Калининград и Калининградская область - это маленький кусочек России в тылу европейских государств, куда теперь, не имея шенгенской визы, можно попасть только самолетом. Уже давно сложился стереотип, что Калининградская область - самая западная область нашей страны, янтарный край, отрезанный ломоть России, а еще говорят, что это почти Европа. Слово "почти" вызывает недоумение, будто что-то недодали. То, что это уже не Европа и так давно понятно, еще с 1946 года, когда развалины Кёнигсберга, столицы Восточной Пруссии, и прилегающая область стали советскими. Калининград тогда практически отстраивали заново и мало заботились об оставшихся образцах древней немецкой архитектуры. После войны город быстро менял облик, обрастая серыми типовыми сталинскими домами, потом "хрущевками", затем блочными конструкциями. До сих пор улицы носят названия, оставшиеся с советских времен. Калининградская область была не так сильно разрушена, многие городки и поселки практически не пострадали во время боёв, сохранив довоенный, такой привычный "европейский" вид и малоэтажную частную застройку. И состав населения здесь смешанный - русские, немцы, литовцы. Поэтому очень сложно судить, насколько Кёнигсберг стал Россией, и насколько Калининград остался Европой. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а еще лучше увидеть не один раз. Из Москвы в Калининград лететь всего час и сорок минут - совсем недолго. Регулярный рейс Аэрофлота - вылет из Шереметьево, всё минута в минуту. Самолет новенький, стюардессы в красных костюмчиках все как на подбор. Рейс короткий, но все равно кормили - чай-кофе, бутерброды с сыром и вялеными помидорами. Это я сейчас так уверенно пишу - вяленые помидоры - а тогда даже не поняла, что это такое вкусное? Сын потом объяснил.) В аэропорт Храброво, который до сих пор единственный на всю Калининградскую область, прибыли по расписанию. После посадки аэробус подкатил прямо к терминалу, и пассажиры, спустившись по трапу, сразу потопали пешочком к залу прилета, будто не из самолета вышли, а из рейсового автобуса возле вокзала. Стало смешно. Заборчик низенький, видно парковку и машины встречающих-провожающих. Терминал в аэропорту тоже один. На первом этаже зал прилета, ну очень маленький. Сын уже встречает, давно не виделись.) На втором - зал вылета. Всё очень просто и вполне прилично. На стоянке перед зданием аэропорта асфальт сияет большими проплешинами, но ремонтной техники в поле зрения нет. От Храброво до Калининграда ехать минут сорок. Дорога хорошая, ровная, скоростная - настоящий автобан. По обеим сторонам дороги то поля, то леса. Сейчас мы едем в поселок Новый Чкаловск - новый микрорайон, входящий в состав центрального района Калининграда. До 1949 года поселок назывался Зидлунг. Рядом находится военный аэродром - отсюда и название. При въезде в поселок - памятник погибшим во время войны летчикам и на возвышении установлен настоящий военный самолет ИЛ-28. Дома в поселке разные - новые современные пятиэтажки, среди которых без всякой планировки как грибы-подосиновики стоят частные коттеджи под красными черепичными крышами. Рядом старая улица из брусчатки, вдоль которой притулились друг к другу довоенные немецкие домики с печным отоплением. Ночи в конце сентября уже холодные, а печи здесь растапливают древесным углем, поэтому по вечерам в воздухе витает такой непривычный и очень уютный дымный аромат. От поселка до исторического центра города - 7 км. Утром решили сначала отправиться в Кёнигсбергский Кафедральный собор - и встали в пробку на одной из старых улочек. Зато есть возможность не спеша осмотреть придорожные строения. Многие дома уже довольно ветхие, некоторые вообще не пригодны для жилья, и скорее всего пойдут под снос. В лучшем случае их заменят частными коттеджами с соблюдением стиля немецкой жилой застройки. Странное впечатление остается от старых немецких особнячков, стоящих вдоль улиц с названиями из советской эпохи. Не из той оперы, как говорится... Еще мне показалось, что в городе нет четкой планировки, всё как-то хаотично. От старого Кёнигсберга остались выложенные брусчаткой улицы, на которых среди обычных и привычных русскому человеку домов попадаются мелкие детали из прошлого, типа каменных скамеечек, чугунной решетки сквера, скульптурных фигурок на бетонной ограде старого зоопарка, построенного в 1896 году. Только в конце 20 века в Калининграде отреставрировали памятники прусской архитектуры. Главная достопримечательность города, его визитная карточка - Кафедральный собор 14 века, построенный в стиле балтийской готики. Собор стоит на острове Канта, бывшее название острова - Кнайпхоф. Дело в том, что река Преголя течет по Калининграду двумя рукавами, между которыми находится остров Октябрьский, бывший Ломзе. Затем рукава реки соединяются и образуют остров Канта. На острове в 13 веке был построен укрепленный замок-крепость рыцарей Тевтонского ордена, который и положил начало основанию города Кёнигсберг. На остров Кнайпхоф с острова Ломзе можно попасть только по мосту, который когда-то был разводным, первым в Германии подвижным мостом. Механизм сохранился, но в не рабочем состоянии. У моста странное сладкое название - Медовый. По городской легенде, за строительство моста рабочим было заплачено бочками с медом. Одна из бочек опрокинулась, мед разлился по деревянным доскам, заливая все щели, хоть облизывай. Медовый мост - один из семи Кёнигсбергских мостов. После войны осталось только три. По нему мы и попали в средневековый центр Кёнигсберга - остров Кнайпхоф, прямо к стенам Кафедрального собора, который мы весь обошли по периметру, на ходу рассматривая надгробные плиты в стене и читая эпитафии. Кафедральный собор до 16 века был главным католическим храмом города, позже - главным лютеранским храмом Пруссии. В соборе в 19 веке был установлен орган. Сейчас в органном зале собора проводятся концерты симфонической музыки. Также в соборе работает музей Иммануила Канта, могила которого находится в усыпальнице. Напротив собора, на острове Ломзе, вдоль набережной реки Преголя можно прогуляться по настоящей Рыбацкой деревне, где есть трактиры, кафе, магазины сувениров, небольшие отели и даже маяк - конечно это стилизация, но хорошая.) С набережной, если смотреть в сторону Кафедрального собора, виден еще один символ Калининграда - недостроенный до сих пор ( а стройка длится 50 лет) Дом Советов, который калининградцы называют "закопанным роботом", а немецкие туристы величают "Новым замком Кёнигсберга". На данный момент это самое высокое здание города. Находится на проспекте Ленина. Еще в городе отреставрированы две кирхи - Св.Семейства, находится недалеко от Южного вокзала, и кирха королевы Луизы - сейчас здесь калининградский кукольный театр. Отремонтировано здание Кёнигсбаргской биржи, ведутся работы по сохранению строений, входящих в оборонительный пояс города - городских ворот и фортов, ведь Кёнигсберг всегда был крепостью, вплоть до второй мировой войны. Обедали мы на проспекте Мира, в кафе "Солянка" - вкусно, но дороже, чем в Москве. Кафе расположено рядом с зоопарком, который тоже пережил войну. Известно, что во время боев, в полуразрушенном зоопарке из более 500 животных выжили только четверо - осел, олень, барсук и бегемот Ганс, который был найден в канаве на окраине зоопарка с тяжелыми пулевыми ранениями. Благодаря стараниям приставленного к нему ветеринара и тщательному уходу, бегемот выжил. А в архиве Калининграда хранится интересный документ - дневник ветеринара - "История лечения бегемота". Так что в Калининграде много интересного. А в области нужно обязательно увидеть морские курорты - Светлогорск и Зеленоградск, поселки Янтарный и Пионерский, город Балтийск и Национальный заповедник Куршская коса. Калининградские сувениры - конечно же янтарь во всех видах - ювелирные украшения, иконы, безделушки, магниты и многое другое. Мне вот больше понравилось собирать крошечки янтаря на берегу Балтийского моря, а еще вызвала восторг старая узкая дорога, идущая то вверх то вниз в сторону Светлогорска, по обеим сторонам которой плотной стеной стоят тоже очень старые деревья с неровными стволами и кривыми ветками, от которых местность становится похожей на декорации к сказкам Гофмана. И как ярко запомнился вкусный запах горящего в печах древесного угля. В 2015 году Калининграду исполняется 760 лет. Обязательно поеду, тем более что многое еще осталось не увиденным и не пройденным, и в самом Калининграде, и на Балтийском побережье.
А если серьезно - спасибо за рассказ, Ольга! Не так часто рассказы о тех краях удается почитать
как про бегемота трогательно... повезло животине на хорошего доктора попасть!А если серьезно - спасибо за рассказ, Ольга! Не так часто рассказы о тех краях удается почитать
Сострадание - черта русского характера. Кто, кроме русского сразу после кровопролитных боев стал бы выхаживать Ганса? Мне очень нравится эта история про бегемота.)
И от меня - спасибо за рассказы. Очень интересные места Вы посетили.
Мы не успели съездить в Светлогорс, Балтийск, и на Куршской косе не всё осмотрели. Надеюсь наверстать в следующем году)
Один из городов который я обязательно хочу посмотреть в ближайшее время... Спасибо за полезный и интересный отзыв-возьму в копилку!
Спасибо)
Здорово!
Спасибо)
То же периодически возникает желание поехать, но все как-то откладываем поездку "на потом", а надо бы как-нибудь собраться, очень интересный город! Спасибо за рассказ, Ольга!!!
Город интересный и не стандартный по российским меркам.
Спасибо)
Ольга, спасибо за рассказ! Прочитала с большим удовольствием! Мотаемся за тысячи километров, а своей страны до сих пор до конца не знаем! Спасибо ещё раз!
Полностью согласна)
Оля , спасибо ! Интересный цикл рассказов получился. Направление неизбитое, среди египетско- турецких отзывов - жемчужинка
еще не совсем тему закрыла - остался один отзыв)