ЗАЧЕМ ЕХАТЬ. Боровск - небольшой районный центр Калужской области, в нем проживает 12 тысяч жителей. Раньше входил в перечень исторических городов России, но сейчас не входит после существенного сокращения перечня в 2010 году.
И всё же съездить в Боровск стоит. И не только из-за Свято-Пафнутьева Боровского монастыря — памятника истории, культуры и архитектуры XVI—XVII веков. В городе никогда не было тяжелой промышленности, и, хотя половина боровских церквей была уничтожена советской властью, город пока сохраняет свой исторический облик и планировку, а также свои знаменитые панорамные виды на реку Протву.
Город славится своими земляками - одним из героев Куликовской битвы князем Владимиром Храбрым, преподобным Пафнутием Боровским, адмиралом Сенявиным, философом Федоровым, основоположником космонавтики Циолковским, художником Прянишниковым, математиком Чебышевым... Город был свидетелем и участником многих значительных событий российской истории: здесь князь Пожарский собирал рать для спасения России в Смутное время, сюда ссылали опальную боярыню Морозову и борца за "древлее благочестие" протопопа Аввакума. Пафнутьевский монастырь стоял на пути Лжедмитрия Второго – «Тушинского вора». Здесь видели армию Наполеона, сюда писал письма своему другу Каверину Пушкин. Наконец, в XXI веке на стенах городских домов появились картины (росписи, фрески) художника Владимира Овчинникова.
КАК ДОБРАТЬСЯ. Боровск – город с богатой историей. Его значимость подчеркивалась тем, что сюда из Москвы вела отдельная дорога. Сейчас она застроена и осталась только в виде названия: Боровское шоссе. (Еще о значимости, митрополит именуется: Митрополит Калужский и Боровский).
На машине до Боровска можно доехать по Киевскому шоссе (МЗ), правый поворот к городу расположен на 91 километре трассы перед эстакадой. Другой вариант – доехать на электричке с Киевского вокзала до станции Балабаново. Время в пути на экспрессе 1 час 10 минут, цена 202 р. На обычной электричке время 1 час 40 минут – 1 час 50 минут, цена 176.50 р. От станции Балабаново до Боровска можно добраться на автобусе или маршрутном такси, время в пути около 20 минут.
В БОРОВСКЕ. Мы с женой выехали на экспрессе до Калуги в 7.20. Билеты покупали по паспорту, в вагоне было тепло и чисто, был туалет. Первая же остановка – Балабаново. (Кстати, единственный город на моей памяти, на уличных указателях которого размещена реклама). Вышли и тут же у станции сели на маршрутку. Через 20 минут нас высадили на главной площади Боровска. Дальнейший рассказ я построю в форме путеводителя с указанием примечательных объектов. Мы осмотрели 7 церквей, одну часовню, один музей, монастырь, основные росписи Овчинникова, полюбовались красивыми видами.
Итак, 9 часов утра. Мы стоим на главной площади Боровска. Мимо проносятся машины. Увы, в городе нет ни одного светофора, а движение оживленное, в основном транзитные грузовики. Некоторые водители пропускали нас, а некоторые мчали, так что требовалось быть аккуратным.
На главной площади неизменно возвышается Ленин, указывающий в противоположную сторону от близстоящего храма. Здесь же воинский мемориал. В России действует принцип: «Каждому городу – по Вечному огню!» Если взять мои последние поездки, то Вечный огонь отсутствовал только в Гороховце. А в любом другом городе он был: Волоколамск, Дмитров, Коломна, Раменское, Брянск, Великий Новгород, Вологда, Златоуст, Калуга, Казань, Киров, Муром, Орел, Тверь, Тула, Ханты-Мансийск, Ярославль…
В прекрасном состоянии находится мемориал героям Великой Отечественной Войны. Вечный огонь горит, венки свежие, гранитные памятные плиты. На это городские власти денег, как видно, не жалеют, и это хорошо. Рядом аллея боровским героям войны – гранитные плиты с нарисованными портретами воинов. Аллея установлена на средства, собранные коллективом боровской средней школы № 1. Остаётся только гадать, где и как работники школы насобирали столько денег. К сожалению, ухоженность города этим мемориалом начинается... и заканчивается.
Неподалеку информация для туристов – стенд с картой Боровска со всеми памятниками, церквями и музеями. Хорошо, что такой есть, но с собой его не возьмешь, в ходе прогулки мы пользовались домашней заготовкой. Проходим немного вперед, в направлении, указываемом Лениным. Здесь видим первый объект - Преображенскую церковь 1804 года постройки. Сейчас она в плохом состоянии. Осматриваем церковь, разворачиваемся и идем к памятнику Ленину. Справа на площади размещены стенды, показывающие, какие красивые храмы были раньше в городе, и когда их разрушили или перепрофилировали. За памятником – Гостиные ряды ХIХ века. Они и сейчас служит для торговли. Кстати, первые встретившиеся нам росписи Овчинникова «Торговые ряды» и «Пожарная команда» мы обнаружили на их территории. Красивый Благовещенский собор стоит на углу улицы Ленина и Коммунистической. Это главный храм Боровска и самое высокое его сооружение. Был построен в 1715 году, позднее несколько раз перестраивался. В 1819 году к нему были пристроены два придела и колокольня. В истории существования собора есть один удивительный эпизод: в 1930-х годах храм закрыли, а колокола сбросили с колокольни. Зимой 1941 года бургомистр оккупированного немцами Боровска велел храм открыть, службы в нем возобновить, а колокола для его колокольни отыскать в окрестных деревнях. И лишь недавно эти колокола, собранные немецкими солдатами в ближних селах, были заменены на новые. Трудно объяснимый факт, особенно с учетом того, что Свято-Пафнутьев Боровский монастырь был превращен в концентрационный лагерь.
УЛИЦА ЛЕНИНА. Для начала прогуляемся от Благовещенского собора по улице Ленина. На четной стороне мы увидим дом № 12 или знаменитый дом купца Большакова. В этом доме ночевал Наполеон при движении к Малоярославцу (в ночь с 11 на 12 октября и при отступлении - с 15 на 16). В этом же доме побывал, будучи ещё только наследником, император Александр II. До революции здесь размещались общественный клуб, библиотека, ломбард. После революции здание сменило несколько владельцев: текстильный трест, райком партии, поликлиника, милиция.
Сейчас дом с советским гербом на фасаде просто удручает своей заброшенностью, сверкая пустыми окнами, а перед ним в окружении высоких елей – Ленин на кирпичном постаменте. Вполне подходящая декорация для съемок фильма ужасов. Полагаю, в Европе дом, где останавливался Наполеон, сочли бы достопримечательностью, и водили к нему туристов.
Дом № 18, построенный в последней четверти XIX века, принадлежал семье основателя текстильной фабрики Полежаева. Как правило, русские купеческие семьи были многодетными. Много детей было и в семьях Петра Михайловича Полежаева и его потомков – их воспитанию уделялось большое внимание. «Размеренный быт в родном доме, достаток, доброжелательная, но строгая, атмосфера в семье, постоянная занятость каким-нибудь полезным делом, детские забавы и шалости…» – эти слова Марии Ивановны Полежаевой можно отнести ко всем семьям детей Петра Михайловича. В этом доме появился и первый в Боровске телефон, и первое электричество, и даже останавливался брат царя в 1910 году. На доме фреска «Братья Полежаевы с женами» и трогательные стихи:
«Когда совершаете доброе что-то,
Не верьте людскому забвенью, могиле!
Старинным, от времени выцветшим фото
Мы вновь проступили на доме, где жили...».
На четной стороне улицы сохранились и другие росписи Овчинникова: "Успенская улица в начале ХХ века" (так улица называлась раньше), «Плачущее небо под ногами» (современный вид улицы).
На нечетной стороне улицы вас встретит заброшенный кинотеатр с символическим названием «Родина» и кафе «Изба». Не знаю, как в нем кормят, но если зайти за кафе, то с обрыва открывается прекрасный вид на город. Местные называют его «Семь церквей». Сбоку на кинотеатре фреска, рассказывающая о происхождении названия города. Считается, что оно происходит от слова «бор» - лес. А вот А.С.Пушкин связал название города со словом "боров" - свинья, написав П.П.Каверину в Боровск: "Каково поживаешь ты в свином городке?". Художник обошелся с поэтом без всякого почтения – тот ступает в лужу, в которой лежит боров.
На этой стороне сохранились гражданские постройки конца XIX в.–начала XX в., среди которых усадьба купца Ивана Шокина (дом № 15). Его описывали удивительными эпитетами: «Ничего более удивительного и прекрасного, чем этот дом, не возникло в городе за последние 150 лет. Совершенство пропорций, изящество линий, богатство фантазии, выдумки, вкуса! Одним словом - поэма в дереве и камне!» Действительно, этот дом так искусно обшит тесом, как будто отделан кружевами. Увы, несмотря на то, что в 1987 году он был признан историческим памятником регионального значения, похоже, что он просто умирает.
Дом № 21 и после перестройки сохранил очертания старообрядческой церкви Всех Святых. Ранее здесь находился молельный дом, построенный старообрядцами. После дарования свободы вероисповедания, в начале ХХ века, старообрядцы расширили молельню, превратив ее в церковь с колокольней и трапезной. Сейчас здесь городской Центр искусств. За колокольней - небольшой парк с детской площадкой. Он был украшен парковой скульптурой ХХ века, довольно симпатичной, (мы, кстати, в других городах такой не видели). К сожалению, практически все фигуры поломаны, разрисованы. Нам отчего-то даже жалко стало их.
ПРОТВА И ГОРОДИЩЕ. Поворачиваем назад и снова доходим до Благовещенского собора на перекрестке улиц Ленина и Коммунистической. Переходим Коммунистическую, и собираемся идти по продолжению улицы Ленина – Советской. Слева на Коммунистической видим здание библиотеки, а перед ней небольшой бюст. Это единственный в России памятник философу Николаю Федоровичу Федорову (1829-1903) считавшему, что целью человечества является воскрешение всех умерших. Надпись на памятнике: "Жить надо не для себя и не для других. А со всеми и для всех...".
Идем по Советской улице вниз, к реке Протве. На доме справа одна из известных фресок, сидящий на скамейке и качающий ногой Циолковский. Чуть впереди – копия монумента в Москве у метро ВДНХ - взлетающая ракета. Рядом установлен душевный бронзовый памятник великому ученому. Старичок Циолковский в валенках сидит на пеньке и смотрит в небо (скульптор Сергей Бычков). Всем известно, что он был мечтатель, чудаковатый человек, поэтому хорошо, что в Боровске не побоялись поставить памятник, который передает его характер. Было бы гораздо скучнее, если бы его изобразили мужественным, со сдвинутыми бровями и сжатыми кулаками, как то любят делать с великими людьми. Интересно, что копия боровского Циолковского установлена около планетария в городе Брисбен (Австралия) в рамках визита в эту страну президента России Владимира Путина в 2007 году.
Продолжаем двигаться к реке, выходим на пешеходный мост через Протву. На старой насосной станции нарисован адмирал Сенявин, обращаем внимание, что он изображен расположившимся на этом же мосту. Осматриваем окрестности, фотографируем, потом разворачиваемся и идем назад, к памятнику Циолковскому. Налево Боровское городище - высокий холм над правым берегом реки Протвы, исторический центр Боровска. С XIV по XVII века на холме стояла деревянная крепость. В 1779 году остатки крепости были полностью разобраны. Практически сразу видна небольшая белая часовня и рядом с ней - деревянный крест.
Эта часовня поставлена в 2003 году на предполагаемом месте гибели в 1675 году боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой и ее родной сестры княгини Евдокии Прокопьевны Урусовой - видных представительниц старообрядчества. Обе были посажены в яму, а потом им запретили давать пищу, так что в той же яме они и умерли. Боярыню Морозову увековечил на своей знаменитой картине Василий Суриков. В часовне проводились ремонтные работы, и мы туда не попали. Позже я прочел, что ее внутреннее пространство делится на две части. Надземная посвящена прославлению мучеников за веру, а подземная символизирует земляную яму, где томились мученицы в последние дни своей жизни. Рядом с часовней представлено «Слово боярыни Морозовой к царю Алексею Михайловичу». Мы с интересом прочли - умная женщина писала! Заметим, после пребывания в Боровске протопопа Аввакума и боярыни Морозовой город надолго стал центром старообрядчества.
Еще одна смотровая площадка расположена недалеко от часовни. Идём туда, а затем спускаемся с городища на Коммунистическую улицу. Дом в начале улицы с четырех сторон разукрашен росписями Владимира Овчинникова и стихами его жены.
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАСКРАСИЛ ГОРОД. Артемий Лебедев в свое время написал: «Он очень плохо рисует, она пишет запредельно плохие стихи. При соединении с городскими стенами творческий союз становится гениальным». На мой взгляд, городские фрески Овчинникова по замыслу и реализации весьма неоднородны. Однако они настолько сжились со старыми стенами, настолько органично вписываются в облик Боровска, что без них город многое бы потерял. Главная картина «Глобус Боровска» расположена справа при въезде в центр после моста через Протву. Ее можно изучать долго, разгадывая неожиданные тексты и угадывая в портретах персонажей истории. Но трогают и миниатюры в самых неожиданных местах - в заколоченных окнах домов, например.
Преобразивший город Владимир Овчинников родился в 1938 году. По первой профессии – строитель, 13 лет отработавший прорабом на стройках, по второй экономист, кандидат наук, по третьей – художник. До 1998 года жил в Москве, а затем, после выхода на пенсию, поселился в Боровске. В 2000 году в Боровской картинной галерее прошла его персональная выставка, около 100 работ, пейзажи и натюрморты. Но в традиционных пейзаже и натюрморте сказать сегодня что-то новое практически невозможно, а беспредметный, бессюжетный авангард его не привлекал. Поиск привел его к настенной живописи. За четыре летних сезона 2002 – 2005 гг. он воспроизвел на глухих стенах городских зданий, заколоченных окнах, заборах около 90 различных сюжетов, представив жителям Боровска его знаменитых земляков, некогда разрушенные церкви, исторические события, жанровые сценки. Зная нравы городских жителей, художник думал, что его картины сразу же подвергнуться нападению хулиганов. К его удивлению, за первые три года ни одного случая вандализма не было зафиксировано. И что важно, с тогдашним главой городской администрации Егеревым у Овчинникова были очень хорошие отношения. Егерев просил художника устно согласовывать темы и расположение фресок, а фактически дал ему карт-бланш.
В 2005 году в Боровске сменился глава администрации. Новый глава знал, что в наше время нельзя бесконтрольно рисовать на стенах домов. Нужно сначала получить от художника эскиз, собрать совет по культуре, пригласить на него специалистов из областных министерств образования, культуры и спорта, и только если этот совет утвердит картины и места их размещения, он разрешит художнику реализовывать свои творческие замыслы на стенах. Овчинников отметил вступление в должность нового главы тоже своеобразно. О старообрядческом прошлом Боровска жителям напоминал лишь Покровский собор, в котором в то время располагалась автоколонна № 1364. Художник взял и нарисовал в самом центре города диптих: слева - Лужков на фоне возрожденного храма Христа Спасителя, а справа - калужский губернатор Анатолий Артамонов на фоне боровской автоколонны. Реакция была предсказуемой, очень скоро «неизвестные хулиганы» замазали роспись. А следом городская газета стала печатать письма жителей с критикой картин. Наполеон по отношению к нашему народу был захватчиком, и людям с обостренным чувством патриотизма не доставляет удовольствия смотреть на гарцующего Бонапарта. Адмирал Сенявин - это хорошо, но стена канализационной станции, на которой он размещен, принижает его образ. Голый мальчик, стучащийся в закрытую дверь (по замыслу художника, образ будущего) оскорбляет чувства верующих, и так далее.
Авторы размещенных в интернете заметок о поездках в Боровск дружно ругают нынешнего главу администрации города и забывают еще об одном боровчанине. Это был очень известный в Калужской области художник, лауреат премии Центрального федерального округа в номинации «Произведения живописи», Председатель Совета по культуре при губернаторе Калужской области, почётный гражданин Боровска. Портретист, рисовал всю калужскую элиту, но был очень самолюбив. Когда про Овчинникова стали писать в федеральных газетах и журналах, его стала душить зависть и он стал давить на главу города. А тот был вынужден прислушиваться, потому что знал: губернатор к этому художнику не равнодушен.
Я прочитал много впечатлений туристов о городе. Начиная с 2006 года все их авторы пишут, что фрески замазывают, однако ни в одном отзыве нет перечня, чего на самом деле лишился город. Где-то написано, что все фрески на месте, а тезис о замазывании используется для привлечения в город туристов. Где-то написано, что до сих пор замазали лишь одну.
Уточню, город лишился многих работ. Только в самом центре отсутствуют:
- «Жертвам политических репрессий»,
- Диптих «Лужков и Артамонов» на Коммунистической,
- Диптих «Протопоп Аввакум и боярыня Морозова»,
- «Мемориальная доска» на доме Наполеона,
- «Фиаско Бонапарта» на улице Ленина,
- «Добро должно быть с кулаками»,
- «Хлеб» на улице Ленина
- «Девушка с баранками» и так далее.
Закрашены и фрески серии «Окно в мир». Впрочем, пока цел «Глобус Боровска» - самая лучшая картина, на которой запечатлена вся история и дух города. Тут и протопоп Аввакум, и адмирал Сенявин, и Пушкин, и Наполеон, и мужик с огурцом (боровские огурчики некогда славились на всю округу). Как я писал, ее можно разглядывать долго. Вот небольшой пример юмора и иронии в подписях к «Глобусу»:
«Организации и учреждения, где: Значок молнии – связывают с внешним миром (*это почта); Два кольца – связывают по обоюдному согласию (*ЗАГС); Наручники – связывают (*милиция); Весы – судят по законам (*суд); Летучая мышь – охраняют (*вневедомственная охрана); Раскрытая газета – формируют наше мнение (*редакция газеты)».
После 2005 года новые картины на стенах домов Владимир Овчинников уже не рисовал. В 2007 он издал книгу «Погружение в старый Боровск» (графический цикл с краеведческими текстами-комментариями). В 2011 году издана 600-страничная книга, для которой он давно собирал материалы, «Расстрелянное будущее (Политические репрессии в Боровском районе)».
ПАМЯТНИКИ БОРОВСКА. У боровчан никогда не было желания поставить кому бы то ни было из своих земляков памятники, но отказаться от обязательных они даже помыслить не могли. По программе ленинской монументальной пропаганды сегодня в городе четыре монумента, и все Ленину: на площади Ленина, на улице Ленина, в посёлке Института и на фабрике «Красный Октябрь». Первые три во весь рост, четвёртый – бюст. С одной стороны, эти монументы – наша история, и надо бы с уважением к ней относиться, а с другой – ненужный и бессмысленный ритуал. Хотя облупленный Боровск - не роскошный Ханты-Мансийск, чтобы отважиться такое снести.
Был в городе и памятник Сталину. Стоял он на площади Ленина у сквера с бывшим названием «Памяти павших революционных борцов». Тоже история. Но, как только стало известно про культ личности, памятник быстро и незаметно исчез.
Памятник-бюст Циолковского был поставлен в 1969 году у подножия обелиска в честь освоения космоса. В 1980-е годы этот бюст загадочным образом исчез. Почти никто не знал куда, а кто знал, помалкивал.
И только в последние годы в Боровске, наконец, появились памятники - Циолковскому (2007), Федорову (2009), Гагарину (2011). Последний был поставлен прямо перед нашим приездом, в сентябре, в небольшом сквере недалеко от фрески «Глобус Боровска». Впрочем, в Боровске Гагарин отчего-то грустный. То ли дело Гагарин радостный, поставленный в этом году в Калуге. Мне его поза напомнила современную поп-звезду, а кому-то – клерка, вырвавшегося в пятницу из офиса на шашлычки. А вот памятников Дмитрию Пожарскому, Михаилу Бренку, Владимиру Храброму, адмиралу Сенявину, ученому Чебышеву в городе пока нет.
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ УЛИЦА. Кроме небольшой прогулки по центру, мы посетили Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, находящийся в черте города. От центральной площади можно доехать на маршрутке до остановки «Роща», а далее пройти немного пешком. Но мы решили пройти весь путь пешком (это около 4 километров), чтобы лучше рассмотреть город.
Можно с полной уверенностью сказать, что летом Боровск просто сказочный, но и нам перепало достаточно красоты. Хотя осень – время пустое и холодное, но и в нем есть какая-то душевная благодать. Город весь расположен на холмах, благодаря этому, когда взбираешься по кривой улице на очередной холм, открываются красивые виды на речку, на окрестности, и притом неожиданно. Здания в городе по большей части деревянные, одноэтажные, с красивыми резными наличниками. Индивидуализация фасадов раньше была принятой всеми нормой. В общем, город неповторимый, притягивающей своей причудливым смешением эпох и стилей на фоне русской красоты, покоя и запустения.
В начале улицы – росписи Овчинникова, да и потом они будут возникать в самых неожиданных местах. На доме № 1 – цикл «Во имя России». Герои художника - персонажи нашей истории. За пределами города мало известен боярин Михаил Бренок. Во время Куликовской битвы Дмитрий Донской переоделся в простое платье и сражался вместе с простыми воинами для поднятия их воинского духа. В то же время в одежды князя переоделся Бренок. Он сражался под княжеским знаменем, отвлекая врага от князя и вызывая огонь на себя, сознательно пойдя на этот подвиг. Под этим знаменем он и погиб. Здесь же Владимир Храбрый, Пожарский с московского памятника (непривычно видеть его без Минина).
Если идти от центра, сразу за автомобильным мостом через Протву, справа от дороги - Введенская церковь (1908) в псевдорусском стиле. В 1914 году к церкви была пристроена шатровая колокольня. От Введенской церкви примерно 600 метров до Дома–музея Циолковского (улица Циолковского, дом 49). Если двигаться по Коммунистической, то будет указатель, где следует повернуть к музею. Музей работает вторник- воскресенье с 10 до 17 часов. Он расположен в доме М.И.Помухиной, где в 1887-1888 годах К.Э.Циолковский снимал квартиру. Циолковский прожил в Боровске 12 лет. О нем я еще напишу, а сейчас замечу, что это единственное место в городе, где можно купить сувениры на память о Боровске и Калужской земле.
Двигаемся дальше по Коммунистической и слева, в отдалении от дороги, видим купол Покровского собора. Он освящен в 1912 году, закрыт в 1928. На его территории долгие годы располагалось автотранспортное предприятие. Это, возможно, самое впечатляющее сооружение города. Но поскольку оно находится в начале въезда в город со стороны Балабанова, то туристы, осматривающие центр города, могут о нём и не подозревать. К тому же, проезжая по Коммунистической улице, на которой он стоит, эту громадину можно даже и вовсе не заметить - храм закрыт воротами и корпусами автобазы. Мы прошли на территорию автобазы и увидели необычный собор, чем-то напомнивший нам Морской собор в Кронштадте. В сочетании с заброшенной ржавой техникой на этой промасленной и пробензиненной территории - это впечатляет. К счастью, собор теперь возвращен церкви, и даже наметились признаки реставрационных работ.
Через некоторое время справа появилась красивая ярко-красная Борисоглебская церковь, построенная в 1704, а недавно отреставрированная. При дальнейшем удалении от центра то, что на карте называлось улицей, перешло в шоссе в лесу. Не очень приятно было двигаться по обочине этого шоссе, когда рядом проносились грузовики. Наконец, справа показалась Рождественская церковь в селе Роща (1708), и мы свернули с Коммунистической направо, на улицу Шмидта. Дорога асфальтирована, монастырь уже виден, мы идем к нему.
ЦИОЛКОВСКИЙ. После сдачи экзаменов на должность уездного учителя математики Циолковский получил направление в Боровск. Здесь он работал в уездном училище с 1880 по 1892 годы. В апреле в Калуге повсюду висели лозунги «Калуга – колыбель космонавтики». А ведь колыбелью космонавтики вполне может зваться Боровск, именно здесь ученый написал свои первые работы о полете к звездам.
В небольшом музее Боровска Циолковский раскрывается как человек. Он женился на дочери хозяина дома, в котором снимал в Боровске комнату. «Меня тянуло к женщинам, я непрерывно влюблялся… Я решил не следовать страстям, а как можно скорее жениться без любви на доброй и трудящейся девушке, которая не могла бы мешать моим стремлениям. В том же году, осенью, я выполнил свое намерение. ... Женитьба эта тоже была судьбою и великим двигателем. Я, так сказать, сам на себя наложил страшные цепи. В жене я не обманулся.»
Из семи детей ученого пятеро умерли при его жизни. Двое из них покончили жизнь самоубийством, в 1902 году - Игнат, в 1923 – Александр. Под конец жизни Циолковский признался: «Жену я себе выбрал неудачно, от того и дети печальные вышли... Я женился без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. ... Я часто раздражался и, может быть, делал жизнь окружающих тяжелой, нервной.»
Бедность Циолковского в целом является мифом. Хотя все относительно, и степень богатства тоже. У Константина Эдуардовича хватало средств на содержание большой семьи, жена не работала. Позднее в Калуге он купил большой двухэтажный бревенчатый дом, в котором сейчас располагается музей. В доме была приличная мебель, фортепиано. Жалования хватало и на покупку материалов для опытов, станков, различного оборудования — у Циолковского была неплохая мастерская. Правда, в Калуге, чтобы обеспечивать семью, он был вынужден работать в двух местах — в уездном и епархиальном училище, но совместительством нас удивить трудно.
Обыватели воспринимали Циолковского как человека не от мира сего. И вполне заслуженно. Он был убежденным трезвенником, кофе и чай считал вредными для здоровья. Никогда не курил.
Коллегам по Боровскому училищу его поведение казалось странным, даже подозрительным — он избегал общения с ними. За это его прозвали Желябкой (Желябов — организатор убийства царя Александра II). Представьте, кого-нибудь в начале 2000-х прозвали бы Басайкой!
Однажды его чуть не выгнали с работы из Боровского училища. Обвинение было выдвинуто нешуточное: публично и вольно истолковывает Евангелие. Подобная крамола, если бы только она подтвердилась, могла стоить ему карьеры. Было очень серьезное разбирательство. Самая же большая неприятность в отношениях с властями случилась в 1919 году. Циолковского по подозрению в связях с «белым движением» арестовали и увезли в Москву, где держали в Лубянской тюрьме около месяца. Ему чрезвычайно повезло – отпустили, взяв подписку молчать.
Циолковский – создатель собственной философской концепции, которую он публиковал в серии брошюр, издаваемых за свой счёт (кстати, после переиздания этих работ в 1990-е годы появились статьи, где ученого обвиняли в расизме и даже фашизме, но этот вопрос затрагивать не буду). Он не раз и не два пытался привлечь внимание властей к своей необычной философии. Он считал ее вполне научной и искренне не понимал, почему советские идеологи не спешат взять ее на вооружение. В силу возраста и заслуг ученого не трогали, хотя «зачистка» философов, отклоняющихся от марксизма-ленинизма, в 1930-е годы уже началась. Будь он помоложе, нет никаких сомнений - очень скоро его, невзирая на предыдущие заслуги, арестовали бы, осудили и отправили в один из многочисленных лагерей ГУЛАГа. Вслед за ним, кстати, пошли бы по этапу и все те, кто когда-либо писал о нем хвалебные статьи и не успел откреститься от нового «врага народа».
А еще в музее мы узнали, что Боровский памятник исторически недостоверен – ученый гордился собственным дворянством и никогда не ходил в валенках.
МОНАСТЫРЬ. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь основал в 1444 году известный православный подвижник и святой чудотворец Пафнутий Боровский. Родом он был из этих же мест - из села Кудиново. В 1665 г. в монастырь был заключен протопоп Аввакум. Он оставался там до мая 1666 г., а затем снова с сентября 1666 по апрель 1667 гг. Идея правительства состояла в том, что вдали от Москвы Аввакум окажется изолирован от старообрядцев и не будет представлять такой опасности. На самом деле, как это часто бывает, все оказалось совсем наоборот. Сначала Аввакуму удалось приобрести в глазах монахов статус мученика за веру, а потом ему позволили более или менее свободно проповедовать, и жители Боровска в больших количествах стали переходить в старую веру. Впрочем, у монастыря есть свой сайт, и более подробную информацию о его истории и сооружениях можно посмотреть там.
За месяц до этой поездки мы побывали в Гороховце. Там расположены три действующих монастыря, но небольшие. А вот в Боровске – один, сразу внушающий уважение. Уже при подходе к нему нельзя не заметить дорогие машины «паломников» на автостоянке, и к тому же нас начинают атаковать требовательные нищие. Во время нашего посещения экскурсантов не было, что создавало определенный душевный настрой. Мы отметили, что объявления на территории монастыря касались необходимости труда приезжающих паломников. Со ссылками на церковные авторитеты доказывалось, что такой труд более важен, чем молитва. Мы посетили Рождественский собор, осмотрели стоящую рядом колокольню. Она пятиярусная, с «восьмериком на четверике». Такая форма колокольни характерна для середины и конца XVII века. В XVII веке в русской архитектуре проявилась тенденция к богатому украшению строений: углы колокольни оформлены полуколоннами, в трех поясах восьмерика и в среднем ярусе четверика установлены изразцы. Это творения Степана Иванова, прозванного за удивительное мастерство Степаном Полубесом. Его же изразцами украшены Ново-Иерусалимский и Иосифо-Волоцкий монастыри.
Побродив по монастырю, мы прошли мимо пруда и монастырских огородов прямой дорогой на горку к остановке «Роща». Скоро подошла маршрутка, и через 20 минут мы снова были на станции Балабаново.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Здесь всюду история: в дереве, в камне,
В подробностях быта, несломленном духе.
Кисть в краску макая, я думаю: как мне
Забвенью не дать победить и разрухе.
К сожалению, Владимир Овчинников уже давно не макает кисть в краску, а разруха и забвение потихоньку побеждают. Пока город еще хранит историческую застройку и живописный ландшафт. Но, как с тревогой пишут сами боровчане, за последние годы из-за бесконтрольного строительства катастрофически исчезает историческая застройка и планировка города, нарушаются панорамные виды, являющиеся неотъемлемой частью природного ландшафта. Не улучшает картину и попытка подремонтировать что-то. Даже наоборот, произведённый ремонт фасадов исторических зданий города лишь подчёркивает ту безвкусицу и безразличие, с каким жители этих домов и ремонтники относят к ним. Появляются вставленные пластиковые окна, сайдинговая обшивка, уничтожаются наличники и архитектурные украшения…
Свои грязные каракули местные вандалы оставили на многих рисунках Овчинникова, даже на «Глобусе». Но даже там, где они не приложили свою руку, штукатурка уже облупилась, краски выцвели. Ни в каком культурном реестре росписи Овчинникова не числятся, статус этих творений не предполагает реставрации и сохранения.
Если хотите застать старый Боровск, поезжайте туда сейчас. Потом может быть поздно.
Спасибо за виртуальную экскурсию!
Фото хорошие, но безликие, в этой коллекции не хватает динамичных сцен города, людей, животных и деталей, присущих именно этому месту, обратите на это внимание в будущим. Просто создалось впечатление воздушной тревоги, перед бомбёжкой=)
За славой не гонитесь, она сама Вас найдёт…
К сожалению, многие наши провинциальные исконно русские города постигает та-же участь, что и Боровск - они теряют своё очарование и перестраиваются до неузнаваемости ...
Что касается фотографии, то я в этой области ни на что не претендую, снимаю с рук и не редактирую фотографии. Для того, чтобы снимать жанровые сцены (если они не постановочные), нужно время. У нас же была цель посмотреть город.
Кстати, если кто-то не читал мой отзыв о Х-М, рекомендую!
В Боровске люди есть, но сами понимаете, 12 тыс населения всего.