Музей Канала имени Москвы и правила шлюзования.
Август 2015
дата поездки
06.03.2016
написано
Музей Канала имени Москвы и правила шлюзования.
В последнее воскресенье лета, пока еще тепло и не начались нудные осенние дожди, мы отправились с «Магазином путешествий» на очередную экскурсию по каналу имени Москвы. Сначала нас повезли в поселок Деденево Дмитровского района Подмосковья. Поселок славится не только горнолыжными трассами и ортопедическими санаториями. В Деденево , в здании Управления Икшинского гидроузла, находится необычный музей – Музей канала имени Москвы, который появился не так давно, всего восемь лет назад, к семидесятилетию открытия такого важного для столицы канала. Канал был запущен в эксплуатацию 13 июля 1937 года. В этот музей просто так не попадешь – только в составе экскурсионной группы. А охранник при входе в Управление, скорее всего, скажет одиноким посетителям, что никакого музея здесь нет. Тем не менее, музей работает, а его единственный сотрудник – одновременно и директор, и экскурсовод, очень интересный человек, проработавший на канале больше шестидесяти лет – Галина Александровна Герке. Вся ее жизнь связана с каналом , и каждый экспонат музея дорог как память. Ни один профессиональный экскурсовод не расскажет таких подробностей и не вложит столько душевных эмоций, как очевидец и непосредственный участник событий тех далеких лет. Галину Александровну можно слушать часами. О каждом человеке, смотрящем на нас со старых фотографий, она говорила как о друге, товарище, сослуживце. В музее всего одна комната, но каждый уголок этого небольшого помещения насыщен интересными фактами – старые газеты, книги, плакаты и лозунги, призывающие ударным трудом искупить свою вину перед советским народом, фотографии, Книги почета, наградные значки, личные вещи вольнонаемных рабочих и заключенных каналармейцев , правила внутреннего распорядка жизни лагеря, и даже расписание работы кружков лагерной самодеятельности. Не секрет, что канал строили заключенные, но не с самого начала. Строительство канала началось 3 сентября 1932 года. На стройку приехали тысячи завербованных рабочих. По утвержденному правительством проекту предполагалось переместить 200 миллионов кубометров грунта. Голыми руками такие объемы было выполнить нереально. И условия проживания рабочих трудно было назвать человеческими. Энтузиазм людей стремительно таял, люди массово уходили со стройки, и сроки строительства катастрофически срывались. Вот тогда по решению правительства на помощь МВС, то есть Москва-Волга-строю, пришло ОГПУ. Термин «перековка» появился еще в Соловецких лагерях и на Беломорканале. Но именно в Дмитлаге, на строительстве канала, он стал применяться в массовых масштабах – «Каждый лагерник может и должен быть перекован». Призыв – «От жаркой работы тает твой срок» - ближайшая тогда перспектива для изнуренного тяжелой работой зэка. Тем не менее, есть документ, подтверждающий следующее: на строительство приехал Сталин и увидел, что заключенные раздеты и разуты. Приказ Сталина немедленно одеть людей был выполнен в этот же день, но виновные головы всё-таки полетели. За время строительства по официальным данным на рабочих местах погибло более двух тысяч человек. Секретные архивы Дмитлага после завершения строительства были уничтожены. В память о новых великомученниках напротив музея, прямо на берегу канала установили и освятили небольшую часовню. А результат их крайне тяжелого труда – это трасса канала длиной 128 километров и 240 искусственных сооружений, из них 14 плотин и дамб, пять насосных станций и восемь гидроэлектростанций, четыре путепровода, два тоннеля, мосты, заградительные ворота, дюкеры, то есть трубопроводы, проложенные под руслом канала, пассажирские вокзалы, пристани, маяки, линии связи, а также крупнейшая водопроводная станция с современной системой очистки воды. И, конечно же, шлюзы. Их на канале имени Москвы одинадцать. Сегодня нам предстоит увидеть работу шлюзовой камеры изнутри. На пристани Икшинского водохранилища, недалеко от шлюза № 6, мы пересели на маленький прогулочный теплоходик. И… пошли не к шлюзу, а в обратную сторону. Оказывается, при шлюзовании нужно соблюдать строгие правила. И здесь есть своя очередь, которую определяет дежурный диспетчер шлюза. В данный момент мы можем пойти на шлюзование только за круизными теплоходами «Константин Симонов» и « Михаил Булгаков». Поэтому нам и пришлось коротать время в ожидании попутчиков, которые вскоре показались на горизонте и быстрым ходом прошли мимо нас, подняв нешуточную волну. Наш теплоход пристроился третьим в очередь. Обгонять впереди идущие теплоходы строго запрещено. Ворота шлюза № 6 уже хорошо видны – они украшены скульптурами рабочих. На входе, как на обычной автомобильной трассе установлен светофор. Для нас горит зеленый свет. Мы быстро прошли узкий канал, шлюзовые ворота и заняли свое место у внутренней стены шлюзовой камеры. Место швартовки также определяет диспетчер. Каждое место пронумеровано, а номер заметен издалека. Матрос привязывает канат к специальному, очень мощному, вделанному в стену шлюза, стальному крюку. Этот подвижный механизм, который автоматически поднимается или опускается как поплавок вместе с уровнем воды и привязанным к нему судном, называется рым. После того как все теплоходы были зафиксированы у своих рымов, и капитаны судов сообщили диспетчеру, что к шлюзованию готовы, только тогда начался подъем шлюзовых ворот и спуск воды из шлюзовой камеры. Светофор запылал красным цветом - назад хода нет. За полчаса мы постепенно вместе с водой опустились на глубину восемь метров. Глубина шлюзового колодца впечатляет – уже не видно ни зеленых елок на берегу, ни фонарных столбов – вокруг только мокрые бетонные стены. Поверхность воды выше шлюза, то есть откуда мы пришли, называется верхним бьефом. Ниже шлюза – нижним бьефом. Когда уровень воды в шлюзе сровнялся с уровнем воды нижнего бьефа, ворота открылись. Также по очереди, теплоходы отвязывались от рымов и караваном двигались на выход. Над воротами шлюза № 6 изогнулся дугой пешеходный мостик, с которого можно при желании понаблюдать за работой шлюза. Спуск воды из шлюзовой камеры происходит намного прозаичнее и спокойнее, чем ее заполнение – тогда вода с шумом и брызгами льется мощным потоком, находя малейшие щели и лазейки, расщепляясь на крошечные веселые пузырьки, сверкающие на солнце. Шлюзование – это очень сложный и очень захватывающий процесс, подчиняющийся своим строгим правилам.
О курорте «Икша Поселок городское поселение»
Природа
Наличие интересных экскурсионных объектов
Соотношение стоимость/качество
Оцените отзыв
5.0
19 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(7)
Напишите ваш комментарий
 
Для комментирования   войдите   в кабинет
Андрэ (Москва)
13.09.2015 17:21
Замечательно!
Эллен (Москва)
14.09.2015 13:36
Тоже когда-то плавала по каналу имени Москвы... Особенно запомнился Углич...
Какая необычная экскурсия.
Интересно
Оля, спасибо! Вспомнила все свои поездки по этому каналу, давно дело было, но так здорово, столько красивых мест. И шлюзы штука интересная, особенно в первый раз
Xsana (Москва)
19.09.2015 21:05
Очень интересно!