«Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая звездная люстра,
и лодка моя на речной догнивает мели. И храм старины, удивительный, белоколонный,
пропал, как виденье, меж этих померкших полей,
- не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!...» Николай Рубцов.
Эти строки очень точно передают те чувства, которые буквально врываются в душу с первых шагов по территории Горицкого Воскресенского женского монастыря. Монастырь находится в 120 км от Вологды, в селе Горицы, между подножием невысокой горы Маура и рекой Шексной. Когда перед поездкой по Вологодской области изучала план маршрута, то именно этот монастырь привлек особое внимание своей необычной и трагической судьбой. Горицкий монастырь – женский. И судьба его, как и судьба женщин, попавших в него не по своей воле, очень печальна. Возле разрушенных ворот монастыря нашу туристическую группу встретил очень своеобразный экскурсовод. Мы ждали монахиню… А навстречу вышел средних лет небритый мужчина, одетый в синюю, какую-то зэковскую телогрейку, такие же ватные штаны, валенки и тканевую шапку-ушанку – такие обычно одевают строители под защитные каски. Совсем не похож на экскурсовода, но сколько интересного рассказал.
Горицкий православный женский монастырь был основан в середине 16 века родственницей Ивана Грозного Ефросиньей Старицкой. Здесь же она через некоторое время была насильно пострижена в монахини, здесь же и приняла мученическую смерть по приказу Ивана Грозного – Ефросинью утопили в реке Шексне. Вообще, все северные известные монастыри очень связаны с именем Ивана Грозного. За два года до рождения будущего царя великий князь московский Василий III и его жена Елена Глинская совершили целое турне по северным окраинам Руси, посещали монастыри и усердно молились о наследнике. Поэтому Иван Грозный в благодарность за свое появление на свет слыл самым щедрым жертвователем во всех монастырях русского Севера. А вот с Горицким монастырем у Ивана Грозного связана и его личная трагедия – в Шексне возле стен монастыря по недосмотру няньки утонул его маленький сын. Может быть, поэтому и держал царь Горицкий монастырь на особом учете. И надоевшие ему жены одна за другой отправились именно сюда, и не по доброй воле.
Позднее в Горицком монастыре были пострижены в монахини Ксения Годунова и Екатерина Долгорукая. Со временем список насельниц из русских княжеских родов заметно пополнился. Монастырь отличался не строгим уставом. Все монахини имели право сами распоряжаться своим немалым состоянием. Благодаря таким насельницам обитель процветала, строились каменные храмы с богатым убранством, появились добротные хозяйственные постройки, пристань на Шексне. Вокруг монастыря была возведена каменная стена с башенками по углам.
В начале 19 века монастырь стал общежительным. Из 70-ти насельниц 30 сразу же ушли из общины. Остались только те, кому нравились новые правила, по которым всё становилось общим. И не надо думать, что ушли только дворянки.
После революции монастырь разогнали и создали на его территории сельскохозяйственную артель, в которой остались работать одни старухи-монахини. В 1932 году, еще задолго до известных репрессий, из местного НКВД пришел приказ – монахинь из монастыря убрать. Приказ был понят буквально. И вот ранним утром 50 старух согнали на баржу, и капитан небольшого буксирного катера оттащил их на середину Шексны, потом открыл на барже кингстоны, сам отплыл на катере подальше и стал ждать, что будет. Старухи, стоя на коленях, тихо молились и медленно уходили под воду. Капитан долгие годы молчал, и только в преклонном возрасте перед смертью рассказал эту страшную историю.
Самая старая церковь Горицкого монастыря – Воскресенская. Сейчас идет ее реставрация. Церковь заросла густыми кустарниками, окружена сугробами, облеплена строительными лесами, но и из-под них проступает ее былое великолепие. Белокаменный, с высокими колоннами Троицкий собор, построенный на месте погребения княгини-инокини Ефросиньи, во времена Советской власти стал сельским Домом культуры, в котором позднее даже дискотеки проводились, а танцующая молодежь скакала буквально на костях. Экскурсовод рассказал, что к концу 20-го века, когда монастырь вернули Епархии, а из Троицкого собора убрали сельский клуб, население очень возмущалось, что им закрыли дорогу к культуре. За годы Советской власти настолько у людей изменилось мышление и этические принципы.
Когда-то монастырь процветал, а сейчас практически разрушен. Экскурсовод по разрешению монахинь открыл нам небольшую церковь, расположенную прямо в монастырской стене, и мы вошли внутрь. Это Покровская больничная церковь, кельи больных монахинь находятся прямо над ней. Внутри храм деревянный, небольшой, очень скромный и уютный. В правом углу находится главная святыня - икона Тихвинской Божией Матери. Сейчас Покровская церковь является главным и единственным действующим храмом монастыря. В небольшом отдалении, справа от крыльца стоит совсем крошечная, деревянная, выкрашенная в неяркий зеленый цвет колокольня.
Еще на территории монастыря находится небольшая каменная часовня над колодцем. В километре от нее расположен источник, открытый когда-то чудесным знамением. Сохранились фрагменты водопроводных деревянных труб, по которым в древности вода приходила из святого источника к колодцу в часовне. Трубы выдолблены из осиновых бревен, от времени они совсем почернели, но еще крепкие. А за оградой, на берегу Шексны стоит Введенская сельская приходская церковь без куполов. Купола снесли после революции, уничтожили возле церкви сельский погост, а в храме устроили тракторную мастерскую, пробив в монастырской стене огромную дыру для въезда техники. Так и осталось по сей день. На территории во время экскурсии мы не увидели ни одной монахини. Возле Троицкого собора из-под сугробов видны сложенные в несколько поленниц заготовленные дрова. Темные, никогда не крашенные перекошенные дома имеют не жилой вид, если бы не любопытные кошки, появляющиеся будто ниоткуда. На заснеженный берег реки мы вышли через главные Святые ворота монастыря. Пристань находится справа, за стеной ее сейчас не видно. Говорят, что летом Горицкий монастырь весь утопает в цветах и зелени, и очень красиво смотрится на берегу с проходящих мимо по Шексне круизных теплоходов.
Грустно как-то...
Еще бы...
Судя по фотографиям реставрация идет вовсю, значит не все печально, может лет через пять кто-то туда поедет и будет уже более приятная история. Жизнь идет... Я размещаю фотографии из поездок по России, а мне пишут, что были там несколько лет назад и там этого и в помине не было... А рассказ очень интересный.
Реставрируют очень медленно, уже даже строительные леса потемнели, а воз и ныне там.
Кстати, из всех монастырей именно Горицкий произвел самое жалкое впечатление. Сейчас хоть белым снежком занесло, а летом так грязно и обшарпанно .....
Точно...
Согласна, иногда смотришь на разрушенные церкви в деревеньках и понимаешь, что ее никто восстанавливать не будет, так как она огромная, а прихожан вокруг мало, для кого это восстанавливать, ее даже содержать потом будет не на что.
благополучие церкви еще очень зависит от священника - еще и не из таких развалин храмы восстанавливали.
Очень интересное получилось путешествие по северным монастырям. Спасибо, Оля. Кстати, из всех монастырей именно Горицкий произвел самое жалкое впечатление. Сейчас хоть белым снежком занесло, а летом так грязно и обшарпанно .....
с нашей группой путешествовала пара, они не так давно были в Горицах летом, говорят, что больше понравилось- разруху за цветами и травами не особенно видно, к тому же солнце дает более оптимистичный настрой)
Как по-разному мы воспринимаем мир...