ЗАЧЕМ ЕХАТЬ. Этот город — старший брат Пскова и Москвы, ровесник Великого Новгорода. При этом о Пскове и Новгороде хорошо знают все туристы, но вот столь же древний Смоленск в качестве «русской жемчужины» обычно не воспринимается. На мой взгляд, совершенно зря. Сами подумайте, много ли есть в России городов, где храм XII века стоит рядом с железнодорожным вокзалом, а почти из любой точки виден Кафедральный собор?
Его историю характеризуют слова Маргадона из фильма «Формула любви» (1984): «Я всё понял, Жакоб. Все пришельцы в Россию будут гибнуть под Смоленском». За многовековую историю город увидел монголо-татарское нашествие, больше ста лет был под властью Литвы, несколько десятилетий входил в состав Речи Посполитой, был разрушен и сожжён французами в 1812 году, пережил двухлетнюю оккупацию немецкими войсками во время Великой Отечественной войны.
Великая крепость, видевшая страшно подумать сколько войн, многочисленные памятники героям всех этих войн, храмы, храмы, храмы… В 2013 году город будет отмечать свое 1150-летие. Сейчас это областной центр, имеющий две достопримечательности мирового уровня, это Смоленская крепостная стена и собор Успения Богородицы. А есть еще и три церкви XII века, прекрасный памятник Михаилу Глинке, интересная художественная галерея.
КАК ДОБРАТЬСЯ. Смоленская область граничит с Московской, однако расстояние от Москвы до Смоленска больше, чем до центров других областей. С Москвой город соединяет федеральная автомобильная трасса М-1 «Беларусь» (Минское шоссе). Автобусы ходят от Белорусского вокзала практически каждый час. На наш взгляд, самый оптимальный вариант для поездки из Москвы – ночной поезд. Приезд в Смоленск рано утром, отъезд оттуда поздно вечером, время в пути 6 - 7 часов. Мы выбрали именно его. Но если вы не любите ехать ночью, садитесь на поезд до Парижа. Он отходит из Москвы в 8.00, а в Смоленске уже 12.20.
ГДЕ ПОСЕЛИТЬСЯ. Большим туристским потоком город похвастаться не может. Сюда приезжают либо группы школьников, либо туристы, пресытившиеся Золотым кольцом и Подмосковьем. Отсюда и уровень сервиса, не буду цитировать отзывы про смоленские гостиницы. Мы посмотрели рейтинг гостиниц города на сайтах komandirovka.ru и otzyv.ru. Первое место в них занимала маленькая частная гостиница «Усадьба». В ней мы и забронировали номер. Можем рекомендовать её, мы остались довольны номером и сервисом. В гостинице прекрасный ресторан, в нём мы завтракали и обедали. Отмечу две особенности, мы отнеслись к ним спокойно, а для кого-то они могут оказаться неприемлемыми. Лифта в гостинице нет (мы жили на 4 этаже), курение в ней запрещено.
ВОКЗАЛ И ДРЕВНИЕ ХРАМЫ. Программа пребывания в городе была спланирована на два дня (40 часов). Все объекты, которые мы собирались посетить, укладывались в пределы района, ограниченного крепостной стеной (разрушенной или сохранившейся). Планировались лишь три выхода за ее пределы. Мы ни разу не пользовались недорогим общественным транспортом (12 рублей) и передвигались по городу только пешком.
Первое, что видят прибывающие в город по железной дороге - вокзал. Вокзал Смоленска (1951, архитектор Б.Мезенцев) - один из послевоенных вокзалов-дворцов, того же типа, что вокзалы в Волгограде, Курске, Харькове, то есть своеобразный памятник Победе. По-моему, один из самых красивых российских вокзалов. Именно в Смоленске его построили очень кстати, хотя вряд ли в те годы город мог рассматриваться как «ворота России». Обратите внимание - на здании вокзала надпись на латинице (со стороны путей), герб города и Золотая Звезда.
Железнодорожные пути охватывают вокзал с двух сторон, а прямо от вокзальной площади ведёт широкая дорога, переходящая в эстакаду. Однако самое удивительное в смоленском вокзале то, что совсем рядом с ним находится домонгольская церковь! Церковь Петра и Павла на Городянке была построена в 1150-е годы, и является ныне старейшей в Смоленске. Считается, что это был домовой храм в загородной резиденции князя. И это типичный древнерусский храм, в котором еще почти не проявились специфические смоленские черты. Сама церковь выглядит очень мощной, прямо-таки богатырской. Вероятно, её нельзя назвать красивой. Она лаконична, строга и сдержанна до предела. Но в её пропорциях, линиях, окнах-амбразурах, шершавом кирпиче, гладких полукруглых маковках, общем облике таится такая сила, и такая энергетика, что от неё невозможно оторвать глаз. За одной оградой с ней находится церковь святой Варвары, построенная в середине XVIII века на средства смоленских купцов. А всего в Смоленске сохранилось три домонгольские церкви - больше только в Новгороде, Владимире, Чернигове и Киеве.
Приехав, мы направились в центральную часть города, к мосту через Днепр. В отличие от экскурсантов, садящихся в автобусы на привокзальной площади, мы пошли пешком. Как только стал виден Успенский собор, я захотел запечатлеть его. Увидев, что я фотографирую, одна из местных женщин подошла к нам и сказала: «Какой город раньше был! А теперь грязь развели, разруху!». Такие были первые слова, услышанные нами в городе, и скоро мы убедились в их справедливости. Неподалеку был укреплен знак перехода, но светофора не было. Пришлось перебегать дорогу в потоке между машинами. Далее асфальт кончился! Чтобы попасть на мост, надо было взобраться на грунтовую насыпь. Катить чемодан на колесиках здесь нереально. Либо уезжайте с вокзальной площади на такси – либо берите чемодан в руки. Мы пошли по левой (при движении от вокзала) стороне моста через Днепр, чтобы сделать кадр, который также присутствует во всех отзывах – вид на Успенский собор, рассвет над рекой и крепостную стену. Глядя на эту речку, сложно поверить, что этот тот же самый Днепр, на котором стоят Киев, Днепропетровск и Запорожье. Редкая птица не перелетит такой Днепр туда и обратно. Я оперся на перила моста, чтобы кадр вышел лучше, и тут мои руки заходили ходуном: по мосту ехал трамвай. За ним машины на медленно объезжали многочисленные дорожные ямы.
Перейдя Днепр, на другом берегу мы увидели церковь Иоанна Богослова на Варяжках. Про нее пишут, что они с Петропавловской «были почти двойники». К сожалению, сейчас в это поверить трудно. Храм искажен позднейшими перестройками, и от XII века в нем остались разве что стены.
Если вы, перейдя мост, пойдете вдоль реки направо, то увидите третью древнюю церковь. К ней от моста надо идти минут тридцать по Большой Краснофлотской улице до дома 68, после чего повернуть налево. Стоящая на высоком холме, в ограде с колокольней, церковь Архангела Михаила (Свирская) уникальна тем, что сохранила облик смоленской архитектурной школы. Перед монгольским нашествием город был одним из главных центров каменного зодчества Руси. В Смоленской земле археологам известно несколько десятков домонгольских каменных построек - больше, чем было во Владимиро-Суздальском княжестве. Но если из каменных построек Владимирской Руси уцелело около десятка, то из смоленских - всего три. Бесконечные войны уничтожили почти все смоленские храмы, к 1941 году кроме этих трёх церквей не осталось ничего. Да и эти храмы выжили в основном потому, что были за пределами старого города и не имели стратегической ценности. Та же участь постигла построенные смолянами храмы Рязани, которую стёр с лица земли хан Батый. Впрочем, уцелел еще один памятник смоленской школы - церковь Параскевы Пятницы на Торгу в Великом Новгороде, или «церковь о ста углах» (построена в 1207 году). Одна из специфических черт смоленской школы - характерные ступенчатые углы.
Свирская церковь построена в конце XII века и совсем не похожа на две описанные выше. Она больше напомнила нам больше готический замок-башню, но никак не православную да ещё домонгольскую церковь. Храм высокий, даже очень высокий, к тому же у него пологие треугольные крыши-скаты, что нехарактерно и чуждо для русских церквей. Впрочем, когда мы вошли внутрь, то на стене увидели рисунок церкви в своём первоначальном виде. Раньше скаты крыш были мягко-волнистыми, а в XVIII веке ее таким ужасным образом отреставрировали.
В храме присутствует нетипичная для русских церквей вертикальная динамика, которая воспринимается как снаружи, так и особенно в интерьере. Там огромная высота, а главное, арки по бокам как будто сдавливают и сжимают воздух вокруг тебя со всех сторон, и возникает чувство ощущения себя в воздушном узком тоннеле, устремленном вверх. Старинный храм такого уровня – чрезвычайная редкость на Руси. К тому же он обладает прекрасной акустикой - как там пел хор!
Кстати, все три храма XII века – действующие, и во всех нам удалось застать службы.
РЕЛЬЕФ. Город разрезан оврагами на несколько частей. Фактически, он расположен на нескольких холмах. Естественно, что районы на склонах застраиваются в последнюю очередь и далеко не везде. Перепады высот приличные. Так что маленьким частным домикам в самом центре полное раздолье.
Мы ходили только пешком. Хочу предупредить, не доверяйте планам. То, что на карте обозначено как улица, может оказаться тропинкой среди зелени, вдруг оборвавшейся или уткнувшейся в забор. Удивительно, но в центре города расположены сады и огороды. Вообще, по некоторым своим видам город похож не на областной, а на достаточно крупный районный центр. Порадовала церковь, на которой вывеска «Планетарий».
Днепр – просто речка в центре города, с зарослями у воды, без всяких там гранитных набережных. Я читал, что набережную начинали строить еще к Московской Олимпиаде, то есть в конце 1970-х годов. До сих пор строят, теперь обещают к 2013 году, к юбилею.
СОБОР. Справка из путеводителя: «Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) — кафедральный собор Смоленско-Калининградской епархии Русской Православной Церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне г. Смоленска в 1609—1611 годах на месте одноимённого собора XII века. Строительство начато в 1677 году, полностью собор был достроен в 1772 году». По своему облику, истории и святыням этот собор - один из важнейших в России, достойный Успенского во Владимире, Псковской Троицы, Новгородской Софии, соборов Московского Кремля.
Хотя Соборная гора - не самая высокая часть Смоленска, а лишь боковая вершина холма, на котором стоит Старый город, Успенский собор и другие постройки видны в Смоленске практически отовсюду. Идя в центр с вокзала, мы впервые увидели его как будто парящим над предрассветным городом. Глядя на него, мы ощутили чувство, которое можно описать как чувство умиротворения и узнавания. Оно иногда возникает при посещении мест, которые, хоть и почти незнакомы тебе, почему-то кажутся родными.
Итак, когда собор начали строить, из-за ошибок проектирования он частично обрушился. Долго не знали, что с ним делать, и наконец, достроили по модифицированному проекту. Поэтому такое большое время постройки и видимая несимметричность. Однако в итоге получилось нечто восхитительное! Убранство, фрески и иконостас чудом сохранились – это, возможно, самые роскошные и пышные церковные интерьеры во всей Руси. Кстати, в интерьерах заметно влияние украинского барокко. Сам собор очень высокий, поэтому внутри он впечатляет и просто своим пространственным объемом, и совершенно грандиозным золоченым деревянным резным иконостасом. Перед нашими глазами были сплошные золото и резьба, подобного великолепия мы ещё не видели.
Здесь же хранится Смоленская икона Богоматери, носящая название Одигитрия (Указующая путь, Путеводительница). Точнее, чудотворный список с неё, так как подлинная икона была утрачена в войну. Эта икона Богоматери по своему значению сопоставима с Казанской и Владимирской иконами. Она находится чуть справа от центра, высоко на золотом балкончике, к ней надо подниматься по ступенькам. Икона большого размера, тёмный лик Богоматери обрамлён золотым металлом.
В соборе, слева от иконы находится знаменитая Плащаница «Положение во гроб» (1561), которая выткана яркими и золотыми шелковыми нитями так искусно, невидимыми стежками, что все ее персонажи кажутся живыми.
Фотографировать внутри собора запрещено, иллюстрации можно найти в многочисленных путеводителях, но лучше приехать и посмотреть самому. За собором – смотровая площадка, оттуда хорошо видна крепостная стена, к которой мы и направились.
СТЕНА. Главная достопримечательность города - Смоленская крепостная стена, не имеющая аналогов в России. Построил ее в 1596-1601 годах зодчий Фёдор Конь, строивший ранее стены Белого города в Москве. Со всей страны на это грандиозное строительство были присланы каменщики, кирпичники и рабочий люд, трудилось 25-30 тысяч человек. На время возведения стены царь повсеместно запретил каменное строительство. Время наступало неспокойное, смутное, в 1603 году заканчивался срок перемирия с Польшей, поэтому торопились.
Очень скоро прочность крепости была проверена на деле. Осадив Смоленск в 1609 году, отборные войска польского короля Сигизмунда III безрезультатно стояли под ним более двух лет. Далее всё повернулось - из главного щита России от поляков крепость превратилась в главный щит Речи Посполитой от русских, и московская армия несколько раз упиралась в её стены.
При постройке стена включала 38 башен и имела длину 6,3 километра. Толщина стен - 5-6 метров, по ним могла проехать тройка лошадей. Позже ее разрушали не только поляки и французы, но и энтузиасты советского периода, прокладывавшие дороги. Нынче крепостные стены и башни сохранились кусками, причем совершенно в разной сохранности. Например, одну из башен «восстановили» при Николае I, без смеха на это смотреть нельзя. Уже тогда была - «реконструкция вместо реставрации с массированным расхищением казённых денег». Впрочем, тогда губернатора за казнокрадство посадили. Общая длина сохранившихся участков 3.5 километра, на них 17 башен.
Сохранившиеся участки крепостной стены расположены в разных районах и отделены друг от друга. Есть отдельные отремонтированные участки с платным входом, аккуратными лестницами и экспозицией. Есть неблагоустроенные, с поломанными лестницами, мусором, но там можно бесплатно бродить по старым камням. Две крайности: или помойка, или музей с платным входом. Существовать сама по себе в достойном виде такая стена в России не может, культура местных жителей оставляет желать лучшего…
Мы подходим к башне и взбираемся в полутьме по раздолбанным ступенькам. Вот мы и на стене. Заглядываем в бойницы – из них открывается потрясающе красивый вид на зелёные холмы и лес. Гуляем по стене, которая не собиралась кончаться, мимо компаний молодежи. Прогулка оставляет незабываемые впечатления, могу предупредить, что для неё вам понадобится удобная обувь.
«Что внутри башен? Описываю. Все обкакано, обписано, обблёвано, замусорено, разрисовано, раздолбано и вороны». (Из отзыва Нат_А, поездка в 2008).
«Прогулка реальная для лиц с любой физической подготовкой, но брезгливым лучше от нее воздержаться» (Из отзыва taanyabars, поездка в 2011).
Нам в Смоленске запомнился контраст между куском «туристической» стены в центре города и вот этой свалкой мусора на задворках. И в таком состоянии стена уже много лет.
А вот на отполированных туристических участках Смоленская стена очень напоминает кремлевскую. Не только внешним обликом, но и тем, что в ней – захоронения достойных людей, а наиболее достойному - памятник на могиле. Здесь же аллея городов-героев, ну совсем как в Москве.
АРХИТЕКТУРА. Смоленская архитектура достойна отдельного рассказа. Из храмов упомяну только об одном - Соборе Спаса Преображения Авраамиева монастыря (1755). На мой взгляд, это наиболее яркий среди сохранившихся смоленских памятников барокко, с заметным влиянием украинского зодчества. На стене церкви - интересные наличники, напоминающие своими силуэтами рогатых бесов. Вероятно, это подражание западным соборам, на стенах которых тоже лепили всякую нечисть.
Очень интересны смоленские особняки, например:
- дом купца Будникова (Дворец творчества детей и юношества)
- особняк Энгельгардта (Дворец бракосочетаний)
- дом купца Павлова (Дом книги).
Город совершенно очарует тех, кто любит сталинский ампир.
Смоленский драматический театр - совершенно не ясно, зачем такую громадину нужно было ставить в этом городе. Ведь в 1939 году, когда театр построили, здесь было 137 тысяч жителей.
Полагаю, для туризма Смоленск просто клад, а не город, хотя туристов в городе незаслуженно мало.
СКУЛЬПТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Мы любим осматривать скульптурные памятники во всех посещаемых городах. Конечно, в Смоленске хватает обязательных (Ленин, Маркс, Пушкин, Великая Отечественная), но о них промолчу.
В большом городском парке, который в советское время носил непроизносимое название "ЦПКиО", а сейчас все чаще называется старым именем "Лопатинский сад", стоит обелиск защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года с золотыми орлами и копиями двух трофейных пушек (1841). Тогда в Российской империи было поставлено шесть таких, а до нашего времени дошел один смоленский. Если увидите такой где-то ещё, знайте – это новодел.
У Крепостной стены расположен сквер памяти героев Отечественной войны 1812 года. Еще в 1912 году здесь был открыт бюст Кутузова. Тогда же на стене, выходящей в сквер, были укреплены мемориальные чугунные доски в память о воинских соединениях, совершивших подвиги в Смоленском сражении. Рядом памятник «Благодарная Россия героям 1812 года», или просто «монумент с орлами» (1913). Без расшифровки заложенного смысла нелегко понять замысел автора. Значит так: скала олицетворяет Россию, ползущий вверх воин в античных доспехах - наполеоновскую армию, а два орла – две русские армии, соединившиеся в Смоленске. Неподалеку - бюсты полководцев войны 1812 года, поставленные в 1987 году. Памятник Кутузову стоит у Соборного холма (1954).
На наш взгляд, лучший памятник города - памятник Михаилу Глинке, родившемуся в Смоленской губернии (1885, скульптор А. фон Бок). Композитор стоит у пюпитра, держа в руках дирижерскую палочку, и прислушиваясь к одному ему ведомой мелодии. Нас же восхитила оригинальная ажурная ограда памятника. Она выполнена в виде нотных строк, на которых в бронзе написаны 24 отрывка из произведений Глинки (архитектор И.С. Богомолов, 1887). Памятник стоит в саду имени М.Глинки, хотя последнее время смоляне его называют старым названием Блонье.
Недалеко от памятника Глинки находится статуя оленя, интересная как своей историей, так и роскошным внешним видом (1897, немецкий скульптор Фризе). Как-то кайзер Вильгельм II убил на охоте оленя и пожелал запечатлеть свой охотничий трофей в бронзе. Долгое время этот красавец-олень с ветвистыми рогами стоял во дворе охотничьего замка в Пруссии. Во времена Третьего Рейха Геринг забрал его себе оленя на виллу в Восточной Пруссии. Здесь в 1945 году и обнаружили его советские солдаты. Весь Смоленск вышел встречать эшелон из Германии, думали, с продовольствием, а привезли трофеи – оленя и двух львов. К сожалению, охотники за цветными металлами периодически отламывают части рогов, и есть проект обнести оленя решеткой.
В городе есть памятник архитектору Федору Коню (1991, скульптор О.Комов). Парадокс, недалеко от него есть аллея, посаженная в честь ВЛКСМ, да не при социализме, а при президенте Медведеве. Посажена она самими бывшими комсомольцами.
На сайты и в путеводители пока не попал недавний (2011) памятник уроженцу Смоленской губернии князю Потемкину, изображенному в парадном камзоле, при орденах и шпаге. Он стоит перед зданием Торгово-промышленной палаты на улице Бакунина. Еще один земляк - скульптор Микешин (1985, скульптор А.Рукавишников). Чтобы вы знали, кто это такой, он держит в руках модель своего знаменитого творения – памятника «Тысячелетие России» в Новгороде.
Сильное впечатление на нас произвел «Опаленный цветок» - памятник детям, погибшим в концлагерях (2005). Он представляет собой несколько хрупких детских тел, слившихся вместе в шар. Под шаром находятся надписи с названиями концлагерей. Неподалеку – двойной памятник Твардовскому и Теркину (1995).
И еще одно памятное место. На внешней стороне участка крепостной стены на площади Победы прикреплена белая мраморная доска с надписью: "Здесь замуровано торжественное послание жителей Смоленска своим потомкам. Вскрыть через 50 лет, в 2013 г., 28 сентября". В 1963 году в Смоленске проходила научная конференция, посвященная 1100-летию города. Первым выступал знаменитый историк, академик Б.А. Рыбаков. "Сегодняшнее событие навечно войдет в историю Смоленска. Через пятьдесят лет потомки прочтут послание, адресованное им в первые годы строительства коммунистического общества, и примут эту своеобразную эстафету, чтобы с честью нести её дальше", - сказал тогда он. Что ж, осталось совсем немного, и пафосный текст: «Дорогие граждане города Смоленска! Мы, жители вечно молодого Смоленска, обращаемся к вам, нашим землякам, живущим в стране победившего коммунизма…» надеюсь, немного приободрит и позабавит смолян, живущих в стране победившего капитализма.
А пока установленные на Громовой башне крепостной стены часы обратного отсчета времени показывают время до 1150-летия Смоленска. Отмечаться эта дата будет 25 сентября 2013 года.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ. В городские музеи мы не ходили, но мимо одного пройти не смогли. Художественная галерея Смоленска считается одной из лучших в России. Ранее она располагалась на улице Тенишевой, сейчас расположена в красивом особняке на улице Коммунистической, дом 4. Распоряжение о передаче музею здания бывшего Александровского реального училища было подписано ещё в 1980-е годы. С тех пор там проходила реставрация, на которую всё время не хватало денег. Наконец, в мае 2011 года новое здание галереи было открыто.
При входе в галерею, как бы задавая высокую планку экспозиции, нас встретила скульптура М.М. Антокольского. Кроме нее, на первом этаже вблизи женского туалета расположена тематически подходящая скульптура направляющейся туда женщины. А вот у мужского туалета скульптур нет, возможно, не смогли подобрать.
Когда жена вышла, она сказала: «Галерея недавно открыта, а задвижки не запираются, краны не работают. Значит, делали кое-как». «Знаем, знаем» - откликнулись смотрительницы. – «Мы что ль это чинить будем? А сантехников не докличешься. Туалеты у нас все туристы ругают, зато картины все хвалят».
Безусловно, сама галерея достойна посещения. Хорошая коллекция православных икон, берущая начало от собрания Тенишевой. Если вы поклонник русского реализма, то для вас полотна таких мастеров, как Крамской, Тропинин, Шишкин, Айвазовский, Куинджи, Репин, Суриков, Поленов, А.Васнецов, Левитан. Если предпочитаете творческие искания, то смотрите произведения Бенуа, Сомова, Фалька, Рериха, Врубеля. Если поклонник соцреализма, то для вас здесь Дейнека, Яблонская и прочие, включая работы смоленских художников. Отечественными мастерами галерея не ограничивается, есть и экспозиция западноевропейской живописи XV–XX вв. Нам запомнились портреты Тенишевой кисти Репина и Серова (её портрет кисти Коровина находился на выставке в Москве), и непривычный Айвазовский (пейзаж «Зимний обоз в пути»).
ФЛЁНОВО. Если вы знаете, что такое Абрамцево и посещали его, то рекомендую вам съездить во Флёново – «смоленское Абрамцево». Оно достойно отдельного рассказа, но ограничусь краткой информацией. Флёново расположено примерно в 20 километрах от Смоленска. Рейсовый автобус до него ходит от автовокзала 4 раза в сутки. Можно также доехать на автобусе до Талашкино, а далее идти по дороге вперёд по ходу автобуса до указателя «Флёново 1», после чего повернуть направо.
КОСТЁЛ. За пределами крепостной стены мы побывали трижды. Первый раз - у железнодорожного вокзала с церковью Петра и Павла, второй – у Свирской церкви. Третий выход состоялся в районе площади Победы. Любому прохожему, идущему по улице Тенишевой, сразу станет ясно, как велики ее заслуги перед городом, если в честь этой княгини назвали улицу, да не какую-нибудь, а бывшую Крупской. На новую табличку денег, видимо, не нашлось, написали прямо по старой. На этой улице расположен памятник скульптору Микешину. Далее – здание музея «Русская старина» (архитектор Малютин), в котором теперь находится музей «Русский лен».
Проходим еще дальше и видим Костёл Непорочного зачатия Пресвятой девы Марии, построенный в 1896 году. В нем теперь располагается Смоленский архив.
Цитата из Википедии: «Сегодня костёл находится в аварийном состоянии. Между тем, там хранится 740 тысяч дел, то есть более половины дел Смоленского архива - ценнейшие письменные исторические свидетельства: ревизские сказки и метрики, есть даже документы XVII века, пережившие все пожары и войны. На всю высоту костёла установлены деревянные стойки и балки шестиярусных стеллажей с документами. Орган сняли и отправили в утиль еще в 1950-е, на месте органных труб теперь тоже стеллажи. Некогда поражающие своей красотой витражи сегодня выбиты. Вместо них вставлены листы фанеры, поэтому на первом ярусе всегда темно. Из-за аварийного состояния костёла сюда исследователей давно уже не пускают».
Хотя костёл Непорочного зачатия в Смоленске строился тогда же, когда и подавляющее большинство костёлов России, и не числится в реестре памятников архитектуры, он производит сильное впечатление. Во-первых, костёл очень большой. Во-вторых, его с двух сторон окружают кладбища. Причём эти кладбища не огорожены, а совершенно открыты окружающей местности. Местные жители буднично ходят через них в магазин за хлебом. В-третьих, незабываем вид самого здания. На нем растут деревья, оно покрыто паутиной трещин, витражи заколочены металлическими листами, гладь стен нарушена выпавшей и пострадавшей кирпичной кладкой. При этом никаких ограждений нет, а на здании костёла белеет замечательная надпись: «Осторожно! Падают кирпичи».
ГЛАЗАМИ ЖИТЕЛЕЙ. Незадолго до нашего приезда на Смоленщине поменяли губернатора. В местных газетах писали, какое ему досталось наследство. Не буду утомлять вас цифрами, но две назову. В прошлом году наибольший уровень денежных доходов населения среди областей ЦФО был в Московской области, где он составил 36 408 рублей, а смоляне получали в среднем 16 523 рубля. А вот по стоимости минимального набора продуктов питания (продуктовой корзины) Смоленщина на первом месте в ЦФО, на втором Тверская область, а Московская только на третьем. Это мы испытали на себе. Обедали мы в ресторане, но когда во время прогулок зашли в магазин купить сок, его цена показалась нам высокой. Прошли два-три магазина - то же самое. Даже в Москве мы покупаем дешевле, там сетевые магазины, распродажи.
Первые услышанные нами в городе слова были о грязи и разрухе. Позже во время прогулки по стене мы стали свидетелями того, как местные девушки пишут что-то на стене башни. В центре, днем, в выходной, женщина, никого не стесняясь, выкапывала землю из цветника у аллеи героев, чтобы унести ее домой. В смоленской прессе пишут, что жители выкапывают и уносят саженцы, но это нам увидеть не довелось.
При отъезде из города, за пять минут до отхода поезда к нам в купе вбежала молодая женщина. Она оказалась общительной и сразу поведала, что заранее заказала такси, а за полчаса до отъезда ей перезвонили и сказали: «У нас все такси заняты». Ей все-таки удалось не опоздать, и возбужденная от пережитого, она стала делиться с нами своим мнением о Смоленске. Жила здесь, из города уехала 8 лет назад, приезжала на свадьбу знакомой. Когда я заметил, что мы бываем в разных городах, она спросила: «А что, есть грязнее? У нас вот в городском саду раньше лебеди плавали, а теперь..». Справедливости ради отмечу, что в центре и на некоторых магистралях всё очень чисто и аккуратно. Многие говорят, что это произошло благодаря вовремя упавшему самолёту, после которого в город зачастили многочисленные высокие российские и польские делегации.
Позже я посмотрел смоленский форум. Люди сетуют, что коренных смолян практически и не осталось ещё со времён фашистской оккупации. В 1960-1970-е годы, когда город стал промышленным центром, приехало много людей из деревни. И так и остались они и их потомки с жизненной философией "ни в городе Богдан, ни в селе Селифан".
А вот сейчас другая беда: молодёжь в большинстве своём уезжает в Москву за хорошей и сытной жизнью. Да и многие смоляне в возрасте до сорока ездят вахтовым методом работать в Москву. Зарплаты в Смоленске, как я писал - мизерные. Наша попутчица сказала, что получают здесь по 10 тысяч, уже 20 тысяч считается нормальным, а вот знакомая продавщица работает целый день и получает 8 тысяч. При этом цены на многие товары и продукты сопоставимы с московскими, а то и повыше. Вот и получается, что немалая часть населения Смоленска не воспринимает город как родной, не связывает с ним свои планы и надежды на будущее. Отсюда - и многие проблемы города. Его население сокращается, в 1997 году– 356 тысяч, в 2011 году – 326 тысяч.
Смоленск для многих его жителей нынче - временное пристанище. Но парадокс, ведь и для местной власти он тоже временное прибежище. Глава города - приезжий, председатель горсовета - приезжий, сити-менеджер - приезжий, большая часть вице-губернаторов - тоже приезжие. Те же вахтовики. Приезжают из Москвы, из Сочи, ещё откуда-то на полгода-год, решают какие-то проблемы приславших их сюда бизнес- структур и свои личные, и уезжают. В городе был вице-мэр, достойный пера Салтыкова-Щедрина: за полтора года "службы" на благо Смоленска и смолян он в мэрии появился дважды: когда устраивался на работу и когда забирал трудовую книжку.
В рейтинге российских регионов по уровню бедности семей Смоленская область стоит на 9 месте из 83 (первые – самые бедные; рейтинг «РИА-Аналитика», опубликован 25.05.2012).
ЛУЧШИЙ ГОРОД РОССИИ. Находясь в Смоленске, мы увидели заголовок в городской газете «Смоленск стал лучшим городом России». Вернувшись, я прочитал интернет-версию заметки. Оказалось, город вышел в лидеры в голосовании на портале «город-россии.рф». Полагаю, журналист немного слукавил, здесь с помощью голосования пользователей интернета выбирают не лучший, а наиболее значимый, узнаваемый и символичный российский город. А дальше в заметке журналист пишет: «Все-таки интересно, что именно больше всего пленило граждан России в Смоленске? Если учесть, что наш город «гремит» отнюдь не самыми радужными событиями: вспомним катастрофу польского борта № 1, количество посаженных за решетку градоначальников, отвратительные дороги, долгострои, крепчающий алкоголизм и высокую смертность трудоспособного населения, мусорные развалы или хронические проблемы с коммунальщиками, «слава» о которых не может не выходить за пределы Смоленской области».
Несколько месяцев прошло, но и сегодня Смоленск остается лидером голосования. Что же, с полным правом я тоже могу назвать этот город значимым и узнаваемым. Да, наверное, и символичным для России.
Использована информация с сайтов: Википедия, вашсмоленск.рф, город-россии.рф, smolensk-museum.ru, smolensk-travel.ru, otzyv.ru, ЖЖ taanyabars, krasnovski.
Пы.сы: А в "Наутилус" на Б.Советской не заглядывали? Уютное местечко, я Вам скажу
Кстати, все фотографии без обработки. Еще один житель Смоленска считает, что в городе нет такого голубого неба.
Оксана, в "Наутилусе" не были, и не знали о нём.