«Красноярск. Город пальм и фонтанов (окончание)»

    Начало рассказа http://www.tury.ru/otzyv/id/178405
    **
    БОБРОВЫЙ ЛОГ. Парк «Бобровый лог» красноярцы называют странным словом «Фан-парк». Он расположен на самой окраине города, у подножия гор, его мы проезжали по дороге на Дивногорск. Красноярцы любят приезжать сюда в выходные. Зимой здесь катаются на горных лыжах, летом же можно подняться на канатной дороге в горы, либо испытать себя на разных экстремальных аттракционах.
    Парк располагается рядом со "Столбами", которыми из него можно было полюбоваться. Да и горные пейзажи самого парка нас очень обрадовали. На шоссе перед входом в парк красовалось несколько замечательных каменных бобриков — символов этого места, рядом сидел на скамейке волк в драных кедах и с медалью на груди. Да не просто сидел, а рассказывал о фан-парке.
    Канатных дорог в "Бобровом логе" оказалось две — К-1 и К-2. Обе они представляли собой кресла, рассчитанные на четверых человек. Но для того, чтобы обозревать красоты, лучше было ехать на К-1. Подниматься оказалось не долго, но красиво. Под нами были елки, березы, сосны, а за спиной открывалась отличная панорама на Красноярск и на ленту Енисея, который с горы казался совсем маленьким.
    Вскоре мы очутились на верхней станции канатной дороги. Несмотря на то, что высота здесь была не такой уж и большой, все равно было холоднее, чем внизу. Мы бодро пошли по тропе на смотровую площадку, откуда можно было полюбоваться скалами заповедника "Столбы". Кстати, хотя сильные августовские пожары были еще в далеком будущем, город внизу все равно был в дымке.
    Экстремальные аттракционы – не для нас, но красивыми видами мы полюбовались. У нас создалось впечатление, что развлечения в фан-парке имеются на любой вкус и цвет, и мы можем рекомендовать его посещение другим туристам.
    НА СТОЛБАХ. «Столбы» — название знаменитого природного заповедника, расположенного недалеко от города. Заповедник считается главной достопримечательностью Красноярска. Посетить его можно бесплатно. Но при дальнейшем рассмотрении бесплатный вариант стал вызывать сомнения.
    Итак, мы выходим из гостиницы, доезжаем до Столбов на общественном транспорте и идем. Во-первых, идти придется изрядно. От остановки до кордона Лалетина два километра, от кордона до Центральных Столбов еще пять. Если еще там побродить километра четыре, а потом спуститься вниз, то общий километраж прогулки составит 18 километров. Кому-то это немного, а для людей предпенсионного возраста – порядочно. При этом идти придется вверх, перепад высот от кордона до входа на Столбы 522 метра.
    Второе, хоть и есть присказка «Побывать на Столбах и не потеряться, значит не быть на Столбах вообще», мы не хотели пробовать ее на себе.
    Третье, нам хотелось попытаться влезть хотя бы на некоторые скалы. Мы не считали правильным делать это самим, не имея необходимых навыков.
    Четвертое, не хотелось тратить на Столбы весь день. После обеда хотели еще погулять по городу.
    Турфирма, в которую мы обратились, предложила нам следующую программу экскурсии. Доставка на машине от гостиницы до первого кордона, потом подъем 5 км, трехчасовая прогулка по заповеднику с инструктором (примерно 3 км), спуск 5 км и доставка на машине до гостиницы. Пешком идти 13 километров, инструктор нам все покажет и поможет.
    Таким образом, мы заранее заказали посещение с экскурсией. Действительность внесла свои коррективы. В связи с возникновением пожара на территории заповедника, и сохранением пожарной опасности доступ в заповедник для туристов с 15 июня был закрыт. Так что, если бы мы просто приехали в запланированные ранее дни в Красноярск, то на Столбы нас бы не пустили.
    В намеченный день мы подъехали на машине к закрытым воротам. Проводник объяснился с охраной, и для нас открыли калитку. В результате я с женой в этот день были единственными посетителями. Во всяком случае, на территории заповедника ни один турист нам не встретился. Хотя, по приблизительной оценке, район Центральных Столбов ежегодно посещают около 200 тысяч человек, в отдельные дни – до 10 тысяч. Проводник сказал, что обычно в августе широкая дорога на Столбы полностью заполнена посетителями.
    История заповедника очень интересна. Когда-то здесь был непроходимый лес, затем стали прокладывать охотничьи тропы, нумеруя столбы для удобства. Так появились названия «Столбов» с «Первого» по «Четвертый». Затем на Столбах проводили свои сходки прятавшиеся от полицейских облав социалисты, здесь полиция их уж точно достать не могла. Все больше людей осваивали Столбы, и к 1925 году, когда здесь открылся охраняемый государством официальный заповедник, уже существовала группа, именовавшая себя столбистами и установившая негласные правила пребывания на территории заповедника. В отличие от тренирующихся здесь скалолазов, столбисты взбираются на скалы без снаряжения. (Вообще столбизм – это целая философия для ее приверженцев.) Тропа, по которой ходили на Столбы, с каждым годом расширялась и уже к началу ХХ века стала походить на лесную дорогу. А в 1975 году большая часть пятикилометровой дороги была покрыта асфальтом. Как считается, «для поддержки хозяйственной деятельности заповедника», а проще - чтобы определенные люди имели возможность с комфортом доехать до самого входа. По этой дороге мы и шли к Центральным Столбам, наблюдая на ней белок и бурундуков. Если белкам мы не удивлялись, то бурундуков в лесу мы видели впервые.
    Для посещения туристами открыт район площадью 1674 га. Это всего три с половиной процента общей площади заповедника. Но и здесь есть, на что посмотреть. Общая длина троп этого района 70 километров обеспечивает доступ ко всем скалам. Когда-то в результате природных катаклизмов горная порода сиенит выступила на поверхность, а затем время, ветер и вода придали породе причудливые формы. Соответственно внешнему виду многие скалы имеют имена - Слоник, Бабка, Внучка, Дед, Львиные ворота, Перья.
    Многие красноярцы с детства ходят на Столбы. Как результат, местная школа альпинизма известна в России, а при входе есть мемориал с фамилиями погибших по всему миру красноярских альпинистов. Наш проводник – настоящий столбист. Четверых людей из этого списка он хорошо знал лично. Он показал нам все, что можно. Вместе мы угадывали, как могла называться скала, исходя из ее вида. При его страховке нам с женой удалось влезть наверх и полюбоваться открывающимися видами.
    Далеко же мы забрались – даже «Би Лайн» на Столбах не работал! Впрочем, уже по дороге к кордону Лалетина нам удалось позвонить в Москву и похвастаться нашей прогулкой.
    ГОСТИНИЦА. Мы остановились в гостинице «Огни Енисея», несмотря на определенное количество отрицательных отзывов о ней. Нам понравилось, что она расположена в самом центре, из окна номера мы могли видеть Енисей и Коммунальный мост. Номер был чистый, горячая вода была, сантехника работала. Правда, пульт от телевизора в лучших советских традициях надо было получать за денежный залог, но мы переключали каналы руками. В гостинице шла реконструкция. Пластиковые окна в нашем номере уже сделали, а вот кондиционер еще не поставили.
    УЛИЦЫ И ПЛОЩАДИ. Что касается красноярской архитектуры, то тут смешалось просто громадное количество стилей. С дореволюционных времен здесь осталось немало деревянных бревенчатых домов, на мой взгляд, выглядящих сейчас наиболее колоритно. За долгие годы от морозов и влаги бревна в них почернели и сейчас смотрелись, порой, как в избушках из сказок. Другие деревянные дома выделялись своей красивой резьбой, третьи просто были симпатичными, независимо от каких-то особенностей, и очень гармонировали с зеленью улиц. Целый квартал деревянных домов сохранился на улице Горького, а наиболее красив, на наш взгляд, резной дом Фримы Гершевны Цукерман (улица Ленина, 66, архитектор В.Соколовский). Из каменных построек назову, например особняк нотариуса Ицына (улица Кирова, 25, архитектор Л.Чернышев), особняк Гадаловой на углу улиц Маркса и Парижской Коммуны. Есть здесь и костел (улица Декабристов, 20).
    Основу планировки центральной части Красноярска составляют три параллельных улицы: улица Ленина, проспект Мира и улица Карла Маркса. Центральная и самая красивая из них – проспект Мира. Таблички на домах показывают, как с течением времени менялось его название: Большая, Воскресенская, Советская, проспект имени И. В. Сталина, проспект Мира. Его длина около четырех километров, и мы рекомендуем пройти его весь. Гулять по этому проспекту приятно уже хотя бы потому, что вдоль тротуара расставлены динамики, из которых льётся приятная жизнерадостная музыка. Многочисленные пальмы, часы, фонтаны, скульптуры, красивые дома. Встречаются и приметы советского времени, например: «Слава городу на Енисее!» (а офис все-таки продам).
    Начинается проспект у площади Мира. На ней обращает на себя внимание здание бывшего Красноярского филиала Центрального музея Ленина (1987). С начала 1990-х музей сменил свой профиль на современное искусство. Часть этого искусства выбралась за пределы комплекса и разместилась по соседству. Рядом – здание филармонии. На площади возвышается знаменитый городской долгострой – 100-метровое здание института КАТЭКНИИуголь (строится с 1985 года).
    Неподалеку вантовый пешеходный мост, ведущий на остров Татышев.
    В Красноярске родился знаменитый художник Василий Суриков. В городе можно посетить музей-усадьбу и Художественный музей, носящие его имя. Но мы в эти музеи не заходили, посетили лишь краеведческий. Его здание располагалось по соседству с нашей гостиницей и привлекало внимание необычной архитектурой в египетском стиле. Мы гадали, в чем тайная связь Сибири и Египта. Оказалось, что проектировавший и строивший музей архитектор Леонид Чернышев увлекался Египтом, вот и решил на берегах Енисея воплотить любимую тему. Здание было возведено быстро, однако из-за первой мировой войны, революции и пожара отделочные работы были завершены только в 1929 году. Красиво, хотя не очень понятно, почему экспонаты, рассказывающие о Красноярском крае, должны помещаться в таких стенах. На красноярском сайте этому дается замысловатое объяснение: «Здание музея напоминает нам о едином культурном пространстве мировой цивилизации, символизирует встречу столь отдаленных, на первый взгляд, культур Сибири и Древнего Египта». И хотя музей старый, чувствуется, что экспозиция внутри сделана недавно. Действительно, как мы узнали, с 1987 по 2001 год он был на ремонте. Музей неплох: традиционно в нем представлена история края от каменного века до современности, животный мир. В центральном зале стоит большой макет корабля. Как мы узнали, у него можно отметить свадьбу или день рождения.
    СКУЛЬПТУРЫ И ПАМЯТНИКИ. Что нам больше всего запомнилось в Красноярске? Кроме могучего Енисея, это громадное число пальм, фонтанов и скульптур, появившихся в последнее десятилетие.
    Начнем с красноярцев. О памятнике основателю города Дубенскому я уже упоминал. Памятник Виктору Астафьеву (2006, скульптор Игорь Линевич-Яворский), на наш взгляд, смотрится совсем не на месте по соседству с ржавыми матрёшками, кирпичными триумфальными арками и прочими артефактами современного искусства. Памятник Сурикову изготовлен в 1960 году и попутешествовал по городу. Сначала дипломная работа московского скульптора Котова стояла в Юдинском саду на реке Каче, в 1975 году была установлена на правом берегу, перед зданием художественного училища имени Сурикова на улице Свердловской. В 2007 году его перенесли в сквер между Свято-Покровским кафедральным собором и Домом художника на пересечении проспекта Мира и улицы Сурикова. Всё бы хорошо, но на памятнике и перед ним всегда громадное количество голубей.
    Скульптура «Лошадь белая» расположилась в районе Стрелки. Согласно легенде, именно на этом месте в XVII веке высадились казаки. Один из них съехал с корабля на берег Енисея верхом на лошади, бросил шашку, нагайку и папаху и сказал, что в этом месте построят город. Этот исторический момент и увековечили в скульптуре. Только где сам казак, непонятно. Видимо, ушел осматривать местность. Лошадь стоит и пьет воду в гордом одиночестве. Автор проекта композиции Евгений Пащенко, изготовил лошадь мастер художественной ковки Александр Артемов.
    Есть в городе и памятник десятирублевой банкноте. Идея хорошая, а воплощение нам не понравилось. Его можно принять за памятник тротуарной плитке. Сама десятирублевка на памятнике выглядит так, как будто ее кто-то только что обронил. Она слегка помята и имеет не особо презентабельный вид.
    На Театральной площади спуск к Енисею оформлен в виде каскадного фонтана «Реки Сибири». Реки в нем изображают могучий мужчина Енисей, который находится в центре фонтана, и хрупкие девушки. Скульптуры ставили постепенно, в 2006-2008 годах. У каждой из них свой автор: Енисей и Ангара - Константин Зинич, Тунгуска и Хатанга - Андрей Кияницын, Базаиха и Кача - Алексей Ничепорчук, Бирюса и Мана - Виктор Мосиелев. Фигуры рек вылеплены с «натуры» - скульпторам позировали жительницы города. Что ж, по крайней мере, большинство девушек-рек вполне симпатичные. Портят впечатление отвалившиеся плитки облицовки.
    Спустившись к Енисею с Театральной площади, обратите внимание и на памятник Чехову. Он останавливался в Красноярске на один день во время путешествия на Сахалин и как раз здесь ждал парома. Он был очень впечатлен этими местами, о чем свидетельствует цитата из его «Путевых очерков», украшающая монумент.
    На проспекте Мира находится один из самый популярных памятников Красноярска – памятник Андрею Поздееву (1926-1998). Правда, я о таком художнике не слышал, но «Работы мастера сегодня украшают Третьяковскую галерею и Русский музей». Памятник открыт в 2000 году, и теперь все стремятся подержаться за его бронзовый нос и ручку зонта. Скульптор Юрий Злотя лично был знаком с Поздеевым. Наверное, поэтому ему так хорошо удалось передать характер Андрея Геннадьевича, личности с тонкой, романтичной душой. Ощущение близости художника к людям создается из-за совсем невысокого постамента. Ласковая и слегка загадочная улыбка, грустный и одновременно мудрый взгляд привлекают к себе всех, проходящих мимо.
    К сожалению, другую скульптуру Юрия Злоти, «Преемственность поколений» (2004), посвященную 70-летию красноярской авиации, нам увидеть не удалось. На скамейке сидел бронзовый авиатор-ветеран, а рядом с ним был мальчишка в форменной фуражке с моделью самолета в руках. Говорят, что она неожиданно исчезла в неизвестном направлении.
    Неподалеку от Андрея Поздеева стоит фотограф. До сих пор у многих прохожих вызывает удивление сочетание старинного фотоаппарата и вполне современной одежды. Автор работы Андрей Кияницын объясняет, что по замыслу такой синтез наглядно передает связь времен. Ведь старинное изобретение не кануло в Лету, а лишь видоизменилось и по-прежнему служит людям.
    «Дядя Яша и стажер» того же Кияницина установлены рядом с офисом «Водоканала». Эта фирма в 2003 году отмечала свое 90-летие, и решила поставить памятник самой распространенной профессии в своей сфере. Конкретной идеи не было ни у кого. В процессе обсуждения генеральный директор между делом рассказал такой анекдот: «Сантехник со стажем вылезает из вонючего канализационного люка и, утирая рукавом лоб, пафосно заявляет своему подопечному: «Учись, сынок, а то так и будешь всю жизнь мне ключи подавать». Анекдот в итоге и стал сюжетом композиции. Не зря мы сходили к этой скульптуре, она нам запомнилась!
    Красноярец Константин Зинич, как говорят, ваяет всё, что ваяется. Николай Второй (причем в Шушенском) и мультипликационный волк, Илья Муромец и дворник, десятиметровый Иисус Христос и Дядя Степа-милиционер. Скульптор, которого иногда называют «Сибирский Церетели», отметился монументами от Сочи до Владивостока. На площади Мира стоит памятник командору Резанову. Это один из учредителей Российско-американской компании, один из организаторов первой российской кругосветной экспедиции. В общем, личность весьма примечательная, причем не только благодаря своим заслугам, но и из-за истории его любви, которая пронеслась через века и дошла даже до наших дней. «Юнона и Авось» - это о нем. По дороге в Петербург с Дальнего Востока он простудился в пути, заболел и умер. Случилось это как раз в Красноярске. Здесь его и похоронили.
    На проспекте Мира стоит фонтан с ротондой «Пушкин и Натали» (2008). Между белокаменными колоннами установлены скамейки. На одной из них сидит Наталья Гончарова, у другой стоит Пушкин. По задумке Зинича поэт читает жене свои стихи. Если учесть, что рядом лежит книга со стихами, посвященными Анне Керн, то понятно, что Гончарова выглядит несколько озлобленно.
    К слову, Гончарова была выше своего мужа, и ее скульптуру решили усадить для того, чтобы идиллическая картина была полной. Правда, пропорции рук Пушкина видимо в эскизах забыли просчитать, поэтому его поднятая рука, если ее опустить, будет поэту до колена.
    Толпы туристов едут смотреть на «писающего мальчика» и «писающую девочку». (Потом туристы, впрочем, брюзжат, что ожидали большего размера.) А вот «писающая собачка» из Красноярска пока не достигла подобной известности. На наш взгляд, совершенно зря. Памятник, как говорят нынче, прикольный. Неподалеку находятся ресторан и ночной клуб. Возможно, эта забавная скульптура установлена как напоминание о том, что чрезмерное употребление спиртных напитков может привести к курьезным ситуациям, например, какая-нибудь собачка примет вас за обычный фонарный столб. Официально композиция Зинича называется «Мужчина с собачкой», а народное название «Дядя Вася -пьяница». Кстати, на часах неподалеку размещена бронзовая табличка с текстом: «Не откладывай на завтра то, от чего можно получить удовольствие сегодня».
    На пересечении проспекта Мира с улицей Перенсона стоит фонтан, который сам Зинич назвал «Адам и Ева». Юноша и девушка, отлитые в бронзе, установлены на гранитной арке. Но в народе прижилось второе название: «Валентин и Валентина». Слишком они, особенно девушка, юные и хрупкие для основателей человечества. У меня образы Адама и Евы прочно ассоциируются со сценой грехопадения на потолке Сикстинской капеллы. Впрочем, в Библии о возрасте Адама и Евы ничего не говорится.
    Прекрасна, на наш взгляд, еще одна скульптура Зинича «Дети войны». Девочка, держащая в руках кусочек хлеба, суточный паек блокадников, рядом ее младший брат с бидоном, c которым ходили на Неву за водой, и саночками, служившими для перевоза погибших в Ленинграде к братским могилам, стоят на фоне решетки Летнего сада. В момент установки (2005) подобного памятника детям блокадного Ленинграда не было нигде в стране, даже в Петербурге-Ленинграде.
    На Правобережье нас поразил фонтан «Похищение Европы». Хотя идея про "Похищение Европы" пришла мне в голову сразу, я долго не мог поверить в ее правильность. Уж слишком Европа выглядит довольной своей участью. Она так легко сидит на голове быка (не на спине!), задумавшись о чем-то своем, что выглядит не жертвой похищения, а его соучастником. Может, уже свыклась с ситуацией и строит дальнейшие планы. А ее прическа – это прямо какой-то рог изобилия. Мы сначала долго на нее смотрели и пытались понять, что это такое растет на голове.
    Скульптор «Европы» Александр Ткачук специализируется на героях античной мифологии. Он является автором «Аполлона» перед Красноярским театром оперы и балета и «Фемиды» перед зданием суда. Кстати, Фемида в интерпретации Ткачука подглядывает. Иначе нельзя, видимо, судить в России…
    Бронзовая скульптура волка из мультфильма «Жил-был пес» была открыта в Томске в 2005 году. Персонаж из мультфильма был выбран как субъект, наиболее полно выражающий состояние счастья. На животе у волка была размещена кнопка, при нажатии которой звучала одна из восьми фраз из мультфильма. Задумка настолько понравилась, что аналогичные скульптуры установили еще в Ангарске Иркутской области в 2007 году и в Красноярске у Фан-парка в 2008 году. Однако если томский бронзовый волк упитан, добродушен и, судя по виду, ленив, то его красноярский собрат – спортсмен в бейсболке, майке, джинсовых шортах и кедах. Красноярский волк также умеет говорить, он так и сыплет рекламными слоганами Фан-парка и призывает не мусорить.
    ГЛАВНЫЙ АРГУМЕНТ. Как любой город, Красноярск имеет свои плюсы и минусы, но в целом заслуживает однозначно положительной оценки. Есть в нем некая притягательная сила, дух столичности, сибирское раздолье…
    Посещением Красноярска мы завершили знакомство с городами с российских денег. Но мы выбирали его не из-за этого. Для нас, москвичей, Абакан – это ворота в Туву, а миллионный Красноярск лежит совсем близко. Вот это и стало для нас главным аргументом в пользу поездки.
    Мы проходим мимо колонны с золотым львом на привокзальной площади и садимся на ночной поезд до Абакана. Путешествие по Сибири продолжается, впереди Хакасия и Тува…

    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (9)

    Василий,спасибо за рассказ и фото, особенно о Столбах! Камни неописуемой красоты! Повезло Вам с тем,что были эксклюзивными посетителями заповедника да еще с таким профессиональным провожатым, и белок-бурундучков даже видели, и даже на скалы поднялись, я бы тоже с удовольствием полезла!!!
    И за знакомство с незнакомой сибирской атмосферой через Ваше восприятие-спасибо. Очень полезно и познавательно!
    Как всегда-интересно и познавательно,лучше всякого путеводителя! Да,пожары-это бич наших лесов,сколько их горит в сухой сезон! но на этот раз,получилось,что благодаря им,у Вас получилась VIP экскурсия на Столбы. Сколько,оказывается,необычных и красивых мест и памятников есть в этом городе.Спасибо!
    Василий, смотрю на фото и не узнаю Красноярск. Я была там очень давно, можно сказать в последние дни Советского Союза. Как удивительно изменился город! И это радует! Спасибо за рассказ и ,особенно , за фото!
    Интересная у Вас получилась поездка, фотографии красивые, особенно "Столбы" впечатляют.
    Альпусечка, Натали, Ольга (Тропиканка), Natalia & Alex, спасибо за комментарии.
    Ольга (Тропиканка), все города, о которых я пишу, очень сильно изменились за последние 20 лет. И во всех есть что посмотреть! Нам с женой интересно ездить по ним. А насчет красот природы - полагаю, Тува даже вас бы удивила.
    Теперь внимательнее рассмотрю 10-рублевку (уже редко попадает в руки), с улыбкой вспомню Ваши рассказы. Удивило многое в Красноярске, особенно количество необычных памятников. Большое спасибо за фото!
    Каждый последующий рассказ ещё интереснее предыдущего! лежу больная и забыла про боль, пока читала! Спасибо за анастетик, пошла рассматривать ваши фото!!
    Инна (Москва) (12.01.2013 22:26)
    Очень интересно!
    Поразило и очень понравилось такое большое количество современных, и как вы в шутку выразились, "прикольных" памятников. А ещё удивила чистота и порядок на улицах города. О природном заповедники СТОЛБЫ даже никогда не слышали, очень живописное место, очередной природный шедевр.
    И снова, Василий, спасибо Вам за доставленное удовольствие.

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться

    Найти ближайшее турагентство: Москва, Подмосковье, Санк-Петербург, Россия, Украина