Один ленинградский искусствовед воскресным днём впервые привёл свою четырёхлетнюю дочь в Эрмитаж. Он показал ей только... дверные ручки... Папа и дочь ходили в Эрмитаж каждое воскресенье. Всегда - ненадолго... Девочка обожала эти походы, стала искусствоведом и очень любит свою профессию...
Этот рассказ подруги выросшей девочки вспоминаю, когда попадаю в города - памятники. Как важно не переусердствовать, не " перебрать " впечатлений, не пытаться за один - два дня вместить невместимое! Впервые оказавшись во Флоренции я совершила эту ошибку - умудрилась увидеть ЧЕРЕСЧУР много за слишком малое время...
К середине второго дня на площади Синьории, присев с картой уточнить дальнейший маршрут, вдруг почувствовала, что не могу... встать, не могу заставить себя просто сдвинуться с места... Я просидела на этой скамейке до темноты, глядя на "ненастоящего " Давида. Позже узнала, что давно описан "синдром Флоренции" - нервное истощение вследствие переизбытка художественных впечатлений... Это было давно...
Я научилась путешествовать, не пытаясь увидеть КАЖДУЮ достопримечательность... И какие же чудные картинки, сценки, зарисовки, неизвестные шедевры попадаются неторопливому страннику!А если возникает навязчивое: " Это НАДО обязательно увидеть...", вспоминаю мудрого искусствоведа и дверные ручки Эрмитажа...
Флоренция - самый трогательный, самый волнующий город. Я снова во Флоренции, в первый день лета... Гуляю без определённого плана,даже не достаю карту. Впрочем, заблудиться во Флоренции невозможно... КУПОЛ !!! Купол Дуомо - собора Санта - Мария - дель - Фьоре - всегда помогает соориентироваться.
Железнодорожная станция постройки 1933-35 годов считается выдающимся образцом рациональной архитектуры. Построеннное из типичного тосканского камня пьетрафорте - очень тёплого, мягкого тона - здание вокзала простирается гораздо больше в ширину, чем в высоту. Молодцы архитекторы - умело вписали необходимый комплекс в древний город, ведь в двух шагах - прекрасная церковь доминиканцев Санта Мария Новелла на одноимённой живописной площади ( и вокзал так же называется).
Как красив фасад белого и тёмно-зелёного мрамора - звёзды, сияющее солнце и... развёрнутые паруса, символизирующие фортуну и успех! Внутри - древние византийские фрески, Мазаччо, Гирландайо ... А ещё - Зелёный дворик и Испанская капелла, которые... хорошо что закрыты(навсегда запомнила, что Флоренцию нужно "вкушать" с осторожностью...) И - никогда не знаешь отчего вдруг перехватит дыхание! - смотрю не отрываясь на простые деревянные ворота женского монастыря...
На моём пути- базилика Сан - Лоренцо и Капелла Медичи.Неоконченный фасад из необработанного камня поразил архаичной мощью ещё в первый приезд, возвращаясь в отель всегда делала крюк, чтобы пройти рядом. Здравствуй, старичок! Заглядываю во дворик библиотеки Медичи Лауренциана -подстриженные кусты, апельсиновое дерево и - за изящными аркадами видны колокольня Джотто и Дуомо...
Площадь Сан - Марко : монастырь, так поэтично описанный в недавнем отзыве Елены April, закрыт для посещений в 1, 3, 5 воскресенья. Зато - чувствую: попала в этот район не случайно. Увижу - Давида !!! настоящего Давида Микеланджело...
В Галерею Академии - очередь на два часа (так обещают тётеньки "вчетыредорога" предлагающие билеты с правом прохода вне оной ). На деле - 1час 10 минут ( только и успела - попробовать флорентийское мороженое, порадоваться, что на пути страждущих попасть в музей - киоск с открытками, дойдя до киоска - безмерно огорчиться пошлости ассортимента: среди прекрасных репродукций - части тела Давида, Персея ,"8 лучших ягодиц Италии" и т. п. (потом во всех сувенирных киосках эти же " ракурсы" обнаружила на календарях, фартуках...ну не было такого безобразия всего три года назад! )
Галерея - замечательная ! Прекрасна коллекция музыкальных инструментов. Запомнились в причудливой формы рамках медальоны Таддео Гадди - художника, родившегося в 1290( ! ) году... И - Ботичелли! "Мадонна морская" и "Мадонна с Иоанном Крестителем" - ранние работы,"идиллические грёзы чувствительного юноши " (Л.Вентури - историк). Невероятно - Ботичелли забыли на столетия, открыли заново прерафаэлиты в 19 веке, и в том же 19 - Мендельсон "вернул" человечеству забытого недооценённого Баха... И - Микеланджело! Незавершённые "Рабы" (4 скульптуры),"Пьета Палестрина" и "ДАВИД"... Здесь лучше представить несколько пропущенных строк - нет слов, чтобы описать мои впечатления - точнее их много(слов), и все - не те...
В музее нет русского аудиогида. Эх, будь я полиглотом - безвозмездно бы "наговорила" текст на всех языках, чтобы любители, слушая свой родной хинди, русский или венгерский, радовались...
И - нельзя фотографировать. Обычно я спокойно - законопослушно к этому отношусь (вот только в восхитительном парижском Орсе не удержалась, сделала пару кадров),но - так хотелось ( очень!) сфотографироваться с Давидом...
Попросила молодого китайца - отшатнулся в ужасе : "О,о! нельзя..!" Вторая попытка, немолодой европеец : " Я не хочу иметь беспокойство..." И - красавчик испанец (наверное, испанец ) - небрит,жвачку жуёт, не прицеливаясь, с висящего на шее фотоаппарата то и дело "пощёлкивает" - понял меня с полуслова и за секунду невозмутимо сфотографировал. ...
Неброский указатель - Ботанический сад ...Могло ли встретиться что -то лучше после такого дня? Я пробыла там едва ли не дольше, чем в галерее , в полной гармонии с собою и Флоренцией. Сад лишь немного младше своего соседа - Давида, основан в 1545( ! ) году...
Мы ещё раз приедем во Флоренцию ( обзорная экскурсия была включена в программу нашего тура), побываем на шикарной смотровой - площади Микеланджело ( но какая там убогая копия Давида - зелёная, в потёках !), нашей группе очень повезёт с гидом - трижды я смахивала слёзы, ТАК она сумела подать в общем-то хорошо знакомые факты... Вот только в конце экскурсии засомневаюсь: в моём верном итальянском спутнике - путеводителе Д. Крылова - чёрным по белому: "Персей - единственная скульптура в Лоджии Ланца, стоящая в оригинале." По словам же (очень убедительным ) экскурсовода , копий в Лоджии - нет. Вот так до сих пор и сомневаюсь...
Наконец мы с мужем поднимемся на КУПОЛ КУПОЛОВ Брунеллески ( представьте,в "шарике" на его вершине свободно размещается 12 человек! ) и побываем в баптистерии, а перед расставанием Флоренция подарит нам ещё один шедевр - по пути к автобусу случайно зайдём в церковь Badia c резным потолком...
В старинном городе чужом и странно близком Успокоение мечтой пленило ум. Не думая о временном и низком, По узким улицам плетешься наобум... В картинных галереях - в вялом теле Проснулись все мелодии чудес И у мадонн чужого Ботичелли, Не веря, служишь столько тихих месс... Перед Давидом Микельанджело так жутко Следить, забыв века, в тревожной вере За выраженьем сильного лица! О, как привыкнуть вновь к туманным суткам, К растлениям, самоубийствам и холере, К болотному терпенью без конца?...
Это - Саша Чёрный...
В июне во Флоренции было солнечно. Несмотря на введение туристического налога - по - прежнему, увы, довольно грязно. Конечно, очень людно. Но я "неровно дышу" к Флоренции всегда...И особенно нежно вспоминалась моя первая - дождливая ноябрьская Флоренция, в часы ранних - по ещё почти пустым улицам - прогулок... Флоренция, с которой не расстаёшься....
Испанец - молодец)))
А в Бадиа Фиорентина тоже очень хочется...
Отзыв - настоящий интересный путеводитель. Спасибо.