Заключительный, шестой отзыв о нашей поездке по Сибири и Уралу.
*
ЗАЧЕМ ЕХАТЬ. Верхотурье - самый старый город Свердловской области, возникший ещё в дозаводскую эпоху истории Урала, в 1598 году. Полагаю, многие о нём и не слышали. А ведь когда-то, в XVII-XVIII веках, этот город был воротами в Сибирь, здесь располагалась внутренняя таможня, и ни въехать, ни выехать из Сибири, минуя Верхотурье, было невозможно. Тогда это был крупнейший и богатейший город Урала. Ныне всё наоборот, Верхотурье - самый малочисленный город Свердловской области, в нём менее 9 тысяч жителей.
А ещё Верхотурье - паломнический центр Урала. Богатство города в прошлом и статус крупного центра православия сказалось на облике города. На небольшом пятачке здесь расположено десять храмов, один из которых (Троицкий собор) относится к числу самых выдающихся архитектурных шедевров России, а другой (Крестовоздвиженский собор) удивляет своими размерами. Невысокий статус города в ХХ веке привел к почти полному отсутствию современных высотных зданий, поэтому, кроме церквей и колоколен, здесь нет других доминант. А вокруг - красивая уральская природа.
Полагаю, сказанного достаточно, чтобы захотеть побывать там.
КАК ДОБРАТЬСЯ. Расстояние от Верхотурья до Екатеринбурга – 306 км. Сообщение не очень хорошее, в день - два поезда (ехать 6-7 часов) да три автобуса (ехать 5.5 часов). От железнодорожной станции до города надо ехать ещё минут 15 на редко ходящем местном автобусе. Но главное, поезда и автобусы имеют неудобное время прибытия, почему-то рано утром из Екатеринбурга никто не выезжает. Кроме того, совершенно непонятно, как добираться из Верхотурья в расположенное в 60 километрах село Меркушино. Так что при отсутствии собственного транспорта лучшим решением будет поехать с экскурсией.
Подавляющее большинство предлагаемых местными фирмами туров – однодневные. Ясно, что с учётом дороги времени на осмотр остаётся мало. Мы заказали из Москвы двухдневный тур.
ИСТОРИЯ. Начиная с Ермака, который проник в Сибирь, сплавившись по рекам Тагилу, Туре и Тоболу, все экспедиции пытались найти наиболее удобный способ попадания в земли, сказочно богатые пушниной. На десять лет основным стал путь через реки Вишеру, Лозьву и Тавду, с перевалочным пунктом в Лозьвинском Городке.
Затем крестьянин Соликамского уезда Артемий Бабинов разведал путь, известный с тех пор как Бабиновская дорога. Вверх по Каме до Соликамска, затем посуху, а затем вниз по Туре в Обь.
Найденный им прямой сухопутный путь через Урал позволил шагнуть из Европейской России на бесконечную ширь Сибири, воротами в которую и стал град Верхотурье. Именно по этому пути отправилась основавшая город государственная экспедиция Василия Головина и Ивана Воейкова.
Верхотурье было основано в 1598 году (по Википедии 1597) как острог на месте существовавшего ранее мансийского городища именно для защиты одного из самых популярных водных путей в Сибирь. После основания Верхотурья Лозьвинский Городок пришел в упадок, а само Верхотурье стало главной крепостью на пути в Сибирь.
Вновь построенный город должен был стать не только базой для окончательного подавления сопротивления русской власти, но и перевалочным пунктом для товаров, которые везли в Сибирь и обратно. В 1600 году здесь была устроена таможня, и через город шли все сибирские товары. С XVII века была учреждена государственная ямская служба на Бабиновской дороге. Проезд в Сибирь и из Сибири другими путями был запрещен. Этот запрет действовал до 1767 года, то есть даже тогда, когда появились более удобные и короткие дороги. На пушнину существовала особая государственная монополия: все сделки по ее продаже между русскими и манси могли заключаться только на гостином дворе в Верхотурье. Тем самым тогда это был один из богатейших городов России.
В 1631 году в Ирбитской слободе Верхотурского уезда стали проводить ярмарки, которые вскоре приобрели международное значение, поскольку через них велась торговля с азиатскими странами. Ирбитская ярмарка не на одно столетие стала центром обмена между европейской и азиатской частями России и по оборотам заняла второе место после Макарьевской.
А ещё Верхотурье с самого начала стало центром судостроения. Здесь строились морские суда - кочи, ходившие по Ледовитому океану в Мангазею, речные - дощаники, ладьи, струги, множество лодок разных типов. Основная верфь находилась в Меркушино. В конце XVII века там ежегодно строилось около ста судов.
Стратегическое значение Верхотурья стало уменьшаться, когда появился Екатеринбург, и на Ирбитскую ярмарку стали ездить не через Верхотурье, а через Уктусский завод, а затем Екатеринбург. В довершение в 1753 году Елизавета упразднила все внутренние таможни, в том числе верхотурскую. Вскоре появился Сибирский тракт, по которому в Тюмень можно было попасть через Кунгур и Екатеринбург. Верхотурье оказалось на обочине этой новой сибирской дороги и полностью потеряло свое былое величие.
В 1604 году в Верхотурье был основан первый в Сибири Николаевский монастырь. В 1704 году в удаленной деревне Меркушино из-под земли вышел гроб никому неизвестного Симеона. Позже он был причислен к лику святых (Симеон Верхотурский), написано его житие, а мощи были перенесены в Николаевский монастырь, что создало поток паломников.
В XIX веке Верхотурье было известно в основном как место православного паломничества к мощам Симеона Верхотурского. Оно фактически стало православной столицей Урала, что спасло город от полного ухода в небытие. С 1926 по 1947 годы Верхотурье было лишено городского статуса и официально было селом. С конца XX века с большим трудом здесь начинает развиваться светский туризм.
ГОСТИНИЦА. Мы выехали из Екатеринбурга в 8 часов, причем экскурсионный автобус отъезжал от нашей гостиницы. Дорога до Верхотурья заняла чуть больше четырех часов. Сразу пообедали в городе в кафе «Империя», а потом разместились в гостинице «Соболь». Она была построена совсем недавно, когда здесь захотели сделать туристский центр. В отличие от Тобольска, Тюмени и Екатеринбурга, Wi-Fi в этой гостинице не было. Номер очень просторный, есть телевизор. Однако у душа стояли большие емкости с водой, намекая на то, что с ней бывают перебои. Некоторым нашим одногруппникам не повезло – у них в номерах не было воды, надо было идти в общий душ на первом этаже. У нас, к счастью, вода была. Впрочем, других гостиниц в городе нет. Из окна номера можно было видеть Крестовоздвиженский собор. В здании гостиницы расположено кафе «Империя-2», где мы на следующий день завтракали.
У гостиницы есть сайт, на котором можно найти достаточно подробное описание города. Интересно, здесь рядом оказались и «Эклектический Крестовоздвиженский собор» (именно так!) и «Собор Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня», причем их описание не совпадает – у каждого отмечены свои моменты.
КРЕМЛЬ. Верхотурье – один из немногих городов, который может похвастать собственным кремлем. О нём нам сообщили два факта: это самый маленький кремль в России (квадрат стен 125 на 194 метров), и это предпоследний русский кремль (последний построен в Тобольске). Как видите, на Урале считают, что кремль Зарайска с его размерами 134х190 куда больше. Отмечу, что мы видели кремль и меньше и моложе. Он был построен в 2009 году в Йошкар-Оле, однако экскурсоводы в старых русских городах полагают, что его просто нет.
Кремль - второй по значимости, после монастыря, туристический объект города. Построен он был в конце XVII-начале XVIII века на высоком утёсе на левом берегу реки Туры. До него на этом месте стояла деревянная крепость, возведённая в конце XVI века при строительстве города. Малые его размеры объясняются тем, что ко времени постройки он уже не имел военного значения, и, по сути, представлял собой укреплённую усадьбу воеводы. Кремль имел стены с трёх сторон: запад-север-восток. Западная стена выходила к Туре и имела башни по углам. Южный периметр загораживали построенные в одну линию каменные здания житных амбаров, караульни, поварни и приказных палат. С восточной стороны в кремлёвский ансамбль был встроен Троицкий собор (1703-1712 годы), частично, своей колокольней, он стоит на территории кремля. По обе стороны собора в стене устроены парадные ворота. Кремлёвская стена - полноценное фортификационное сооружение с двумя ярусами бойниц и верхним боевым ходом, который прикрыт зубцами типа "ласточкин хвост". Внутри крепостных стен находился воеводский дом.
К настоящему времени сохранились лишь Троицкий собор, колокольня и два фрагмента стен с барочными воротами. Не знаю, согласитесь ли вы со мной, но Троицкий собор, выполненный в стиле нарышкинского барокко - одно из самых лучших произведений данного стиля. По крайней мере, он не хуже церкви Покрова в Филях или Успения на Покровке (правда, последнюю мы видели только на фотографиях и рисунках). В 1932 году собор был закрыт, в 1991 году был возвращён православной церкви и с 1998 года в нём возобновились богослужения.
Справа от приказных палат стояли житные амбары. Позднее на их месте было выстроено пожарное депо, которое в свою очередь тоже было перестроено до неузнаваемости. Сейчас здесь находится городской музей. Музей современный, побывать в нем стоит, залы большие, духоты здесь нет, фотосъемка платная. Открывается, как мы думаем, только для экскурсий.
Самая красивая постройка внутри кремля - здание уездного казначейства (1914). Ныне используется почти по профилю, здесь расположено отделение Россельхозбанка. Вообще, за все века своего существования кремль не изменил своей сущности - административный центр. Дума, администрация, ЗАГС и прочие до сих пор находятся на своем месте и исправно работают.
МОНАСТЫРИ. С северной стороны Кремля на возвышенном месте в запруженном устье реки Калачик, впадающей в реку Туру, находится древнейший в Зауралье Свято-Николаевский мужской монастырь. Основание монастыря относится к 1604 году. Богатеть и широко развиваться монастырь стал с 1704 года, только после переноса туда святых мощей Симеона Праведного Чудотворца из села Меркушино. С этого времени сюда стали стекаться тысячи богомольцев, даже издалека. В советские годы на территории монастыря располагались тюрьма и исправительно-трудовая колония для малолетних преступников. Он был возвращен церкви в 1990 году. Возвращен был в ужасном виде, как мы видели на фотографиях в православном музее, с тех пор началось его возрождение.
Монастырские стены и башни имеют сугубо декоративное значение. Стены были построены во второй половине XVIII века, а башни в период с 1856 по 1910 годы, когда никакое вражеское нашествие монастырю не угрожало. Однако, это сооружение имеет все необходимые боевые элементы: обходы, площадки, бойницы, зубцы. На вид - типичная русская крепость XVI-XVII веков. Стилизацию выдают лишь пропорции: стены невысоки, а башни так вовсе игрушечные.
У главного входа в монастырь находится Симеоно-Анненская надвратная церковь (1856), построенная в традициях древнерусской архитектуры. Охранники у входа следят за правильной одеждой входящих, мужчин в шортах или майках при любой жаре не пускают. После выхода из надвратной церкви мы попали на просторную площадь, выложенную декоративной плиткой. С западной стороны площади находится бывший настоятельский корпус. Корпус выстроен в классическом стиле, но очень прост. Сейчас здесь православный музей, фотографировать в котором почему-то запрещено. Залы в нём маленькие, духота. Естественно, запрещено фотографировать и в храмах.
С севера площадь замыкает Преображенский собор (1821-1834) строгого классического стиля. Слева к храму примыкает трапезная, к которой, в свою очередь, пристроена колокольня. В советское время колокольня и купол храма были разрушены. Купол в упрощенном виде был восстановлен в 1992 году, а колокольня - в 1998 году.
С восточной стороны площади расположен Крестовоздвиженский собор (1905-1913), выстроенный в византийском стиле. На всех местных сайтах утверждается, что это третья по объёму церковь России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге. Как путешественник добавлю, что таких «третьих» довольно много. В различных источниках такими считаются Вознесенский собор в Ельце и Вознесенский собор в Новочеркасске, а из современных построек - Преображенский собор в Хабаровске и Благовещенский в Воронеже. Его архитектор А.Б.Турчевич, поляк и католик, построил в России более 40 православных храмов. Как только он увидел Верхотурье, ему сразу представилось необычное цветовое решение собора – светло-коричневые стены и серые купола. Серые потому, что небо на Урале серое, чтобы на этом фоне лучше выделялись золотые кресты. В соборе находится главная святыня монастыря - мощи святого Симеона Верхотурского. Для менее религиозных посетителей имеется своя приманка - три фаянсовых иконостаса.
Рядом с Крестовоздвиженским собором находилась Николаевская церковь (1712-1738 годы), снесённая в 1936 году. В 1999 году на её месте построена новая небольшая Николаевская церковь. Когда мы там были, в храм зашли Vip- гости, которых сопровождал священник. Им можно было всё, ну и я сделал несколько кадров.
На территории монастыря располагался «Дом почетных гостей» - деревянный особняк в псевдорусском стиле. Он был построен в 1913 году, в честь 300-летия дома Романовых и к освящению собора. Ждали Николая Второго, но не дождались - вместо него приехала великая княгиня Елизавета Федоровна. Это оказался, говоря современным языком, гениальный пиар-ход, второй в истории города (первым было причисление к лику святых Симеона Верхотурского, про которого при жизни вообще ничего не было известно). Великую княгиню расстреляли через 5 лет в Алапаевске, потом причислили к лику святых вместе со всей царской семьей, и Верхотурье получило своего второго святого.
С 1975 года дом использовался как краеведческий музей. В ноябре 2010 года здание сгорело из-за умышленного поджога. К счастью, музейные экспонаты к тому времени были вывезены — здание готовилось к ремонту. Пожарные сперва сделали заключение, что пожар случился, как обычно, «из-за замыкания электропроводки», но, увы, выяснилось, что терем был отключен от электроэнергии. Точно было продумано время поджога, когда пожарные принимали участие в соревновании по волейболу и приехать на пожар не могли. Огню было предостаточно времени, чтобы разгореться как следует. «Дом почетных гостей» планировалось восстановить к 2013 году, однако во время нашего пребывания работы еще не начинались.
От смотровой площадки по берегу Туры мы вышли к Старо-Покровской церкви (1744-1753). Композиционно церковь повторяет Троицкий собор - на большой храмовый четверик поставлен восьмигранный барабан. Ныне церковь заброшена. Странное впечатление, одновременно мрачное и светлое, оставляют сохранившиеся старые фрески на потолке.
Рядом с ней находятся развалины церкви Рождества Иоанна Предтечи (1753-1776). В народе церковь называлась "Походяшинской", так как была построена на средства известного уральского заводчика XVIII века Максима Походяшина. Она считалась одной из самых красивых церквей Верхотурья. Сейчас от неё остался только первый этаж.
В городе есть еще один монастырь – Свято-Покровский женский. Знаменит он проживавшими здесь царскими невестами и чудотворными иконами. С 1619 по 1621 годы здесь проживала невеста царя Михаила Романова Мария Хлопова. Будучи уже в статусе официальной невесты царя, она стала неугодной его матери и боярам Салтыковым, которые добились изгнания Марии в далекое Верхотурье. В 1740 году невольной монахиней здесь была Анна Долгорукая – представительница древнейшего и знатного рода. Она была сослана в Верхотурье после смерти Петра II, при котором ее семья занимала самое высокое государственное положение. В 1926 году монастырь был закрыт и только в 1991 году возвращен церкви.
Не всё определяется размерами храмов. В громадном Крестовоздвиженском соборе было как-то неуютно. Туда тоже зашли Vip-гости, тогда монахи стали суетиться, открывая доступ к мощам. А в небольшой Покровской церкви была совсем другая атмосфера, какая-то домашняя, и нас здесь не считали «второсортными». Мы зашли туда, чтобы увидеть главную святыню - почитаемую здесь чудотворной икону Богоматери «Умиление». Этот список со Серафимо-Дивеевской иконы пережил все войны и революции. Сама икона не совсем обычна, младенца у Богоматери нет, её руки скрещены, её глаза полузакрыты. Говорят, она открывает их только усердно молящимся. Фотографировать нельзя, но изображения можно купить тут же, в церковной лавке.
МЕРКУШИНО. Мы переночевали в Верхотурье и поехали дальше, в село Меркушино, находящееся в 60 км к востоку. С этим селом связана жизнь святого Симеона Верхотурского (раньше его называли Симеон Меркушинский). Он зарабатывал на пропитание шитьем овчинных полушубков и тулупов, да ловлей рыбы. Прожил он недолго, примерно сорок лет, был похоронен у деревянной Михайло-Архангельской церкви в Меркушино. Неожиданно его гроб в 1692 году вышел на поверхность. Чудо привлекло людей, заметивших вскоре, что молитвы у мощей, прикосновение к ним исцеляют болезни. В 1694 году митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий написал житие святого праведного Симеона, Сибирского Чудотворца. Через 8 лет его мощи были перенесены из Меркушино в Николаевский монастырь.
Рассказывают, что из Меркушино в Верхотурье мощи Симеона переносили много дней. После в местах всех этих остановок были возведены часовни и церкви. Потому по дороге мы их встречали довольно много, хотя не останавливались. Сделали лишь одну остановку – у деревянного храма в честь Всех Святых, в земле Сибирской просиявших. Рядом с храмом установлен поклонный крест на месте моления Симеона Верхотурского. От креста ведёт тропинка к прибрежному камню, с которого, по преданию, Симеон любил рыбачить.
В селе Меркушино находится Свято-Симеоновское Подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, включающее в себя два храма. Церковь Симеона Верхотурского была освящена в 1886 году, а восстановлена в 2004. Этот храм был построен на том месте, где гроб Симеона подняло источником воды. Алтарь расположен прямо над гробницей, в которой находится святой источник.
Собор Михаила Архангела строился в 1911-1916 годах, а восстановлен в 2004. Восстановлен на средства частных лиц, внутри богато оформлен уральским камнем. Недавно Меркушино получило еще одного святого. В соборе теперь находятся мощи священномученика Константина Богоявленского, убитого большевиками в 1918 году.
Вот в этом здании находится местная власть.
В этот день был дождь, и мы смогли оценить удобство Меркушино - храмы соединены между собой крытой галереей, где находятся церковные лавки. Это не современное изобретение, так было и до революции, для защиты от зимних морозов. Надо отметить, монахини Ново-Тихвинского монастыря, в отличие от всех прочих, благосклонно отнеслись к фотосъемке интерьеров храмов. Запрещено лишь позировать в храме, и фотографировать монахинь.
ОКТАЙ. В пяти километрах к западу от Верхотурья находится ещё один объект православного паломничества - скит Октай, принадлежащий верхотурскому Николаевскому мужскому монастырю. В 1850 году здесь была организована монастырская заимка. Несколько монахов, живших здесь, занимались заготовкой сена и дров. Известность это место стало приобретать после того, как тут стали останавливаться на отдых паломники, следующие в Верхотурье поклониться мощам Симеона Верхотурского. В живописном месте, прямо на берегу реки, находился источник, вода которого вскоре стала считаться целебной. Сюда стали совершаться паломничества с целью омовения водой из источника. В 1888 году над источником была построена деревянная часовня, которая в 1894 году была преобразована в храм иконы Богоматери "Живоносный источник". Церковь сохранилась до наших дней. В 1928 году скит был закрыт и на его территории разместился дом отдыха, а в церкви – клуб. В конце 1990-х богослужения в храме и паломничества возобновились. Странная картина: вот скит, а буквально в двух шагах рядом с ним (через забор) стоит яркий образчик социализма - дом отдыха. Настолько аутентичный, что, кажется, будто там снимают кино про жизнь в СССР!
За церковью на берегу реки построена купальня. Люди заходят внутрь, обливаются водой из источника и набирают воды с собой. Как говорят, постепенно скит превращается в место для пикников. Летом, когда поток паломников увеличивается, многие из них, дожидаясь своей очереди в купальню, загорают на берегу, обедают, причём нередко со спиртным. Некоторые «паломники» в храм не заходят, наберут воды и отбывают восвояси. Так что у храма и в храме мы могли наблюдать обращенные к подобным «паломникам» предупреждающие надписи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. На главной площади Верхотурья стоит памятный знак в честь 400-летия основания города. В бронзе отлито «Под руководством губернатора Росселя в 1996 году началась реализация программы возрождения Верхотурья». Но, несмотря на красоты храмов, общее впечатление от Верхотурья сложилось грустное. Как я уже писал, в городе проживает около 9 тысяч человек. Мне показалось, что жителей гораздо меньше. Часть изб выглядит заброшенными. Застроен город главным образом деревянными домами. Богатой деревянной резьбы, как в Тобольске или Тюмени, в Верхотурье не встречается: город в XIX веке был не богатый. Дома довольно скромные, но они составляют отличный фон к каменным шедеврам.
Жизнь здесь поддерживается прежде всего паломническими турами, группы привозят сюда поклониться мощам Симеона Верхотурского. Как я упоминал, насыщенная религиозная атмосфера чувствуется в городе, и это придает месту особый колорит. Такого нет ни в одном уральском городе (из увиденных нами). Даже в Тобольске с его отлакированным кремлем мы такого не ощутили.
В связи с тем, что рядом с Верхотурьем проходит магистральный нефтепровод Сургут — Полоцк, в конце 1990-х планировалось строительство в районе города нефтеперерабатывающего завода мощностью 3 млн. тонн нефти в год и стоимостью 1,4 млрд. долларов. Верхотурцам долго морочили голову сказками о будущей счастливой жизни. В конце концов, этот проект забросили.
Сегодня Верхотурье представляет из себя небольшой городок полудеревенского вида, вся слава которого осталась глубоко в прошлом. Признаков бурной экономической жизни в городе не наблюдается. Здесь полностью отсутствует промышленность, слабо развита торговля и сфера услуг. Совершенно непонятно, откуда верхотурцы добывают средства к существованию. С 1997 года, со времени подготовки к празднованию 400-летия Верхотурья, предпринимаются попытки превратить город в крупный туристический центр Свердловской области. К этому времени относится первое значительное денежное вливание в экономику и инфраструктуру города. На эти деньги была построена дорога от Серовского тракта к Верхотурью, проведены реставрационные работы в кремле и мужском монастыре, построена гостиница. Однако сформировать постоянный поток светских туристов так и не удалось.
Общее впечатление от города можно выразить так: чтобы превратить его в туристический центр, придётся очень много потрудиться. Заманить народ в такую даль только мощами святых можно, но доход от паломников никакой. Скорее, наоборот, одни расходы, так как в дни религиозных праздников их приходиться возить на бесплатных электричках. А нерелигиозным туристам тратить деньги в Верхотурье негде, инфраструктура туризма тут ещё не создана. Не все ведь едут только за здешней неповторимой атмосферой уединения.
Знаменитый в прошлом город сейчас оказался в большой глуши. Высокодоходная Ганина Яма находятся в получасе езды от Екатеринбурга. Доехать легко, да и ездят туда толпы людей просто на пикник, ну заодно и помолиться да свечку поставить. А до Верхотурья екатеринбуржцам семь часов в плацкарте трястись – зачем им такой отдых!
Возможно, чтобы город заметили за пределами области, нужно начать с того, чтобы постараться внести Троицкий собор в список ЮНЕСКО. Тогда Верхотурье автоматически попадёт в кучу туристических изданий и путеводителей. Огромного потока туристов при любом раскладе не будет, но город маленький, так что прожить за счет туризма вполне сможет.
Вот и закончилась наша поездка по Сибири и Уралу. Верхотурье стало её достойным завершением. Вообще, побывав в русских монастырях, расположенных в глуши, понимаешь, что это – настоящее. Здесь и туристов нет, и паломники другие, и монахи другие.
Так что, если вы не посетили Верхотурье, то считать, что вы были на Урале, просто нельзя!
**
Мы с женой благодарим бюро путешествий и экскурсий «Тур-Урал» за организацию поездки (именно «Тур-Урал», что на улице Азина, просьба не путать с «Урал-тур»). Претензий к бюро нет, в нашем туре всё было отлично организовано. Благодарим также замечательного экскурсовода Надежду Абрамовну, без которой наши впечатления не были бы такими яркими. Уж поверьте – разных экскурсоводов мы видели много, а замечательных среди них единицы.
*
Фотографии автора, расположены согласно тексту отзыва.
Использована информация: verhoturie.info, verhoturie.com, верхотурье-сити.рф, www.14dney.ru; ЖЖ az_mnogogreshny (2008), makeev_dv (2010), zzaharr (2012).
Желаю всем в 2014 году здоровья и новых ярких путешествий!