«Иорданские сладости: Джераш, Мэнсаф, Мадаба.»

    На решение посетить Иорданию больше всего повлияли выборы 07.07.07 Новых чудес света, в список которых под вторым номером вошла Петра, розовый город, крупнейший самоцвет в короне Иордании, как величают этот таинственный древний город туристические программы. Поэтому уже 08.08 был приобретён недельный тур, куда, кроме Петры, вошёл ещё ряд достопримечательностей, рассказ о которых ниже.Добирались регулярным рейсом Royal Jordanian. Время в полёте от Москвы до Аммана три с половиной часа, кормят так-себе, поят стандартно. Но у «королевских иорданцев» есть и своя коронка – каждое кресло их аэробуса А-320 оборудовано плоским экраном и пультом управления к нему. Так что любой пассажир время пребывания на борту может провести с пользой, например, посмотреть один из локальных TV каналов, по которым в режиме nonstop идут художественные, анимационные или документальные фильмы, поиграть в несложные компьютерные игры, всякие там бродилки-стрелялки, либо послушать музыку – пара наушников – подарок авиакомпании каждому пассажиру. Музыки много: европейская, американская, арабская; ещё можно «полистать» аудиокнигу, в нашем случае это был Конан Дойл, ну и, конечно, есть возможность провести время с наибольшей духовной пользой, постигая суры аудио-Корана. Кстати, по одному из TV каналов почти постоянно показывают направление на Мекку, что для правоверного мусульманина является необходимым, вот только молящихся на борту не наблюдалось. Да и саму Иорданию очень уж религиозной не назовёшь, призывы к намазу, доносящиеся с минаретов, оставляют большинство прохожих равнодушными, а молящегося за всё время пребывания я видел лишь однажды, но обо всём по порядку.
    Наш самолёт совершил посадку в аэропорту имени королевы Алии, третьей жены короля Хусейна, отца нынешнего короля Абдаллы второго. Поводом присвоения имени Алия аэропорту стала вертолётная авария, в которой королева погибла, повышает ли такое поименование у пассажиров желание летать, большой вопрос. Нас встречают, у нас групповая виза, это экономит нам деньги, около 50$ на троих, и время, не нужно стоять в очереди за визой. Меняем немного долларов, курс неплохой, но комиссия делает это обмен равноценным отельному. Всё-таки валюту выгоднее менять в Амманских обменниках. Получаем свой багаж, по пути заглядываем в duty free shop, цены на въезде, как выяснилось позже, равны ценам на выезде и на спиртное исключительно низкие, чем грех не воспользоваться. Нашу небольшую группу: меня, жену и дочь встречает персональный водитель, мы узнаём его по плакатику с нашими фамилиями. Он вручает нам путеводитель по Иордании на русском языке, приятно; водитель прилично говорит на английском и знает несколько русских слов: «здравствуйте», «хорошо», «спасибо». Позже он показал нам потрепанный русско-арабский разговорник наиболее часто используемых фраз, прочитанное там «по газонам не ходить» привело нас в весёлое расположение духа. Мы едем в гостиницу Arena space, по дороге мило беседуем с нашим разговорчивым водителем Насером. За баранкой он много лет, работал в Египте, людей с таким именем там уважают, возил премьер министра Финляндии, примерный семьянин, больше одной жены ему не надо, а вот детей надо много – у него их пятеро, три мальчика, старшего, конечно, зовут Мухаммед и, как догадался проницательный читатель, две девочки. Наконец подъезжаем, Насер помогает нам с багажом и оформлением в гостинице. Осматриваем предоставленный номер – тесноват, на заявленные **** не тянет, зато есть наклейка на письменном столе с направлением на Мекку, жена тут же хочет завладеть этим экзотическим сувениром, но мы её стыдим, сравнивая замышляемый ею поступок с кражей библии из провинциальной европейской гостиницы. Время позднее, мы устали, поэтому нам остаётся только помыться и лечь спать.

    Завтрак в отеле так себе, тоже не на четыре звёздочки: никаких фруктов, консервированный сок, дешёвая колбаса, сыр, омлет, овощи, пастообразные закуски непонятного состава и вкуса, хлопья, булочки, масло и джем. Наш водитель оказался неожиданно пунктуальным, за 10 минут до назначенного времени уже ждал нас у машины вместе с экскурсоводом. Нашим гидом был довольно молодой парень по имени Мадж, он учился в университете Дружбы Народов в Москве, поэтому по-русски говорит чисто.
    Прежде чем описывать Иорданские достопримечательности, несколько вступительных слов. Иордания – страна молодая. Современное Хашимитское Королевство Иордании возникло лишь в 1946 году на месте английского протектората. Сегодняшний почитаемый всеми король Иордании Абдалла 2 по общему счёту всего пятый король этой страны. До англичан в этих местах хозяйничали турки, поскольку Иордания входила в состав Османской империи. Несмотря на свою молодость, стана имеет легендарную древнюю историю и замечательные памятники библейских, греко-римских и христианских времён. Это та самая, пользуясь библейским слогом, «земля Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, где течёт молоко и мёд».Знакомство с историческим наследием мы начали с античного Джераша или Герасы, как этот город назывался во времена Александра Македонского. Благодаря накрывшему однажды этот город селевому потоку и сухому климату, Джераш отлично сохранился, гораздо лучше чем, например, греческие Дельфы. После греков тут хозяйничали римляне, благодаря которым была воздвигнута арка Адриана, ипподром, ряд храмов и конечно бани. Кроме того, замечательны овальная площадь, два амфитеатра и ряды колон, обрамляющие мощёные улицы. А одно из лучших мест в древнем Джераше это Нимфей, декоративный фонтан, а ля Треви, только сильно разрушенный. Про этот Нимфей в подаренном нам путеводителе в частности сказано «вода лилась каскадами через пасти каменных тигровых голов тигров». Город действительно большой, туристов мало, храмы и амфитеатр осматриваем в одиночестве и чувствуем себя первооткрывателями. По нашему общему мнению впечатления от увиденного никак не уступают впечатлениям от италийских Помпей, а благодаря особенностям пустынного ландшафта вы можете охватить взглядом город целиком, и впечатления ещё усиливаются. Собственно сравнивать Джераш с Помпеями стало общим местом, а наименование города «Помпеи Востока» туристическим клише. Во время экскурсии наш гид не рекомендовал сходить с туристических троп и особенно взбираться на груды ещё не разобранных античных камней, мол, там любят прятаться змеи, скорпионы и прочая гадость. Дайте мне тысячу долларов, я туда не полезу, патетически восклицал он. Так или иначе, проверять его искренность мы не стали. Возвращаясь назад, видели когорту римских воинов в парадной форме и полном вооружении, они готовились к так называемому Римскому шоу, но наша расписанная по пунктам программа увы не позволяла принять в этом шоу участие.Следующий объект осмотра – памятник из средневековых времён – арабский замок Аджлюн, воздвигнутый для борьбы с крестоносцами. Нам рассказывают, что основное отличие арабских замков от замков крестоносцев в устройстве моста через опоясывающий ров. У крестоносцев мост просто поднимался на цепях, у арабов же опрокидывался в ров вместе с наступающим неприятелем. Замок небольшой, да и сохранился не очень, если бы не открывающийся со смотровой площадки вид, можно было бы вообще не ездить.

    Возвращаемся назад в Амман, главный объект осмотра - Цитадель или Крепостная гора, место, где несколько тысячелетий назад, возник этот город, при аммонитах называвшийся Рабат Амон, при греках Филадельфия. Осматриваем остатки храма Геркулеса, тут сохранность аналогичная Дельфам – шесть полуразрушенных колон, а также археологический музей. Музейчик небольшой, но интересный. Собраны найденные при раскопках статуи бронзового и железного веков, монеты, украшения, утварь, а также оружие уже арабских времён. Тут же представлена часть знаменитых кумранских рукописей, а именно найденные на территории Иордании медные пластины с библейскими текстами. На крепостной горе открывается панорамный вид на город, он как Рим или Москва тоже построен на семи холмах. Кажется, что совсем рядом, хотя это не так, полощется на ветру огромный государственный флаг. Флаг этот, как сообщает нам Мадж, самый большой в мире и на этом основании занесён в книгу рекордов Гиннеса. Иорданский флаг состоит из черной, белой и зелёной полос, соответствующим правящим арабским династиям Аббасидов, Омейадов и Фатимидов, соответственно. Всё это скрепляется красным треугольником Хашимитов, к которым принадлежит и теперешний король, и запечатывается семиконечной арабской звездой. На Крепостной горе есть и следы арабского правления – дворец, ну это путеводителем про полуразрушенное строение слишком сильно сказано, Омеядов. На горе жарко, мы уже устали, и нас везут на отдых в гостиницу, разумеется, с обязательной остановкой у сувенирного магазина. Стандартные иорданские сувениры это арабская одежда, поделки из дерева оливы, изделия из металлов, в том числе декоративные кинжалы, серебряные ювелирные украшения с полудрагоценными камнями и косметика на основе продуктов Мёртвого моря. Продавцы цену скидывают неохотно, но действует принцип – купил две вещи, третья в подарок. Дочь собирает разные кулончики-обереги из серебра, поэтому решает здесь пополнить свою коллекцию. В лавке имеется широкий выбор серебряных табличек с надписями арабской вязью, нам объясняют, что какая надпись означает. После мучительных раздумий дочка берёт наиболее известную «Аллах Акбар» и тут же водружает себе на шею. «Что же ты в поездку не взяла свой крестик», - спрашивает жена. «Эта земля находится под покровительством другого бога», - резонно возражает дочь. На этот день культурная программа исчерпана, из важных мероприятий нам осталось только поужинать. Гид с водителем рекомендуют ресторан самообслуживания рядом с нашим отелем, такой макдональдс на арабский манер. Преимущество в том, что блюда выставлены на витрине и заказываемое мы можем не называть, а просто тыкать в него пальцами. Итак, мы стоим в очереди, которая движется довольно медленно, арабская специфика. Наконец делаем заказ, берём овощные салатики, из горячего жена и дочь решают остановить свой выбор на прозаической жареной курице, а я хочу попробовать экзотический мэнсаф. На гарнир рис, тут его действительно умеют превосходно готовить – белый рассыпчатый, либо жёлтый с шафраном и исключительно вкусный. А вот попытка заказать хлеб закончилась провалом, его не было на витрине, и слова bread, pan ничего продавцу не говорили. Салаты оказались чересчур остры, мэнсаф кусками баранины на громадных костях, которые не очень удобно отделять при помощи разовых ножа и вилки. Баранина была сварена в кислом молоке и подавалась в отдельной глубокой тарелке, мне не показалось это органично, баранина не приобрела ничего особенного, а соус слишком кислым и остался. Зато порадовал десерт – большой выбор пирожных, главным ценителем которых стала дочь. Мы на радостях купили набор типичных восточных сладостей, бледным подобием которых являются козинаки. Вкус несколько удивил, похоже века, когда арабы были мировыми хозяевами пряностей, оставили неизгладимый след. Они суют их куда ни попадя, даже в кофе и сладости, особенно обожают кардамон. Этот вкус нас буквально преследовал.Следующий день преимущественно христианский. Сначала едем в город Мадабу, среди его жителей много прихожан греческой ортодоксальной церкви. Мадаба упоминается в библии в книге Исхода, это город страны Моавитян. Мы осматриваем храм святого Георгия. Храм не очень старый, конца 19 века, ничего особенного, единственная заслуживающая внимание достопримечательность - раскинувшаяся на полу, древняя мозаичная карта, интересно, как её нашли, этих мест. Собственно из-за этой карты туристы в Мадабу и ездят. На карте обозначены Мёртвое море, Иерусалим, Иерихон, другие легендарные города и местности. Ведём с гидом богословскую беседу. Речь заходит об Иуде, продавшем Христа, по словам Маджа, за 13 золотых. Мы возражаем, дескать, за 30 серебряников, но спора не получается, наш гид оказывается конформистом и объясняет, что по тогдашнему курсу это фактически одно и тоже.Следующий объект посещения – гора Небо, с которой, по легенде, Моисей увидел Землю Обетованную и на которой, по той же легенде, нашёл свой последний приют. Путеводители утверждают, что в хорошую погоду с горы видны крыши Иерусалима. Увы, расстояние и топографические особенности делают это нереальным, видимо, за всё время восхождения на Небо, увидеть Иерусалим (и умереть) удалось единственному человеку, да и то мысленным взором. Но вид с горы действительно впечатляет. Видно Мёртвое море, на горизонте прикрывающие Иерусалим с востока горы, долину реки Иордан и город Иерихон, почему то без стен. Мадж назвал Иерихон самым древним городом на Земле, я не стал спорить, хотя у меня имелась пара контр примеров, если не Рим, он же вечный, но тут я могу ошибаться, то Вавилон без сомнений древнее. Ну да бог с ним с Иерихоном, тут поважней загадка – как Моисей, обозревая окрестности, углядел Обетованную Землю, как отделил её от других земель в этом однообразии, с чего решил, что там течёт молоко и мёд. Видимо, всё дело в лингвистике, Моисея неправильно поняли и перевели. Пейзаж, лежащий у наших ног, тоже был цвета молока и мёда – белёсая дымка и желтоватая каменистая пустыня. И это не единственная, и не самая страшная ошибка перевода Библии, я намекаю на трансформацию арамейского «молодая женщина» в греческое «дева» в Новом завете. В 2000 году гору Небо посетил Папа римский (Иоанн Павел II) и официально признал это место местом паломничества. На вершине горы сооружена металлическая конструкция – Посох Моисея, он же Змеиный крест, поскольку посох этого почтенного старца имел обыкновение превращаться в это малопочтенное пресмыкающееся. Рядом мемориальный храм, собравший под своей крышей фрагменты более древних храмов, построенных здесь же в разное время. Как и в Мадабе, тут царство мозаик. На мозаиках геометрический или растительный орнамент, изображение креста первых христиан, а на одной, самой сохранившейся люди с животными, среди которых страус. Не думал, что он водился в здешних местах. Был посрамлён в первом же сувенирном магазине-фабрике, куда нас привезли после посещения горы, и где была широко представлена живопись по страусиным яйцам. Ещё наше внимание обратили на мозаики, которые изготовляли тут же, нам показали как, причём работой этой занимались инвалиды. Почему так, возможно это специальный маркетинговый ход – упор на жалость, выдуманный хозяевами. Стоит отметить, что продавцы, торговавшиеся с нами, отличались отменным здоровьем. Мозаики мы так и не купили, те, что по карману, не по сердцу, и наоборот.Дорога, ведущая нас с горы Небо дальше, это нить связующая Ветхий и Новый заветы, поскольку от могилы Моисея мы едем к месту крещения Христа. Путь этот тернист, постоянно попадаются блокпосты, фотографировать которые ни в коем случае нельзя, рядом граница с Израилем. Нам объясняют, что экскурсии к месту крещения проводят совсем недавно. «А раньше что здесь было», - задаёт наивный вопрос дочь. «Минное поле» - отвечают ей. Наконец, мы выгружаемся из автомобиля, очень жарко, мы прячемся под навесом, где ждём туристов из других групп. Туристы пребывают, подъезжает специальный автобус, который выгружает тех, кто уже посетил место крещения и забирает нас. Езды на автобусе минут пять, повсюду проволочные заграждения, далее нужно идти пешком по специальной тропинке. Гид рассказывает нам, что в этих местах и жил однажды обливший водой Иисуса Иоанн Креститель. Питался этот любитель водных процедур сушёными цикадами, макая их в дикий мёд. Поскольку Креститель давно обезглавлен, а больше любителей здорового питания не нашлось, цикады с того времени сильно размножились и сопровождают наш поход несмолкаемыми трелями. Наконец, мы подходим к предполагаемому месту крещения. К сожалению, стать последователями Иисуса не представляется возможным. Окреститься нельзя, нет воды, Иордан изменил своё русло. Доказательство того, что мы у настоящего места крещения следующее: на этом месте найдены остатки храмов, датированные первыми веками нашей эры. Храмы эти неоднократно разрушались наводнениями, но восстанавливались на том же месте, а не переносились в другое, более безопасное. Значит место это святое, а значит именно здесь крестился Иисус. Наблюдаем раскопки, обнажающие древние фундаменты и двигаемся дальше. Осматриваем недавно возведённую небольшую церквушку с золочёными куполами и спускаемся к реке по деревянным сходням. Тут оборудована беседка, посредине чаша с иорданской водой, которую можно брать для крещения, сбоку часовой с автоматом. Ширина Иордана метров 5-10, на противоположной стороне Израиль, видим какие-то строения, флаг, проволочные заграждения, израильских часовых или туристов не наблюдается. Разуваемся, чтобы омочить в Иордане ноги. Ощущения почище, чем от мытья сапог в Индийском океане. Можно верить в описываемые Новым заветом события, можно не верить, но то, что эта самая вода, в которую мы так легкомысленно погрузили свои конечности, изменила мир, во многом сделала его таким, какой он есть сегодня, несомненно. И от этого захватывает дух.Недалеко от места крещения нам показывают гору, с которой якобы вознёсся на небо пророк Илья, ничего особо примечательного, да мы уже ничего и не воспринимаем, слишком устали от жары и впечатлений. Отдыхаем в дороге, а дорога ведёт нас в замок крестоносцев Карак. Перед самим замком ресторан, нужно подкрепиться. Вообще Иордания страна по европейским меркам недорогая, но и особо дешёвой её не назовёшь. И этому, кстати, способствует высокий курс национальной валюты – иорданского динара, один доллар это примерно 0.7 динара. Есть ещё кырши (1/100 динара) и филсы (1/1000), но при торге с туристами всё округляется до динара. Кстати, арабы, создатели алгебры, до сих пор держат первенство в бытовой математике, их монеты дробного достоинства – половина и четверть динара, и они свободно дробями оперируют, что современному европейскому школьнику даётся с большим трудом. И ещё, раз речь зашла о числах, несколько замечаний. Арабские цифры, с помощью которых мы записываем числа, распространены по всему миру, за исключением арабских стран. Там свои цифры, и именно их арабы называют арабскими, а те цифры, что используем мы, английскими. Так пятёрка в арабо-арабских обозначениях выглядит как наш ноль, и мы долго смеялись, получив на сдачу в магазине монетку в «ноль» кыршей. Беседовали мы о сравнительной дороговизне и с нашим гидом. Он сказал, что Москва очень дорогой город. Мы возразили, что Аман тоже недешёвый. Мадж категорически не согласился: знаете, сколько стоит покурить кальян в Амане и сколько в Москве, вещал он, да тут, как говорится, не поспоришь. В ресторане, куда мы заглянули, была система шведский стол, по 7 динаров с носа, входило всё, кроме напитков. Мы заказали по прохладительному дринку, цена которому максимум динар, счёт, как нетрудно догадаться, нам выставили в 30 динаров, круглые числа любят все, но заявили, что сюда вошли и все налоги вместе с чаевыми. В принципе грех жаловаться, обед был приличный. Арабские салаты вновь оставили меня равнодушным, зато горячее сильно порадовало. Пресловутый мэнсаф был всё также костист, зато курица и говядина были приготовлены великолепно. Не подкачали и гарниры, но несмотря на великолепие риса, предпочтение было отдано встреченному в этой тревожной обстановке старому верному другу – картофельному пюре.Замок крестоносцев Карак оказался гораздо больше уже виденного Аджлюна, мощные укрепления солидно смотрятся и сегодня, лучший вид при подъезде к этой громаде, вознёсшейся на высоту 900 м от уровня моря. Недаром этот замок во времена крестовых походов держал в страхе всю округу, а арабский Суворов Сала ад-Дин захватил этот замок с большим трудом и после длительной осады. Сохранность у Карака тоже получше Аджлюновой. Ходим по мрачным закрытым галереям, благо сегодня туда проведено электричество, смотрим камеры подземной тюрьмы, наслаждаемся видом окрестностей. Говорят, что в этих местах похоронен Ной, то есть гора Каракского замка – один из причалов знаменитого ковчега.

    Несмотря на насыщенность этого экскурсионного дня, он ещё не закончен. После Каракского замка мы направляемся к главной цели нашего путешествия – новому чуду света Петре.

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (1)

    таня (Иркутск) (05.07.2015 04:52)
    Спасибо. С удовольствием прочитала Ваш отзыв.

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться