Персидские напевы. Нет ни тревог, ни потери.
Март 2011
дата поездки
09.09.2015
написано
Персидские напевы. Нет ни тревог, ни потери.
Нет ни тревог, ни потери,
Только лишь флейта Гассана


Путешествуя по дорогам Ирана, мы, конечно, не могли миновать ведущих к храму, в нашем случае к мечетям. Ширазские мечети имеют свою характерную особенность – низкие минареты, но прежде чем войти в пределы первой мечети, поговорим об особенностях веры, в ней исповедуемой. Иранский ислам шиитского толка, собственно, большинство шиитов и проживает в Иране, ещё много шиитов в Азербайджане, Ираке, Ливане, Йемене и Бахрейне. Остальное мусульманское большинство – сунниты. Раскол произошёл сразу после смерти Мухаммеда, когда его приближённые попытались поделить жирные куски наследства, обычная история, низменная жажда власти и богатства неизменно маскируется высокими морально-религиозными идеалами. Первые сунниты были за выборы халифа - верховного правителя Арабского Халифата, более прагматичные шииты, зная о существовавших уже тогда грязных избирательных технологиях, стояли за передачу власти по наследству, в крайнем случае, по выбору Аллаха, такие богоизбранцы назывались имамами. Сегодня в память о тех давних спорах минареты шиитских мечетей украшает не полумесяц османских турок, а открытая пятерня, каждый палец которой – особо почитаемый деятель ислама. Перечислим их поимённо, большой палец – это, разумеется, пророк Мухаммед, далее его любимая дочь Фатима, муж её Али (ибн Абу Талиб) и два их сына Хасан и Хусейн (оба, понятно, ибн Али). Последняя троица в этом списке открывают список двенадцати имамов, духовных и политических преемников пророка Мухаммеда. Дополнительно пятерня на минаретах напоминает о пяти столпах веры: в единого бога, его справедливость, пророков и их пророчества, в непогрешимость имамского руководства, а также в загробный мир. Можно тут помянуть и пять путей спасения: шахада (вера в Аллаха, не путать с джихадом, а многие, похоже, путают), молитва, пост, пожертвование и паломничество (хадж). В Ширазе мы осмотрели две мечети – зеркальную, она же мавзолей Али-ибн-Хамзех и розовую, более известную под именем мечеть Насир-ол-Молк. По общему мнению самая красивая мечеть Шираза это мечеть Насир-ол-Молка, розовой она прозвана из-за того, что облицована изразцовой плиткой с изображением множества роз и это создаёт потрясающий визуальный эффект. Построена мечеть не очень давно, в 1883 на деньги ширазского аристократа Ходжи Мирзы Хассана Али Хан-е Насир-ол-Молка, но с соблюдением всех необходимых канонов, что сделало её классической иранской мечетью. Посредине просторного прямоугольного двора, окружённого стенами, водоём, на востоке почти все сооружения проектируются таким образом – архитектурным центром является внутреннее пространство, которое строители укрывают от солнца и любопытных взглядов. По периметру мечети ниши и два портала (айвана) друг напротив друга, богато расписанных и как раз составляющих главную прелесть розовой мечети. Место для молитвы тоже весьма живописно – разноцветные арчатые своды поддерживают множество колон, окна в разноцветных витражах, пол устлан коврами. Зеркальная мечеть поменьше, но и древнее, более почитаема, поскольку тут похоронен Али-ибн-Хамзех, кажется, один из «семи знаменитых чтецов Корана», да и судя по надгробным плитам внутреннего двора, не только он. Главное сокровище данной мечети – зеркальные своды и стены внутреннего пространства, разделённого на мужскую и женскую половину. Саркофаг Али-ибн-Хамзеха, разумеется, на мужской половине, но женщинам разрешено, исключительный случай, приоткрыв разделяющий половины занавес, войти и прикоснуться к святыне. Кроме ширазских мечетей на маршруте пришлось посетить ещё множество. Интересно, что у большинства группы мечети в памяти как-то поразительно быстро начали путаться, что придаёт некоторое правдоподобие гипотезе о врождённой принадлежности к той или иной религии – для нас на одно лицо все китайцы и все мечети, но не церкви и соплеменники. Не смотря на такой эффект, перечислим в этом разделе главные из виденных в Иране мечетей. Начнём с Джамех (пятничная) и Шахмак в Язде, которые в противоположность ширазским имеют характерную особенность – очень высокие минареты. Пятничная мечеть в Язде относится к четырнадцатому веку и являет собой грандиозное сооружение с самыми высокими в Иране минаретами, отделанными голубой плиткой. Голубой плиткой украшен и михраб – ниша в стене, указывающая направление на Мекку, лицом к которой и молятся мусульмане. Кстати, слово михраб не арабского, а персидского происхождения и является той лептой, которую в ислам внесла Персия. Пророк Мухаммед никогда не произносил и не знал такого слова, но это нововведение (восьмой век) было принято и одобрено всеми исламскими теологами. Мечеть Шахмак (пятнадцатый век) сейчас не действует, но обнимая своими арочными крыльями центральную площадь с упирающимися в небо голубыми минаретами-близнецами, вершина композиции, выполняет важную роль в организации городского пространства. Ещё грандиознее и древнее (конец 11-го – начало 12-го века) пятничная мечеть в Исфахане с «симулятором хаджа» в центре просторного двора. Дело в том, что впервые отправляющимся на хадж в Мекку неизвестны все тонкости поведения возле священной Каабы. Дабы не опозориться, новички и репетируют своё паломничество возле такого тренажёра – кубического сооружения из кирпича. Помещение для молитвы тут не так украшено как у других, но от стен веет основательностью, подлинностью и древностью. Имеются и следы новодела – включённые прямо в украшающий стены орнамент фотопортреты Хомейни и Хаменеи. А наиболее соответствует российским представлением о храме однокупольная без минаретов мечеть шейха Лотфоллаха, называемая также женской, поскольку именно здесь молились жёны из шахского гарема. Расположена эта мечеть в Исфахане на главной площади, разумеется, имени Имама Хомейни, но о прекрасной площади позже, в своё время, а сейчас о прекрасной мечети. Она красива снаружи – голубое нарядное здание с песочного цвета расписным куполом, а внутри просто восхитительна. Вы проходите внутрь и попадаете прямо в самую прекрасную из восточных сказок: изысканные арабская вязь и орнамент на стенах снизу доверху, узорчатые окна, льющие приятный полумрак, а на внутренней поверхности расписного золотыми красками купола раскинул свой огромный хвост сказочный золотой павлин, это такой оптический эффект видимый из определённого места и создаваемый льющимся под определённым углом солнечным светом. Самая же классическая мечеть – исфаханская имени Имама Хомейни, бывшая шахская, украшенная с ног до головы сине-голубой изразцовой плиткой. На главном куполе тоже имеется павлиний хвост, хотя и не такой яркий.
Однако, я слишком забежал вперёд и сильно утомил читателя прогулкой по мечетям, напомню мы всё ещё в Ширазе и о нём тоже нужно сказать несколько слов. Шираз город древний, первое упоминание о нём относится ко второму тысячелетию не нашей эры, расцвет Шираза приходится на восемнадцатый век и связан с основателем курдской правящей династии Зендов Керим-ханом. Именно он, один из самых почитаемых иранских правителей, объединил Иран, покончив с междоусобицами, вспыхнувшими после смерти Надир-шаха, сделал Шираз своей столицей в 1766 году. О тех славных временах сегодня напоминает хорошо сохранившаяся крепость – высокие (12 метров) стены из белого кирпича, без каких либо архитектурных изысков, да круглые башни по четырём углам. Единственное наружное украшение – панно из керамической плитки над входом. На панно витязь, надо понимать Керим-хан, расправляется с чёртом. Интересно, что чёрт имеет белую, а не чёрную кожу, местная специфика, кстати, в иранских сказаниях недобрым глазом считается не карий, а зелёный. В Ширазе ещё посетили сад Эрам и рынок Вакиль, но об этом я расскажу в другом месте.
Оцените отзыв
5.0
7 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(0)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет