Россия
Золотой фонд
Лучшие храмы Подмосковья -2012. Часть третья. Дубровицы зимой и летом
2012
дата поездки
20.05.2013
написано
Лучшие храмы Подмосковья -2012. Часть третья. Дубровицы зимой и летом
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, или просто Церковь Знамения.
Московская область, Подольский район, село Дубровицы.
Координаты: 55.441369°N, 37.494397°E
http://sobory.ru/article/?object=00451
http://www.hramy.ru/regions/r50/podolsky/dubrovicy/znamdubr.htm
http://temples.ru/card.php?ID=2643
Сайт храма http://www.dubrovitsy-hram.ru/
Колосова А.Г. Подмосковные Дубровицы. В журнале «Наука и жизнь», № 6, 2005.
http://www.rusarch.ru/kolosova1.htm
***
КАК ДОБРАТЬСЯ. Общественным транспортом. Сначала доехать до метро «Царицыно». На электричке ехать от станции Царицыно до станции Подольск, в пути 25-30 минут. Далее на автобусе 65 до конечной остановки (ходит часто), в пути 20 минут.
Есть второй вариант - от метро «Южная» автобусом 417 до конечной остановки. Ехать 1 час 10 мин, но автобус делает всего 8 рейсов в день (данные на март 2013).
На автомашине с МКАД сворачивайте на Подольск (Варшавское шоссе), проезжаете через Подольск (по улице Кирова) и сворачиваете направо (по указателю) на Дубровицы, надо проехать через мост, оттуда церковь видна.
Сам город Подольск заслуживает отдельного рассказа. Например, там сохранились Воскресенская церковь, Троицкий собор, постройки усадьбы Ивановское. В этой усадьбе – интересный музей профтехобразования, единственный в России.
С советских времен у вокзала остался устрашающий лозунг: «Подольск – город рабочего класса» и памятник тому самому рабочему классу. Но время идет, и в 2008 году в Екатерининском сквере появился памятник основательнице Подольска Екатерине II. Императрица изображена в момент подписания указа о присвоении селу Подол статуса города.
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМА. Село Дубровицы впервые было упомянуто в 1627 году. В 1688 году его владельцем стал князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель молодого Петра.
Есть легенда, что навестивший своего воспитателя Петр был восхищен природой Дубровиц: две реки, Десна и Пахра, острым углом сливающиеся за холмом и лежащим под ним лугом, представлялись ему носом корабля. Стоя на холме, вдохновленный Петр сказал своему воспитателю: «Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Церковь бы такую здесь поставить, чтоб и немцы ахнули. Чтобы столь красивой и в мире бы другой не было...».
На самом деле князь жил здесь, будучи в кратковременной опале. Но в начале 1690 года в Дубровицы пришла весть о пожаловании князю Б.А.Голицыну боярского звания. Он отправился в Москву для участия в торжественной церемонии. В знак примирения с царем решил построить новый каменный храм в Дубровицах на месте крепкой еще деревянной церкви.
Нашли превосходнейшего в знании своего дела архитектора, родом итальянца. Его порекомендовал Голицыну Петр I. Имя этого архитектора остается загадкой до нашего времени, хотя вокруг него и строятся разные предположения. Молебный чин на основание храма был совершен во вторник, 22 июля 1690 г., в высочайшем присутствии государя.
Строительство нового храма в Дубровицах велось из местного белого камня известняка. Его добывали жившие в долине реки Пахры потомственные каменотесы. Местными были и мастера - резчики по дереву. А вот резчиков по камню и скульпторов, всего около сотни человек, выписали из-за границы, в частности из Италии.
Здание церкви было готово уже к 1697 г. Но когда строительство завершилось, то многие пришли в недоумение. Ведь православный храм оказался явным подражанием католическому. Князь Голицын хотел освятить новую церковь, но для этого нужно было получить разрешение у патриарха. Патриарх же Адриан был известен своими консервативными взглядами и вряд ли бы дал благословение на освящение столь необычно украшенного храма.
Как бы там ни было, Голицыну пришлось ждать. Но недолго - в 1700 году престарелый Патриарх Адриан скончался. Церковное управление Петр реформировал, вообще упразднив Патриаршество. Вместо него была учреждена должность Патриаршего местоблюстителя, которую занял митрополит Рязанский Стефан. Этот иерарх, оказавшийся во главе Русской Церкви, получил европейское образование. Его не сильно удивляли архитектурные причуды Голицына и его тяга к иноземцам. Однако освящение опять откладывалось. Причиной было намерение Б.А.Голицына пригласить в Дубровицы на освящение храма Петра I, что было физически невозможно до 1704 года, так как царь в это время почти не посещал Москву. Царь то штурмовал шведские крепости, то основывал новую северную столицу, проводя большую часть времени на строительстве Петропавловской крепости. И вот 24 февраля 1704 года новый храм был освящен в присутствии государя Петра Великого, царевича и великого князя Алексея Петровича, многих светских и духовных особ. Богослужение возглавил Патриарший местоблюститель Стефан.
УНИКАЛЬНОСТЬ ХРАМА. Очевидно, что Храм Знамения в Дубровицах – это аристократическая частная инициатива, создававшаяся на виду у молодого царя и в расчете на его одобрение. Недаром Голицын ждал, пока Петр, наконец, смог приехать и принять участие в церемонии освящения. Храм - манифест новых идей и новых образов. Это радикальный разрыв со всей старой православной традицией, выразившийся хотя бы в изобилии круглой барочной скульптуры и латинских текстах на стенах. Фактически, это предложение новой концепции православного храма в свете начавшегося петровского обновления страны.
Авторами церкви были итальянские зодчие, приглашенные князем, и, в отличие от строителей Московского кремля, эти итальянцы не пытались адаптировать храм к русской архитектуре. В результате ими был создан уникальный, единственный в России памятник итальянского барокко конца XVII века. Подобная церковь могла бы органично смотреться в Риме или Неаполе, но видеть нечто подобное среди русских снегов удивительно. Была выбрана так называемая многолепестковая модель храма. Вместо традиционной квадратной или прямоугольной основы, здесь мы видим некий распустившийся цветок, который не имеет ярко выраженной фасадной стороны. Над его лепестками высоко поднимается изящная восьмигранная башня, увенчанная вместо привычной луковичной главы золотой узорчатой короной. Корона храма сделана из кованого железа и покрыта сусальным золотом. Белокаменные стены церкви украшены барельефами, а на крыше установлены фигуры святых — большая редкость в православном зодчестве. (Пожалуй, можно вспомнить лишь статуи апостолов храма в Подмоклово).
Здание поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной цветочным и растительным орнаментом. На стенах четырех полукруглых сторон основания, и на самом столпе буквально нет свободного места от роскошной белокаменной резьбы.
При входе в церковь нас встречают статуи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. У самой земли, в углах, образованных сходящимися закруглениями цоколя, размещены, ныне изрядно повреждённые, статуи евангелистов Марка, Луки, Матфея, Иоанна.
Мнение одного туриста (Хоммер): «Если бы не Петр Первый, это сооружение никогда бы ни стало церковью. Заходят в нее девушки видно со свадеб, одетые по случаю в красивые, но совершенно не подходящие платья, простоволосые и никто их не строит. Музей, в общем».
Почти всю внутренность храма, включая и огромный столп, занимают великолепно выполненные рельефные композиции. Скульптуры сделаны в технике стукко, а характер их сюжетов объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены по определенной системе.
Но при входе – перечеркнутый фотоаппарат. Фотографировать в храме можно только с благословления настоятеля, поэтому помещаю две фотографии, взятые из интернета.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.
- Изначально церковь была построена как летняя, но в 2003 году было проведено отопление, и теперь богослужения в ней проходят круглогодично.
- Стоявшая рядом с храмом колокольня была взорвана в 1931 году.
- Помимо библейских персонажей в храме можно увидеть барельефные портреты самого князя Б.А.Голицына, его жены и сына.
- Внутри храма католическую трактовку некоторых сюжетов евангелия можно заметить в сцене над "Распятием" - "Воскресение Христово". Здесь показано, как Христос в пеленах встает из гроба с крестом в руке. Православная традиция не допускала изображения восстающего из гроба Христа.
- Следующий пример католической трактовки находится выше сцены "Воскресение" - это "Коронование Богоматери" - акт, не признаваемый истинным православной церковью.
- На третьем ярусе храма расположены фигуры ангелов с орудиями Страстей Христовых (копьё, столб, плеть, терновый венец, молот, гвозди). Под ними – латинские трехстишия об этих орудиях.
- Часто воспроизводимые в статьях и отзывах о храме строки Фёдора Тютчева:
«Там, где на высоте обрыва
Воздушно-светозарный храм
Уходит ввысь очам на диво,
Как бы парящий к небесам».
написаны не о Дубровицах, а об Андреевском соборе в Киеве.
- Храм нуждается в дорогой и сложной реставрации. В 2009 году Всемирный фонд памятников (The World Monuments Found) включил храм в Список памятников архитектуры мирового значения, которым в настоящее время грозит исчезновение. Храм оказался в этом Списке единственным объектом, находящимся на территории России. Это можно трактовать двояко – либо все остальным памятникам в России исчезновение не грозит, либо этот храм оказался просто наиболее близким к Москве из подобных.
УСАДЬБА. Рядом с храмом – усадебный дом, настоящий дворец. Он был построен в XVIII веке в силе барокко, после перестроен в стиле екатерининского классицизма. Обстановка дворца была великолепна. В 1889 г. князь С.М. Голицын обогатил ее роскошной деревянной итальянской мебелью ХVII в., вывезенной им из старинного родового дворца в Риме. В 1919 году в Дубровицах был создан Музей дворянского быта, который просуществовал до 1927 года. Экспонаты музея (великолепная резная мебель, картины, скульптура, гобелены и другие ценности) были вывезены в Москву, усадьбу передали детскому дому.
В 1961 году в усадьбе был размещен переведенный из Москвы Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства. Недосмотр или перегрузка электросети привели к пожару. Здание усадебного дома сгорело в ночь с 3 на 4 июня 1964 года.
Сегодня внутри дома поражает роскошью художественной отделки лишь Гербовый зал. Все его стены украшены фресковой живописью, изображающей ряды портиков, выполненных с замечательной перспективой. Название залу дали многократно воспроизводимые в росписях два вида гербов. Один из них — герб графа Дмитриева-Мамонова, второй же — возможно, принадлежал основанному им «Ордену Русских рыцарей». В советские времена росписи Гербового Зала были забелены. Восстановлены они после пожара, в 1968-1970 годах. Сейчас это зал заседаний ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института животноводства.
Некогда в этот зал вела роскошная лестница с расходящимися на две стороны маршами. Прежде и лестница завораживала своей живописью: на стене было расположено панно с изображением въезда Императрицы Екатерины II в Дубровицы. Эта восхитительная живопись полностью утеряна, и мы можем судить о ней только по сохранившимся фотографиям.
Хочу внести в свой рассказ маленькую нотку эксклюзива. Редко кто из посетивших Дубровицы дает снимок Гербового зала, а виды из-за колонн второго этажа я вообще не встречал. В настоящее время в усадебном дворце разместились три непохожих друг на друга организации: ВНИИ животноводства, Подольский районный отдел ЗАГС и Совет ветеранов Подольского района. Так что в субботу ездить не рекомендуется – осмотру храма и дворца будут мешать женихи, невесты и их многочисленные гости.
К северо-востоку от храма находился земляной курган, имевший круговой каменный подъем на вершину. В 2004 году подъем восстановили, но сделали его в виде прямой лестницы, перед которой установлен металлический мостик. Зимой на него надо залезать очень осторожно.
Любимая зимняя забава местных – катание с горки недалеко от храма. Многие подольчане специально приезжают сюда с детьми. Так что если приедете с ребенком, обязательно захватите ледянку, пусть покатается.
НЕМНОГО ЛИЧНОГО. О храме в Дубровицах я узнал ещё в 1980 году, прочитав в газетах, что находящийся в Подмосковье храм включен в культурную программу Олимпиады. Действительно, с 1966 года здесь велась реставрация, и в июле 1980 года с храма сняли леса.
Первый раз мы его с женой посетили Дубровицы в 1996 году. Кстати, в то лето мы посетили и другие связанные с Б.А.Голицыным подмосковные усадьбы - Большие Вязёмы и Марфино, рекомендую побывать и в них. В Дубровицах мы гуляли вокруг закрытого храма. И вдруг к нам подошла пожилая женщина, и сказала, что она написала книгу о Дубровицах, и может предложить ее нам. Мы купили книгу, а женщина провела для нас небольшую экскурсию.
Лет через пять я ездил на организованную экскурсию со старшим сыном. В Дубровицах нашим экскурсоводом снова была та же А.Г.Колосова. В интернете размещена её статья о храме из журнала «Наука и жизнь», № 6, 2005.
В январе 2012 года, когда подрос младший сын, перед поездкой я показывал ему книгу, рассказывал о храме. Сказал, что нашего экскурсовода, видимо, уже нет на свете. Когда мы гуляли, подошла женщина в темных очках и с палочкой, и предложила посетить комнату во дворце – там она организовала небольшой музей и может провести по нему экскурсию. Это и была А.Г.Колосова. Она переиздала книгу о Дубровицах, а также предлагала написанные ей книги о других подмосковных усадьбах. Но мы решили погулять и сказали, что приедем летом.
В июле мы снова поехали в Дубровицы. Мы спросили на вахте института о музейной комнате. Оказалось, что комната есть, хранительница жива, но работает до 14 часов. По описаниям в интернете, в этой комнате находится старинная дубовая мебель: диван, зеркало венецианского стекла, несколько столов, шкафы и буфеты. Если кого-то заинтересует, спрашивайте на вахте.
Замечу, из десяти описываемых мной подмосковных храмов только в этом вам предложат большой выбор литературы о храме, его фотографий, магнитов. Магниты с различными достопримечательностями города можно купить также в киосках у станции Подольск.
На наш взгляд, памятник архитектуры мирового значения находится в удручающем состоянии и ему требуется срочная реставрация. Возможно, это связано с тем, что раньше церковь использовалась только как летняя. Не знаю, стоило ли проводить сюда отопление, и к каким проблемам это приведет в будущем. Но даже в таком виде она поражает всех своим внешним и внутренним декором.
***
Окончание следует
Оцените отзыв
5.0
23 оценки
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(9)
Напишите ваш комментарий
 
Для комментирования   войдите   в кабинет
Какие знакомые с детства виды! У меня там бабушка и тётя живут, с детства очень часто там бывала, теперь правда давно уже не ездила...
Как у нас хорошо!
Вот сюда я поеду обязательно, СПЕЦИАЛЬНО!! Давно увидела фото церкви Знамения, поразило!
надо бы туда съездить!
Интересный рассказ... Надо посетить это необычное место...
удивительная церковь
Анна Кошеварова, Ирина, Наталья, Ольга (Тропиканка), Игорь Алексеев, ОльгаSerg, благодарю за интерес к отзыву!
Советую всем посетить это место. У нас в стране такое чудо, и ехать никуда не надо.
Очень интересно, тем более мы никак не доберемся до этой церкви. Год назад уже почти что тур купили, да так и не сложилось!
Наталья и Алекс, тур-то зачем покупать? Читайте у меня раздел "Как добраться" и поезжайте.