Повести Малостранские. Век XXI
Февраль 2015
дата поездки
19.01.2016
написано
Повести Малостранские. Век XXI
Короткое предисловие.
Я люблю Прагу. Как женщину. Как город. Как источник вдохновения. Я люблю район Праги Мала Страна. Он тихий. Он уже родной, хотя в Праге я бываю не так часто, как бы мне хотелось. И узкие извилистые улочки, вкупе с двухтрехчетырехэтажками заставляют и сердце биться чаще и вдыхать воздух прошлого всей грудью. Я читал "Малостранские повести" Неруды. Если вы их ещё не читали - я вам завидую. В них жизнь. Ну, а мои повести - точнее, наверное, их будет назвать зарисовками, анекдотами - это лишь отдельные кадры из жизни моего любимого города. Их вначале будет всего пять. А потом может и больше. Будь счастлива, Прага. Тебя золотою недаром зовут ©.
С уважением, я.

Все имена вымышленные. Все события подсмотрены.

Повесть первая. Про то, как Карлов мост стал разводным.
Течёт величественно Влтава. Облизывает вбитые в неё опоры мостов. А их тут чуть меньше двадцати! Но самый красивый - это, конечно, Карлов. На нем всегда толпы народу, все гуляют, все молодцы, все делают селфи. А у кого нет палки для селфи - могут пойти трудным путём. На всем протяжении моста стоят и в снег, и в зной пражские художники. И за небольшую плату готовы нарисовать ваш портрет. Хоть углем, хоть в цвете. А если у вас нет времени, или (будем честными) не хватает денег - они легко и с улыбкой нарисуют ваш шарж. Та же память о Праге. Ещё и весело.
Художник Карл очень гордился, что его именем назван мост. То есть, конечно, он понимал, что мост назван давно и совсем в честь другого, более значимого человека, но где-то в глубине души он верил, что все-таки и он причастен к местной топонимике. В связи с этим он шутил с туристами: - Меня зовут Карл и это мой мост. Туристы улыбались и охотно садились позировать. Стоял он под скульптурой Иоанна Крестителя, хотя с большей охотой, конечно, встал под статую короля Карла, если бы она там была. Некоторые туристы спрашивали про статую Карла, но художник и сам не знал, почему монарха, давшего название мосту, поставили со стороны Старого Места да ещё и не на мосту.
Карл был беден, а потому честен. Как установил когда-то плату по 600 крон за шарж и 800 за картину, так и творил по заданным ценникам. По словам зевак картины получались похоже. А у Карла была вечная улыбка и потертая чёрная куртка, и в следующий раз туристы находили Карла на его постоянном месте, либо говорили о нем друзьям, которые ехали в Прагу.
У Иржи не было ни моста, ни статуи. Да и рисовать он не умел совершенно. Вообще с детства его родители и друзья называли идиотом. Зато у Иржи была внушительная фигура, и не один его друг за непочтительные слова бежал в слезах и с фингалом. Работал Иржи в какой-то автомастерской, да и из неё его выгнали, когда он случайно оперся на зеркало красивого Мерседеса и оторвал его начисто. Одно у него было хорошее достоинство - он очень легко схватывал чужую речь и непонятные языки были для него с акцентом, но доступными. Теперь они с Йозефом стояли под статуей святой Людмилы, курили дешёвые сигареты и хмуро смотрели на Карла, который с утра обслуживал уже, наверное, двенадцатого туриста. Некоторые из них были парами, а это значило, что стоимость картины возрастала вдвое. В основном туристы рисовали шаржи, но вот пара русских заказала свой портрет. Прикинув доход Карла за день (а ведь ещё не было и двух часов!) Иржи нахмурился ещё больше. Можно было, конечно, дождаться и вечера, а потом пойти за Карлом, дать ему по шее и отнять выручку, но, во-первых, у него могут быть покровители такого ранга, что Иржи потом не пустят не то, что на Карлов мост, а загонят за Писек, закопают в тот самый песок и никто даже не всплакнет. А во-вторых… Хотя, какие там во-вторых. Иржи стало безумно жалко себя, и неожиданно ему пришла в голову мысль. В это время от Карла поднялся один пожилого вида бюргер, свернул под мышку свой портрет, приложил пальцы к козырьку и, сказав Danke, засеменил в сторону Малой Страны. Иржи дождался, пока он пройдёт до святого Вита и подбежал к нему.
- Скажите, херр, сколько вы заплатили за картину?
- Шестьсот, - подслеповато посмотрел херр на Иржи.
Тот сделал скорбное лицо и сказал:
- Ошибка вышла. Надо семьсот...
Херр недоуменно посмотрел в сторону Иоанна Крестителя, на печаль Иржи, безропотно достал сто крон и пошёл дальше.
И дальше пошла работа. За день Иржи с Йозефом на двоих заработали полторы тысячи крон. Случались и проколы. Особенно с русскими, когда те предлагали вместе прогуляться до художника и поинтересоваться ценой вместе. А Карл продолжал творить, улыбаясь и растирая синие пальцы на февральском ветерке. А Влтава текла, задумчиво огибая крутые берега и ей не было дела до двух проходимцев на Карловом мосту. Ведь она ещё помнила те времена, когда и моста-то здесь не было...
Вообще, эта история могла произойти и с автором, но он оказался в числе тех, кто предложил Иржи прогуляться до Карла. Берегите карманы и не доверяйте никому.

Повесть вторая. Про сволочь.
Что из Праги можно привезти на родину, ну, допустим, в Магнитогорск? Пиво потащит не каждый. Сувенирку я не считаю - каждый турист из России обязан привезти родственникам магнит, открытку, брелок или тарелку. Кто побогаче - бехеровку или кружку для пива. Кто-то везёт люстру богемского хрусталя или ювелирный гарнитур с поддельными (Мишель Обаме такой как раз подарили) или не очень гранатами. Оптимальным же подарком многие считают посуду - стопки, фужеры и прочее. Тем более - а кто бы спорил - чешское стекло ценилось всегда, и главными артефактами в старых сервантах считался чешский сервиз. За него бились в долгих очередях в магазинах, продавали родину, но именно его демонстрировали с гордостью приходящим и приезжающим гостям и горе ребёнку, умудрившемуся разбить рюмку. От анафемы и отлучения его могло спасти только чудо. А сервиз стоял в серванте и на него дышали, молились, но чтобы есть!...
В Праге очень много сувенирных магазинов. Вот мы выходим от Карлова моста в Малу Страну на улицу Мостецку. Уже сразу на нас наваливается блеск и сияние витрин, особенно, разумеется, вечером. Для русского человека, изученного многолетним воздержанием от поездок за рубеж и всеобъемлющим дефицитом это испытание почище искушения Христа. Купить хочется все. Особенно вот у того чуть небритого улыбающегося мужчины, вызывающего доверие. А ничего, что магазинчик находится фактически на Карловом мосту? В самом туристическом пекле? Да ну нет же! Смотрите, и цены низкие. Здравствуйте, мужчина. Ой, вы и по-русски говорите? Как Вас зовут? Руди? Меня Маша. А это Миша. Мы из России. Из Магнитогорска. В отпуске. В первый раз в Европе. Дети путевку на Новый год подарили. Вчера только приехали. Живём в гостинице "У короля Карла". Очень хорошая гостиница. Можно посмотреть вон те рюмочки? Абалдеть! Какая красота. А сколько они стоят? 400 крон? Это 16 евро? Это на наши-то сколь, а, Миш? 1300? Да копейки ж сущие, господи! А дешевле никак? А может мы походим посмотрим еще? (Это муж попытался вклиниться) А это точно Богемия? Ой, мамочки, я ж о таких всю жизнь сознательную мечтала! Берем-берем! Заверните. Два набора! Нет Миш, маме подарим. Так дёшево! Такое счастье! Такое счастье!
Уходят. Руди сидит, сворачивает кроны в трубочку и улыбается: Вот такая я сволочь... С другой стороны ему ведь и самому есть-пить надо, кормить детей, да и аренда у Карлова моста не 100 крон в месяц стоит...
И ему наплевать, что завтра зайдет эта пара - он подвыпивши, она с фингалом и будут срамить продавца тем, что буквально рядом с их отелем есть магазинчик, в котором те же самые рюмочки стоят 290 крон, а он воспользовался их несознательностью...

Повесть третья. Про бедных свиней.
Ох, как же хорошо после длинного дня в Праге часов этак в 7-8 вечера присесть в каком-нибудь ресторанчике с надписью «Чешская кухня», дождавшись официанта, заказать пару кружек Пльзенского, 50 граммов сливовицы и свиную рульку с капусткой, хренком и горчицей. Пока готовится рулька, под первую кружечку хмельной горечи уплести кусочек горячего смаженого сыра или утопенца... Или парочку греночек с чесночком, а в подкорке теплится... Рулечка! Вот сейчас, сейчас! И несут вам ее на блюде! Огромном таком, с горчичкой, овощами, шкворчащую ещё, дымящуюся, блестящую от соуса, с тянущейся шкуркой, и вот слюна уже подкатывает к горлу... Ты берешь нож и вилку, отрезаешь небольшой самый первый кусочек мяса, глубоко вдыхаешь его густой аромат, выплескиваешь в себя сливовицу и, закрыв глаза, проглатываешь его. И жить на свете становится в сто... Нет, в тысячу раз приятнее. И ты не думаешь о том, что за семь дней, что ты проведешь в Чехии, твоя поджелудка и печень получат такой серьезный удар, что лекарства не сразу и помогут, но ты вкушаешь рульку и наслаждаешься. А потом вдруг - после второй кружки пива перед третьей на тебя нападает математическая тоска и тебе безумно хочется сделать что-нибудь полезное для мира. И запасшись ещё парой кружечек тёмного Козела, ты принимаешься на принесенном здесь же бирдекеле царапать свои нехитрые расчёты.
Начинается с того, что ты прикидываешь, сколько же кафешек и ресторанов в Праге. Всю Чехию ты не берешь, ты ж не Пуанкаре, чтобы глобально мыслить. Хотя там есть много больших городов. Но это опустим. Итак, примерно можно прикинуть, что на весь город Прага кафе, ресторанов, кофеен, пивных и прочих едальных заведений порядка 5000. Начинаешь минусовать. Быстрое питание точно -1000 (любят эту пакость студенты), минус пивные в рабочих кварталах, там рульку точно не подают. Это ещё -1000. Ну, убрать рестораны других национальных кухонь. Китайские, итальянские... Хотя на кой ляд ехать в Прагу и кушать рис с ким-чхи и острым соусом - убей меня бог не пойму. Ладно, Бог им судья. Ещё 500 в минус. 2500 в остатке. Оставляем на усушку, утруску ещё 500 (русская широкая душа). В итоге работаем с 2000 общепитовских заведений, где подают рульку. Смотришь по сторонам. Кроме тебя рульку едят 4 компании. Но ты пришёл в восемь и сидишь до 10. До тебя тут видимо тоже кушали эту вкуснятину. С другой стороны не всем так везёт, и в день туристы могут скушать только две рульки. Зная, что у свиньи 4 рульки, пишем в уме - как минимум 1 свинья на 1 ресторан как минимум в день. Давайте полторы. Посчитаем, что 6 рулек в день съедают в целом в каждом ресторане. Умножаем на 2000. 12000 - итого 3000 свиней ежедневно. В год, соответственно, более миллиона хрюшек. И скупая слеза набегает на глаза, прочувствовав весь этот свинячий геноцид. И ты, чувственно, выпиваешь тёмный Козел и, гордо подняв голову, уходишь из этого свиноистребительного заведения. А следующим вечером садишься за любимый столик у окна, вздыхаешь: Да сколько той Кубани и заказываешь два неизменных Пльзенского, одну сливовицы и... Конечно, рульку... Томно произносишь: бедные хрюши и отрезаешь первый, самый ароматный кусочек...

Повесть четвёртая. Про пиво.
- Мыкола, ты бачив як москали пыво называют?
- Як?
- Пи-и-во... ©

У мужчин сейчас слюнки потекли, даже утех. Кто в Праге никогда не был и пива тамошнего не пробовал. Можно, конечно, прийти сегодня в «Пятерочку», ну или в «Перекресток» даже тем, кто побогаче, взять бутылочку «Пилзнер Урквелл», или «Гамбринус», или «Крушовице», чешского производства, да придя домой под боксерский матч, или под футбол то самое пиво и употребить, сдобрив его пластмассовым кальмаром, или убийственно твердым желтым полосатиком, которого, судя по внешнему виду, готовят на металлургическом комбинате с помощью гидравлического пресса… И вы будете миллион… Нет, миллиард раз неправы! Равно как нехорошо пить вино и шампанское в Чехии. Вы же не будете в России, да под хорошую закуску, да под баньку и теплую компанию пить, ну, скажем, молоко? Вот так же и чешское пиво нужно употреблять в… Да в Чехии, где же еще… Ну или в кафе ну оооооочень похожем на чешское, хотя таких я особо и не знаю. Ах, эти небольшие кафе со своим уютным чешским колоритом! Ах, эти кружки с пенным напитком – не успел выпить одну, как внимательный официант предлагает следующую под богатую и сытную закуску! А уж сколько сортов пива здесь предлагают – и не сосчитать! Под одной маркой их может быть несколько. Вот сколько сортов пива «Крушовице» вы с ходу сможете назвать? Два? Продвинутые – три. А всего – восемь… Идешь по Праге – и каждая пивная предлагает что-то особенное. Проходишь мимо, скажем, «Пивоварского клуба» - а там вообще что-то необычное в меню – и кофейное пиво, и банановое, и крапивное – и все хочется попробовать, не зря же ты приехал в Чехию? На обед одну кружечку, один стаканчик – так, чтобы не забыть вкус до вечера! Походя. Нельзя принимать Прагу подвыпивши. Гуляшик на скорую руку и пива. Буквально немножко. Не хочется днем.
Зато вечером фантазия разгуливается по полной и ты лениво можешь выбрать – поехать ли «На верандах», где прямо из цеха «Старопрамена» идет пивопровод в зал. Или в «Фердинанда», где горьковатое пиво «Семь пулек», по собственному рецепту, на травках. Или пойти в какой-нибудь монастырь, ну, скажем, Страговский, чтобы на собственном опыте выпить пару кружечек «Святого Норберта» под оленью колбаску. Или плюнуть на все и осесть «У Калиха», конечно, туристического аттракциона, но как представишь, что где-то здесь пил пиво бравый солдат Швейк, а потом купить такую же шапку как у него… А может быть не ходить никуда, не искать чего-нибудь необычного, а взять в «Жабке» две-три штучки бутылочного пива, пойти в свой отель, завалиться на широченную кровать под самой мансардой, да и дать волю своим чувствам, лениво глядя на (а где сейчас его нет) телевизор с русскоговорящим каналом, улыбаясь, чувствуя, что ноги устало, но приятно гудят, а впереди еще целых три дня Праги!
А какие закусочки под пиво предлагают чехи. У тех, у кого уже слюнки перестали течь – начинаем заново. Про рулечку я уже писал – хотя есть подобное блюдо и в Германии, и в Австрии, но, кажется, истинный колорит свиной ноги можно почувствовать лишь в Праге. Открываем меню. Супчики вечером можно, конечно, и не кушать, но вслушайтесь только! Полевка в хлебе… Гуляш… Честничка… Вкусно? Продолжаем чтение. А еще лучше читайте вслух! Тлаченка! Смаженый сыр! Брамборачки! Колбаска! Свиные ребрышки! Стейк! Ростбиф! Куриный шницель! Татарский бифштекс! Я не знаю, как у вас, но у меня уже перед глазами оструганный стол и такой же стул, чуть дымный воздух, ароматное мясо, запотевшая кружка холодненького пива, а за окнами Прага, Прага, Прага!..

Повесть пятая. Про путаницу.
Сколько всего связано с Прагой. Я, правда, видел одного человека, который сказал, что Прагу терпеть не может. Не знаю, где он сейчас, надеюсь, что в Праге.
Так вот, с Прагой как обычно каждый может вспомнить случай как он заблудился. Особенно в первый раз. Ну, скажите мне, кто с ходу в первый день приезда скажет, по какой улице за три минуты можно попасть со Старого места на Вацлавак? Правильно, это вы сейчас знаете, что по Мелантриховой. Ну, или вы изначально жили, скажем, в отеле Мелантрих и поэтому для вас это не стало проблемой. А ведь можно очень хорошо поизучать Прагу с неизвестной стороны, свернув от Карлова моста, скажем, на Гусову или Жильску? А потом по прямой, а потом, увидев рельсы трамвая, идете по ним, и приходите прямо к Карловой площади, от которой до Вацлавской в принципе недолго, но, во-первых, кто-то торопится на экскурсию, которая отправляется от Музея, а во-вторых, все-таки обидно. Шел-шел и не туда. Зато есть возможность посмотреть Карлову площадь. А там и танцующий дом недалеко. А там и на Вышеград зайти можно. В принципе, тоже неплохой вариант. Забудьте про Мелантрихову улицу и ищите сами. Это шутка.
К слову сказать, даже Староместскую площадь с ходу можно тоже не найти. Днем понятно – идешь с Карлова моста и следуешь за толпами туристов. Если конечно сразу все туристы не решили пойти куда-нибудь в сторону Рудольфинума. А если раннее утро и вы, приехав в Прагу и оставив чемодан в гостинице, двинулись покорять золотой город? Некоторые оказываются на площади Кафки, кто-то попадает на станцию метро «Староместска», особо талантливых уносит в Йозефов. Но чехи – добрые люди. Остановите любого, поздоровайтесь! И вам все обязательно покажут. Хотя, если честно, Староместска от вас никуда не убежит, а Йозефов – тоже одно из интереснейших мест в городе.
В Мала Стране заблудиться сложно. Если вы, конечно, не искатель приключений и не уйдете в сторону Площади свободы от Пражского града или не пересечете улицу Кеплерову, куда Макар телят не гонял. Остановитесь где-нибудь возле Страговского монастыря, да попейте-ка лучше пивка в местной пивной. А если у вас есть намерения сгонять в район Жижков, например, да хлебнуть в настоящей чешской забегаловке кружечку пенного, то советую вооружиться картой, хотя бы бумажной, в идеале, конечно, здорово, если это будет 2Гис в вашем гаджете.
Самое главное запомнить – если смотреть на Карлов мост со стороны Рудольфинума, справа от вас Мала Страна, слева Старо Место.
Больше вам повезет, если вы живете в каком-нибудь районе города, где проходит трамвай или линия метро. Вот уж где вам не дадут заблудиться. И захочешь – так не получится. А вообще, в качестве совета, конечно, сгоняйте в первый день на экскурсию. Пешую ли, автобусную – неважно. В любом случае все увидите за один день, а уж потом самые понравившиеся места пойдете сами, без экскурсовода. В любом случае, Прага откроет свои объятия и примет вас в них.

ЗЫ. Первый опыт общения в письменном виде с моим любимым городом закончен. Но Прага настолько всеобъемлюща, что я, конечно, вернусь к ней. И на страницах, и сам… Живи, моя Прага, красавица Прага. Тебя золотою недаром зовут…
О стране «Чехия»
Оцените отзыв
5.0
18 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(4)
Напишите ваш комментарий
Для комментирования   войдите   в кабинет
Неожиданно. Но прикольно!!!!!!
Браво! А я завидую тем, кто еще не был в Праге или читал «Повести Малостранские. Век XXI»!
Сергей, спасибо! Как всегда впечатляюще!
Полезно очень! Прям бальзам на сердце, просто пробуждение от зимней спячки, спасение от потери аппетита)))