«Зелёные лёгкие и Ночная перина Кёнигсберга. (немного о калининградских фортах )»

    Самой уникальной достопримечательностью Калининграда являются городские фортификационные укрепления. Старый Кёнигсберг всегда славился своей мощной системой обороны, которая создавалась веками, постоянно реконструировалась и модернизировалась в соответствии с требованиями эпохи и достижениями военной науки. До наших дней сохранились некоторые фрагменты этих сооружений – несколько городских ворот, башни, части стен, земляные валы и форты.
    История Кёнигсберга и его мощного кольца обороны началась в 13 веке со строительства замка-крепости на острове Кнайпхоф. Вокруг замка возникли три города – Кнайпхоф, Альтштадт и Лёбенихт. Каждый город был окружен своими защитными стенами и земляными валами. В 17 веке три города объединились в один – так появился Кёнигсберг, который в свою очередь, продолжая традиции города-крепости, также был окружен следующим кольцом оборонительных сооружений с земляными валами и городскими воротами. В середине 19 века линия обороны была модернизирована и укреплена строительством еще нескольких городских ворот в стиле Тюдор. Все восемь ворот были украшены барельефами , статуями королей, гербами правителей и готическими башенками, укреплены насыпными валами, имели казематы для гарнизона и передовые огневые позиции. Ворота построили вокруг города практически на одинаковом расстоянии друг от друга. Все они запирались на ночь, выставлялся охранный пост. Вход в Кёнигсберг от заката до рассвета был запрещен. В виде исключения войти дозволялось только врачам и священникам. Земляные валы были засажены деревьями и кустарниками. И вторая линия городской обороны получила название «Зеленые легкие Кёнигсберга». В конце 19 века, когда во время Франко-Прусской войны появилась дальнобойная артиллерия, стало ясно, что для обороны города необходимо строительство более современных укреплений. По всей окружности Кёнигсберга, примерно в 5 км от центра, и не более 4 км один от другого, началось строительство знаменитых фортов по обеим берегам реки Преголя. Было построено 12 больших и 5 малых промежуточных фортов. Все форты получили имена немецких полководцев и королей. Каждый форт полностью блокировал одну из дорог, ведущих к городу. Каждый форт имел целую систему коридоров, казематов, казарм, в которых можно было разместить пехотный гарнизон, артиллерию, склады боеприпасов и продовольствия, ремонтные мастерские и госпиталя. Мощное кольцо фортов тоже получило меткое название – «Ночная перина Кёнигсберга». Горожане говорили, что теперь они могут спать спокойно. Но военная наука не стоит на месте. Форты стали быстро и безнадежно устаревать. Повезло, что 1-я Мировая война обошла их стороной – бои шли в 50 км от Кёнигсберга. Известно, что в составе 1-го эскадрона Уланского полка в военных действиях у границ Восточной Пруссии участвовал и Николай Гумилев, который записывал свои мысли о происходящих событиях в путевой дневник, опубликованный потом под названием «Записки кавалериста». В начале 20-го века часть валов, башен и ворот была разобрана, чтобы не мешать расти городским кварталам и проложить более широкие дороги для проезда транспорта. Во время 2-й мировой войны даже оставшиеся городские ворота и форты сыграли свою роль и значительно усложнили советским войскам штурм города в апреле 1945 года. Гитлер назвал Кёнигсберг «неприступным бастионом немецкого духа» и призвал своих солдат сражаться в городе за каждый дом, как русские сражались за Сталинград. Министр пропаганды Геббельс напомнил солдатам о неприступных фортах Кёнигсберга, но почему-то назвал их не «ночной периной», а «ночной рубашкой», может быть перепутал, но это сути не меняло. Советские войска тоже слышали о знаменитых фортах. Не случайно за взятие Кёнигсберга была учреждена специальная медаль. Особенно трудным оказался штурм форта № 5.
    Форт № 5, каменный король Восточной Пруссии Фридрих Вильгельм III, построенный как и положено в форме шестиугольника, обнесенный со всех сторон высокими земляными насыпями, вокруг которых шел широкий и глубокий ров с водой, прикрывал дорогу на Пиллау ( ныне город Балтийск ). Несмотря на длительный штурм в апреле 45-го, из всех фортов сохранился наиболее хорошо. На его территории в настоящее время открыт музей Великой Отечественной войны, музей фортификации. На валах вдоль широкого рва с водой расположены экспонаты Выставки военной техники – пушки, противотанковые зенитки, катюши, на траве лежат огромные торпеды и артиллерийские снаряды. Проход через земляной мост надо рвом с водой охраняют развалины огромного дота. Рядом установлен мемориальный камень с именами героев, погибших при штурме форта. Сразу от входа начинается длинный мрачный коридор с мощными стенами из красного кирпича, покрытые толстым слоем плесени. Проходим казармы с разложенными на полу проржавевшими насквозь предметами военного быта, гильзами, пробитыми осколками касками; далее повороты, винтовые лестницы, закутки с колодцами в каменном полу, большие пробоины в стенах от снарядов. В казематах холодно и сыро, атмосфера, характерная совсем не для нашего времени, располагает к просмотру выставки фотографий военных корреспондентов. Экспозиция называется – «Восточная Пруссия. Весна 1945-го.» А на фотографиях – развалины Кёнигсберга. По коридорам и закуткам форта можно передвигаться только строго по указателям. Нельзя заходить в помещения, огороженные сигнальными лентами – до сих пор в форте возможны обвалы. Форт построен на трех уровнях. Первый – подземный со складскими помещениями, второй выводит во внутренний дворик на артиллерийские позиции, третий уровень – огневые позиции на земляных валах.
    Штурм форта № 5 начался 3 апреля 1945 года и продолжался 5 дней. За взятие форта 15 советских солдат и офицеров были удостоены звания Герой Советского Союза.
    Во время штурма многие оборонительные сооружения Кёнигсберга были сильно разрушены. После войны они долго оставались в заброшенном состоянии. И только к 750-летию города начались реставрационные работы. Сейчас некоторые форты и городские ворота находятся в частной собственности. Несколько фортов заняты воинскими частями и используются как склады и помещения для гарнизона. В форте № 9 ( Дона), как и в форте № 5 расположен музей, только не военный, а Музей янтаря. В городе сохранилось семь ворот, но только одни из них – Бранденбургские – используются по прямому транспортному назначению.

    5
    О курорте «Калининград город»

    5
    Наличие интересных экскурсионных объектов

    Кольцо фортов

    5
    Об аэропорте «Калининград (Храброво)»

    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (6)

    Очень интересно, Оля, спасибо)
    Ольга А (Москва) (26.10.2014 21:00)
    [quote][b]Свет*лана[/b]
    Очень интересно, Оля, спасибо)[/quote]

    это пока последний отзыв о Калининграде) где была - обо всём рассказала)
    Ольга А (Москва) (28.10.2014 08:12)
    [quote][b]Елена (Норильск)[/b]
    [/quote]

    Ольга А (Москва) (28.10.2014 18:23)
    [quote][b]Natalia & Alex[/b]
    [/quote]

    Спасибо)

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться

     
    Найти ближайшее турагентство: Москва, Подмосковье, Санк-Петербург, Россия, Украина, Казахстан