосрочную жизнеспособность производства SAF и достичь масштабов, позволяющих снизить цены. Повторять подход только с мандатами в случае e‑SAF будет катастрофой», – заявила Мари Оуэнс Томсен, старший вице‑президент IATA по устойчивому развитию и главный экономист.

Источник: www.iata.org

Читайте также: Отели Казани: Путеводитель по выбору жилья для путешественников