«Красноярск. Город пальм и фонтанов. »

    ЗАЧЕМ ЕХАТЬ. Красноярск находится в Сибири. Зачем вообще ехать смотреть сибирский город, а не сибирскую природу? Назову наиболее понятный аргумент. Красноярск занимает особое место в ряду русских городов – он есть на 10-рублевой банкноте. Таких городов всего восемь. Вот мы и хотим своими глазами посмотреть, как выглядят мост, часовня и плотина с десятирублевки. В настоящий момент Центральный банк РФ печатает только пять банкнот - Санкт- Петербург, Москва, Архангельск, Ярославль, Хабаровск. Но желающий объехать все города с российских денег должен вспомнить банкноты, которые уже не печатаются. Это 5 и 10 рублей с видами Новгорода и Красноярска, а также старая тысячерублевка 1995 года с изображением Владивостока. Мест же еще больше, так как на обороте 500–рублевой банкноты – Соловецкие острова, а на 10- рублевой – плотина у Дивногорска (40 км от Красноярска).
    Посетить все города России – жизни не хватит. Забегая вперед, скажу, что в этой поездке нам удалось увидеть город Абаза, «первый город России». Это гордое звание он носит с 2004 года, после того, как город Абагур вошёл в состав Новокузнецка.
    Еще аргумент - хотим посетить один из 14 городов - миллионеров России. Надеемся, что уж в городе такого размера обязательно будет что-то интересное. Да и вообще, учитывая наш возраст, решили проехать по Ленинским местам, мы и в Шушенском побываем!
    КАК ДОБРАТЬСЯ. Расстояние от Москвы до Красноярска составляет 4000 километров. Разница городов по времени – 4 часа. Из Москвы можно доехать на поезде, но уж больно долго (от 62 до 68 часов), да и недешево. Самолет летит 4.5 часа, и мы выбрали его. Каждый билет туда - обратно обошелся нам в 15 тысяч рублей.
    Аэропорт Емельяново расположен в 30 километрах от города. Как считается, это крупнейший аэропорт Центральной и Восточной Сибири, хотя после Шереметьево он не впечатляет. Интересно, что неподалеку располагался другой аэропорт Красноярска - Черемшанка. Строить рядом два аэропорта, видимо, это удивительно экономно и по-государственному. Я пишу «располагался», так как в декабре 2011 здание аэровокзала сгорело. Его остов мы видели с трассы по дороге в город.
    Вылезли из автобуса мы у железнодорожного вокзала. Прибывающих в Красноярск на поезде сразу встречает впечатляющий вид. Ведь его железнодорожный вокзал лежит на Транссибирской магистрали. Построенный заново в 2004 году, нынешний вокзал богатством и шиком внутренней отделки теперь входит в славную когорту сибирских «вокзалов-дворцов», наряду с Новосибирском, Омском и Екатеринбургом.
    На привокзальной площади стоит колонна, золотой лев с лопатой и серпом. Это старинный герб Красноярска. В лапах у льва лопата — символ крупной золотодобычи, и серп — в момент получения этого символа регион был одной из крупнейших житниц России. Лев на вершине излучал прямо-таки имперскую мощь, а три красивых фонтана рядом свидетельствовали, что фонтанизация города идет полным ходом. От советских времен на стене остался Ленин с соратниками. Когда-то он жил здесь два месяца, ожидая открытия навигации по Енисею.
    Мы доехали до Театральной площади. На ней нас снова встретила высокая колонна, на вершине которой находился Аполлон, лежащие львы и еще более впечатляющие фонтаны. Как-то стало ясно, что нам здесь понравится.
    БЕЗ МЕТРО. Метро в миллионном городе нет. Его строили, начиная с 1994 года, и перекопали весь центр. Из интернета: «Известно, что лев на гербе города держит лопату потому, что он тоже ищет метро. Если у красноярца спросить, когда же наконец Равшан и Джамшут закончат сей великий труд, он улыбнется и ответит, что его внуки вряд ли покатаются (даже если красноярцу 5 лет)». Осенью 2009 года входы в метро засыпали песком. Проект заморозили до возобновления федерального финансирования. Как минимум, горожанам придется ждать окончания Чемпионата мира по футболу 2018 года.
    Раз нет метро, как следствие, пробки в городе есть, и немалые. К тому же в период нашего пребывания в нем решили проводить ремонт главной улицы, а машины пускать в объезд.
    СИБИРСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО. Из отзыва yapet: «Что отличает красноярцев от прочих, так это гипертрофированная «сибирскость». Искренне (искренне!) город считается столицей всей Сибири, со смехом отметая жалкие притязания Омска и Иркутска. На новосибирцев скрипят зубами. Для того, чтобы уесть этих бездуховных космополитов с Оби, всячески подчеркивается их недостаточная преданность родной земле, корыстность, оторванность от интересов страны и региона и отсутствие всякой истории. Новониколаевску - Новосибирску всего-то 115 лет, в то время как Красному Яру - целых 383!» (писалось в 2011 году).
    Не буду заниматься обобщениями. В основном в Красноярске мы общались с работниками сферы обслуживания. Вот несколько зарисовок.
    Из аэропорта садимся в автобус. Стоит касса продажи билетов, но водитель приглашает пассажиров заходить в автобус и берет деньги сам. У одного пассажира 1000-рублевка. «Выходите из автобуса, я не повезу!». Он выгоняет бедного пассажира, тот пытается купить билет в кассе. Но увы – там ему тоже не могут дать сдачу и не продают билет.
    Поселяемся в гостинице, получаем номер на втором этаже. Жена спрашивает, как туда пройти. «Идите по лестнице!» – говорит сотрудница службы размещения. «И на лифте можно?», спрашиваю я и становлюсь у лифта, мы ведь с вещами. «Идите по лестнице!» - снова говорит женщина. Почему надо было обязательно идти пешком, осталось для меня загадкой. Но мы дождались лифта.
    Мы идем по набережной и хотим купить мороженое. Подходим к торговой точке, я выбираю местное мороженое и спрашиваю о цене. Продавец смотрит на нас, оценивает нашу платежеспособность. Возможно, мы отличаемся от местных, поскольку он говорит «Шестьдесят рублей». Мы разворачиваемся и уходим, в другом месте покупаем его за 25.
    Мы обедаем в кафе. Нам вписывают в счет лишнюю порцию напитка, вроде немного, и счет клиенты обычно не проверяют.
    По утрам в гостинице мы завтракаем на открытом воздухе. На следующий день холодно. «Можно мы сядем здесь?», спрашиваем мы, видя рядом большой зал. В нем накрыт только один стол, мест хватит всем. «Нет!»- отвечают нам. «За этим столом будут сидеть Иностранцы! Идите на улицу». Правда, нам дают одеяла – так, по-сибирски, завернувшись в одеяла, мы и завтракаем.
    Наверное, подобное может произойти в любом городе. Однако произошло именно здесь.
    ГОРОД - РАБОТЯГА. Давным-давно Красноярск создавался как острог для охраны восточных рубежей Руси и как плацдарм для дальнейшего освоения земель. Он был заложен в 1628 году отрядом казаков во главе с Андреем Дубенским на высоком левом берегу Енисея, недалеко от устья реки Кача. Острог назвали Красным Яром — по цвету окружавших его холмов и гор. На этом месте сейчас стоит памятник Дубенскому.
    Теперь это – город-работяга, но не простой. Атомный, космический, алюминиевый и так далее. Недаром он был хорошо известен кое-кому в советское время комплексом по производству оружейного плутония и заводом для сборки разведывательных спутников. Такая специализация стала возможной потому, что он находится в самой что ни на есть глубине России (ранее – Советского Союза) и когда-то был недоступен для стратегической авиации вероятного противника. И хотя теперь секретные города-спутники выделились из состава Красноярска и получили собственные имена Зеленогорск и Железногорск (вместо Красноярск-45 и Красноярск-26), он так и остался кузницей щита Родины.
    Город основывался на левом берегу и долго развивался лишь на нем. На правом берегу до войны росла картошка, теперь здесь полгорода и оборонные заводы. Вдоль Енисея там шел Транссиб и эвакуированные заводы сгружали с эшелонов прямо в поле. Так и остались там промзоны, нарезанные квадратами, а между ними - кварталы сталинских домов.
    Могучий Енисей, Красноярская Стрелка, уникальные мосты, Караульная гора, фонтаны и памятники, сосновые сопки, в которых купается город, многократные победы в конкурсе на самый благоустроенный город России… Кому - то может показаться, что здесь прямо рай. Но если посмотреть более пристально и в другом направлении, на правобережный промышленный Красноярск с его трубами и дымом, то впечатления будут другими. КрАЗ, КрасМаш, КрасЦветМет – предприятия без всякой натяжки мирового уровня, но экологию лучше они точно не делают. А есть еще завод тяжелых экскаваторов, химкомбинат, целлюлозно-бумажный комбинат, завод медпрепаратов, завод химволокна, «Сибэлектросталь»… Город находится как бы в котловине и всё это ветром сдувается очень слабо. Метро нет, автомобильные пробки – сколько угодно. И стоит над городом красноярский смог…
    Из-за строительства Красноярской ГЭС климат изменился в худшую сторону. В момент строительства ГЭС предполагалось, что незамерзающая полынья будет иметь длину 20 километров. В реальности она составила около 200, что оказало сильное влияние на экологию и климат. Климат стал более мягким, а воздух более влажным. Енисей в районе Красноярска перестал замерзать, и в городе из-за этого зимой постоянно сильный туман. Местные говорят, что раньше климат был более сухой, морозы были и под минус 40, но они достаточно легко переносились. Минус 30 зимой вообще было нормой, и никого не пугало. Сейчас река не замерзает, влажность, поэтому минус 20 уже ощущается как сильный холод.
    Вероятно, от обильного количества машин и выбросов с заводов у некоторых жителей порой возникает желание переехать в более спокойный, тихий городок. Но Красноярск - единственный за Уралом крупный город, где население, согласно Всероссийской переписи, не сократилось за последние пятнадцать лет. Столицы соседних сибирских регионов за эти годы потеряли по десять, а некоторые и по двадцать процентов своих жителей. Значит, здесь всё наоборот, уж больно город привлекателен. У жителей тихих городков возникает желание переехать в Красноярск и гордо именовать себя жителями «столицы Сибири».
    ПЕТР ФОНТАНЫЧ. Итак, за двадцать последних лет серый и неуютный промышленный городишко превратился в настоящую столицу своего края, да и всей Восточной Сибири. Москву в это время строил и преобразовывал по своему вкусу Юрий Михайлович Лужков. Ханты-Мансийск, о котором я писал в прошлом году, Александр Васильевич Филипенко. Красноярск – Петр Иванович Пимашков, или просто Петр Фонтаныч, глава города с 1996 по 2011 годы. Судя по сделанному, он достоин пера Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Пусть в Лондоне есть Биг Бен, в Версале – фонтаны, в Рио – карнавалы, в Париже - Триумфальная арка, в Риме – фонтан четырех рек, а в Петербурге полдень отмечают выстрелом. У нас в Красноярске будет не хуже!
    Преобразования начались прямо от стен администрации города. Чтобы унылое типовое здание без балконов с надписью по краю карниза «Красноярск орденоносный» воспринималось не как наследие советского однообразия, мэр города пристроил к нему башню с часами. И вот вам, пожалуйста, – красноярский Биг Бен, сибирский привет далекому Лондону. Теперь это местная достопримечательность.
    Скоро в городе появились скульптуры из зелени. Все началось с мишки около администрации, а теперь всюду стоят фигуры на любой вкус: и тебе петухи, и стадо слонов, и черепахи на прогулках, жирафы, лоси.
    Проблема тополиного пуха поначалу стала решаться с помощью пил. Но вид стоящих ровными рядами пней и обрубков не впечатлял никого, и было решено озеленять город. Но не обычными акациями и березками, а настоящими пальмами в кадках. Летом их на 2,5 месяца в громадном количестве выставляют в городском центре.
    Кругом заработали фонтаны. Их понастроили по всему городу, придавая тем самым ему столичный лоск. Сколько их точно, не знает никто. Мне приходилось встречать цифры 150 и 300, хотя перед нашей поездкой городской сайт сообщал о пуске 108-го. Считается, что по их числу Красноярск находится на третьем месте в России, после Москвы и Петербурга.
    Часы – еще одна слабость мэра. Про «Биг Бен» я уже написал. Все остальные бесчисленные часы, часики и часищи на улицах города тоже заслуживают внимания. Каких только нет, и бьющие, и говорящие, и песочные, и паровые. Красноярцы стали такими пунктуальными!
    Идея проводить зарядки для всех желающих посетила Петра Ивановича во время одного из визитов в Поднебесную. Там много людей, зачастую пожилого возраста, выходят в парки, стелют коврики и занимаются йогой. Сейчас общегородские оздоровительные зарядки в Красноярске проходят и летом, на открытом воздухе, и зимой, в помещениях спорткомплексов. Петр Фонтаныч собственноручно сгонял на них чиновников из администрации города. И местные жители наблюдали высокой важности людей, прыгающих и хлопающих в ладоши.
    «Стартуют все» — зимние и летние ежегодные забеги на ногах, лыжах, велосипедах, роликах, для всех возрастов и слоев населения. Петр Фонтаныч – известный любитель бега с толпой школьников через Коммунальный мост. Свыше двух километров, между прочим.
    После визита мэра в Бразилию в Красноярске в День города стали проводить карнавалы. Идут разные общины в национальных костюмах, а впереди шествия в мэр в образе основателя города Андрея Дубенского.
    Хотя здесь Сибирь и Азия, но город должен выглядеть европейским. Украсившие его скульптуры ставились не просто так. Даже на промышленном Правобережье гости города могли видеть Бременских музыкантов, потом – Арлекина и Коломбину. На Предмостной - голую Европу, которую похищает бык, потом - в борцовском трико сибирского богатыря Ивана Ярыгина, похожего на Аполлона. Ну а далее - самого бога Аполлона у театра оперы и балета и множество под греков сделанных скульптур, одна из которых почему-то символизирует Енисея-батюшку, другие - сибирские реки. На проспекте Мира сидят Адам и Ева с яблоком, стоит Фемида с весами. Даже рядом с местным Биг Беном появилась огромная надпись «Европа» - название расположенного здесь бизнес - центра. Бизнес – центр «Азия» открывать не стали.
    Знакомый сюжет - мэр набирал на выборах свыше 80 процентов голосов, а его архитектурные фантазии воплощал титулованный архитектор с Кавказа. Здесь его звали Арэг Демирханов. Можно вспомнить бессмертное: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». На мой взгляд, Триумфальная арка вышла просто ужасная. Выглядит как бутафорская, смотрится как декорация спектакля. Полное впечатление, будто она сделана из картона и на ней нарисованы вот эти прямоугольники и квадратики.
    Да и знаменитый Биг Бен по-красноярски, пристроенная башня с часами. Не знаю кому как, но мне эта серая палка кажется нелепой. Даже анекдот такой есть: выходит Петр Иванович из администрации, смотрит скептически на Биг Бен и говорит: «Н-да, часы-то у нас не фонтан!».
    Также нелепо смотрятся китайские пластмассовые кусты и деревья, которые расставлены в большом количестве по всему центру города.
    Но с таким мэром, как Петр Пимашков, за сибирскую идентичность можно было быть спокойным. В центре Сибири выставлять на улицы города пальмы, строить фонтаны и устраивать карнавалы –значит осуществлять как раз те свершения, которые позволят мэру надолго остаться в народной памяти.
    МОСТ И ЧАСОВНЯ. Если вы возьмете в руки бумажную десятирублевку, то на одной из ее сторон вы увидите Красноярскую ГЭС, а на другой сразу две достопримечательности Красноярска — Коммунальный мост через Енисей и маленькую церквушку — часовню Параскевы Пятницы. Коммунальный мост был хорошо виден из окон нашего номера, к нему мы и отправились в первую очередь.
    Мост через Енисей был сдан в эксплуатацию в 1961 году и в то время был самым длинным в Азии. Состоит из двух мостов длиной 940 и 410 метров, разделённых специальной дамбой через остров Отдыха. Общая длина мостового перехода с подходами и дамбой 2100 метров. Мост автомобильно-пешеходный, и за то время, которое мы пробыли в Красноярске, мы несколько раз проехали по нему.
    Но, честно говоря, на десятирублевке Коммунальный мост выглядит более впечатляюще, чем воочию. Конечно, его конструкции уникальны, но вблизи заметно и то, что он уже обтрепался, и что его давно не приводили в порядок: во многих местах он расписан граффити, а кое-где даже немного порос травой между бетонными блоками.
    Часовня Параскевы Пятницы стоит на Караульной горе на окраине Красноярска и видна почти со всех мест города. Первой постройкой русских переселенцев на Караульной горе стала деревянная сторожевая вышка, откуда казаки предупреждали жителей Красноярска о приближении всяческих врагов. Часовню же возвели только в начале XIX века. Говорят, что ее построил купец Новиков в память о своем счастливом спасении из водоворота на одном из Енисейских порогов. Деревянная часовня долго не простояла, и буквально через 50 лет на ее месте возвели каменную. Вот она-то и изображена на десятирублевке. Хотя и это не совсем верно. Дело в том, что долгие советские годы эта часовня стояла заброшенной, в 1995 году была включена в список памятников федерального значения, а в 1996 - передана верующим. В этом же году был серьезно изменен ее внешний и внутренний облик - стены расписаны фресками, маковка заменена на более крупную. На купюре же она изображена до реставрации, и маковка на ней там совсем маленькая. Сейчас часовня действующая.
    С Караульной горы мы полюбовались видами Красноярска. Внизу на склоне горы – небольшая пушка, которая ежедневно в 12 часов дня стреляет в сторону города. Идея Петра Ивановича! Подобных орудий всего три в России, есть еще во Владивостоке и Санкт-Петербурге. Мы убедились, что стреляет она очень громко. На другой день слышали выстрел даже на Столбах.
    СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА. Быть в Красноярске и не побывать на Красноярской ГЭС – это не для нас. Тем более, по дороге можно посетить смотровую площадку на 23 километре Дивногорской трассы. Когда мы стали прорабатывать маршрут более подробно, то выяснилось, что общественного транспорта до смотровой площадки нет. Мимо ходят маршрутки в Дивногорск, там можно выйти. Но могут быть сложности с посадкой, ведь маршрутки заполнены не туристами, а людьми, едущим на работу/с работы.
    Но даже если мы доберемся на маршрутке в Дивногорск, оттуда до плотины четыре километра по промзоне. Пешком идти нельзя. Во-первых, там холмы, во-вторых, очень узкая обочина, в-третьих, клещи, если вдруг захочется свернуть с нее в травку. Нам советовали взять такси.
    Мы подумали и решили заказать экскурсию для двоих. Так, чтобы нас отвезли прямо от гостиницы, привезли к ней, и никаких проблем с транспортом не было. Такую экскурсию решили запланировать в день прилета. В самолете вряд ли заснем, да еще 4 часа разницы. Будем не способны к долгим переходам, проще, если нас будут возить.
    Сев с экскурсоводом в машину, мы проехали через Коммунальный мост в правобережную часть города. Окраины, как и предполагалось, выглядели заметно хуже центра. Пошли хрущевки, а потом дома барачного типа. После выезда из города местность стала более гористой, а дорога стала петлять.
    Смотровая площадка «Царь - рыба» по дороге на Абакан находится на Слизневском утесе, вблизи поселка Овсянка. На многих сайтах, даже красноярских, мы читаем следующее: «Площадка была создана в 1970-х годах в память о красноярском писателе В.П. Астафьеве. В 2004 году ко дню рождения писателя здесь установили четырехметрового енисейского осетра, отлитого из металла». И забывают переписчики информации, что Астафьев умер в 2001 году, а в 1970-х в крае к нему относились вовсе не так, как сейчас. На самом деле площадку создали для услады совсем другого лица. «Памятник «Царь - рыбе» посвящен одноименному произведению писателя о единстве и противоборстве человека и природы». Что ж, есть в этом неведомая создателям памятника ирония – енисейской рыбе и в самом деле пора памятники ставить – перевелась вся, измельчала.
    Памятника «Царь-рыбе» Астафьев не застал, но о площадке «его памяти» высказаться успел. Приведу цитату без сокращений. «Время жалкое, оголтелое плодит себе подобных - сделать всё похожим на себя стремится современный, убогий умом обыватель, и улучшает, улучшает, усовершенствует он дикую природу: протаранили берег Енисея от Красноярска до Шумихи ради железной дороги, которая никому не нужна; понакатали бетону на Слизневский утес, сделав так называемую смотровую площадку, и довольны собой, не понимают, что улучшать такую природу - все равно что жемчуг глотать - для улучшения пищеварения и скорейшего выделения дерьма.»
    Под осетром – цитаты из «Царь-рыбы». Странно было разбирать полустертые буквы: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время разбрасывать камни, и время собирать камни, время обнимать и время уклоняться от объятий». Мы-то думали, что это из Библии…
    А виды на Енисей и окрестности оттуда и впрямь замечательные.
    КРАСНОЯРСКАЯ ГЭС. Стоит на реке Енисей, в сорока километрах от Красноярска, вблизи города Дивногорска. Вторая по мощности ГЭС в России. В ее комплекс входит, в частности, единственный в России судоподъёмник. Строилась в 1956-1972 годах, при вводе была крупнейшей в мире. Бетонная плотина имеет длину 1065 метров и высоту 124 метра.
    Дивногорск полностью оправдывает свое название – этот город действительно лежит посреди потрясающе красивых гор. Сам город не представляет из себя ничего особенного и интересен своим ландшафтом. Он как будто расположен на нескольких уровнях, по склону горы. Через весь город проходит огромная лестница, которая ведет к набережной. В нем живет около 30 тысяч человек, многие из них работают в Красноярске и лишь небольшая доля - на гидроэлектростанции и в сфере обслуживания в городе. Дивногорск появился на свет в 1957 году, сразу после начала строительства ГЭС, и был поселком, в котором жили строители и их семьи.
    Самым красивым и живописным местом в городе, конечно, как была прежде, так и осталось по сей день набережная. Здесь, даже несмотря на то, что за последние годы она заметно истрепалась, так и хочется остановиться, остановить мгновенье, и любоваться красотой Енисея и Саян. Кстати, у одних дивногорцев есть традиция водружать на некоторые скалы советские флаги, у других - российские. У третьих – красить в белый цвет скалу, с которой, по словам экскурсовода, во время гражданской войны красные сбрасывали в реку священников (почему-то патроны в Сибири были в дефиците).
    Обычно туристы рассматривают плотину с автомобильного моста трассы на Абакан. Оттуда снято подавляющее большинство кадров. Раньше к плотине можно было подходить совсем близко, но сейчас это запрещено. Все же экскурсовод подвезла нас значительно ближе, практически к гребню плотины, чтобы мы лучше рассмотрели плотину и судоподъемник.
    Судоподъемник представляет собой огромное металлическое корыто на железнодорожных колесах. Судно прямо с воды загружается в него, а затем по рельсам с шириной колеи целых девять метров спускается или поднимается на плотину. Внизу у плотины есть специальная бухта с небольшим причалом, где оно покидает корыто и плывет дальше, куда ему нужно. Общие габариты судоподъемника: длина — 113 метров, ширина — 26 метров, максимальная высота — 20 метров. Строили его для того, чтобы суда подвозили грузы для строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Сейчас он используется редко, говорят, примерно раз в две недели.
    Какими же были наше удивление и радость, когда мы увидели работающий подъемник! Можно было загадывать желание! Когда мы рассказывали об этом, нам завидовали даже красноярцы. Плотина вблизи также внушала уважение. Люди в форме стояли неподалеку, но к счастью, не мешали нам фотографировать перемещающийся подъемник.
    ***
    На улицах города можно увидеть революционно-пролетарскую грудь, мифологическую и даже древнеегипетскую. Об этом и многом другом - в следующем рассказе.

    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (18)

    Ольга (Москва) (08.01.2013 16:32)
    Прекрасный отзыв - интересный, обстоятельный, познавательный. Спасибо, Василий, за новости из регионов.
    Василий,спасибо Вам! Замечательный отзыв!!! Читать интересно и познавательно! Вам огромная благодарность,что проявили интерес к Российским городам и добрались до российской глубинки,так красиво и увлекательно описали свои путешествия по западной части и добрались до восточной,за Урал! Вам зачет++++! А вот еще бы о по остальным "примечательным местам банкнот Российских" и не только, прошли-это Хабаровск и Владивосток.Ведь история страны писалась и начиналась не только с запада...,кто знает? нам так преподавали,мы так изучали по книгам,а как было,одному Богу известно...,тем боле,сколько красивейших пейзажей в тех местах, нетронутая цивилизацией природа и фауна...
    Интересно,когда города соперничают друг с другом...
    Значит, есть прогресс и мотив к развитию.
    Ольга, Натали, Альпусечка рябиновые бусы, спасибо за комментарии!
    Натали, мы с женой были туристами в Хабаровске и Владивостоке. Но это было довольно давно. К саммиту 2012 Владивосток преобразился, и о нём старом писать нет смысла.
    Возможно, доберемся и до вашего Новосибирска, будем и его критиковать
    Если вам нравится читать отзывы о нетуристических городах, то могу рекомендовать вам рассказы о Смоленске и Ханты-Мансийске. И в том и в другом городе нам было очень интересно.
    Спасибо,Василий,я буду очень рада,если "незамыленным взглядом"Вы посмотрите на наш Новосиб,третий по численности,а уж по остальным параметрам я умолчу! Вот мне мне сейчас сын прислал фото с новогоднего городка Хабаровска(он у меня там с семьей и внуками живет) ,какая красота для деток в новогодние каникулы сделана....и мне так стало стыдно за Новосибирск...Спасибо еще раз Вам,что есть возможность посетить и описать наши Российские города(тем более,за Уралом).Это очень важно!
    Интересная поездка, тем более, вряд ли мы в этом городе окажемся, поэтому спасибо, Василий за рассказ!
    Василий, поразили пальмами в Красноярске ;)
    И конечно-же "вокзал-дворец" не оставил равнодушным, впечатлил.
    Ну как же далеко Вы "забрались" ! Точно никогда там не буду, потому особое спасибо за "просвещение"
    Какое необычное путешествие Вы совершили! И как всегда, интересно рассказали, иронично.
    Четыре раза посещала Красноярск по причине наличия у меня там друзей. Очень понравился ночной клуб "Колорадский папа". Вот где я только не была, но ТАКОГО не встречала! Описать невозможно, надо там побывать!
    Очень интересно !!!!! Тем более ,что вряд ли когда в Красноярск. попаду!!!! А сервис в России - это беда пострашнее дорог и дураков будет!!!!!!!!!
    Великолепно! Путешествуйте и пишите ещё
    Natalia&Alex, Елена(ELENA), Ирина, Наталья (Night Bird), Светлана, Наталья М, Надежда, благодарю за комментарии и оценки. Читайте окончание!
    Какой город, оказывается, необычный! И чтоб от без всоего мера делал!? Спасибо, захватывающе!!!!
    Олег (Москва) (14.01.2013 21:16)
    Красноярск город очень своеобразный. Пробки огромные, аварии Москва позавидует. Перенаселён будь здоров. Засилье китайцев, в центре стоит огромный китайский торговый дом. Хотя конечно есть на что взглянуть да и сибиряки оличаются совершенно иным менталитетом.
    Олег (Москва) (14.01.2013 21:36)
    Я Был в Красноярске в 2010. Город своеобразный и оченяь тяжёлый для передвижения. Город пробок, машины примущественно праворульные, аварии на каждом шагу. Народу как в муравейнике, засилье китайцев. Пронырливые "Чайна" такие себе там торговые дома лепят, будь здоров. Мне показалось что жизнь там тяжелее чем в Москве, хотя народ проще.
    Лара (Москва) (02.02.2013 20:09)
    Была в Красноярске в командировке, не обнаружила такого отношения к себе работников сферы обслуживания, ни разу не обманули, не нахамили, красноярцы показались нам очень общительными и говорливыми, когда узнавали,что мы из Москвы,очень нас жалели...)))
    Очень интересный отзыв о родном городе

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться