«Турецкий гастрит. 1-я серия. Взятие Константинополя.»

    Признаться, я люблю несколько более острые и экзотические турпродукты, чем давно ставшая привычной россиянам Турция, но реальность - мастерица на сюрпризы сделала год назад это путешествие практически невозможным, а сегодня несколько рискованным, дополнительную пикантность добавлял туру перелёт над Украиной. Во Внуково нас долго пытали таможенники и пограничники: а куда летите после Стамбула, а сколько денег с собой везёте, а когда возвращаетесь, а есть ли обратные билеты. В зале ожидания, прощаясь с родными пенатами, обратили внимание на колонну среднеазиатских гастарбайтеров, которые следовали на родину в сопровождении славных работников УФМС, держащих в руках стопку их паспортов. Турецкие авиалинии, не смотря на запрет Пророка, порадовали толерантным отношением к алкоголю и быстро доставили, прошло порядка трёх часов, в Стамбульский аэропорт имени Ататюрка. Нас встречают, и вот мы уже у стен этого вечного города, выдержавших несчётное число осад (24, если быть точным) и удары судьбы. Чуть левее остаются Золотые ворота, куда по слухам прибил свой щит наш славный предок и основатель государства Вещий Олег. Серьёзные историки сомневаются в достоверности этой истории, впрочем, в нашей истории полно мифов: византийские источники ни слова не написали об осаде Олега, и уж больно много фантастических деталей о походе в Повести временных лет. Несусветное число кораблей (2000), которым Олег велел приделать колёса и при попутном ветре с комфортом подкатил под самые стены. Но что маловероятно в 907, легко осуществимо в двухтысячных, мы проникли на колёсах за стены города, даже не притормозив.
    ______________________________________________________________________
    В отличие от ленинского плана взятия Петрограда, в котором категорически предписывалось начинать ночью, мы свой поход отложили до утра. В ленинском плане предлагалось первым делом захватить мосты и вокзалы, мы же решили нанести главный удар по музеям и мечетям. Но в обоих планах, и в нашем, и в ленинском, большое внимание было уделено контролю над финансами, поэтому в начале на границе пробуждающегося утром Гранд базара поменяли денег. Первым на нашем пути пал музей Турецкого и Исламского искусства, во-первых, потому что там можно купить за 85 лир музейную карту, позволяющую, не стоя в очередях, посетить в течение трёх дней больше десятка музеев, правда только один раз, так что брать одну карту на двоих или кому-то перепродать не получится, во-вторых, это в центре, рядом с Голубой мечетью и Собором Святой Софии – главной целью всех серьёзных завоевателей, а в-третьих, потому, что там мало народу. Расположился музей во дворце Ибрагим Паши некогда всесильного визиря Сулеймана Великолепного, возможно, известного моим читательницам по Великолепному веку. В музее нельзя фотографировать, да особо и нечего: ковры, утварь, одежда, украшенные арабской вязью громадные фолианты.
    Наша следующая цель – один из главных стамбульских магнитов музей-собор-мечеть Айя (святая) София, гордо стоящая в предвкушении своего полуторатысячелетия, но в начале немного истории. Место, на котором стоит современный Стамбул, уникально, тут Европа соединяется с Азией, Запад с Востоком, Чёрное море с Мраморным, разумеется, тут издревле селились люди. Первые поселения, раскопанные при рытье метрополитена, относятся к седьмому тысячелетию до нашей эры. Но то было время тёмное, неолитическое, первым культурным народом, появившимся в этих краях, были славные труженики моря финикийцы, они обосновались в азиатской части города, названной позже Халкидоном. А в седьмом веке до нашей эры сюда приплыли известные сказочники греки, основавшие в месте соединения Босфора с Золотым рогом город Византий, утверждавшие, что всё произошло следующим образом. Любвеобильный Зевс воспылал страстью к прекрасной Ио, а чтобы не приревновала жена, а может и из каких других сексуальных фантазий, превратил Ио в корову. Но, как говаривал Горбатый в Месте встречи «баба – она сердцем чует», Гера всё разузнала и натравила на Ио страшного овода, ужаленная бедняжка бросилась в море, чтобы бежать из Европы в Азию, а место, которое она переплыла, с тех пор именуется «коровий брод», по-гречески Босфор. После этих приключений у Ио родилась дочь Кероесса, которую в своё время полюбил брат Зевса Посейдон, надо же, родную племянницу, так родился Визант, вскормленный нимфой Визией. Возмужав, Визант решил идти по стезям отца, ища счастье на морских дорогах. Перед отплытием, как и положено, отправился к дельфийскому оракулу, который посоветовал обрести счастье на мысу, где в изобилии водятся рыбы и олени. Остановившись у мест злоключений своей бабки, Визант, поужинав выловленной рыбой, принёс богам жертву, по всей видимости оленя, посланец Зевса орёл, выхватил лакомый кусочек, а может и всю тушу, отнёс добычу на мыс, где и был заложен город. Это по версии Геродота, пришедшие на смену греков римляне поют другую песню. Служители Дельф никогда не давали вопрошающим ясные удобоваримые ответы, поэтому сомнительно, чтобы Визант получил чёткие инструкции. Тацит утверждает, что дельфийским оракулом было сказано «строй город напротив слепых», и Византу долго пришлось ломать голову, прежде чем понять, что строить нужно напротив Халкидона, в упор не видящего выгод расположения у бухты Золотого Рога. Город был построен быстро, а окружавшие его «слепые» разом прозрели и начали активную борьбу за обладание этим важным стратегическим местом. Первая империя, которой пришлось подчиниться Византию, была персидская супердержава Ахаменидов, царь царей Дарий то ли разрушил, то ли взял город без боя во время своего скифского похода. На долгие годы город был оторван от своей матери Греции. Сменивший Дария Ксеркс пошёл войной на греков не через Босфор, а через Дарданеллы (Гелеспонт), они пошире, потерял из-за непогоды, разметавшей его понтонные мосты, кучу народу, высек за это море, которое, затаив обиду, отомстило нашему Триумфатору Фермопил поражением при Саламине. Греки воспряли духом и в 478г. до н.э. Византий у персов отбили. В период Пелопонесской и Коринфской войн Византий поддерживал то Афины, то Спарту, точнее переходил из рук в руки. Следующим тираном, которому захотелось проглотить Византий, был Филипп Македонский, напавший подло ночью, но покровительствовавшая городу Артемида, по некоторым источникам Геката, ярким светом разбудила жителей и сорвала коварные планы захватчика. Осознав, что худой мир лучше доброй ссоры, византийцы поддержали походы Александра Великого, а он никогда не посягал на их самостоятельность, довольствуясь более жирными государствами и территориями. В эпоху Эллинизма Византий также придерживался нейтралитета, не вставая на сторону ни Лисимаха, ни Антигона. В 278г. до н.э. в этих местах отметились галаты, кельтский народ, вели они себя как варвары, поэтому византийцам пришлось дать им денег, чтобы убрались восвояси. В 260 попытался (безуспешно) захватить Византий Антиох 2, потомок ещё одного диадоха Александра Македонского Селевка. Пока эллины грызлись друг с другом, на мировой арене появился новый тяжеловес – Рим. Захватив соседнюю Фракию, Рим вплотную приблизился к Византию. Используя мягкую силу и экономические рычаги, Рим постепенно подчинил Византий, который формально, вплоть до времён Веспасиана, середина первого века нашей эры, сохранял свою автономию. Спокойная размеренная жизнь Византия закончилась с убийством императора Коммода, главного антигероя фильма «Гладиатор». Вместо Коммода преторианцы возвели на престол некого Пертинакса, но тот их не достаточно щедро поблагодарил, тогда гвардейцы убили и его, а должность императора выставили на аукцион. Один из претендентов обещал по 20 тысяч сестерциев каждому заговорщику, другой по 25, это был Дидий Юлиан, разумеется, он и стал императором, но ненадолго, поскольку сильно затянул с расплатой. Власть перешла к военным, разные легионы провозгласили разных императоров, британские Клодия Альбина, сирийские Песценния Нигера, находившиеся ближе всех к столице Септимия Севера. Началась гражданская война, в которой обычно осмотрительный Византий поставил не на ту лошадь, выбрав находящегося недалеко Нигера. Мстительный Септимий, после победы над конкурентами, осадил Византий, который мужественно сопротивлялся целых три года, но был вынужден сдаться, после чего защитники были казнены, а городские стены срыты, это случилось в 193 году. Более чем сто лет город влачил жалкое существование заурядной римской провинции. Первый звоночек прозвенел в 257 году, когда Валериан и Галлиен поделили империю на две части, восточную и западную, медные же трубы вострубили, лишь когда до власти дорвался Константин. К тому времени управление империей совсем запуталась, в 285 году Диоклетиан ввёл тетрархию, систему, где два старших императора (августы) правят в течении 20 лет, после чего уступают правление двум младшим (цезарям), которые автоматически становятся августами и выбирают себе преемников цезарей, но это в теории, а на практике выходило несколько иначе. В 306 умирает отец Константина западный август Констанций I Хлор, армия в Британском Йорке провозглашает августом Константина. Восточный август Галерий соглашается признать его только цезарем, а августом назначает Флавия Севера, с этим не соглашается Максенций, сын соправителя Диоклетиана западного августа Максимиана, который сам захотел править и всем владеть. Дальше дело ещё больше запутывалось число августов и цезарей быстро росло, к назначаемым прибавлялись самовыдвиженцы, в конце концов должен был остаться только один. Константин одолел всех, по его утверждению не без божьей помощи, перед решающей битвой с Максенцием у Мульвийского моста (312 год) Константин увидел белый крест в солнечном сиянии на синем небе и услышал глас «сим победишь». Последний его враг восточный август Лициний после нескольких военных поражений в 324 году отрекается от титула, ссылается в Фессалоники, где и умирает, как утверждает злая молва от рук подосланных Константином убийц. Не будем обвинять или оправдывать Константина, а также обсуждать искренне ли он уверовал в Христа или поднял на щит религию исключительно в личных, корыстных интересах, кстати, крестился он только на смертном одре, для нас важно, что именно Константин перенёс столицу своей империи в 330 году в Византий, который значительно расширил, окружил новыми неприступными стенами и назвал Новым Римом. Это уже его дети окрестили город Константинополем, тем более и звали их подходяще: Констанций, Констант и Константин. Объявить христианство государственной религией – ещё пол дела, чтобы религия стала господствующей нужны многочисленные места поклонения. Отнимать храмы у представителей других конфессий в то неспокойное время было ещё рискованно, поэтому заложили новые, в числе которых церковь Святых Апостолов, церковь Святой Ирины и церковь Святой Софии.
    _________________________________________________________________________
    Наш исторический экскурс затянулся, но это было сделано исключительно в интересах читателя – очередь в музей Айя Софии долгая и длинная, а у читателя нет, как у нас, музейной карты, вот мы его и развлекали по дороге. Наконец минуем турникет и попадаем во двор, где представлены фрагменты имевших тут место до возведения громадного собора построек. Заложенный при Константине 1 и освящённый при Констанции II храм, выстроенный на рыночной площади Августеон, был сравнительно невелик и не являлся главным храмом Константинополя, на эту роль первоначально выдвинули «Святых Апостолов». Первая версия Софийского собора простояла недолго, в 404 во время народного восстания сгорела, вторая сгорела в 415, император Феодосий II распорядился выстроить новую базилику, которую ждала участь первой – погибнуть в пламени народного восстания 532 года. То было крупнейшее народное волнение в Константинополе, началось, как это обычно бывает, с мелочей, со стычки спортивных фанатов. «Зелёные» на ипподроме попёрли на «синих», потом объединились, чтобы бить «белых» и «красных», а дальше всё покатилось по много раз отработанному в истории сценарию. Захват тюрем и освобождение заключённых, уличные баррикады, сожжение налоговых списков, грабёж дворцов и храмов, всё это делалось с криком «Ника» - побеждай, с этим именем восстание и вошло в историю. Правивший тогда император Юстиниан, испугался как баба и думал бежать, но, к счастью, в императорской семье нашёлся настоящий мужик. Его жена Феодора, оставшейся в анналах фразой «порфира — лучший саван» дала понять, что скорее погибнет, чем сбежит или отречётся, тем самым остановила панику, и бунт был жестоко подавлен. На радостях оправившийся от испуга Юстиниан решил построить невиданную до этого по размерам и величию Базилику. Император пригласил лучших архитекторов - Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, прославившихся до этого возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Она сохранилась и поныне и часто именуется по понятной причине Малой Софией. Со всех сторон ещё тогда обширной империи свозили лучший строительный материал, разорили под это дело несколько античных храмов, восемь порфировых колонн притащили из римского храма Солнца, восемь колонн из зеленой яшмы позаимствовали у Артемиды в Эфесе, золота, серебра, слоновой кости тоже не пожалели. По подсчётам современников строительство обошлось в три годовых бюджета империи. Собор был освящён в 537 году, темпы строительства поражают. Юстиниан постройкой остался доволен, «Соломон, я превзошёл тебя», - бросил он как-то, в очередной раз обходя свой храм. Возможно, временами его и душила жаба за растраченные средства, в такие минуты царь Соломон мог бы его и утешить, «… зато ты маешь вещь» сказал бы библейский патриарх. Святая София надолго (более тысячи лет) поселилась в средневековой книге рекордов Гинесса, вплоть до возведения Собора Святого Петра в Риме это был крупнейший храм в мире. Перечислим основные параметры нашего рекордсмена: высота 55,6 метров, основание 79 на 72 метра, диаметр купола 31,5 метров, штат собора составлял до 600 священнослужителей. Однако спокойно почивать на лаврах Святой Софии не дали, через несколько лет землетрясение её чувствительно тряхнуло – пала восточная часть, что под алтарём, в 989 тряхнуло ещё основательней – обвалился купол, тогда базилику подпёрли контрофорсами, а купол перестроил армянский архитектор Трдат. Не безынтересно отметить, что собор Святой Софии стал эпицентром раскола христианской церкви на западную и восточную. В 1054 году Римский папа Лев 9 послал в Константинополь своих легатов урегулировать кое-какие недоразумения. В Святой Софии главный из легатов кардинал Гумберт заспорил с патриархом Михаилом о приоритете: «А ты кто такой, скажи, пожалуйста? - А ты кто такой? - Нет, кто ты такой, я спрашиваю?! - А ты кто такой?!». Страсти накалились, в результате Гумберт отлучил Михаила от церкви, а тот в свою очередь предал Гумберта анафеме, ну прямо изготовители левой и правой палочек Твикс. Со временем эта небольшая трещина превратилась в пропасть. Константинополь в те времена город большой и многонациональный, купцы, торговцы, искатели приключений и с запада, и с востока. Теперь они были разделены не только этнически, но и религиозно. «Западную» и «восточную» партию стали использовать в своей борьбе за власть претенденты на престол. К тому времени Византийская империя, что называется, пошла враздрай. Кстати, термин Византийская применительно к империи впервые ввел в употребление немецкий историк Иероним Вольф в 1557 году уже после её краха, сами же жители именовали родину Восточной римской или Ромейской империей, она возникла в 395 году при императоре Феодосии 1, окончательно разделившем Римскую империю на две части, западная через 80 лет пала. В восточной, как уже было сказано, тоже дела шли не очень: войны с соседними государствами, народные восстания, чехарда с правящими династиями. Последняя драма в первом акте трагедии разыгралась при восшествии на престол малолетнего (ему было 11) Алексея 2 Комнина, шёл 1180 год. За реальную власть в империи начали бороться его мать Мария Антиохийская, поддержанная западной партией, и родной дядя со стороны отца Андроник Комнин, поддержанный партией восточной. Он и стал следующим императором, точнее базилевсом, так с некоторого времени, видимо с Василия 1, именовались правители. В ходе борьбы за власть западная партия была почти полностью перебита, так называемая «резня латинов» - одно из самых массовых убийств в средневековой истории, Мария Антиохийская была сначала заточена в монастырь, а потом задушена. Потом дошла очередь и до Алексея, его задушили тетивой от лука, а 65-летний Андроник женился на вдове одиннадцатилетней французской принцессе Анне. Не мудрено, что после таких бесчинств в массовом количестве стали появляться Лжеалексеи, чуть не написал «Лжедмитрии», а тут уже, мой читатель хорошо это знает, недалеко и до смуты. К «дряхлеющему льву» внимательно присматривались более молодые и острозубые соседи, в частности крестоносцы, которые с 1096 повадились шастать в этих местах со своими походами. Дела у них шли с весьма переменным успехом. И если в первый крестовый поход шли фанатики, мечтающие освободить Гроб Господень, то в четвёртом большинство составляли рыцари удачи, скорее искавшие, где и чем поживиться. А тут такая жирная добыча рядом, тем более, что рыцари недоплатили венецианским перевозчикам за билеты и те их не довезли до места, а высадили раньше, у Константинополя. Повод для нападения был легко найден: а чего вы побили наших соплеменников, а чего вы свергли своего императора Исаака 2 Ангела?! Короче, Константинополь был взят, а Исаак возвращён на трон, однако, он не торопился расплатиться со своими благодетелями, который раз и который император наступает на одни и те же грабли!? Тогда предводитель похода Бонифаций I Монферратский велел передать неблагодарному Исааку записку, которую политкорректные историки, очистив от сильных выражений, донесли до нас в следующем виде: «мы тебя из …дыры достали, мы же тебя в …дыру и засунем». Отдыхающим за городом крестоносцам был скомандован повторный штурм, Константинополь был взят вторично и основательно разграблен, пострадали и люди и ценности, не слабо досталось и Софийскому собору. 13 апреля 1204 Византийская империя приказала долго жить возникшей на её месте Латинской империи во главе с Балдуином Фландрским, помазали его, как раз в Святой Софии. Приказ до конца не был выполнен, в 1261 Алексей Стратигопул с войском неожиданно подкрался к стенам Константинополя, несколько его воинов, начитавшись Илиады, проникли в город через тайную калитку и открыли ворота, город сдался практически без сопротивления, очередному Балдуину пришлось спасаться бегством. Византийская империя была реставрирована, трон заняли Палеологи, первым на византийский трон сел Михаил VIII, последним Константин XI, история любит закольцовывать свои сюжеты. 29 мая 1453 года Константинополь был взят давно хозяйничавшими в Малой Азии турками-османами, тысячелетняя империя окончательно пала, началась мусульманская история города. Честь взятия города принадлежит султану Мехмеду II, до него этого не удалось сделать ни Баязиду 1, помешали военные успехи Тимура, ни Мураду II, опасавшемуся внутренних волнений в османской державе. Отметим, что Константинополь, не смотря на малочисленность защитников, долго и упорно сопротивлялся, а пал под натиском технического прогресса – Мехмед II активно использовал мощную артиллерию. Последний византийский император Константин, погиб как герой, отражая рядом с простыми солдатами нападение врага. Захват Константинополя оборвал главный торговый путь из Европы в Азию, что заставило европейцев искать новые морские пути и привело, как мы знаем, к открытию Америки и началу эпохи великих географических открытий.
    _______________________________________________________________
    Наша Святая София, в предбаннике которой мы всё ещё топчемся, перестала быть церковью, последняя служба по православному обряду состоялась в ночь перед турецким штурмом с 28 на 29 мая, и уже 30 мая лично Мехмедом II была обращена в мечеть. Мечеть, к которой позже было пристроено четыре минарета, стала называться Айя София. Из-за ориентации Софии точно по сторонам света михраб, указывающий направление на Мекку, пришлось пристраивать несколько под углом. Фрески были замазаны штукатуркой. Мечетью София оставалась до 1934 года, а потом по воле Кемаля Ататюрка, взявшего решительный курс на демократизацию страны, превратилась в музей. Мы с вами входим через западные ворота и немеем перед грандиозностью увиденного. Не смотря на не рекордные в наши дни размеры, собор кажется гигантским, кто-то писал о его лёгкости, нет, тут чувствуется мощь и основательность, похоже время боится не только пирамид, но и Святой Софии, успокаивающий полумрак, поблёскивающие изнутри золотом купола, там в выси на золотом троне восседает Богородица с младенцем. Пониже по стенам шесть громадных тёмных медальонов, украшенных золотой арабской вязью. Вроде бы на них начертаны имена четырёх праведных халифов и что-нибудь типа «Аллах акбар». Если приглядеться, арабская вязь украшает центр главного купола и восточную часть собора рядом с Михрабом. К сожалению, немного портят общий вид, как выяснилось, уже много лет, возведённые в левой части строительные леса – реставрация процесс кропотливый. Рядом с Михрабом, он мало чем отличается от подобных сооружений в других мечетях, и столь же стандартным Минбаром, куда при молитвах забирается муэдзин, место с ещё более интересным названием – Омфалос, не знаю, что подумал читатель, но переводится как «пуп Мира». Богословы до сих пор не пришли к единому мнению – был ли пупок у Адама и Евы, те, кто думают, что был, считают, что он должен быть у каждого божьего творения, в том числе и у Земли. В соборе это место отмечено разноцветными каменными кругами, выполненными из разных минералов, обрамляющими больший круг, там стоял Юстиниан и следующие императоры при короновании. Погуляв по собору, поднимемся на галерею, это откроет нам новые виды собора и даст возможность осмотреть сохранившиеся мозаики. Подниматься нужно не по лестнице, туда ведёт пологий пандус, это для того, чтобы можно было доставить императрицу Феодору прямо в её паланкине. Гуляя по галерее, неожиданно натыкаемся на мраморную табличку Henricus Dandolo. Это имя венецианского дожа, того, кто натравил на Константинополь крестоносцев, следствием чего стало уничтожение Византийской империи и обращение Святой Софии на некоторое время в католический собор. Надо отметить, что в конфессиональном аспекте Софии повезло как никому, тут она безусловный лидер. Была и арианским храмом, в своём раннем воплощении, потом пострадала от иконоборчества, так что её первые мозаики были уничтожены, а те, что можем наблюдать, выполнены не ранее девятого, а большинство десятого и одиннадцатого века, только фрески с двумя шестикрылыми серафимами, обрамляющими с восточной стороны купол, относятся к 6 веку. Так возвращаясь к Энрико Дандоло, через год после захвата Константинополя он тут умер, но вряд ли это можно считать божьей карой – ему было 98 лет, до сих пор не побитый рекорд долголетия для правителя. Дож был похоронен в соборе, и есть легенда, что султан Мехмед II, обратив Айя Софию в мечеть, велел достать его кости и бросить псам, я лично сомневаюсь – не станут псы глодать кости двухсотслишнимлетней давности. Из собора удаляемся через южный вход-выход, пройдя по галерее именуемой «вестибюлем воинов», там базилевс оставлял охрану, своё оружие и входил в собор через двери, сделанные по легенде из обломков Ноева ковчега. Наша следующая цель – дворец Топкапы.
    ___________________________________________________________________
    Захватив Константинополь, Мехмед II поселился в построенном наскоро для него дворце в районе теперешней площади Баязид, гарем же с самого начала обосновался в районе разрушенного императорского дворца, там, где позже и вознёсся Топкапы. Это не очень далеко, вполне можно дойти пешком, но неудобно, ночью, если приспичит, не набегаешься, поэтому некоторое время «похолостяковав», Мехмед в 1475 отдаёт приказ о строительстве большого дворца, и в 1479 году туда въезжает. Почти на 400 лет, до 1854 года, Топкапы становится официальной резиденцией султана, тут их было ровно 25, и главным дворцом Османской империи. Название переводится как «пушечные ворота», вообще у дворца трое главных ворот, первые ворота «Повелителя», туда вход свободный, вторые ворота – «Приветствия», через них только по билетам, и, наконец, третьи - «Врата Счастья», они же «Ворота белых евнухов», ничего себе синонимы. Читатель догадался, там гарем, чтобы в него попасть, туристу нужно платить дополнительно, но не нам – у нас абонемент (карточка). Ворота Повелителя скрывают не только дворец Топкапы. но и ещё ряд интересных исторических объектов. В частности церковь Святой Ирины, сестру, это сразу бросается в глаза, Святой Софии, вот только не знаю, назвать её старшей или младшей. Она, конечно, значительно меньше, но древнее, во всяком случае, теперешней софийской ипостаси. Заложена при Константине Великом на месте руин храма Афродиты, там проходил второй вселенский собор (381 год), окончательно осудивший, казалось бы, совершенно естественную вещь, что сын рождается от отца, бог он там или не бог, не важно, и утвердивший малопонятный догмат о Троице. Помянутая ранее Ника не пощадила ни Софию, ни Ирину, но Ирина возродилась раньше в 532. Позже в 740 сильно пострадала от землетрясения, была перестроена, во времена иконоборчества лишилась мозаик, зато после турецкого завоевания не была переделана в мечеть, а потому сохранила свою первозданную чистоту и внешний облик. В девятнадцатом веке побывала археологическим музеем, в двадцатом концертным залом. Сегодня это самостоятельный музей, ожидающий реставрации, за вход берут деньги, кажется 20 лир, смотреть там особо нечего, пустые, голые стены, кроме нас, у нас же карта, других желающих посетить не наблюдалось. Ещё пару слов об именах помянутых церквей, есть авторитетное мнение, что София и Ирина в данном случае не имена женщин, а Мудрость и Мир.
    Если пройти от Святой Ирины чуть дальше и повернуть налево, можно (и нужно) попасть в археологический музей, расположившейся сегодня в трёх зданиях, одно из которых Изразцовый павильон – бывший гарем Мехмеда, старейший (один из) памятник османского искусства в Стамбуле. Мы сначала завернули в главное здание, окунувшись в греко-римскую эпоху, – бюст Александра и римских императоров, мраморные, без рук, ног или головы статуи. Есть любопытные, например, хорошо сохранилась статуя Гермафродита, пока не прочитали табличку, не поняли что перед нами за диво, пленителен архаичный период, жутковатое впечатление произвели статуи со срезанными лицами, дело рук исламских или, что вероятнее, христианских фанатиков. Отдельно экспонируются знаменитые саркофаги античной древности, самый известный из которых – Сидонский. Этот саркофаг знаменит тем, что изображает битву при Иссе, в которой Александр Македонский на голову разбил превосходящие силы персидского царя Дария, принудив последнего к позорному бегству. А изготовлен был саркофаг для сидонского царя Абдалонима, который был обязан Александру своей головокружительной карьерой из садовников в цари. Памятники греко-римской эпохи интересны, но не уникальны, их сохранилось достаточно много, более любопытными кажутся артефакты других более далёких от европейца цивилизаций. Тут Стамбульскому музею тоже есть чем поразить посетителей. Во-первых, это фрагменты ворот богини Иштар, дорогой супруги главы вавилонского пантеона Мардука, воздвигнутых в Вавилоне по приказу Навуходоносора в 575 году до нашей эры. Самая грандиозная их реконструкция с подлинными фрагментами находится в Пергамском музее Берлина, поскольку раскопал их в конце девятнадцатого века немецкий археолог Роберт Колдевей. Часть фрагментов - барельефы львов, быков и мифических животных сирушей, помесь змеи, льва и грифона, достались Турции, поскольку место раскопок принадлежало тогда Османской империи. Почему и как кое-что от этих ворот досталось Лувру, Метрополитен-музею, Чикаго и Бостону автору неизвестно, точнее, этот вопрос мы в своём исследовании не рассматривали. Во-вторых, мы всё дальше удаляемся по времени от сегодняшнего дня, обелиск ассирийского царя Адад-Нирари третьего, восьмой век до нашей эры. Интересно, что имя Нирари означает «приди на помощь». И, наконец, третье и последнее, чувствую читателя уже воротит от древностей, экземпляр первого в истории человечества Мирного договора (1296г. до н.э.), заключённого между Рамзесом и Муватали вторыми. Договор был подписан на глиняной табличке и двух языках после знаменитой сечи при Кадаше, этой Курской битве Бронзового века, в которой лёгкие и маневренные т-тридцатьчетвёрки египтян противостояли мощным и тяжелым колесницам-тиграм хеттов. Битва ещё замечательна тем, что это было последнее крупное столкновение Бронзового века, который уже вовсю подпирался веком Железным, хетты уже начали перевооружаться. Я сравнил эту битву с Курской, можно сравнить и с Бородино, в том смысле, что каждая из противоборствующих сторон приписала победу себе.
    _______________________________________________________________________
    Не забываем, что нам ещё предстоит осмотр дворца Топкапы. В бытность свою султанской резиденцией Топкапы в официальных документах именовался Сералем (большой дом или дворец). Приходится подниматься немного в гору, мужественно преодолеваем трудности, и мы за Воротами Приветствия. В помещениях бывшего дворца экспонируются многочисленные выставки, повествующие о нелёгкой султанской жизни. Большинство экспонатов снимать нельзя, запрет не распространяется только на интерьеры. Не дали даже снять гигантские котлы и половники султанской кухни вместе с фарфоровыми сервизами. Наверное, самая интересная выставка – Палата сокровищ – обширная коллекция ювелирных изделий, разными путями попавших к султанам. Главная ценность сокровищницы - алмаз Кошикчи грушевидной формы весом 86 карат в золотой оправе с 49 бриллиантами. Кошикчи на турецком «ложечник», почему так, станет ясно из официального мифа о появлении этой драгоценности в султанской коллекции. В 1669 году один нищий копался в куче городских отбросов и обнаружил прекрасный камень. Поскольку он не знал истинной стоимости находки, продал изготовителю деревянных ложек за три его изделия. Вот тут первые нестыковки, откуда там вообще мог появиться алмаз, в Турции их не добывают, да и как бы ни был человек далёк от ювелирного дела, он не может не понимать, что камень стоит значительно дороже. Какие три деревянные ложки?! Минимум четыре! Ложечник тоже не стал сильно наживаться на перепродаже и уступил алмаз ювелиру за 10 акче – ходовых серебряных монет. Далее последовал ещё ряд перепродаж, но, поскольку шила в мешке не утаишь, а алмаз твёрже стали, слух о нём дошёл до великого визиря, который хотел этот алмаз то ли утаить, то ли подарить любимому султану Мехмеду IV, который в итоге и наложил на него лапу, поклявшись, что никогда Кошикчи не покинет дворца. Вся эта история не имеет ни одного документального подтверждения. С другой стороны известно, что некто Пикот, дело было во второй половине восемнадцатого века, купил в Мадрасе у индийского махараджи крупный алмаз, там, в отличие от Турции, алмазы добывают, приехав в Париж, был ограблен, алмаз исчез. Молва приписывает появление этого алмаза у Казановы, страстного любителя… азартных игр, как знать, не с его ли помощью Казанове удался тюремный побег. Среди обладателей таинственного алмаза называют и Марию Летицию Рамолину, мать Наполеона, пустившую алмаз, возможно подарок сына, в ход при организации его возвращения с острова Эльбы. Так же известно, что в 1818 году в Европе огромный алмаз за 150 тысяч золотых дукатов приобрели по заказу янинского Али-паши. Али-паша Тепеленский, это тот, который был предан и продан туркам Фернаном Мондего, впоследствии графом де Морсером, мужем Мерседес, невесты Эдмона Дантеса, графа Монте-Кристо. В 1822 году Али-паша был схвачен, по приказу султана Махмуда II обезглавлен, его голова была доставлена в Константинополь и выставлена напоказ перед Сералем. Не знаю, как читателю, а мне после таких историй ещё сильнее захотелось увидеть легендарный алмаз, но увы, так бывает в музеях, отдел был закрыт. Не будем печалиться, зато удалось увидеть ещё более сказочные сокровища. Я даже глазам своим не поверил, но нет, на бирках к экспонатам написано именно так. Представлены: жаровня Авраама, посох Моисея, меч Давида, он не всю жизнь ходил с пращой, фрагменты руки Иоанна Крестителя в специальной раке. Много и чисто мусульманских реликвий: накидка Фатимы, любимой дочери Пророка, отпечаток его ступни, шкатулка с несколькими волосками из его бороды и, самое главное, его меч, и вроде бы даже не один. «Не мир, я вам принёс, но меч», - один сказал, другой сделал. Нужно отметить, коллекция дворцового оружия обширна и любопытна. Там не только мечи султанов, но и подарки дружественных держав, например, японская катана. Есть и местное супероружие – турецкий лук, перед ним и английский покурит. В 1795 под Лондоном турецкий посланник умудрился послать стрелу на 441 метр, опозорив англичан с их рекордными 306. И это был простой подданный Османской империи, на сколько же дальше должен стрелять её повелитель?! Действительно, Селим III в 1798, участвуя в своей столице в соревнованиях, послал стрелу на 889 метров. Интересно, где были бы судьи, отмерив меньше или присудив победу в состязаниях кому-нибудь другому. Изготовить турецкий лук задача не простая, он состоит из разных частей и материалов, даже, чтобы перевести его из походного положения в боевое, нужно провести несколько мудрёных манипуляций, воспроизводимых на находящемся в павильоне мониторе. Конечно, заслуживают внимание и интерьеры, частично воспроизведённые в «Великолепном веке». Тронный зал, диван - зал заседаний высших сановников с золочёным окошком «око султана» для подслушивания-подглядывания, Ереванский павильон, Багдадский павильон, знаменующие военные победы османов, зал обрезаний – можно перечислять и перечислять. Особого внимания заслуживают помещения гарема, кстати, на этом месте его построить приказала небезызвестная Роксалана. Здесь интерьеры кое-где оживлены восковыми фигурами, попадаются почему-то только евнухи, ни одной наложницы.
    Гуляя по музейным залам, интересно рассматривать не только стены, полы, потолки, экспонаты, любопытно наблюдать и за посетителями. В Топкапы они самые разные. Вот степенная мусульманская семья, чинно шествует глава, при нём драпированная чёрным женщина в соответствующем головном уборе, скорее всего иностранцы, турецкие дамы больше любят цветные платки, а вот и они, оживлены, улыбчивы и разговорчивы. Вот отхватившая свой счастливый билет русская наташа, для неё и её партнёра проводится индивидуальная экскурсия, девушка слушает невнимательно, она сосредоточена на перманентных селфи, куда кроме её по боевому разукрашенного личика мало что попадает. А вот посетители, от которых нужно бы держаться подальше, типичные моджахеды – афганская шапка, соответствующая одежда, борода ровно на ладонь ниже подбородка, но почему-то так получалось, они постоянно оказывались поблизости. И вдруг в одном из помещений гарема «моджахед» наклоняется к товарищу и… произносит на чистейшем русском языке: Да, только здесь понимаешь, что такое для мужчины «жизнь удалась». Покидая Топкапы, не забудем насладиться открывающимися из дворцового сада панорамными вилами на Мраморное море, Босфор и бухту Золотой Рог.
    __________________________________________________________________
    Следующий музей, который мы решили посетить, находящийся неподалёку Музей мозаик. Рассчитывали увидеть там мозаики христианских храмов, поэтому были слегка разочарованы, осматривая небольшое число блёклых мозаик античных времён. Дальше можно заглянуть в Голубую мечеть, она совсем рядом, но давайте отложим и систематизируем впечатления от мусульманских культовых сооружений в другой части, а эту закончим на главной площади Султанахмет, точнее там, где когда-то располагался античный ипподром. Строительство, ещё в бытность города Византием, начал Септимий Север, но явившийся через сто с лишком лет Константин Великий всё перестраивает, столице нужен столичный ипподром, вместимостью так примерно тысяч на сто. Он же натащил сюда разных раритетов, в частности, из дельфийского святилища Аполлона умыкнул Змеиную колонну, отлитую из оружия побеждённых греками при Платеях персов в 479 г. до н.э. Шестиметровая колонна стоит и сейчас, правда без верхушки, выполненной в виде трёх змеиных голов. Голова сохранилась только одна – она в археологическом музее. Дело Константина продолжил Феодосий, велевший притащить из Луксора пятисоттонный обелиск Тутмоса 3, знаменующий тридцатилетие правления фараона. Водрузили обелиск уже на изготовленный в Константинополе мраморный пьедестал, украшенный сохранившимися барельефами. Третий, украшающий площадь обелиск – Константина, но уже другого, Багрянородного. Обелиск был сложен из каменных блоков и обшит позолоченными бронзовыми пластинами с изображением военных побед деда императора Василия Македонянина. Разумеется, плиты при разграблении Константинополя крестоносцами с обелиска были содраны, и сегодня обелиск представляет собой самое из описанной тройки плачевное зрелище, хотя и был удостоен чести попасть в пятидесятые годы прошлого века на турецкие банкноты. Наиболее знаменитое украшение Константинопольского ипподрома – квадрига бронзовых коней. Изготовлены они были, по всей видимости, легендарным Лисиппом в четвёртом веке до нашей эры для греческого полиса с острова Хиос. Там кони и проживали, пока не попались на глаза императору Феодосию, после чего уже украшали столичный ипподром. Наш старый знакомец Энрико Дандоло тоже оказался не лишён художественной жилки, он смекнул, что такие кони более уместны на крыше родного Сан Марко. С 1982 года кони в музее, а на вершине собора копии. Последний и решительный удар по ипподрому нанёс султан Ахмед 1, решивший умилостивить Аллаха возведением грандиозной мечети как раз на месте зрительских трибун. Так была построена Голубая мечеть, но это уже следующая история.

    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (15)

    Да, это действительно исторический экскурс!
    С.Серый (22.12.2016 08:12)
    [quote][b]Simha Sheli[/b]
    Да, это действительно исторический экскурс! [/quote]

    Быстро читаете! Спасибо
    Римма (Вязьма) (22.12.2016 10:38)
    Очень интересно
    С.Серый (22.12.2016 10:52)
    [quote][b]Римма[/b]
    Очень интересно[/quote]

    Благодарю
    С.Серый (22.12.2016 11:28)
    [quote][b]Марина[/b]
    [/quote]

    Энциклопедично!
    А мне сервизы в кухне Топкапы никто не запрещал снимать
    С.Серый (22.12.2016 13:42)
    [quote][b]Елена April[/b]
    Энциклопедично!
    А мне сервизы в кухне Топкапы никто не запрещал снимать [/quote]

    Повезло, , а меня завернули уже на поварёшках
    Юлия (22.12.2016 14:47)
    Обидно, что мой турецкий гастрит, похоже, надолго накрылся медным тазом .
    Страшно там сейчас...
    Александр, спасибо за исторический экскурс. Жду продолжение.
    С.Серый (22.12.2016 15:34)
    [quote][b]Юлия[/b]
    Обидно, что мой турецкий гастрит, похоже, надолго накрылся медным тазом .
    Страшно там сейчас...
    Александр, спасибо за исторический экскурс. Жду продолжение.[/quote]

    Да, Юлия, сейчас там уже определённо язва, но, будем надеяться, случай операбельный. Рад радовать
    В данном рассказе Константинополь "взят"! История Второго Рима от появления на свет до последнего вздоха в тезисах и с юмором!
    Такой очерк не грех опубликовать в научно-популярных журналах по истории
    С.Серый, спасибо. От меня как любителя истории аж тройная золотая медаль!
    С.Серый (22.12.2016 17:50)
    [quote][b]Alexey Smysloff[/b]
    В данном рассказе Константинополь "взят"! История Второго Рима от появления на свет до последнего вздоха в тезисах и с юмором!
    Такой очерк не грех опубликовать в научно-популярных журналах по истории
    С.Серый, спасибо. От меня как любителя истории аж тройная золотая медаль!
    [/quote]

    Думаю, сейчас везде страшно...и не страшно, там где нас нет ) Мне много еще не понятно, поэтому оставлю в закладки и еще не раз перечитаю...Стамбул люблю...но так мало о нем знаю! Спасибо, интересно! Надеюсь не пропустить продолжение...
    Irina (Москва) (26.12.2016 12:56)
    Вау, потрясающий труд!!! Хоть историю учи по Вашему рассказу, Александр!
    С.Серый (26.12.2016 18:12)
    [quote][b]Irina[/b]
    Вау, потрясающий труд!!! Хоть историю учи по Вашему рассказу, Александр! [/quote]

    Ирина, большое спасибо за столь тёплые слова. Надеюсь не разочаровать в продолжении

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться

     
    Найти ближайшее турагентство: Москва, Подмосковье, Санк-Петербург, Россия, Украина, Казахстан